Жемчужина Озолина

Дождимир Ливнев
Памяти Даниила Андреева и Владимира Соловьёва.



Пьеса с прологом в четырёх действиях

Действующие лица:
1.Евгений – младший принц.
2.Олдин-средний брат принца
3.Ламин-старший брат принца.
4.Элигона – старшая сестра Евгения, принцесса.
5.Трувор – король. Отец Евгения.
6.Рогнеда-королева. Мать Евгения.
7.Малюта – слуга.
8.Даймоны - духи света: Радомир – посланник Логоса.
9.Игва-античеловек, дух зла.
10.Эрлидор-светлая провиденциальная сила.
11.Озолин- посланник Гагтунгра.
12.Гагтунгр – властитель тьмы.
13.Джейла – возлюбленная Евгения
14.Эон-мировой Логос.

Пролог.
Чёрный трон. На троне сидит Гагтунгр. У трона за столиком с пером в руках сидит Игва. На столе горит свеча. Игва перебирает бумаги.

Гагтунгр: Пришла пора всевластия над миром. Как долго ждал я радостной минуты, томясь в уединении в Гашарве. Готовил долго я монаду в преисподней, трудясь над тёмной стороной её натуры. Монада эта станет человеком, моим оружием, безжалостно разящим. Мой верный Игва, ты нашёл ей имя?
Игва: Ищу, мой повелитель. Я стремлюсь усердно просмотреть все списки,
Чтоб не было ошибки роковой.
Гагтунгр: Ищи, ищи. Лазейку в мир нащупай.(Пауза. Задумчиво)  Придёт тот час, когда большие страны в одно соединятся королевство. Один монарх над всеми будет править. Закроются ворота для морали, холодный разум успокоит сердце. Бездумным исполнителям дорога, откроется и в коридоры власти они вползут безумством упиваясь. Искусству непослушной будет муза. Не вспомнит живописец красок солнца. Он будет увлечён портретом власти и красотой физического тела. Поэт забудет, как ходить по небу и перестанет говорить с дождями. И похоть затуманит людям разум, глаголы свяжут, будет нем язык. А музыка жить будет только в маршах. Разврат и блуд  захватят слабых духом. Борьба за власть спалит в пожаре войн. Гавваха будет океан безбрежный. Энергия моя неистощима, пока гавваха целый океан. И игвы будут царствовать повсюду среди беспутных, страшных полуигв. И вот тогда своей достигну цели.
Игва:О повелитель, я нашёл, что нужно. Желанный ключ к победе и мечте.
Гагтунгр: Ну, говори. Кто мне сослужит службу.
Игва: Принц, Евгений. Сын Трувора, седого короля.  Он может стать носителем монады, которую лелеял долго ты.
Гагтунгр: Поведай мне судьбы его начало.
Игва: Рождённым был он в день возникновенья. В тот день была гроза и страшный ливень лил. Над Замком ветры выли. Мощный ураган из сада королевского унёс три яблони. От ужасов стихии забились эльфы по своим квартирам. Тьма окружила колыбель.

Гагтунгр: Ты слишком многословен, глупый игва. Скажи мне главное, пустая голова!
Игва: Но колыбель сама светилась нежным светом. И охранял её посланник добрых сил. Посланник Логоса, неустрашимый Даймон. Успел в младенца плачущего в люльке начала света Логос заложить.
Гагтунгр: Вот. С этого и начинал бы сразу.  А то гроза, да страшный ливень лил. Вот в этом раб и есть для нас опасность. Страшнейшая. И думать не хочу о тех последствиях, которые наступят, когда начала те младенец сохранит.
Игва: Мой повелитель можно ли мне молвить?
Гагтунгр: Я слушаю.
Игва: Опасность велика, но и цена за замысел огромна. А может, подождём и наберёмся сил, накопим и тогда…
Гагтунгр:  Довольно, раб! Не дело говоришь. Риск есть, но подоспело время.
Зови посыльного.
Игва мысленно зовёт Озолина. Заходит Озолин, кланяется.
Озолин: Звали господин.
Гагтунгр: Ты  в мир людей отправишься волшебник. Ты к Трувору пойдёшь.
Придёшь к нему и в услужение поступишь. Евгения учителем ты станешь и воспитаешь в нём стремление быть сильным, желание стать славным королём.
Оружием владеть научишь и интригой, прочтёшь ему законы бытия из книги тайных знаний и дашь жемчужину, расскажешь всё о ней. Возьми.(даёт Озолину жемчужину) Жемчужина мою имеет силу. Она источник власти над людьми и делает того кто ей владеет бессмертным среди смертных на земле. Душа его окажется в петле и тело превратится в чистый дух. Оно вольётся тонким ручейком в мою никем не понятую сущность. Когда  жемчужину ему вручать ты будешь, сознание мальчишки усыпи. Пусть разум спит его, пусть в нём чужая воля.
Озолин: Желание твоё – закон.

Гагтунгр: Не забывай об этом, Озолин. Ступай. Будь в мыслях мудр, в делах будь осторожен. Не зарывайся, помни обо мне, а коль не справишься, то будешь уничтожен. Найду тебя на самом тёмном дне.
Озолин кланяется и уходит.

Гагтунгр: Ушёл слуга. Положено начало. Запущен маятник моих больших часов, которые никто не остановит, даже Эрлидор, ха-ха-ха.(Уходит/исчезает)




Действие I
Королевский замок. Трапезная зала. За столом сидят король, королева и
Элигона. Завтракают.
Трувор: Рогнеда, дорогая ты печальна. Твои глаза тревогою полны. Что беспокоит дух жены моей?
Рогнеда: О мой король, меня тревожат дети. Сыны твои. Кровиночки твои.

Трувор: Они уже не юные повесы.
Рогнеда:  Другими стали.
Трувор: Выросли они.
 Рогнеда: Наш старший сын, преемник твой по праву. Наследует корону и державу. Но думает ли он о государстве?
Трувор: Ламин умён и ритор тоже славный, и мысли дельные приходят в ум горячий. Учителя придворные готовили его для государственных свершений. Конечно, он не опытен ещё, но опыт дело наживное.
Рогнеда: Другого, ты мой муж, не замечаешь. Ламина ослепляет перспектива власти. И голова его забита мыслями о будущем, где он король. Заносчивость его и грубость раздражают.

Трувор:(усмехаясь) Такое с ним бывает. Я знаю, груб мой сын и вспыльчив чересчур. И эти качества ему помогут вряд ли. Но он силён, в себе уверен, знает, что не наступит на одни и те же грабли. Дважды. Совсем не плохо для будущего короля. А! Но против моей воли не пойдёт.( стучит кулаком по столу)
Рогнеда: Хорошо бы.(вздыхает)За Олдина душа болит. Переживаю.
Трувор: Что ж за него бояться? Он труслив.
Рогнеда: Но жаден и тайно ненавидит брата. Завидует ему, что первый он.
Ему б до золота добраться поскорей.
Трувор: Дадим ему удел. Пусть там и правит, довольствуясь богатою казной. А брата, Олдин, тронуть не посмеет. Слишком мелок. Побоится.
Рогнеда: Его мне жалко. Надо бы помочь ему избавиться от мелкого порока.(вздыхает) Но больше всех меня волнует младший сын.
Трувор: (удивлённо) Евгений?
Рогнеда: Да. С тех пор как мы узнали Озолина, когда он стал наставником ребёнка нашего, прошло три года. Евгения как будто подменили.
Трувор: Что же тебя смущает?
Рогнеда: Тишина души. Она так не присуща сыну. Евгений рос доверчивым
ребёнком, внимательным ко мне, не суетлив, был добрым мальчиком, мечтателем был славным, писал стихи и вдруг какой-то срыв.
Трувор: Я думаю, что срыв его уместен. Он в детстве натерпелся оскорблений. Его всегда не понимали братья. Смеялись все над мягкостью его. По отношению к нему и я был грешен. Мне иногда казалось, что сын был не в себе. Я слышал много раз, как он беседует один, закрывшись в спальне. Теперь он вырос.
Странности прошли.

Рогнеда: Лет десять минуло, когда история случилась эта. Евгению двенадцать было. Я по саду шла и засмотрелась на полёт жар-птицы. Со мною шли Евгений и Ламин. Споткнулась я о корень и упала. Колено в ссадине и заболел ушиб. Ламин в отместку птицу эту сшиб. К ней подбежал и голову хотел свернуть. Евгений преградил Ламину путь. Он птицу защитил. Он спас её. Ламин над ним жестоко посмеялся, сказав, что он девчонка и слюнтяй, от драки еле удержался. Евгений нынешний жар-птицу бы не спас и с миром не ушёл бы от обиды.
Трувор: Не вижу в этом ничего плохого.

