Детям о Боге невеяно катехизисом Андрея Кураева

Виктор Шмаков
Вот и написал диакон Кураев катехизис для нашего подрастающего поколения. И слова-то ведь всё какие хорошие: «Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей». Но есть и недостатки. Например, упустил он, почему-то, сказать о главном в религиозной идее – о смирении перед властью и Церковью. А ещё считаю, что об истории есть необходимость немного пошире рассказать. Или такой вот ещё недочёт: забывает он отмечать заслуги властей наших по второму Крещению Руси, которое в посткоммунистический период нашей истории началось, возблагодарить их за это. И решил я восполнить все эти недочёты, написал свой катехизис по катехизису Кураева.

– * –

Каждый человек должен когда-то задаться вопросами: кто я? что это за общность, народ, частицей которого и я являюсь? что нас всех объединяет? каковы традиции этого народа? и множество других вопросов, которые задаёт себе человек, входящий в этот мир.

Все мы живём в прекрасной стране, которую в давние времена основали наши предки. Были они тогда язычниками, верили во всяких языческих богов, делали и ставили идолы, молились им, поклонялись. Простой народ верил в овинников и домовых, подношения им приносил, чтобы умилостивить их, защиту испросить от напастей всяких. Но язычество не даёт, не может давать понимания того, что есть истинные ценности.

Андрей Кураев, из его катехизиса: «Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония».

Вожди русского народа (в те времена они назывались князьями) были озабочены тем, чтобы объединить различные княжества в единое государство, способное отражать набеги каких-либо врагов на нашу Святую землю. Князья видели, что в соседних государствах уже давно нет язычества, многообразия всяческих божков. И задумали они тоже, по примеру соседей единобожие на Руси ввести. Тогда это была ещё Киевская Русь.

«Рассказ от Гордея», фрагмент из книги «Одна треть», Виктор Шмаков: «Так вот, для главной-то княжеской власти, оказывается, плохо, когда много богов, чуть ли не у каждого свой. Надо, чтобы один на всех был, чтобы всякая верховная власть как бы от него и шла. Тогда всех прочих князей и людишек всех можно подчинять не столько силой, дружиной своей, сколько помощью божьей. Так-то даже и понадёжнее будет. А тут посланники всякие – из неметчины, из Византии, магометане. Всяк своего бога предлагает. Чуть было магометанского бога не приняли. Володимир-то, князь киевский, как магометанин какой, сразу со многими жёнами жил, не три ли десятка детей с ними нажил. Но отвергли – запрет на бражничество у них прописан. Из прочих остановились на византийском – богатством и роскошью богослужения поражены были».

И вот в 6496 году от сотворения мира, или в 988 году от Рождества Христова, Киевский князь Владимир Святославич принял крещение от присланного из Константинополя духовенства.

А с богами-то, которым и сами князья молились, и все их предки, как теперь поступить следует? Перун был главный из них. Привязали деревянного идола к конскому хвосту, двенадцать мужей его плетьми стегали, приволокли на берег и «вринуша в Днепр».

Андрей Кураев: «Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва. ...Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... ...Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще – о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость».

И вот стала теперь Русь христианской. Но в отличие, например, от христиан-католиков, только мы и есть истинные христиане, хотя и на многие сотни лет позднее христианами стали.

Андрей Кураев: «Слово православие означает это умение правильно славить Бога, то есть молиться».

Стали теперь наши предки для нового своего Бога дома строить – храмы и церкви. Молиться в них стали, просить у Бога «прибавления ума и любви», и чтобы Бог «чаще давал ощутить человеку Свою близость». Простой народ особенно полюбил церковные ритуалы. Священные же книги не читал, и по причине того, что большей частью неграмотным был, да и зачем – отцы их духовные, священники и так им всё, что нужно объясняли и рассказывали.

Андрей Кураев: «Сложность чтения Библии еще и в том, что в древних рукописях не было ни пробелов между словами, ни знаков препинания, ни различий между заглавными и маленькими буквами. Кроме того, древнееврейский текст записывал только согласные буквы. Читатель сам должен догадываться, какие гласные буквы куда надо вставить. Например, в Библии говорится, что у пророка Моисея от лица исходили «крн». Если прочитать «каран» – получится слово лучи, свет. Если вставить другие гласные буквы – получится «керен» – рога. Из-за того, что некоторые читатели ошибочно избрали второй вариант, нередко на картинах Моисей изображается с рогами».

Конечно, мой юный друг, ты можешь сказать, что как же, мол, так: Библию называют «святым писанием» и «духовным учением», а там даже и в таких-то мелочах непонятицы и противоречия. Так, может, мол, там и заповеди все вовсе не так поняты?

