Послесловие к первому изданию

Олег Новоселов
 Прошло два года  с момента публикации «Учебника для мужчин» на бумаге и в Интернете. Читателям книга понравилась,  их число растет, и они растащили ее по сети. Книга живет теперь собственной жизнью, не подконтрольной ее автору.  Появились предложения о переводе и издании большими тиражами. Пришло время сказать, что это за книга на самом деле.    Прежде всего, это базовая концепция, базовая модель этологии человека.               


                Место этологии человека в системе наук.


Для начала разберемся, что такое система наук вообще.

Объективно существующий окружающий нас мир состоит из физических объектов. Эти объекты имеют определенные физические свойства,  состоят из молекул, атомов и т.д. Некоторые из этих молекул достаточно большие, и состоят преимущественно из атомов углерода и водорода. Так называемые органические  вещества и объекты. Те органические объекты, которые способны воспроизводиться, называются живыми. И человек разумный это одна из разновидностей живых объектов.  Но при этом он остается физическим объектом. Любые его свойства вплоть до высшей нервной деятельности не что иное, как сложные физические явления. Таким образом,  объективно любой объект, в том числе человек, -  исчерпывающе может описываться  именно  физикой  как наукой о свойствах объектов окружающего нас мира и математикой как инструментом физики. Химия, изучающая состав объектов, де-факто является частью физики. Органическая химия, изучающая состав органических объектов, является разделом химии, то есть частью физики. Биология изучает самовоспроизводящиеся органические объекты (в том числе людей), и  разумеется,  является частью физики тоже.

Такова объективная картина.

Исторически каждая из наук начинала свой путь самостоятельно. Физика с математикой возникли из военного дела и строительства. Химия  произошла из ремесел, связанных с производством красок, клеев, ядов, пищи, лекарств, парфюмерии  и подобных прикладных задач. Биология выросла из охоты, сельского  хозяйства и знахарства. Поэтому эти науки развивались каждая отдельно своим путем. Однако они постепенно сближались, пересекались, и сегодня  уже практически срослись в единое целое – систему естественных наук.

Примерно то же самое, но в большем масштабе,  происходит в так называемых «гуманитарных науках». История возникла из желания древних паханов (царей, князей, королей, шахов и т.п.) увековечить свое имя и деяния, и для этого содержащих грамотеев летописцев. Из желания этих же бандюганов более эффективно управлять населением - возникла социология. И так далее, и тому подобное.

Каждая из «гуманитарных наук» таким образом имеет свою собственную, отдельную от других наук, историю, терминологию, модели, методологию, теории, систему интересов, финансирование, иерархию  и все остальное. Однако объективно все эти «науки» изучают всего лишь различные  нюансы поведения одного единственного биологического вида – человек разумный. То есть де-факто, как ни крути, занимаются не чем иным,  как этологией человека - разделом биологии.

В итоге подобного бардака сооружение системы представлений о человеке полностью аналогично «вавилонскому столпотворению». Вроде бы каждый тащит свой кирпичик. Но при этом измеряет его размеры в собственных единицах, называет его на своем языке, не имеет ни малейшего представления, ни о проекте в целом, ни о сопромате, и приделывает этот кирпичик куда ему вздумается. В результате, конечно, какая-то конструкция получается, но уродливая, громоздкая и совершенно бестолковая. Что мы и видим на рисунке.

 
Рис.1. Система наук о человеке до сих пор.


Если проводить исторические аналогии, то знание людей о самих себе представляет собой "систематизированное непонимание", напоминающее псевдонауку алхимию до изобретения периодической системы элементов и до открытия взаимодействий внешних электронных оболочек атомов. Наблюдаемые реальные явления трактуются кто во что горазд, и при этом нет почти ни одной адекватной трактовки.  Понимание работы врожденных инстинктов в контексте эволюции - и есть та самая периодическая система, которая сделает из гуманитарных псевдонаук естественную науку  этология человека.

Объективно человек является одним из живых существ, биологическим объектом. То есть изучать его должна естественная наука биология.  Любые проявления его жизнедеятельности, будь то культурные, экономические, производственные, исторические, религиозные, политические, демографические или любые другие  - имеют исключительно биологическую природу. Например, культура есть не что иное, как биологический видоспецифический адаптационный механизм  человека  разумного к искусственно измененной им же окружающей среде. Следовательно, поведение человека должно изучаться именно биологами. А точнее - этологами, учеными, изучающими поведение живых существ. Поэтому логично систему знаний выстроить на основе именно естественнонаучных представлений. И это делают именно этологи.