Элигона: Плохого даже, много государь. Я беспокойство мамы разделяю.
Евгений раньше наблюдать любил, как я вяжу, рисую, вышиваю…
Стихи в сонетах часто мне дарил. Он братом добрым был, я тоже это знаю.
А вот сейчас к искусству он остыл, но почему? Совсем не понимаю.

Заходит Ламин
Ламин: Приветствую тебя, о мудрый мой король. Ах, матушка. (целует в щёку).Поклон тебе сестрица. Дозволь мне, слово молвить государь?
Трувор: Так,  говори. Что хочешь?
Ламин: Я по делу. Приехали послы из Эвелина и просят разрешения на встречу.
Трувор: Из Эвелина, говоришь? Давно желанны были. Идёмте все готовиться к приёму. Должны мы честь сим людям оказать.
Ламин: Они  нас ждут.
Рогнеда: Идём же, мой король.

Уходят. Появляются Евгений и Озолин.

Евгений: Нет никого.
Озолин: Куда-то все ушли.
Евгений: Никто надеюсь, нам не помешает. Я слушаю, учитель, продолжай же.
Озолин: Евгений, я учил тебя три года, и вижу, даром не пропал мой скромный труд. Ты стал отважнее, мечом владеешь славно, рука твоя тверда и зрелый ум. Настало время справиться с судьбой.
Евгений: Моя судьба?
Озолин: Пора её открыть. Тебя готовят, понимаешь это? Ты с миссией пришёл, запомни друг мой. Ты призван стать вселенским властелином.



Евгений: Но я всего лишь младший сын отца. Наследник есть, он будущий король. Он будет им по праву.
Озолин: Послушай, мальчик мой, тебя учил я не затем, чтоб ты остался вечным младшим принцем. Ты должен стать великим королём. За это стоит биться. Это важно. Пока хоть кто-то из твоей родни имеет право выше, чем твоё, на трон божественный нерукотворной власти, ты не достигнешь царского венца.

Евгений: Я и не стремлюсь. Мне страшно от тебя такое слышать. Со мною ты возился беззаветно. Я сильным стал и ловким. Это верно. Тебе за то премного благодарен. Но чтобы власть во мне пылала страстью? Такого нет. Против отца или родного брата, я не могу идти. Я их люблю.
Озолин: Любовь в политике достойна сожаленья.
Евгений: А как же мой сыновний долг и чувство близкого родства? К чему традиции отцов мне нарушать.
Озолин: И всё же ты нарушишь, принц упрямый. Коль воспитание тебе не помогло, гипноз властителя тебя заставит!(Поднимает над Евгением руки. Пристально смотрит в глаза. Евгений впадает в транс. Озолин достаёт жемчужину) Возьми жемчужину (Евгений в состоянии транса берёт жемчужину. Его глаза меняют цвет)  Теперь в тебе присутствует ещё одна монада. Оживи… (Внешний транс переходит во внутренний. Евгений смотрит на жемчужину)

Евгений: Какая красота!
Озолин: Что, нравится?
Евгений: Ещё бы! Даже очень!
Озолин: То не просто драгоценность, хотя как безделушка хороша! Запомни, мальчик мой, жемчужина имеет силу. Кто ей владеет, тот непобедим. В борьбе за власть ему нет равных в мире. Враг будет поражён мечём твоим, словно мишень в обычном тире. Жемчужина  волшебная как сущность. Энергия в ней тайная храниться, такая и в кошмаре не приснится. Желаешь ли ты ею управлять? Евгений: Да! Да. Я чувствую, со мною что творится. Как будто я прозрел. Не терпится узнать, что делать? Так научи ж меня скорей учитель.
Озолин: Подействовало чудо, слушай: зажми жемчужину в ладони левой и мысль-энергия сама придёт к тебе. Когда захочешь стать неуязвимым, зажми жемчужину в ладони правой и свойства необычные получишь, какие смертным и не снились даже: перемещаться сможешь ты мгновенно, читать чужие, вслух не высказанные мысли, летать как птица, быть невидимым, предметы мыслью двигать. Тебе лишь мысленно назвать необходимо одно из свойств и ты неуязвим.
И главное, запомни, принц Евгений, жемчужина бессмертие даёт тому, кто ей владеет с пользой. Запомни, тогда твоя корона упадёт, когда её ты потеряешь.
Храни её и помни: ты будущий король.
Евгений:  Я - король. Как сладко предложение звучит. Когда его я слышу- сердце бьётся, трепещет, словно рыба в жёсткой сети. Как странно, что я раньше этого не знал. Теперь я знаю всё: я лучше, чем родитель, я мудрей своих двух братьев вместе взятых, сестра вообще не блещет интеллектом. Венец по праву должен сильному достаться, а не к Ламину по наследству перейти.
Озолин: Ты стал умней, мой ученик. Учитель постарался. Не нужен более я и должен уходить. Но прежде чем уйти, ещё один секрет тебе открою. Коль хочешь разум взять у человека, потри жемчужину, да имя назови. И тело без ума осиротеет. Прощай и помни.(Озолин исчезает. Евгений смотрит на жемчужину)
Евгений: Пришёл мой час, настали дни свершений. Пусть светоч добродетели угас, но…король – Евгений, звучит заманчиво, до одури реально. Как ни банально, но сегодня это цель – к которой я стремлюсь. Я должен, должен этим миром править. Мир слаб и я над ним смеюсь. (Ха-ха-ха) С кого начать? (Зажимает жемчужину в левой руке, прячет её в карман) Пожалуй  с короля. Должна свободным местом власть светиться. Пусть Олдин мне послужит. Вуаля. Его душонка мелкая сгодится. Ах, Олдин, рок тебя зовёт! Дверь приоткрылась, кто-то в зал идёт.

Входит Джейла.

Евгений: Сейчас попробую узнать, что думает она на самом деле(Достаёт жемчужину из кармана и перекладывает в правую руку) Ах Джейла, как я рад!
Джейла: Приветствую, тебя Евгений.
Евгений: Откуда ты?
Джейла: Из светлой залы, приехали послы из Эвелина, король ведёт приём. Вся королевская семья послов встречает. Послали за тобой.
Евгений: Я не хочу идти.
Джейла: Таков обычай
Евгений: Нам и здесь не плохо(Пытается обнять Джейлу)
Джейла: Евгений!
Евгений: Что? Любишь ли меня?
Джейла: Люблю. Люблю давно. Но ты не замечаешь,  Другим стал.
Евгений: Ты считаешь?
Джейла: Последнюю неделю совсем ты забываешь о любимой, единственной кто верила в тебя. И понимала. А ты всё больше думать стал о том, какое место в доме занимаешь. Я права?
Евгений: Может и права.
Джейла: Но почему? Ты сильная душа предпочитаешь вечное земному, росту духовному – карьеру в лабиринте, полёту чайки - ползанье во тьме?
Евгений: Довольно! Ты понятна мне. Не нужно неоправданных сравнений, я как и прежде грежу о полёте. Но почему, же чайкой? Орлом хочу над миром я парить, быть выше всех, могущественнее быть. И шаг мой твёрд, и путь определён.
Джейла: Не властью человек одной силён. Вернись ко мне!
Евгений: Я с тобой. Сюда идут, и, кажется, мой брат. Оставь нас, Джейла. Скажи отцу, я не смогу придти, причина – разболелась голова.

Джейла: Но Евгений!
Евгений: Иди, так надо. Встретимся в саду.
Джейла: Теряю я тебя, Евгений!
Евгений: Джейла!
Джейла: Ладно, ухожу.(уходит)

Появляется Олдин.

