Московский рубцовский огонек

Дарья Ларионова
Николай Рубцов – это классик, классик русской поэзии 20 века, что бы ни говорили критики. Классик, у которого и сегодня множество почитателей.
Он не относится к поэтам серебряного века, он наш с вами современник и, если бы не трагическая гибель, он творил бы и по сей день. Впрочем, такая уж участь у российских поэтов. Значит, это судьба. Рубцов сам предсказал, когда покинет этот свет в стихотворении «Я умру в крещенские морозы».
Его стихи знают и взрослые, и дети. Иногда они собираются вместе. Например, в московском музее Николая Рубцова на улице Дмитрия Ульянова, в здании 95-й библиотеки ЮЗАО. Открылся этот музей силами его директора Майи Андреевны Полётовой в сентябре 2002 года. С тех пор многое изменилось: музей пополнился новыми ценными экспонатами, стал более посещаемым.
Николай Рубцов – он и тихий лирик, и романтик, да и эпическое начало в его творчестве явно присутствует. Его поэзия привлекает людей разные не только по возрасту, но и по профессии, сама М.А. Полётова по образованию врач. Четверть века она занимается изучением жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова. Она изучила рубцовские места Севера, Петербурга, Москвы. Ей удалось собрать воспоминания  современников Николая Рубцова, его друзей, родных. Результатом стал музей Николая Рубцова и книги «Пусть душа останется чиста… Н. Рубцов. Малоизвестные факты биографии» М., 2008, «Душа хранит… Николай Рубцов. Малоизвестные страницы биографии» М., 2009.
Стихи Николая Рубцова не оставляют  равнодушным никого. Это, наверное, и есть признак классика. Ему ставят памятники, его книги переиздаются и расходятся большими тиражами. Рубцова даже переводят на другие языки: недавно, например, в музей приезжали въетнамцы… На его стихи создаются песни и романсы…
Родными местами поэт считал, конечно, север. Вологда, Тотьма. Но и о крупных городах писал:
Холмы, покрытые асфальтом
И яркой россыпью огней
Порой так шумно славят альты,
Как будто нету их родней!

Есть даже такой маршрут – рубцовская Москва. Проводят экскурсии по Москве булгаковской, по Петербургу Достоевского… Экскурсий по рубцовской Москве не проводят… пока.
Тем не менее, вот он: С 1962 года по декабрь 1970 Рубцов жил в Москве на частных квартирах и общежитии Литинститута ( ул. Добролюбова д. 9/11).
Бывал у Сергея Георгиевича Люктюкова и Николая Никифоровича Шантаренкова (станция м. Войковская), в семье Феклистовых (ул. Горького д.11 кв. 165),  в семье Чечетиных (ул. Черемушкинская, ул. Винокурова), в семье Яшиных (Лаврушинский пер.).  120-е отделение милиции – это особая тема. Бывало, видели Рубцова на улице, пьяненького, и уводили в отделение. А он там стихи читал. Открывает чемодан – а у него там удостоверения союза писателей, публикации…  И отпускали поэта.
Одним субботним утром любители поэзии прекрасного поэта собрались вместе на семилетие музея. Были гости из Вологды - Ирина Альбертовна Цветкова, руководитель традиционной Рубцовской осени в Вологде,  и Любовь Валерьевна Зверева, директор дворца культуры в Вологде.
Присутствовал также Александр Яковлевич Михайлов, который говорил об открытии по всей стране музеев в честь таких классиков, как Рубцов, о людях-патриотах, которые занимаются этими делами. Он спел две песни на стихи Рубцова «Тихая моя Родина» и «Мне лошадь встретилась в кустах…».
Прекрасный гармонист Михаил Коломыцев порадовал всех музыкой. У него гармонь поет, говорит человеческим голосом, она всё чувствует и понимает. Как завет всем поколениям звучали слова:
«Старец Амвросий отвечал на вопросы:
Жить не тужить, никому не досаждать,
Никого не осуждать, и всем мое почтение!»
Выступало и два ансамбля. Один – женский -  «Возрождение» под руководством  регента Елены Дмитриевой, пели они прекрасные песни. А про второй, «Ромоду», стоит рассказать поподробнее. Дело всё в том, что состоит он из семейства Прохоровых. Руководитель ансамбля - Григорий Холодов, старший. У Екатерины Прохоровой 10 детей и 12 внуков. Ее муж – Валерий Прохоров – пишет иконы.
Майя Андреевна спросила у Захара, читавшего стихотворение: сколько у тебя братьев и сестер? А он ответил: 3 брата и 6 сестер. Все занимаются музыкой, кто-то закончил музыкальную школу, кто-то еще там учится, а кому-то еще рано туда идти.  Алеша, брат Захара, читал стихотворение «О Московском Кремле». Этот юноша   в 12 лет построил в деревне сарай, чтоб спасти дрова от дождя, закончил  класс по скрипке на пятерки, за что дедушка подарил ему авторские скрипку и смычок, учится на 2 курсе колледжа  цветных металлов и золота.
Стихи Рубцова музыкальны. Знаменитая песня «Я буду долго гнать велосипед» написана именно на его стихи, но мало кто об этом знает.
Еще об одной посетительнице хочется рассказать особенно. Зовут ее Нина Петровна Коровина. Как ее назвать? Наверное, так – распространитель духовной литературы, автором которой является протоиерей Александр Соколов. Отец Александр - настоятель храма в честь Сретения Господня, действительный член русского исторического  общества и общества «Нижегородский краевед». Нина Петровна подарила музею 6 прекрасных книг о русской истории, отдельных исторических деятелях. Она делает большое и благое дело – стоит на пути Просвещения.
Такие Рубцовские чтения проходят в музее примерно раз в месяц. По традиции – в каждую третью субботу месяца.
Музей Рубцова в Москве – как его дом. Дом его души. Где собираются любящие его люди.  27 марта 2006 года в небе над музеем поднялся журавлиный клин. Год-то был юбилейный – Рубцову могло бы быть 70 лет…
«Жена Попова Николая Васильевича – Ольга Николаевна с сыном шли в военкомат по улице Вавилова со стороны музея Дарвина. Вдруг услышали громкий крик вороны, сидящей напротив дома №3 по улице Дмитрия Ульянова, где находится библиотека №95 и Музей Н.Рубцова. Ольга Николаевна приподняла голову – и увидела в небе над этим зданием журавлиный клин. <… >
Будто сама Душа Поэта ликовала в этот юбилейный год, пролетая журавлиным клином над Рубцовским музеем».
Конечно, можно сказать, что это совпадение, случайность. Но всегда хочется верить в чудо. Ведь поэт не раз предсказывал судьбу.
А на могиле Рубцова на Пошехонском кладбище в Вологде стоит мраморная плита с  барельефом  поэта.  Внизу  по мрамору бежит его знаменитая строка из «Видения на холме»: «Россия, Русь! Храни  себя,  храни!», - которая  звучит  последним  завещание, наставлением Николая  Рубцова его и нашей Родине - России, всем её жителям последующих поколений.