Янь и инь узбекского игрового кино

Абдулазиз Махмудов
               

                Абдулазиз Махмудов



                ИНЬ И ЯНЬ УЗБЕКСКОГО  ИГРОВОГО  КИНО
               
                ( Мои впечатления после просмотра фильмов 2009 года )




История человеческой цивилизация это непрекращающаяся борьба идей посвящённых смыслу

бытия и выбору наиболее правильного пути развития. Борьба консерваторов с реформаторами,

патриотов с космополитами,почвенников с западниками,традиционалистов фундаменталистов с

прогрессистами демократами. Зачастую борьба идей приводила к многочисленным войнам и

революциям, как к примеру это случилось на Западе.Когда традиционалистское общинное

сознание столкнулось с индивидуалистическим капиталистическим сознанием началась длите

льная и жестокая борьба реформаторов буржуа с консервативными монархистами. Эти войны

закончились победой буржуа, в результате чего в европейских государствах стали избира

ться парламенты, произошло разделение исполнительной, законодательной и судебнойной

власти.Появились политические партии, независимые средства массовой информации.Стали

утверждаться такие понятия,как демократия,гласность,права человека.И на всё это понадо

билось 500 лет…
 
 Более сотни лет назад вместе с зарождением капиталистического способа производства

такая борьба наблюдалась и в России, следовательно и в Туркестанском генерал -губерна-

торстве и в Бухарском эмирате и в Хивинском ханстве.Именно на рубеже веков  в Средней

Азии появилась первая местная разночинная интеллигенция.Они были мелкими служащими,

муллами,предпринимателями,учителями и коммерсантами. И называли себя Джадидами, то есть

сторонниками нового – прогрессивного. Это были просвещённые люди своего времени боров

шиеся за реформы в образовании и государственном устройстве…Против них выступали Кады-

мисты,то есть противники реформ и сторонники патриархальных традиций. После Октябрьской

революции и установления жёсткого диктата Москвы над вновь образованными Советскими

республиками Средней Азии,одни Кадымисты отступили и ушли в подполье, другие пошли

служить большевикам, как впрочем и Джадиды.Однако после провозглашения Независимости,

уже на новом витке истории споры о том каким путём следует идти Узбекскому государству

возобновились. И сейчас в нашем обществе есть новые апологеты Кадымизма и Джадидизма…

          Такая преамбула мне понадобилась для того,чтобы чтобы попытаться проанализиро-

 вать две работы узбекского игрового кино 2009 года.Итак если на первом полюсе фильм

«Аросат»«Попасть впросак.» Автор Г.Шермухамад.Режиссёр М.Абдухоликов. Оператор Ж.Ганиев,

который выступает апологетом Кадымизма на втором полюсе фильм «Илова» «Постскриптум»

выступающий в пользу Джадидизма.

  Картина «Аросат» «Попасть впросак.»Картина профессиональная,есть драматургия, хорошо

снято, правда оператор не умеет пользоваться штативом, и не все ракурсы адекватны замы-

слу.Образы родные,узнаваемые.Поэтому и хорошие актёрские работы.Намерения создателей

фильма - борьба с прозелитизмом. Односельчане не хотят участвовать в похоронах погибшей

от несчастного случая женщины прозелитки.Ни одно кладбище не хочет принять её труп. Вот

весь сюжет. В фильме «Илова» «Постскриптум» мы наблюдаем жизнь отдалённого горного киш

лака, где всё прописано согласно нашим патриархальным традициям.Герой Назыма Туляходжа-

ева – Хамид работает мастером по ремонту телевизоров.Он совестливый человек, у него

золотые руки.Он востребован односельчанами.Казалось бы всё хорошо.Но в один прекрасный

день Хамида бьёт молния он прозревает.Тяготится своим существованием, задумывается над

смыслом бытия, чувствует себя несчастным и обречённым и даже перестаёт чинить телевизо

ры.А без телевизора,как известно, нет жизни.Чайхана, мечеть, редкие свадьбы и похороны