Олдин: Евгений, государь тебя зовёт. Послы из Эвелина. Очень важно, чтобы ты присутствовал.
Евгений: Послушай, брат, сейчас не до послов. Но коль отец так требует, придём. А прежде выслушай меня, есть дело.
Олдин: Дело? Интересно.
Евгений: Скажи мне Олдин, только откровенно, какое ты наследство ожидаешь? Хотел бы получить от короля? Клянусь я честью, никому ни слова.
Олдин: А что тебе с того?
Евгений: Мне кажется, отец тебя обидит. А впрочем, я останусь в стороне, так же как и ты. На горизонте счастья лишь силуэт Ламина вижу я. Наследник короля. Когда отец умрёт, получит он не только царственный венец, но и казну – большой ларец. И земли лучшие достанутся ему.
Олдин: Большой ларец Ламину? Почему? Большой ларец для всех оставлен будет. Отец сказал, часть каждого из нас хранится там и это по закону.
Евгений: Закон толпе покорен, но не трону. Ламин, он спит и видит, уже давно, один и тот же сон. Себя на месте государя. Как только на чело его опустится корона, мы уже не братья, твари. Он ненавидит нас, терпеть он нас не будет, чтоб не мешали личности его. Он уничтожит нас, как коршун куропаток, как волк ягнят, как щука карасей. Наш брат жесток. Не знал ты правды всей.
Олдин: И что ж нам делать, брат, Евгений?
Евгений: Как мне подсказывает гений, на трон нам надо не Ламина.
Олдин: А кого?
Евгений: Тебя, мой брат.
Олдин: Меня?
Евгений:  И чем скорее станешь королём, тем лучше. Для нас обоих. Ты пойми, Ламин не даст нам ничего. Большой ларец – его. Но можно кое – что исправить.
Олдин: Убийца – я? Меня заставить хочешь ты убить родного брата? Удар направить на Ламина?
Евгений: Не на Ламина, на отца.
Олдин: Страшней не видел подлеца!
Евгений: Молчи, коль сам в душе подлец. А лучше слушай: наш отец оставить может завещание, в котором должен указать наследника.
Олдин: Тебя не вспомнит он.
Евгений: А уж тебя тем более, братец мой. Но суть не в этом. Пока бумаги  нет и быть не должно. Для этого отца отравишь ты.
Олдин: Но брат!?
Евгений: Молчи, молчи и слушай, недоумок. Король умрёт, и документа нет.
К короне путь, а значит и к казне свободным будет.
Олдин: На нём стоит Ламин
Евгений: Но если завещания не напишут, он будет не один на нём стоять.
Олдин: Я понял, брат, не надо повторять.
Евгений: Превосходно. Когда король умрёт, да, мы объединимся. И против брата заключим тайный наш союз. Ламина злобного заточим в башне, а по весне отправим в монастырь. Преемником провозгласим тебя. Ты станешь королём.
Олдин: Чего же хочешь ты?
Евгений: Трон, дорогой подарок, брат. Учти. Заплатишь половиной государства. Два королевства будет вместо одного. Ларец же забирай хоть весь. Готов отдать свою я даже долю.
Олдин: Ты правду говоришь?
Евгений: Обманывать тебя, резона нет. Чего дрожишь, не трусь, внимай и слушай: Отдам тебе свою я долю самоцветов, не просто так. Ты должен заслужить. Ты тот, кто может отравить. Да, короля. И ты его отравишь.
Олдин: Нет!
Евгений: Отравишь! Или трона и казны тебе не знать вовеки. Случайно я узнал, что у Ламина яд под бриллиантом спрятан. Войдёшь к Ламину тайно в спальню и в ларце, стоящем на берёзовом комоде, отыщешь перстень с чёрным бриллиантом. Возьмёшь его. Под камнем яд. Он действует мгновенно и бесследно. Отцу насыплешь в потир яду, нальёшь вина и перед сном подашь. Король частенько перед сном пригубить любит. Слугу ко мне отправишь, подашь вместо него. Ну, что молчишь? Награда высока.
Олдин: Попробуем.
Евгений: Решился. Решился все-таки! Изволь, тогда за дело. Сейчас пошли к отцу. И помни, главное, не вызвать подозренья.
Олдин: Пошли скорей.

Уходят. Бьют часы. Вечер. На сцене появляется Ламин.
Ламин: Отец сегодня был суров, он резко говорил с послами. Так недоволен был делами, что просто выразить нет слов. Причина в чём? Конечно в младшем принце. Евгений почему-то задержался. И слишком долго. Такой момент использовать бы надо. Я буду в фаворитах. Вот награда.

Забегает Евгений.

Ламин: А, Евгений (улыбаясь), куда спешишь?
Евгений: К тебе, мой брат, к тебе. Над королём, поверь, сгустились тучи. Над будущим, хотелось мне сказать.
Ламин: Что случилось? Что ты говоришь? И почему дрожишь?
Евгений: Мне страшно, брат, когда такое видишь. И жутко на душе, я говорить боюсь.
Ламин: Ну ж говори, поэт несчастный, слышишь(трясёт его за плечи) Ну, говори, давай. Не трусь.
Евгений: Мне жутко от того, что брат мой против брата. Он-Олдин, ты-Ламин.
Ламин: Давай всё по порядку и ясней.
Евгений: Я шёл по замку, вижу, дверь открыта, твоя. Я думал в спальне ты, хотел к тебе зайти. Я подошёл, я заглянул, я вижу: Олдин стоит   в углу. На стареньком комоде ларец открыт. В руках его светился перстень с чёрным бриллиантом. В глазах была такая страсть и злость. Я испугался, спрятался за дверью и тут услышал голос братца моего. От злости он хрипел: «Я отравлю его», всего три слова и бросился бежать.
Ламин: Куда?
Евгений: Я не знаю. Меня он не заметил в спешке. В полумраке не видел я куда исчезнул он. Но слышал шум со стороны, где спальня короля. Я думаю, он шёл искать тебя. Мне стало страшно, брат и вдруг - «Я отравлю тебя». Ламин спасайся! Он тебя отравит.
Ламин: Меня отравит? Нет. Тут дело не во мне. Меня бы он нашёл. Но ты сказал, где спальня короля. Ах, он злодей! Скорей туда! В том перстне яд. Он действует мгновенно. Подарок сей для Олдина готовил. Чего глядишь слюнтяй, пошли туда скорее, убийцу надо будет наказать. Свидетель нужен нам. Иди, зови, Малюту. (Вынимает меч, уходит)
Евгений: Скоро узнаешь, кто такой слюнтяй (уходит)
Выходит король. Садится на трон.
Трувор: Где ж мой слуга? Куда, запропастился? Обычно вовремя всегда приходит он. Мой верный Дилко всегда даёт мне потир перед сном. Попотчует он старого вояку, расскажет сказку.
Заходит Олдин с потиром.
Трувор: А, Олдин. Заходи сынок. Ты, что пришёл?
Олдин: Прими мой государь великодушно. Слугу я отослал и сам решил исполнить сей обычай. Твоё любимое, отец, рубиновая прелесть.
Трувор: Спасибо, Олдин, за вино(берёт потир). Однако, что за цель?
Олдин: Да, право, цели никакой, пустяк, зашёл проведать просто. Отец ты всё же мне родной, мой государь.
Трувор: Не лукавь, мальчишка. Я знаю, ты всегда чего-то хочешь.
Олдин: Каюсь, государь. Дозволь взглянуть мне на ларец, одним глазком, и взять оттуда маленький алмаз на перстень?
Трувор: Желание твоё законно, но поспешно. Взглянуть, конечно, можно. Не убудет богатства из ларца от взгляда твоего. Смотреть – смотри, с тобой мы завтра сходим, но брать пока нельзя. Не надо торопить события. Они не за горами. Вот помру, тогда(Делает глоток из кубка) Отличное вино. А-а-а-а!
Олдин: Отец, ошибся ты.
Появляются Ламин и Малюта. Король падает  отравленный.
Ламин: Ты что наделал, подлая душа?
Олдин: Я не хотел, прости, брат!
Ламин: Что же я? Прощения проси у мертвеца! Простит ли он? Ты сознаёшь, что натворил? Отца родного ты убил. Убийца!
Олдин: Я не хотел! Евгений, он меня направил, сказал про чёрный бриллиант, злодеем быть подлец заставил. И вот финал. Сыграл без правил.
Заходит Евгений.
Ламин: Евгений? Заячья душа? Не нужно врать. Ему такое не под силу придумать и осуществить. Будь смел хотя б перед собой. Ты сам себя заставил в бой вступить за право на корону! Признайся мне, пока не трону.
Олдин: Нет, нет. Я правду говорю. Меня смутило обещанье, что вся казна будет моя.
Ламин: Большой ларец?
Олдин: Да-да-да-да.
Ламин: Большой ларец! Себя не обделил. И даже трон тебе не стал запретом.
Злодейство тяжкое сейчас ты совершил. Мой меч тебе за то ответом.
Олдин: Нет!
Ламин: Ты должен быть наказан.
Олдин: Нет!
Ламин: Умри, убийца!  (закалывает его. Крик Олдина. Олдин падает)  Я король, по праву.
Евгений: Позволь, но сам теперь ты кто?
Ламин: Мститель
Евгений: Ты- убийца.
Ламин: Я правосудие вершил.
Евгений: Ты убил родного брата. О, бедный Олдин, он так мечтал о славе, о богатстве и вот конец. Теперь нас двое, ты и я. Я видел, как ты Олдина убил. Есть свидетель. Скажи Малюта, видел ты удар?
Малюта: Да, Ваша светлость, ловок братец Ваш. И цену он себе, конечно, знает.
Евгений: Ламин ты слышал? Преступник кару должен понести.
Ламин: И кто ж меня накажет? Неужто, сударь, Вы? А, заячья душа? Да нет, Вы, сударь-тряпка, я Вас смету одним ударом.
Евгений: Попробуйте, любимый мой кузен, сразиться, как Вы говорите с тряпкой. Быть может Вы, останетесь в живых. Обид терпеть я больше не намерен. А в силе я своей давно уверен. За мой характер чувственный Вы в детстве меня частенько унижали и даже, помнится, пощёчины давали.
Ламин: Какие яркие воспоминанья детства.
Евгений: Но час пришёл, тебе не отвертеться. За эти годы, ты наверное забыл, что неплохим учеником я был. Учитель мой владеть меня мечом учил исправно. Я научился.
Ламин: Сейчас посмотрим.
Евгений: Я готов(Вытаскивает меч. Начинают сражаться. Выбегают Рогнеда и Элигона. Бой на время прекращается. Братья смотрят на мать)
Рогнеда: Какой ужасный крик вонзился в тишину. Кричал мой сын!
Элигона: Ах, мама(Показывает на Олдина)
Рогнеда: Олдин,  что с тобой?(склоняется над Олдином) Ты ранен?
Евгений: Он убит. Убил его Ламин и понесёт за это наказание.
Рогнеда: Ламин, что говорит Евгений, правда?
Ламин: Правда. Олдин, Олдин. Ты посмотри туда. Что видишь, королева?
Рогнеда: Мужа больше нет. Трувор, мой муж, что с ним произошло?
Ламин: Олдин отравил его.
Рогнеда: Олдин?
Ламин:Да.
Рогнеда: спустилась тьма на нашидуши(Теряет сознание. Падает)
Евгений:Держись, Ламин.
Ламин:Держись, Евгений.
Братья продолжают бой.
Элигона:Ох, братья, вы сошли с ума! Что происходит с вами братья? Мечей железные объятья сковали вас. Ваш ум, сердца. Ламин, Евгений, перестанте, бой ваш не кончится добром. Вы что, как будто под проклятьем, окутанные вечным злом.
Евгений: Не уступлю я, он преступник.
Ламин: Нет, не уйдёшь ты от меча.
Евгений спотыкается об Олдина и падает на колено. Ламин заносит над головой меч.
Ламин: Умри, злодей.
Между ними бросается Элигона.
Элигона: Не надо, братья.
Ламин убивает Элигону. Евгений воспользовавшись замешательством брата вновь занимает боевую позицию.
Евгений: Ты и сестру убил, несчастный. Сестра моя, отомщена будь.
Мерзавец, ты для всех опасен, иди ж скорей в последний путь.(Делает выпад. Ламин ошибается и натыкается на меч Евгения. Падает)
Евгений: Свершилось, я теперь на троне, всё царство мне и мне казна. Малюта, дай-ка мне корону, нас ждёт доверчиво страна.(Надевает корону)
Занавес.