Не волнуйся, дружок. Изучением и толкованием Текста занимаются тысячи лет многие тысячи людей. Толкование религиозных текстов – это целое искусство. Есть даже наука такая – герменевтика, или экзегетика. Наука эта о принципах толкования Текста. Уже многое из Святых Писаний богословами изучено и нам растолковано. А теперь вот стараниями новых властей нашей с вами Отчизны, будут введены учёные степени – кандидат и доктор теологических наук. Их стараниями и с Божьей помощью мы ещё всё правильнее будем знать, учёные богословы расскажут нам, как надо понимать и трактовать Библию.

Вы спросите: а что такое теология? Вот как говорит об этом специалист по религии и религиоведению, доктор философских наук, доцент Марианна Шахнович: «Коротко можно сказать, что теология – это учение о Боге, опирающееся на Священное писание (той или иной теистической религии)».

Видите, Библия и в научном мире называется Священным писанием. Это так во истину и есть – Священное писание. Все это начинают осознавать – благодарение за это властям нашим. И вы, отроки, должны любить нашу власть, смиренными пред нею быть.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение», (Послание к римлянам, 13:1-4).

Но вернёмся к нашему разговору о науке теологии, о правильном понимании и толковании Священных Писаний, о разнице, какова есть между людьми воцерковлёнными и светскими.

Андрей Кураев: «И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре».

То есть, не лгать лишь для того, чтобы среди людей лжи стало меньше? Нет, не это для нас с вами главное. А главное в том будет, что для Бога это мы стараемся, чтобы увидел Он, что ты вот взял, и не соврал, хотя и хотел, хоть и нужно тебе зачем-то это было. Вот и будет во славу Богу этот твой хороший поступок – отказ ото лжи, хотя бы и от маленькой. И возрадуется Господь на небесах такому твоему богопочитанию.

Все хорошие дела мы во славу Господа делать должны, и молиться мы Ему должны неустанно. А если кто мешать в этом нам будет, возненавидеть мы того должны, будь то хоть мать ваша, хоть отец. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», Евангелие от Луки, 14:26. Если же кто помогать нам будет в этом богоугодном деле, того возлюбим мы, как самого себя.

ВРЕЗКА. Молитву Богу можно хоть по несколько раз в день посылать с помощью SMS (набрать слова «Молитва Богу») по телефону +7-777-40-777-40. Надо только не забывать напомнить родителям о своевременном пополнении счёта у вашего сотового оператора.

========================================

«Основы православной культуры» Андрея Кураева здесь

Вариант «катехизиса» от Виктора Шмакова – это, конечно, шутка, пародия. Но шутка эта невесёлая, грустная. Ведь это с нашего молчаливого согласия будут теперь для детей, для ребёнка, ученика 4-го класса утверждать допустимость по жизни лжи. Лжи взрослыми между собой, властями – народу (а в ответ – от народа властям), взрослыми – детям, да ещё и с провозглашением этой лжи Высшей Истиной. Самое страшное то, что детям с 10 лет будет утверждаться, что Ложь – это Правда. Дело даже не в том, что они все прямо-таки религиозную ложь за правду воспримут. Вряд ли это будет в очень уж массовом количестве. Но вот именно утверждение взрослыми и их учителями допустимости лжи (даже в духовной сфере, что уж говорить о лжи вообще по жизни?) – это и есть самое страшное.

Меня спрашивают: «А как Вы представляете безо лжи преподавание, например, истории?». 1. Такой подход в полемике нелогичен, и некорректен. Вам говорят, что убивать – преступление, а вы в ответ – а как же, например, необходимая самооборона, война? 2. Преподавать историю безо лжи можно. Но если её преподавать по такому же принципу, и в тех же целях, что и вводимое преподавание "Закона божьего", то, конечно, это будет сплошная ложь. 3. В истории много "белых пятен", появившихся в большей степени именно по причинам лжи, подлости, преступлений правителей. Здесь могут быть сложности. Но и в этом нет проблем, если руководствоваться заповедью "не лги", которой, кстати, по вполне объяснимым причинам в Библии нет. ("Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" – это, понятно, несколько иная заповедь.) Не может преподаватель дать точных данных – так и должен сказать, и объяснить, почему здесь пробел в нашей истории. Это полная аналогия с тем, что если наука не может пока сказать всего об эволюции, о Космосе, Вселенной, так это не значит, что пробел в этих знаниях, надо восполнять сказкой, выдуманной тысячи лет назад.

Религия была, есть, и будет. И попы будут вещать свои «истины». Но правильней было бы, если бы поп вообще в общество ничего не вещал. Есть у него храм, церковь, куда приходят те, кому религия нужна – вот и вся твоя аудитория. Но чтобы так было, надо чтобы неверующие в религиозных богов чётче и жёстче ставили вопрос о нераспространении религиозной лжи за пределы церкви. Катехизис Андрея Кураева по которому будут преподавать в школах "Закон Божий" – это нарушение всех мыслимых норм современного общества. Наши власти возвращают наше общество на 100 лет назад.

«Пока нас окружает ложь, на свете возможно всё», Жюль Мишле.