не могут заполнить духовное пространство людей.Оно заполняется  двумя каналами местного

телевидения, которое сообщают свежие новости, развлекает концертами и пропагандируют

традиционные ценности. Но мастер не хочет ремонтировать сломанные телевизоры. У него

душевный кризис.В противоположность Хамиду,младший брат живёт в столице.За скромную

заработную плату работает учителем и не хочет возвращаться в родное патриархальное

болото, где всё незыблимо и жизнь и поведение и судьба  человека прописаны наперёд. И

даже камень на дороге об который ежедневно спотыкаются люди не случаен .Для младшего

брата Хамида жизнь в кишлаке подобна лабиринту Минотавра. А люди это жертвы человека-

быка.Но тем ни менее, пришло время женить сына и мать требует возвратить его в кишлак.

Герой Туляходжаева – Хамид привозит младшего брата.Но тот вновь убегает в город.Потом

его всё же возвращают и женят.Но состояние угнетённости не покидает Хамида.Вот он бре

дёт в пещеру к живительному источнику, общается с духом, делится с ним своими сомнения-

ми,но дух оказывается дурачащимся соседом.Потом главный герой фильма плетёт во дворе

паутину, не то для себя,не то для младшего брата.Одним словом, у него тихое помешательст-

во.Родственники вызывают врачей психбольницы.Спасение от душевных мук герою Назыма Туля-

ходжаева Хамиду приходит после убийства не то коровы,не то быка  - купленного для хозяй-

ства младшим братом.Это животное в воспалённом мозгу телемастера ассоциируется с мифичес-

ким Минотавром. После убийства чудовища в душе старшего брата воцарилась гармония, но

стал унылым и задумчивым возвращённый к традиционным устоям младший брат.Одним словом,

авторы фильма «Илова» «Постскриптум», как и Джадиды начала прошлого века ищут ответ на

вопрос,как гармонично сочетать традиционное и современное. Как убить в себе замшелое ,

невежественное,фанатичное животное. Как победить ставшее тормозом патриархальное мышле

ние, закоснелые привычки, которые мешают созданию среднего класса и гражданского общест-

ва, мешают интеграции в современную экономику и культуру.Как мне представляется,во время

перевода на иностранный язык необходимо ещё раз продумать и чётче прописать реплики ге-

роев и диалоги.Тема фильма современенна имеет много пластов и очень актуальна.Хорошая

операторская работа,правда и здесь съёмки без штатива,длинные панорамы без рельсов и

тележки.Хорошая работа второго режиссёра.Чётко прописан второй план.Хорошая работа

Назыма Туляходжаева.Постаревший бой – френд узбекского кино в роли Хамида выглядит свежо

и органично.Это хороший интеллектуальный фильм с чем можно поздравить весь съёмочный

коллектив…

      Теперь вернёмся  к обсуждению фильма «Аросат» «Попасть впросак».Намерения создате-

лей фильма - борьба с прозелитизмом. Односельчане не хотят участвовать в похоронах погиб-

шей от несчастного случая женщины прозелитки.Имамы отказывается читать заупокойную молит

ву. И ни одно кладбище не хочет принимать её труп.К сожалению,в нашей жизни встречаются

такие явления, которые мы увидели в фильме. Мы можем стать такими бессердечными мракобе-

сами, но только в одном случае! Если прикажет чиновник.Мы будем стучать на своих близких,

на сына,на свата и брата. Если прикажет чиновник, мы стыдливо опустим глаза, трусливо

спрячемся и бойкотируем похороны любого праведника, даже будь он собственным отцом,как

это было в недавние советские времена.А иначе мы вполне адекватны современности, и 

очень милосердны.Наши кладбища переполнены атеистами – коммунистами, ворами и серийными

убийцами.И вообще существует негласное правило: раз ты принёс усопшего в мечеть, значит

он правоверный мусульманин.Мулла прочитает заупокойную молитву и человека чинно мирно