Действие второе.
Чёрный трон, у трона столик. За столиком сидит Игва.
Перед ним стоит сосуд, мерцающий неоновым холодным светом.
Проявляется Гагтунгр.
Гагтунгр: Сосуд наполнен?
Игва: Нет, мой повелитель. Но уровень гавваха впечатляет. И дело, кажется идёт на лад.
Гагтунгр: Я рад. Что там в Энрофе, мой ничтожный Игва?
Игва: Несчастный Олдин отравил отца, Ламин вбегает… и Евгений. Олдин пощады просит. Но старший брат неумолим, свой меч вонзает прямо в сердце.
Гагтунгр: Что делает Евгений?
Игва: Евгений обозвал его убийцей. Он явно ищет ссоры. Достают мечи.
Гагунгр простирает руки в стороны.
Гагтунгр: Второй канал энергии включи. Моей энергии. Она непобедима.
Игва: Включил. Но бой приостановлен. Забегает королева, принцесса с ней.
Рогнеда падает, а Элигона пытается остановить беду.
Гагтунгр: Усиль энергию. Ещё, ещё! Вмешалась зря проклятая принцесса, придётся Элигону раздавить.
Игва: Ламин её пронзает, а Евгений, используя свободное мгновенье, решающий удар готовит. Схватка. Не зря его учил наш Озолин. Ламин повержен.
Гагтунгр: Наконец-то (опускает руки)
                Игва смотрит на сосуд, радостно потирая руки.
Игва: Свершилось, повелитель! Сосуд наполнен до краёв гаввахом. Вот это мощь! Как хорошо, что в благостном энрофе, такое развлеченье есть, борьба за власть. Гавваха море! Льётся через край! Прошу, мой повелитель (протягивает сосуд Гагтунгр)
Гагтунгр: Смотри, как светится. Какое наслажденье, держать в руках могущество. Гавваха столько, что даже мне нельзя его принять весь разом. Лишь половину выпью я сейчас. (пьёт гаввах, сосуд наполовину пустеет. Отдаёт сосуд игве, тот ставит его на стол. Гагтунгр чувствует,  как в его сущность вливается мощная энергия)   Какая сила! Просто красота! Как будто крылья появились снова. Которые когда-то были у меня.  Я, игва, ведь рождён добром. Был ангелом, крылами наделён. Передо мной Задачу Он поставил - строить мир. Но мне не нравилась его архитектура. Насильно не хотел я выполнять Его указы. Я понял, Он ошибся, промахнулся. Я это понял. Я восстал, я от задач освободился. И падшим стал. С небес на землю я спустился. В наказание забрал он крылья у меня.
А я… что ж я? По своему, стремился, построить мир. С тех пор сверяя все Его проекты, я делал всё наоборот. И был свободным. Я творил. Творец – звучит заманчиво, красиво, гордо. Создания мои  имеют силу мою, но все они бескрылы.
Крыльев нет. Мечта удручена. Нет крыльев. Зла поэтому она. Но, право, что в них толку в крыльях белых. Я сотворю свои, чернее ночи, они короче…будут и острее. Я вознесусь над всеми, даже над Эоном. И первым буду я! Осталось лишь сосуд опустошить.
Игва: Рад служить.
Гагтунгр: Но не сейчас. Пока уйду в Гашарву. Отдохну. Энергия впитается надёжно и спокойно. Потом вернусь я и закончим дело. Лукавый игва. Похоже, ты заслужил награду. Вот, получи пять капель росы кровавой.
Игва: Вы щедры мой повелитель.
Гагтунгр: Эти капли твою удвоят силу. Когда вернусь, назначу королём, тебя подземного народа.
Игва: Как я рад!
Гагтунгр: Береги сосуд, твоя судьба в светящемся гаввахе.
Исчезает

Игва: Каков властитель! Я аж взмок от страха. Но как приятно сознавать, что скоро стану королём. И можно будет, тиранствовать и быть свободным в чём-то. Возможно, я и сам когда-нибудь займу сей чёрный трон…Гаг мой! Что я говорю? Язык мой - враг мой.
На сцене появляется луч света, выходит Радомир.
Радомир: Игва, стой.
Игва вздрагивает и оборачивается.
Игва: Даймон! Что тебе тут нужно? Твой мир не здесь.
Радомир:  Меня послал Эон. Гагтунгр нарушает обещание, не делать чёрных крыльев.
Игва: Но цели нет такой, у моего владыки.

Радомир: В святилище Эона взорвался чёрный шар. Он превратился в чёрную дыру.
Игва: И что же, я, похоже, вру?
Радомир: Несомненно. Чёрная дыра тому свидетель. Эти дыры появляются тогда, когда Гагтунгр хочет высшей власти.
Игва: Даймон, уходи! Не дам себе пропасть я.
Радомир: Нет цели, истреблять тебя. Отдай сосуд и ты свободен.
Игва: Ах, даймон, как он благороден. А знаешь ли о, Радомир, моим подземный будет мир, коль тот сосуд опорожнит Гагтунгр.
Радомир: Жаль, игва, жаль. Власти пелена глаза тебе затмила.
Игва: Ты думаешь тебя я испугаюсь? Коль прибыл ты сюда в лучах из света. Послушай лучше моего совета: уходи-ка без сосуда.
Радомир: О чём ты, игва? Это невозможно. Отдай сосуд.
Игва: Тогда сразись со мной.
Радомир: Ты сам так захотел.

