В течении прошлого века множество одарённых и высокоразвитых людей, представлявших те или иные духовные учения Востока, прибыли на Запад. Ситуация, сложившаяся в результате этого миссионерского движения, нуждается в дополнительном рассмотрении.
С позиции прибывающих – они прибывали в дикую, варварскую обстановку, нуждавшуюся прежде всего в элементарных культурных откровениях. Люди на Западе действительно ничего не умели и не умеют с точки зрения обычаев и традиций Востока.
Принимающие – смотрели на экзотических гостей, как на торговцев эмоциональными и интеллектуальными пряностями, чьё предназначение – украсить вкус рутинной, утомляющей обыденности.
Восточные учителя, прибывая на Запад, находились в полной уверенности, что они должны объяснить слушателям основы гигиены, предназначение языка, музыки, образования и т.д.
Слушатели, восторгаясь и аплодируя, украшали редкими артефактами свои ванные комнаты и кабинеты, проводили сравнительный анализ греческой и восточной философии, комбинировали этническую музыку с классической гармонией, вставляли в обучающие системы любопытные истории и приёмы, почерпнутые из восточных историй.
Итогом такого расхождения в оценке происходящего стало взаимное накопление гнева или, по меньшей мере нетерпения.
Желающие могут убедиться в этом, внимательно читая работы Вивекананды, Хазрата Иннаята Хана, Гурджиева, Чогъяма Трунгпа и многих других по-настоящему замечательных духовных лидеров. Однако уважение к их работе не позволяет считать эту черту их отношения к получаемому приёму правильным. Скорее – наивным.
Каково же реальное соотношение сил и потенций? Поскольку игнорирование этого вопроса продолжает нагнетать культурный конфликт (также и с Западной стороны, которой, естественно, претит бессмысленное тыкание носом в указанное НЕДОРАЗУМЕНИЕ), то я выскажу свою точку зрения. Она не претендует на новизну, но скорее выражает желание исследовать ситуацию.
Духовная культура восточных школ весьма неоднородна и неполна. На сегодняшний день старые пути обмена знаниями устарели и не обеспечивают необходимого объёма продуктивных взаимоотношений. Превращение границ между азиатскими государствами в жизненную реальность прервало связь между разными ветками малых школ, экономическая интеграция Востока в технологический мир сделала многие старые методы связи мастерства и профессионализма обычной кустарной деятельностью. Массовое движение восточных учителей на Запад явилось не миссионерством, а стуком нищего в Дверь обособленного мира.
Откроется ли эта Дверь по-настоящему? Не останется ли рука Просителей пустой? Найдут ли Дающие и Просящие совместный путь к приведению Благодати в мир новых связей и взаимоотношений?
Эти вопросы остаются открытыми.