Теория гун-фу. лекция 49

Владимир Пяцкий
Комбинация уточнения понятий.

Поскольку взгляд человека на вещи формулируется через понятия, то неумелое обращение с ними способно создать подлинный хаос в связи человека с другими людьми, а также, как это ни странно, в отношениях с самим собой. Странно это потому, что, на первый взгляд, внутренняя связь, будучи по большей части невербальной, может быть в меньшей степени зависима от точности понятий.  Казалось бы – я-то ведь знаю, что называю «чайником», будь это хоть космический корабль? Вот и могу себе позволить говорить на том языке, который понятен лишь мне. Мой огород: хочу – ращу морковь, хочу – капусту.

В случае описания внешних объектов – это действительно не более, чем забавная шалость. Но когда мы используем понятия, являющиеся костяком нашего самоосознания, точность соответствия внутреннего и внешнего языка необходима в гораздо большей степени.  Почему? Да потому, что сущностные отношения не разделены на две сферы – внутреннюю и внешнюю, а объединяют их.  Стало быть, использование двух параллельных языков здесь будет вносить диссонанс.

Говоря просто, это именно те отношения, где нужно обдумывать то, что чувствуешь и утверждать то, что продумано и усвоено.
Эта привычка создаёт, собственно, ЗДОРОВОЕ ТЕЛО РЕЧИ.

Комбинация уточнения понятий состоит из следующих значимых элементов:  УМСТВЕННАЯ СФЕРА понятия, само ПОНЯТИЕ и ТЕЛЕСНЫЙ КОРЕНЬ понятия.

Возьмём для примера понятие «ВЕРА». Проблемы, связанные с его употреблением знакомы любому, кто сделал даже первые шаги на пути размышлений о духовности.

Умственная сфера этого понятия довольно широка.  Тем не менее она сводится к отношению двух начал, одно из которых является объектом веры, а второе – носителем веры.
Как мы знаем, споры относительно достойного объекта веры носят весьма напряжённый и неблагоприятный характер, скрывая, чаще всего, недостатки носителей веры.

Но рассмотрим телесный корень понятия – то, как оно естественным образом существует в теле.

В теле это отношение существует между телом, как таковым, и сердцем. Сердце – это объект веры, а тело в целом – её носитель. Эти отношения подкреплены циркуляцией крови, которая недвусмысленно сообщает всему телу именно то, что чувствует сердце.

Возможно, поразмыслив над этим, вы обнаружите, что понятие веры перестало вызывать у вас затруднения, что вы точно знаете, к каким явлениям оно действительно приложимо как в положительном, так и в отрицательном смысле.

Итак, в умственной сфере понятия мы формируем модель комбинации, а в телесной – находим матрицу соответствия, являющуюся точной мерой понятия.
Закономерным результатом правильно проведённой комбинации уточнения будет чувство «ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ».

Должен оговорить, что использование этой комбинации требует немалого труда по наблюдению и изучению собственного тела.  Но мастерство гун-фу неотделимо от развития тонкого и проницательного мышления. Физическое движение составляет лишь верхушку айсберга в РАБОТЕ, осуществляемой подлинными практиками Пути.

(продолжение следует)