Сражаются на мечах.
Игва: Против меча Гагтунгра тебе не устоять.
Радомир: К угрозам мне не привыкать. (теснит игву к столу, разбивает сосуд, пронзает игву. Игва падает. Разадётся сильный грохот, гром. Из Гашарвы восстает Гагтунгр)
Радомир: Мрака властелин.
Гагтунгр: Зачем убил ты преданного игву? Он лишь орудие послушное моё.
Радомир: Игва не убит, он очищается в слоях Шаданакара.
Гагтунгр хватает Радомира за руку. В неравной борьбе рука Радомира
Медленно опускается вниз.
Гагтунгр: Хотите топлива для вашего пожара?
Радомр: Огонь божественный его очистит, вот и всё.
Гагтунгр: Но толку от того не будет вовсе. Взамен придётся взять тебя(из рук Радомира падает меч)
Радомир: Не удастся.  Я полностью очищен.  Внутренне я светел.
Гагтунгр: Какая жалость. Я и не заметил.
Звучит голос Эона
Эон: Сейчас. Сейчас заметишь(появляется)
Гагтунгр отпускает руку даймона
Гагтунгр: Эон! Божественный Эон. Зачем в покои ты ко мне явился?
Эон: Я здесь, злодей, чтоб ты остановился.
Гагтунгр замирает, может говорить, но теряет способность двигаться.

Эон: Забыл историю? Кому обязан жизнью?  Погряз в идее власти надо всем? Мне власть не нужна.
Гагтунгр: Что же нужно?
Эон: Слово – моё оружие. Творю не ради славы и побед, и каждый сотворённый мной – свободен. Он волен выбирать, сказать себе «Да или нет», стать злым или остаться добрым.
Гагтунгр: Замолчи! Твои слова меня лишают силы. Я немощным, я жалким становлюсь, закованный в божественные цепи.
Эон: Прощай и прощён будешь. Не отвечай злом на зло, но добром. Зло
несчастно.
Гагтунгр: Нет! Нет. Я умею радоваться.
Эон: Зло ничтожно.
Гагтунгр: Я, я умею драться. Я властвую.
Эон: Вспомни, что природа твоя ангельская, а значит осталась в тебе светлая половина.
Гагтунгр: Отче, отче. Не трогай моё сердце!
Эон: Ложное принимаешь за истинное. Велик твой разум, но мнимые ценности делают его слепым. Не хлебом одним сыт будешь. Придёт время.  Возрадуется душа.
Гагтунгр: Крылья! Крылья!
Эон: Слово наше в делах наших. Я никогда не уничтожу тебя, я прощаю. Ты уйдёшь сам, когда поймёшь сердцем, освобожденным из чехла гордыни, и вернёшься просветлённой монадой. Да будет так.
Гагтунгр: Антиэнергия вольётся в божественную?
Эон: Она сама станет божественной. И это хорошо.
Радомир и Эон исчезают. Гагтунгр падает в кресло.
Гагтунгр: Ни за что! Ненавижу! Из властителя тьмы превратиться просто в свет. Отказаться от власти над миром добровольно. Никогда!  Стоят ли того белые крылья? Борьба ещё не окончена. Если тебя ударили в левую щёку, правую не подставляй, ответь ударом на удар. Кто от этого откажется? Кто?
Жемчужина ещё бродит по свету. (Кричит)Где ты, где ты мой Евгений?



Действие третье
Замок. Покои короля. За столом сидит
Евгений, держит жемчужину в руках.
Евгений: Жемчужина и правда помогла.
Заходит Малюта, слышит эти слова, притаился.
Евгений: Благодаря энергии её, что творится в королевстве. Я властвую,
Я - гений, я - владыка. Я мысли тайные читаю у людей, я защищён со всех сторон, однако. Я неуязвим. Коль захочу, могу я неожиданно исчезнуть и появиться вновь и вызывать любовь к себе народа.  Доволен? Да… Нет, не совсем. Ещё свободен славный Эвелин. Он должен стать владением моим.
С него начну завоевание мира. Жемчужина, ты мне  поможешь в этом. (Прячет жемчужину в столе)
Малюта: Звали, господин?
Евгений: А, Малюта. Пришёл, мой верный пёс. Какие вести мне принёс?
Малюта: Полки стоят у замка, мой король. Невиданная собралась дружина. Есть даже стенобитные машины и двадцать восемь огненных мечей. Такого даже нет у Эвелина.
Евгений: Прекрасно.  Пусть Эвелин узнает, кто такой Евгений. Возьми перо, бумагу и пиши.
Малюта: Что писать?
Евгений: Приказ по армии. Двадцатого числа мы выступаем в путь. Поедем ночью.  Костров не жечь и лошадям копыта тряпкой обмотать, солдатам не орать. Им не давать вина. Начнётся против Эвелина  последняя для них война.
Малюта: Всё. Готово, государь.
Евгений: Дай сюда.  Пойду.  Скреплю приказ печатью. А ты иди и Джейлу позови.
Малюта и Евгений уходят. Малюта тут же появляется на сцене.

Малюта: Узнал я тайну государя. Догадывался, что тут не чисто  что-то, когда хозяин стал вдруг королём.  Жемчужина волшебная была всему причиной. И если той жемчужиной владеть, то можно править миром.
Но почему не я? Хозяину и так всё без труда досталось.  Я ж двадцать лет трудился неустанно, чтоб стать его секретарём. Своим умом и хитростью достиг такого положенья. Пусть нет в моей крови ни капли королевской, но без меня не смог бы обойтись никто из государей.  Я управляю обществом, но в качестве слуги. Сию несправедливость надобно исправить Жемчужина должна достаться мне. (  Хочет   украсть. Слышны  шаги ) Не получилось. Ничего, успею. (Убегает)
Заходит Евгений
Евгений: (смотрит на приказ) Печать поставил я. Вот вроде бы и всё.
Хорош приказ, неплохо получилось. Мне жаль богатый Эвелин, но что поделаешь. Властитель должен быть один. И чтоб там ни случилось…
Заходит Джейла. Евгений убирает приказ в стол.
Джейла: Звал ли, повелитель?
Евгений: Бог мой! Какой я повелитель, для тебя? Я твой возлюбленный, твой милый, твой жених.
Джейла: Когда-то был.
Евгений: Что это значит, Джейла, объясни? С недавних пор я знаю точно, любишь ты меня. Пылает страсть в тебе огнём неугасимым и чувство нежное к той страсти примешалось.
Джейла: Любила я, Евгения.
Евгений:  Но я…?
Джейла: А, ты, король.
Евгений: И что - ж. Сменилась просто роль. Я принцем был, и мог остаться им до старости, до смерти. Стезя, увы, такая не прельщала. А тут события печальные приходят. Судьба кричит: меня скорей проверьте! Погиб отец.  Сестра погибла. Братья. Как будто над семьёй висит проклятье. Остался я. Что ж мне не быть на троне?
Джейла: Нужна ли кровь на золотой короне? Зачем убил  Ламина?
Евгений: Я отомстил за смерть отца и брата! Я правосудие вершил своим мечом.
Джейла: Своим плечом, ты, к гибели его толкнул, Евгений. Не нужно было этого совсем, поверь мне.
Евгений: Не забывайся! О чём ты говоришь? Ламин преступник. Хватит спорить! Скажи мне лучше, королевой быть мечтаешь? Я предлагаю руку.
Джейла: Но, не сердце. Это мука, для меня. Оно закрыто, государь, на тысячи замков.
Евгений: Наш мир таков. Ты не понимаешь, Джейла. Я – король. Всего два года, я у власти, а в стране порядок. Я к слугам строг, но к подданным я мягок. Бродяг в округе нет и пьяниц не видать... Доходами довольна знать. В углы забились нищета и  бедность, и техники кружится колесо. Растут войска, могущество, давая государству. А стрелка правосудия весов стоит на середине. Как видишь, король я неплохой. И ныне, ты можешь стать моею королевой. Заманчиво?
Джейла: В стране порядок, но какой ценой? Бродяг в округе нет? Так их пересажали. А пьют сейчас тайком. Все сыты, все довольны,  все молчат. Заткнули рты  ничтожною подачкой. И о свободе мнимой говорят. Технический прогресс? Да, он в почёте. Жить стало легче, фабрики коптят. Едят фастфуд, гоняются за тачкой, в глазах бордель и лести чёрный яд. А где поэты? Вы прогнали музу! Где музыканты? Лицедеи где? Прогнали всех. Как шар загнали в лузу свободу творчества и творческий успех.
Евгений: Дела сии прекрасны, но слабы и бесполезны, право. Согласись же?  Искусную  картину лишь рабы духовные пытаются возвысить. Но кроме наслажденья красотой  из красок ярких ничего не выжать. Театры содержать не выгодно, опасно. Какой - нибудь Мольер нарушит сон души. И всё, что делал я, окажется напрасным и обретёт покой в какой-нибудь глуши. Поэты же вредны, коль не кормить их с ложки. Они философы, их тянет в облака. Их раздражает красная дорожка и обжигает с перстнями рука. Нам это ни к чему.
Джейла: Но в будущем такому королевству места нет. Реальность умирает без мечты. Без крыльев не найдёт она ответ на основной вопрос. Как плод носить без красоты? И ею овладеет энтропия. Кто прав, подумай ты или я?
Забегает Малюта
Евгений: В чём дело, что ещё стряслось? Все драгоценности пропали?
Малюта: Хозяин, странника поймали. Солдаты верные его арестовали, когда толпу вокруг себя, собрав, высказывал крамольные он мысли. Его так слушали, что тишина повисла.
Евгений: О чём же ведал он?
Малюта: О духе, о добре, о таинстве времён. И утверждал, что счастье не в богатстве и не во власти. Не подчиняться призывал он страсти.
Евгений: Очередной философ, пустозвон. Веди сюда его. Посмотрим что за птица.
Джейла: Евгений, не пора ль угомониться! Что хочешь ты от бедного бродяги? Посадишь в Равелин?
Евгений: Таким как он лишь там достойно место. От них на воле только смута.
Джейла: Евгений, я…
Евгений: Живей, Малюта.
Малюта убегает и приводит Эрлидора. Эрлидор кланяется.
Эрлидор: Поклон тебе земной, страны чужой правитель.