В итоге логичная, естественная  картина системы знаний о человеке должна выглядеть как показано на рис.2.
 
Рис.2. Система наук о человеке с этого момента.


Однако не стоит ожидать, что этологию человека ждет триумфальное шествие по умам людей. Причин много. Во-первых, гуманитарии будут яростно сопротивляться. Их дипломы уже получены и котируются. Их диссертации защищены, их научные регалии напечатаны на визитках. Налажена система запудривания мозгов обывателям и финансирующей "гуманитарные науки" власти. Налажена система обслуживания сиюминутных политических интересов и авантюр этой власти. И соответственно налажено финансирование "научных" проектов и банкетов на международных конференциях. И каждый месяц получается зарплата. И разумеется, ничего из этого никто не собирается менять. Поэтому гуманитарии придумали для обозначения этологии человека ругательный ярлык "биологизаторство", упорно продолжают поносить теорию эволюции,  ее автора и считать гладкокожую бесхвостую обезьяну чем-то принципиально отличающимся от всех остальных живых существ. 

Во-вторых, этология человека как наука пока не просто слаба, а практически как бы и не существует. Точнее существует лишь в умах некоторого числа энтузиастов-одиночек и их читателей. Нет даже не только единых базовых моделей, концепций, но даже общепринятой терминологии. Вся учебная литература по этологии человека - это всего лишь несколько слабо связанных друг с другом ярких научно-популярных работ. Научная же литература по этологии, строго говоря, относится не к этологии человека, а к смежным областям науки.  А раз науки как таковой нет, то нет и государственного финансирования, без которого академической науки и быть не может. Замкнутый круг.  Разорвать его может только создание академического института этологии человека под эгидой РАН. Излишне говорить, насколько это невозможно в той стране, которой сегодня является Россия. Еще менее возможно это на Западе. Так как этология человека - естественная, то есть объективная наука. А значит, она сразу же автоматически ставит вопросы, которые из политических соображений ставить не принято, "не политкорректно". Страшно власти знать истину, страшно понимать причинно-следственные связи. Потому, что придется принимать серьезные решения, а это просто панически страшно. Да и лень. Гораздо спокойнее пустить все на самотек, изображать озабоченность, имитировать деятельность, рассовывая в это время по карманам украденные из бюджета деньги и откаты. 
В-третьих, вмешивается человеческий фактор.  Те этологи-энтузиасты, которые хоть что-то делают, отлично понимают, что они первопроходцы, и их имена будут  вписаны в историю Человечества золотыми буквами. Поэтому, хотя они пока и не признаны большинством современников, а будут признаны только потомками, некоторые из этологов первопроходцев чересчур напыщенны и важны. Что также мешает всем этим гуру объединиться и создавать этологию человека совместными усилиями. Вместо этого они занимаются поиском друг у дружки ошибок и неувязок. То есть, говоря языком этологии, грызутся за место в несуществующей пока иерархии. Кроме того, этологи это такие же люди, как и все. А значит, склонны больше к эгоизму, чем к альтруизму.  Они  больше стремятся  оправдывать собственное поведение известными им инстинктами, чем менять его. И так как они работают в государственных учреждениях, то  они очень боятся гнева власти. И в то же время надеются, что власть поручит им ее обслуживать и станет финансировать. Такая зависимость не позволяет им вести себя более свободно и активно в продвижении и популяризации знаний.

Но самый главный тормоз развития этой науки состоит в том, что этологи не могут понять видовую специфику человека. Связано это с тем, что основной метод этологии - сравнительный. Этологи сравнивают поведение различных видов животных и ищут общие элементы. А так как у человека много видоспецифического инстинктивного поведения, не характерного для других видов, то этологи его попросту  игнорируют, приписывая культурной составляющей. Поэтому большая часть поведения человека так и остается необъясненной.  Этология человека как наука в том виде, в котором она существует сегодня, не в состоянии даже понять, что религии и культурные традиции это адаптационный механизм популяций к искусственной окружающей среде.  То есть не что иное, как прикладная этология человека. Это система эмпирически добытых знаний и приемов работы с инстинктами людей, формировавшаяся  тысячелетиями. Причем, здесь у этологов наступает какой-то рефлекторный ступор. Не могут они видеть в религиях ничего кроме «опиума для народа» и глупости, хоть ты тресни. Видимо уроки "научного атеизма" советских времен въелись в мозг слишком сильно. Это очень большая проблема, мешающая этологам увидеть у человека кроме сходства с животным поведением, его видовую специфику. А значит делающая невозможным создать концепцию этологии человека, базовую модель.


