Вуаль Св. Вероники. Тайны Ватикана. Часть 5

Вероника Витсон
(Продолжение.)

После возведения новой Базилики Святого Петра, культ Платка Святой Вероники резко падает. В 1628 году Папа Урбан VIII издает запрет, под угрозой отлучения от церкви, на любые копии Святого Образа, а все репродукции, содержащиеся в закромах папского государства приказывает подвергнуть сожжению. Торжественные демонстрации Вуали верующим прекращаются. По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра. Но увидеть ее практически невозможно. До 2004 года не существует ни одной фотографии Вуали; ни один из гидов не упоминает о ней туристам во время экскурсий по Риму. Это как если бы мы не имели снимков Туринской Плащаницы, которая, начиная с 1898 года, неоднократно фотографировалась лучшими специалистами в этой области. Можно сказать, что современная история Плащаницы начинается от рождения фотографии, а отсюда и вывод, что она отображает Образ Христа в негативе.

Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа неимоверно коротко и к тому же, Образ демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. В отличие от Туринской Плащаницы, простой смертный не может увидеть Платок Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обращается к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию в связи с предстоящей публикацией статьи на эту тему, но получает отказ из секретариата кардинала, написанный в дружеском тоне. Досточтимый каноник пишет: "...хотел бы дать положительный ответ, но к сожалению, должен с прискорбием сообщить, что с течением лет изображение слишком поблекло, на основании чего реликвия длительное время хранится в верхней части колонны Святой Вероники ".

Можно ли было ожидать иного ответа? Во время, объявленного римским папой Иоанном Павлом II, празднования Юбилейного Года Библиотека Ватикана в Риме организовала  выставку, объединяющую все, что связано с темой под названием "Лик Христа". Но ни коим образом не был упомянут по этому случаю самый важный Образ Иисуса Христа, хранимый в Столпе Вероники. Кстати, это не вызвало большого удивления - вековое умалчивание привело к забвению и равнодушию.

Почти 400 лет римские папы прячут реликвию, ранее привлекавшую толпы верующих в Рим. Кардинал Франческо Маркизано, протоиерей базилики Святого Петра, объясняет  нежелание показывать Вуаль тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло". А по словам очевидцев, изображение больше похоже на темное пятно.

В 1849 году, однако, имело  место еще одно чудо. Подделка Плащаницы сама по себе проявилась и три часа, показывала "Тень Божественного Лика Христа", но было оно  бледное,  трупного цвета, с запавшими глазами и выражением глубокой тоски. 

Наконец, настойчивость журналиста Паула Бадде сломила многовековую несгибаемость  римских пап и в 2005 году для немца делается исключение - позволение войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники и собственными глазами увидеть чудеснейшую картину света. Немец переживает глубокое разочарование. Льняное полотно не только не производит на него никакого впечатления, но он убеждается, что на нем с трудом можно увидеть что-либо.

Начиная от восьмого века, и заканчивая шестнадцатым, репродукции изображают Христа с открытыми глазами, уцелевшие же копии семнадцатого - с закрытыми. Между 1618 и 1635 годами происходят  насильственные изменения - вместо лица живого человека появляются копии мертвого.

Аналогичные наблюдения сделаны немецкой художницей икон траписткой сестрой Blandine Schl;mer. Ею было замечено, что до начала семнадцатого века знаменитейшие  европейские живописцы портретов Христа: Чимабуэ, Мазаччо, Беллини, Рафаэль, Тициан, Босх, Эль Греко, Рублев - изображают лицо того же самого человека. В начале семнадцатого столетия, однако, происходит быстрый отход от до сих пор широко распространенного образца, как если бы исчезает модель, которую художники изображают.

Бадде начинает подозревать, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая  Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия. Убежденность немецкого журналиста в этой версии укрепляет визит в сокровищницу Ватикана, где среди множества других экспонатов находится также и пустая рама Вуали Вероники с надписью: "до XVII  века между двумя стеклами хранится известная реликвия." Вызывают удивление, в частности, два факта: во-первых - изображение находилось между двумя хрустальными стеклами, и, следовательно, могло рассматриваться с двух сторон, и второе - стекло разбито - треснуло на пять частей, где один из осколков отсутствует.

В ходе журналистского расследования Паул Бадде обнаруживает не только  похищенную реликвию; ему удается найти украденное сокровище. Размер найденного образа, соответствует размеру рамы. Вместе с изображением нашелся и кусочек отбитого стекла, а Образ прозрачен и его можно рассматривать с двух сторон.

Драгоценная Вуаль обнаружена в Manoppello - крошечной горной деревушке итальянской провинции Абруцци, которая два года назад получила статус города. Местная легенда гласит, что Образ в 1506 году принес ангел. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что изображение находилось в Manoppello в XVI веке. Первое историческое упоминание о нем датировано 1608 годом, когда картина становится  предметом спора между двумя родами Leonellо и Petruzziо. В 1638 году следующий владелец Donantonio Де Fabritiis дарит реликвию местному монастырю капуцинов.
С тех пор и до 1923 года Вуаль висела в полумраке боковой часовенки костела, куда почти не проникал дневной свет, а верующие могли видеть только графитово-серый оттенок холста. И только от 1960 года Образ висит над главным алтарем. Однако были в истории этого костела три года (1866-1869), когда анти клерикальные власти изгнали капуцинов из Manoppello, а Вуаль висела в пустом закрытом храме...

Продолжение http://www.proza.ru/2010/04/05/807