Евгений: Бродяга отвечай мне, где твоя обитель? Откуда ты пришёл? И почему смущаешь подданных моих словами о богатстве и о власти. Чем философия, страшнее нет напасти.
Эрлидор: Я странствую, я времени хранитель. Мой дом – весь мир. Мечта – моя обитель. Я говорю о Боге, о судьбе, смотрю на города, считаю звёзды в небе, на земле пороги.
Евгений: А, знаешь ли, что ждёт тебя за речи, которые ты держишь при народе? Моём, народе.
Малюта: Заждался путника уютный Равелин.
Эрлидор: Я не разбойник вроде, господин. Я никому не делаю плохого. И не гонюсь за суетностью здешней. Мечей и стрел с собою не ношу. Моё оружие – слово.
Евгений: Премудро говоришь. Ну что ж прошу я молвить речь тебя. Мы выслушать готовы.
Эрлидор: Жили на белом свете два брата: Римм и Мирр. У каждого был свой луг. Римм вставал рано, брал косу и говорил: «Встану пораньше, скошу больше», и шёл на луг косить травушку- муравушку. Мирр тоже вставал рано, брал косу и говорил: «Встану пораньше, увижу больше» И шёл на луг.
    Римм приходил на луг, косил траву и приговаривал: «Больше скошу - больше продам». Мирр приходил на луг, говорил с цветами, слушал птиц, косил травушку-муравушку и приговаривал: «Возьму сколько нужно – верну столько же». Римм возвращался, шёл на рынок и говорил: «Больше продам - больше золотых». Мирр заканчивая косить, сеял семена, а когда возвращался домой, кормил своё стадо и говорил: «Примите братья мои».
         Наступала ночь. Римм спускался в погреб, открывал свой заветный сундучок и считал золото. Мирр брал в руки гусли, садился у окна, смотрел на звёзды и сочинял песни.
         Прошли годы. Луг, где косил Римм, высох. Золото утекло, Римм ушёл.  Луг, где косил Мирр, цветёт. Люди поют его песни. Мирр остался.

Евгений: Так, Римм ушёл, а Мирр остался. Я вижу мастер говорить. И это всё, чем ты владеешь?
Эрлидор: Лечу.
Евгений: Лечить людей умеешь?
Эрлидор: Да. Помогаю людям.
Евгений: Чем врачуешь?
Эрлидор: Словом божьим. Взглядом. Наложеньем рук.
Евгений: Тогда скажи, что мучает меня?
Эрлидор: Головная боль.
Евгений: Верно, чуешь.
Эрлидор: Знаю
Евгений: А мог бы ты меня освободить от этой боли?
Эрлидор: Могу король.
Евгений: И даже если я казню тебя?
Эрлидор: Всё равно.
Евгений: Хорошо.Изволь. Заключим договор. Коль не сумеешь снять мне головную боль, тебя казнят. На лобном месте примешь яд. Но если справишься, оставлю жизнь в подарок. Посадят в Равелин. Не будет жизни яркой, но всё же. Что стоишь? Скорее приступай. Посмотрим, как ты лечишь.
Эрлидор: Можно подойти?
Евгений: Другого нет пути. Или здоровье дашь, а может, искалечишь.
Делай всё, что нужно.
Малюта: Не доверяйся, государь.
Евгений: Тихо! Делай. Проверим мы его оружье.
Эрлидор подходит к Евгению, налагает руки.
Поднимает голову вверх, напрягается, закрывает глаза.
Эрлидор: Какое отрицательное поле. Разбита аура. Над головою чёрный грегор. Он давит на мозги. Душа в плену гипноза тёмных сил. Волшебник злой тебя заворожил. Как путнику в буран ни зги не видно, так затемнён твой разум, он в неволе. Мы этот чёрный грегор устраним. Помоги, Эон.
Евгений: Что со мной? Кружится голова. Как будто сон.  Дурной. Какие-то слова. Ты что наделал? Шарлатан, бродяга! Малюта!( Теряет сознание,падает подбегают Малюта и Джейла. Малюта  склоняется  над грудью  Евгения)
Джейла: Евгений!
Малюта: Дышит.
Джейла:  Что с ним?
Эрлидор: Душа героя возвращается обратно. Гипноз разрушен, чары сожжены. Вновь стала светлою похищенная сущность. Мои услуги больше не нужны.
Малюта: Что мелешь ерунду старик. Довольно. Идём. Тебя запру я в башне Равелина. Умрёт хозяин, и тебе не жить. Умею я хозяину служить. Запомни без последствий на королей влиять нельзя. Такая доля.
Эрлидор: На всё господня воля. Меня спасёт небесный мой отец.
Малюта: Пошли, бродяга. По тебе верёвка плачет. (Уводит)
Джейла: Значит, всё не так уж плохо. Я чувствую. Как странно говорил бродяга.
Евгений приходит в себя.
Евгений: Джейла, что с тобой? Твоё лицо расстроено! Бедняга.
Джейла: Я испугалась за тебя. Ты так внезапно потерял сознанье.
Евгений: Не помню. Что за наказанье. Как будто видел я тебя давно. Что было? Ничего не помню.
Джейла: И бродягу?
Евгений: Бродягу?
Джейла: Старца, что лечил тебя.
Евгений: Где он?
Джейла: В передрягу угодил. Его увёл Малюта. Он в Равелине. Ожидает казни.
Евгений: Кто приказал?
Джейла: Не помнишь разве? Ты.
Евгений: Я? Как странно, таким жестоким не был никогда.
Джейла: Что головная боль?
Евгений: Прошла. Я чувствую себя здоровым. Мне хорошо, любимая. Моя родная, Джейла.
Джейла: О, мой король. Душа моя запела. Евгений, ты вернулся!
Обнимаются, целуются.
Евгений: Кто король?
Джейла: Ты, правда, всё забыл?
Евгений: Да, королём я быть хотел, но  был ли? Помню, Озолин мне говорил, что быть им в праве. Жемчужину свою мне подарил. Жемчужина!  Да где ж она? Ужели потерял?  Он что-то говорил о свойствах драгоценности. Не уж-то, правда, стал я королём? А братья, а отец…?
Джейла: Прости. Но даже вспоминать об этом страшно. Ваш славный род трагедия постигла. А ты стал королём, таким жестоким.
Евгений: Вспомнил!
Джейла: Что?
Евгений: Где жемчужина. Одиноко она лежит в столе( подбегает к столу, достаёт жемчужину) Жемчужина! (вглядывается в неё) В ней всю картину вижу. Боже! Как ужасно! Это, я?
Джейла: Не мучь себя. Былого не воротишь. Ты виноват, но не во всём, что было.
Евгений: Совсем наоборот. В душе мне так постыло.
Джейла: Я не понимаю. Что это значит?
Евгений: Тяжёлая задача, правду говорить. Но слушай. Беда в семью пришла из-за меня. Словами Озолина ослеплённый, я захотел единолично править. Я Олдину сказал, где яд лежит и научил, как отравить отца. Я рассказал об Олдине Ламину. Ламин сестру убил и Олдина.  Я - Ламина. А королеву, мать свою отправил я в Лазорский монастырь.
Джейла: Но королева… с горя туда отправилась по доброй воле.
Евгений: Нет, нет. Я её послал. Я властвовать хотел, безумно.
Джейла: Не верю я. Ты на себя напраслину возводишь.
Евгений: От истины уходишь, Джейла. К сожаленью это правда. На меня как будто помутнение нашло.
Джейла: Боже! Боже. Как любить мне?  (Теряет сознание, начинает падать. Евгений подхватывает её на руки).
Евгений: Ах, Джейла, Джейла. Ты права. Тебя я не достоин.
Джейла приходит в себя.
Джейла: Я всё равно люблю, каким бы ни был ты. Пусть смотрят с укоризной.
Евгений: За то, что натворил, я заплачу сполна. Быть может, даже жизнью.
Джейла: Не смей так говорить. Ты должен жить. Хотя бы для того, чтоб искупить вину. Ты лишь начни, тебе я помогу. А встретить тишину всегда успеешь.
Евгений: С чего начать мне?
Джейла: С доброго поступка.
Евгений: С доброго? Могу. Малюта!
Появляется Малюта
Малюта: Жив, мой государь.
Евгений: Где врачеватель?
Малюта: В башне Равелина. Казнить прикажешь?
Евгений: Нет на то причины. Ко мне его быстрее приведи.
Малюта: Слушаюсь(кланяется)
Евгений: Не медли же.  Иди.  Начну с того, что отпущу беднягу. Пусть лечит всех, пусть ходит, коль бродяга. Пусть говорит о счастье, о добре.
Джейла: Пусть.