похоронят. Никто никогда не спрашивал и не будет спрашивть кто ты есть такой.Так что для

правдивости в фильме не хватает образа злонамеренного и мстительного чиновника. Но авторы

блестяще решили эту проблему.В качестве злонамеренного чиновника выступает сам аллах. Во

первых совершив наезд  он покарал молодую безобидную женщину,которая не была взяточни-

цей,никого не убивала,ничего не воровала,не была блудницей,всего-то поддавшись агитации

мужа прозелита сменила веру и агитировала людей. Ну и что с этого? У нас свобода совести

и вероисповедания.Верить, или не верить это личное дело каждого гражданина.Будь ты христи

анином, иудеем,буддистом,индуистом - бог един!Кстати, прозелиты такими не бывают.Это же

какой-то скользский тип,который набирает гастербайтеров для экспорта в Россию.Наверное

многим из вас,как и мне приходилось встречаться с прозелитами? Как правило, это очень

милые,обходительные люди имеющие убеждения.Правда, они навязчивые.Но они никак не похожи

на работорговцев… Итак! Вернёмся к фильму. Начинается он с эпизода,где какие-то, не то

воры,не то бандиты, одним словом подозрительные типы уговаривают главного героя - прозели

та, мужа погибшей женщины, никому ничего не говорить.Потом появляется отец и выгоняет дру

зей мужа.Узнав,что умерла безбожница и что родственники хотят её похоронить - ретируются

соседи.Затем всё экранное время занято попытками родственников хоть каким то образом похо

ронить несчастную женщину.Почему-то никому не приходит в голову совершить погребальный

обряд и похороны покойной на кладбище новой конфессии соответствующей её религиозным убеж

дениям.Ну тогда не было бы причин для создания фильма.Вся фишка в том,что негде похоро -

нить.

Труп везут в дальний кишлак, но видимо, злонамеренный чиновник уже сообщил имаму по сото

вому телефону,что везут прозелитку.И имам возмущённо закрывает ворота кладбища.И самое

невероятное мулла отказывается от денег.Потом бесчисленное количество раз ломается машина
 
  Даже железо возмущено деяниями безбожницы.Мистика какая-то.Потом прозревший шофёр отка

зывается вести машину.Бесконечные разборки родствеников с шофёром.Наконец решили похоро-

нить труп на кладбище заброшенного кишлака.Но где-то в мрачном ущелье мотор окончательно

глохнет.И родственники решают похоронить усопшую прямо у обочины дороги.Но не тут то было

Наступила ночь,пошёл снег,каменистая земля не поддаётся под ударами лопаты и стало черто-

вски холодно.Становится жалко бедных людей не способных похоронить ни в чём не повинного

человека.Жалко мужа, который окоченев от холода ложится  под одеяло рядом с усопшей...

  Растёт ненависть к тем, кто препятствует похоронам.К трусливым соседям. К продажным

махаллинским аксакалам.Наконец-то яма вырыта.Деревянный кузов машины сожжён в костре и

это ещё одно несчастье,которое посылает аллах.И последнее! Женщина похоронена, но мсти-

тельный чиновник не унимается, труп разрывают и съедают не то волки, не то собаки…

  Покидаешь зал оскорблённый до глубины души.С неприязнью к тем кто заказал и оплатил

это мракобесие и к тем,кто это исполнил,и к тем кто это мракобесие принял.Видимо, у

людей которые участвовали в этом безобрабразии дефицит политической культуры.Фильм реак-

ционный, пропагандирует фанатизм и религиозную нетерпимость,противоречит Конституции Узбе

кистана.Чтобы  снять честный фильм о прозелитизме нужно немного потрудиться, поискать

социальные корни этого явления.Они очевидны и лежат на поверхности.Это экономический

кризис, вопиющее социальное неравенство, безработица.Нищета физическая и духовная.

Отсутствие веры продажным муллам и вороватым чиновникам.


    

                Абдулазиз Махмудов 15.03.2010