Недоразумение

Владимир Пяцкий
В течении прошлого века множество одарённых и высокоразвитых людей, представлявших те или иные духовные учения Востока, прибыли на Запад.  Ситуация, сложившаяся в результате этого миссионерского движения,  нуждается в дополнительном рассмотрении.

С позиции прибывающих – они прибывали в дикую, варварскую обстановку, нуждавшуюся прежде всего в элементарных культурных откровениях.  Люди на Западе действительно ничего не умели и не умеют с точки зрения обычаев и традиций Востока.

Принимающие – смотрели на экзотических гостей, как на торговцев эмоциональными и интеллектуальными пряностями, чьё предназначение – украсить вкус  рутинной,  утомляющей обыденности.

Восточные учителя, прибывая на Запад, находились в полной уверенности, что они должны объяснить слушателям   основы гигиены,  предназначение языка, музыки, образования и т.д.
Слушатели, восторгаясь и аплодируя, украшали редкими артефактами свои ванные комнаты и кабинеты, проводили сравнительный анализ греческой и восточной философии, комбинировали этническую музыку с классической гармонией,  вставляли в обучающие системы любопытные истории и приёмы, почерпнутые из восточных историй.

Итогом такого расхождения в оценке происходящего стало взаимное накопление гнева или, по меньшей мере нетерпения.

Желающие могут убедиться в этом, внимательно читая работы Вивекананды, Хазрата Иннаята Хана, Гурджиева, Чогъяма Трунгпа и многих других по-настоящему замечательных духовных лидеров. Однако уважение к их работе не позволяет считать эту черту их отношения к получаемому приёму правильным. Скорее – наивным.

Каково же реальное соотношение сил и потенций? Поскольку игнорирование этого вопроса продолжает нагнетать культурный конфликт (также и с Западной стороны, которой, естественно, претит бессмысленное тыкание носом в указанное НЕДОРАЗУМЕНИЕ), то я выскажу свою точку зрения.  Она не претендует на новизну, но скорее выражает желание исследовать ситуацию.

Духовная культура восточных школ весьма неоднородна и неполна. На сегодняшний день старые пути обмена знаниями  устарели и не обеспечивают необходимого объёма продуктивных взаимоотношений. Превращение границ между азиатскими государствами в жизненную реальность прервало связь между разными ветками малых школ,  экономическая интеграция Востока в технологический мир сделала многие старые методы связи мастерства и профессионализма обычной кустарной деятельностью. Массовое движение восточных учителей на Запад явилось не миссионерством, а стуком нищего в Дверь обособленного мира.

Откроется ли эта Дверь по-настоящему? Не останется ли рука Просителей пустой? Найдут ли Дающие и Просящие совместный путь к приведению Благодати в мир новых связей и взаимоотношений?

Эти вопросы остаются открытыми.