Евгений подходит к столу, берёт приказ. Внимательно просматривает.

Евгений: Наводит грусть приказ о покорении Эвелина. Какая мерзость!
Уничтожить! О сколько жертв, пришлось бы принести.
Джейла: Порви его. Порви, порви, порви.
Евгений: Так и поступим ( уничтожает приказ)
Появляется Малюта
Малюта: Прошу прощенья, государь, но лекарь наш сбежал.
Евгений: Как сбежал?
Малюта: Лишь цепи на земле лежат уныло и на стене написано: «Эон. Кто здесь сидел, тот будет вознесён»
Евгений: Что? Странник божий!
Джейла: Странник божий.
Малюта: Причём здесь Бог, сбежал подлец и всё. За жизнь боролся. Жизнь всего дороже. Придётся стражу наказать, Хозяин.
Евгений: Нет, не надо. Я думаю, что он исчез. Но не в этом суть, а в том, что не казнили. Предотвратили зло, беды не повторили. Не медлить! Продолжить исправлять свои ошибки.  Малюта, пошли гонца в Лазорский монастырь. Пусть матушку без промедлений ко двору доставят.
Малюта: Но государь?
Евгений: Немедленно!
Малюта: Слушаюсь( кланяется, уходит)
Евгений: Прощение я должен у неё просить. Простит ли?
Джейла: Простит!
Евгений: Любимая, ты многого не  знаешь. Иное слишком поздно понимаешь. Дай слово, Джейла, выслушать меня.
Джейла:  Приму всё до конца. Не бойся. Я спокойна.
Евгений: Узнаешь ты сейчас, что может быть достойно сожаленья. Мне трудно говорить. Так наберись терпенья. Я речь держал, что виноват во всём, но не сказал ещё о главной опасности, о силе тьмы. Жемчужина, что Озолин оставил, не просто безделушка, драгоценность. В ней сила тайная, теперь я знаю, злая. Благодаря энергии её, чужие мысли я читать умею, перемещением в пространстве я владею, если захочу, то тайною энергией питаюсь и ощущение такое, каюсь, как будто, чьи - то души пью.
Джейла: Не ведал, что творил. Душа спала. Ты был во сне.
Евгений: Ответственность на мне.  Был я во сне, иль нет, жемчужине не важно. Она обратную с владельцем связь имеет. К сожалению, долго зреет истина во лжи. Я понял это лишь сейчас, ты с ней халиф всегда на час. Тот, кто  её энергией питается, потом, становится безжалостным рабом, её рабом.
Моё сознание на половину в плену у демона. Обратно, хода нет. Я слишком долго пользовался ею. Я тонким, я убогим становлюсь, с собой борюсь, но чувствую, слабею.
Джейла: Послушай, милый, неужели всё так грустно, безнадежно. Люблю тебя  я сильно, страстно, нежно. Ты для меня единственный, Евгений! Я верю, что спасу тебя.  Мне гений, любви, поможет выход отыскать. Постой, я, кажется, придумала, что делать. Надо дать тебе святую книгу. Она поправит положение. Я принесу сейчас(убегает)
Евгений: Джейла, подожди! Финал у нас. Мой добрый ангел, ты наивна, право. Я знаю больше, чем обычный смертный. И если я останусь на земле, то с миром нашим учиню расправу.  Зло непобедимо будет.  И тогда…
А впрочем, я один сейчас. Никто решение принять не помешает. Эон мне дал возможность. Время тает. Надобно спешить. Пока я здесь, я - зло, тут мне не жить. Меня зовут высокие слои Шаданакара, но можно - ли туда с моей душой?  Я и действительность – уродлива пара. Вопрос тяжёл. Как верно поступить? Я правильный ответ найти обязан. Судьбу испить иль продолжать любить. Любовью к Джейле дух мятежный связан.  Что станет с Джейлой, справится ли с болью души своей. А матушка, что будет с нею, простит ли непутёвого меня? Или сожжёт презрением огня? Но если мне остаться, трагедия обрушится на землю. Погибнуть за людей, очистить мир от скверны страданием. Такое мог лишь Логос совершить. А я? Я должен лишь исправить, что случилось.(Достаёт жемчужину, хочет её уничтожить)
Вбегает Малюта.
Малюта: Хозяин! Твоя матушка почила. И я…(видит, что Евгений пытается разбить жемчужину) Что творишь ты государь!

Евгений: Чищу мир от злобы.
Малюта: Совсем зажрался, тварь королевская. Уж негде ставить пробы. Не позволю.(Выхватывает кинжал из за пояса, набрасывается на Евгения и закалывает его, отбирает жемчужину и смотрит на нею радостно улыбаясь)  Появляется Джейла с книгой.
Джейла: Евгений! меня ты не дождался милый! Как же я теперь? Проклятая жемчужина не может без потерь.(Бросается к Малюте, пытается вырвать жемчужину и разбить её. Малюта закалывает Джейлу)
Малюта: Жемчужина!(держит её на ладони и любуется) Моя она! Моя! Как долго ждал я этого момента, я заслужил, рукоплещи мне мир, раздайся гром моих аплодисментов. Теперь властитель я! Я миром буду править! Ошибок шлейф оставлю королю. Меня народ всегда отныне будет славить. Прочь Трувора семья, сегодня я рулю!(уходит)
Появляется Гагтунгр. В руках жемчужина.
Гагтунгр: Малюта хоть и мой, но дурачок. Евгению по силе уступает. За завтраком подавится икрой. Помрёт как смерд. Пока ещё не знает, он об этом(Улыбается, уходит)


Действие четвёртое
Белая световая полоса. С одной стороны трон Гагтунгра,
с другой стороны трон Эона. В луче появляется Евгений.
На троне появляется Гагтунгр.
Гагтунгр: Евгений!
Евгений: Кто ты?
Гагтунгр: Не узнаёшь?
Евгений: А-а, хозяин бывший.
Гагтунгр: Почему - же бывший?
Евгений: Я больше не служу тебе.
Гагтунгр: То просто кажется, судьбе.
Евгений: Жемчужины нет больше у меня.
Гагтунгр: Она нам больше не нужна, наивный наш Евгений. Моя энергия вошла в тебя.
Евгений: Но, ещё осталось светлое начало в моей душе.
Появляется Эон
Эон: И это правда. Евгений подойди ко мне. Я отведу тебя в чистилище.
Очистишься, вернёшься в горний мир.
Евгений: Не смею и мечтать. Я не достоин милости твоей. Я грешен. Нет прощения моим проступкам.
Эон: Не суди. И не судим будешь. Освободись от зла. Пройди через чистилище. Да простятся тебе грехи твои.
Евгений пытается выйти из луча.
Гагтунгр: Постой, Евгений, подожди. Подумай, что ты оставляешь. Ты очень многое теряешь. Останешься со мной, тебе быть властелином, вторым после меня. Пока ещё владеешь ты энергией, которую тебе я дал. Скажи, хотел бы ты вернуться на землю грешную?
Евгений: Хочу.
Гагтунгр: Я предоставлю шанс. Вернёшься снова ты в Энроф бурлящий жизнью. Родишься принцем, станешь королём и подчинишь весь мир. Весь мир. Идём!
Появляется Озолин
Евгений: Учитель? Ты тоже здесь?
Озолин: Удивляться нет причины. Гагтунгр мой господин. Евгений, вспомни, чему тебя учил я. К чему готовил. Благодаря моим большим урокам познал, познал ты превосходство  над другими. Любого смертного ты в силе превосходишь. Иль хочешь ты учителя предать? Предавай, но помни: останешься с позором навсегда. Отвергнут будешь, ты моею школой.
Евгений: Учитель, о чём ты говоришь? Какой позор, какая школа? Коль ты у трона чёрного стоишь.
Озолин: Ты  клялся ученик. Слово нарушать негоже.
Евгений: Да, клятву я давал, но вот кому - не ведал.
Появляется Эрлидор
Евгений: Странник божий! Ты не погиб!
Эрлидор: Как видишь, нет. Я лишь ушёл в синклит Шаданакара. Эон меня  послал, когда обрушились кошмары на тебя. Но, к сожалению, ты не понял, о чём я говорил. Надеюсь, что поймёшь сейчас. Мучителен решенья час. Слушай. Был день. Журчали под солнцем два родника. Чистый родник поил луга, мутный поглощал всё в себя. Первый родник пытался вырваться из оков земли, чтобы своим водами умыть весь мир, дабы принести ему свежесть и чистоту. Для осуществления своей мечты ему не хватало одной капли. Второй родник пытался втянуть в себя все воды земли, зная, что без воды никто не выживет. Но и ему не хватало одной капли, чтобы сделать решающий вдох. Оба они молили  о дожде. И пошёл дождь. И прошёл дождь стороной. Когда туча проплывала над ними, отправилась в путь последняя капля. Достигнув земли, она услышала речи  соперников.  «Иди ко мне» - манил её мутный родник,- « Ты дашь мне силу. И возьму я в себя все воды мира. Ты никогда не испаришься и будешь самой богатой каплей». «Иди ко мне»- просил её чисты родник, -«И ты дашь мне силу выплеснуться через край. Я орошу все пустыни и воспарю к облакам.  Я покажу тебе звёзды  и мы сами станем белоснежными облаками». Капля сделала свой выбор. Сделай и ты.

Евгений: Быть погружённым во тьму не хочу.
Гагтунгр: Не торопись, Евгений, не спеши. Подумай крепко прежде, чем решишь принять решение. Хотел бы ты узнать, что с Джейлой?
Евгений: Хочу.
Гагтунгр: Ошибка сделана тобой. Она погибла.
Появляется Джейла.
Джейла: Не верь Евгений. Жемчужина расправилась со мной. Но не погибла я. Нет, нет любимый мой. Я вознеслась в слои Шаданакара. Умею я летать. Пойдём со мной. Дай руку мне.
Евгений:  Рука отяжелела словно, поднять нет сил.
Гагтунгр: Нет, мой милый, так просто не уйдешь. Мы слишком много сил в тебя вложили.  Жемчужину носил ты долго, так долго, что, энергия моя в тебя проникла, словно яд и чёрным поясом тебя со мной сковала. Коль хочешь ты уйти, сразишься с Озолином.
Озолин хватает Евгения за руку, выталкивает его из луча. Евгений вынимает меч.
Озолин: Евгений, не надейся на успех. Со мной сражаться, всё равно, что играть с огнём.  Зачем же, рисковать. Останься с миром с нами.
Евгений: Смириться?! Нет! Достаточно, учитель, мне твоей учёбы.  Спросить я должен с тебя за всё.
Озолин: Безумец. Но прежде, чем начнём мы битву, послушай: если бой ты проиграешь, то превратится в прах твоя душа. И миллионы маленьких пылинок падут на дно гашарвы. Оттуда ей возврата нет. Энергия твоя вольётся в чёрный грегор хозяина.
Гагтунгр: Начинайте.
Евгений: Кто раньше времени торопит результат, тот может быть последствиям не рад. Можно ошибиться. Не забывай, коварный Озолин, учеником я был  способным, даже очень. Меня хвалил в своё ты время между прочим. Кто учится мечом у Озолина, тот постигает дьявольские тайны. Он есть в тебе, но он есть и во мне, огонь победы.
Озолин: Ты зря храбришься. Слышал, что сказал хозяин?
Евгений: Тебе – хозяин, ты и начинай.
Озолин: Ах, так, безумец. Получай.
Начинают драться на мечах.
Гагтунгр: Старайся, Озолин. Я помогу энергией.
Эон: Никто не вправе вмешиваться, помни. Свободным поединок должен быть.
Гагтунр: Опять проклятые слова, как будто цепью руки мне ковали. Опять мечты о крыльях, голоса, я снова в сумрачной печали.
Борьба продолжается, Евгений делает выпад, задевает мечом шею врага.
Озолин исчезает.
Евгений: Исчез мой враг. О, как легко на сердце. Очистился от скверны. Как хорошо.  ( Вбегает в луч. Эрлидор и Джейла протягивают руки. Он берёт их в свои ладони, они ведут его к Эону.)
Эрлидор: Вы довольны?
Джейла: Я счастлива!
Евгений: Любимая!
Джейла: Мы снова вместе, дорогой, мы вместе(плачет). И больше нас никто не разлучит.
Эрлидор: Знай, Евгений. Ты был той каплей роковой, которая дала возможность свету торжествовать над тьмой. Теперь твой путь лишь в горние миры через чистилище к синклиту мира.
Евгений: Как хорошо, когда освобождён от  тягот зла. Становятся понятными простые вещи. Любовь мне не заменит никакая власть. Нет! Силой мир не изменить. Любовью, только лишь любовью. И красотой. Я готов идти, я жажду перемен и знаний.
Эрлидор и Джейла уводят  Евгения. На сцене появляются
Эон и Гагтунгр.

Эон: Всё кончено. Ты снова проиграл.
Гагтунгр: Отпусти меня, прошу. Верни энергию
Эон: Владей и помни: отец всех любит сыновей своих и ждёт их возвращенья.
Гагтунгр: Энергия! Энергия ты вновь со мной! Возвратиться? Стать ангелом? Летать вокруг тебя?
Эон: Я никого не принуждаю. Свободы выбора я не лишаю и тебя. Ты можешь быть таким, каким захочешь. Судьба твоя – твоя судьба.
Гагтунгр: Не говори мне слов таких, родитель, они моё сознание мутят и заставляют возвращаться к мечте о крыльях. Но я не сдамся. Я снова украду монаду. Столетие пройдёт и я возьму за поражение реванш.
Эон: Да, ты придёшь, носитель тьмы и зла, и даже многого добьёшься. Но потом  ты разобьешься о царство мира и добра, которое вослед настанет. И в прах разбившись ты уйдешь, злом мировым быть перестанешь, ко мне уйдешь. Мечта о крыльях тебя вернёт, и крылья белые получишь и зло последнее умрёт.
Гагтунгр: Не надо, хватит! Не пророчь. Мне тяжко. Не могу я слушать. Не в силах я себе помочь, От слов твоих дымятся уши. Отец, ответь мне, почему я не могу против простого слова устоять?
Эон: Ты правда хочешь это знать? Скажу, хотя и зря. Меня сейчас ты не поймёшь, заря в тебе молчит, и тёмным ты уйдешь. В начале было слово…
Гагтунгр: Не говори, не говори. Мне снова, плохо, я слабею! Я не могу тут больше находиться. Я ухожу. И не с кем мне проститься ( покидает сцену)
Эон обращается к залу
Эон: Дети мои. Зло отступило, но борьба ещё не окончена. Оно ещё вернётся.
Окончательная победа над ним будет зависеть только от Вас. Она будет достойна человечества, если человечество будет достойно её. Пройдя через страдания, человечество очистится и в награду за прожитую историю получит тысячелетнее царствие добра и света. Золотое тысячелетие будет первой ступенью на пути к бессмертию и богочеловечеству. А поможет вам на этом пути слово. Молитесь дети мои и уйдут болезни, отступит тоска, исчезнет раздражение на близких ваших и на друзей ваших. Не в мече сила, а в слове.
Выходит Евгений, читает молитву


Евгений: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё.
Да приидет Царствие Твоё; да будет воля твоя и на земле,
как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости
долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас
во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо
Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.