           Место «Учебника для мужчин» в этологии человека и системе знаний.


Эта книга написана в числе прочего  для того, чтобы начать формировать тот самый систематизированный подход, ту базовую модель, ту концепцию этологии человека, которая упорядочит и объединит под эгидой этологии человека все "гуманитарные науки", включая не в последнюю очередь теологию.  Для того, чтобы превратить  накопленные разрозненные мозаичные знания о человеке в единую систему понимания.


                Место  «Учебника для мужчин» в ряду "священных книг".


Правила взаимодействия людей внутри социума, особенно принципы межполовых отношений, во всех человеческих культурах регулируются религиозно-культурными традициями  и регламентируются с помощью так называемых "священных книг".  Так как  в  «Учебнике»  описана внутренняя биологическая логика построения религий, человеческих обществ, исторического процесса и вынесены обоснованные рекомендации по дальнейшему регулированию жизнедеятельности людей и обществ, то данная книга по формальным критериям может считаться одной из "священных книг" Человечества. А так как после вскрытия биологической логики вышеперечисленных явлений и процессов  что-либо принципиально новое сказать уже невозможно, то данная  "священная книга" – по всей видимости, последняя. Некоторые читатели ее так и называют:  "Новейший завет".


                «Учебник для мужчин» как инструмент преобразования общества и корректировки эволюционного и исторического процесса.


Собственно, прежде всего,  именно для этого данная  книга  и была написана. Эволюционный путь нашего вида - это снижение примативности.  А «Учебник» исполнен как катализатор, включающий инстинкт вожака даже у   самца со средним ранговым потенциалом.  Таким образом, он делает сильными именно умных, способных понимать описанные в «Учебнике» причинно-следственные связи мужчин. Механизм прост.  Если у умного самца есть адекватная естественнонаучная модель понимания мира (частично адекватные псевдонаучные модели называются религиями идеологиями и философиями), то он практически непобедим. То есть на биологическом языке -  максимально жизнеспособен. На деловом языке - эффективен и успешен. Что обязательно заметят самки. И будьте уверены, непременно полюбят и нарожают от него детенышей.  Умных.  А умный отец будет знать, как их воспитать.  Кроме того, именно он сделает наиболее успешную карьеру, придет к власти и приведет в порядок иерархию социума. И разумеется, тогда закончится эра матриархальной деградации. И наступит на земле царство разума (древние называли это царством Бога). И прекратятся войны. Ну, вы все поняли.  Причем, процесс уже идет, и значительно быстрее, чем я предполагал при написании книги.

Кстати, каждый желающий может поучаствовать в сопротивлении процессу матриархальной деградации методом распространения книги. И подобно фантастическим прогрессорам Стругацких может принять активное участие в приведении в порядок своей собственной планеты, в формировании новой цивилизации.


Здесь нужно упомянуть  о главной биологической  причине матриархата. Самка  это прежде всего приспособленка. Она всегда видит реальную картину мира. Не глубоко, без понимания причинно-следственных связей, так как ее мозг маленький. Но всегда реальную картину, так как это мозг приспособленки.  Поэтому для самки идеология, мораль и религия -  это всего лишь стихийное бедствие, к которому нужно приспособиться. Самец устроен иначе. Это охотник и воин. Ему нужно глубокое понимание логики поведения добычи и врага. И самец это творец.  Поэтому ему нужно понимать логику устройства мира, чтобы изменять его для себя и самок с детенышами. Чтобы добывать и создавать ресурсы. Поэтому самец обладает мощным мозгом и мыслит логическими схемами. Если при воспитании ему внушить неадекватную схему (идеологию), то он будет пытаться по ней жить, и при этом будет, называя вещи своими именами, неадекватен. А значит - неэффективен, неуспешен. При этом, не видя других схем, будет цепляться за старую, неадекватную. Самки, видящие реальную картинку, в этом случае говорят: "мужик - что бык, втемяшится ему в башку какая блажь - колом ее оттедова не выбьешь". И они, к сожалению, правы. И, разумеется, видя неадекватность самца, самки легко используют ее в своих целях. Таким образом, слабая  самка с маленьким мозгом оказывается явно  эффективнее и успешнее сильного самца с мощным мозгом. Увы. Однако если дать самцу адекватную внятную логическую схему реального устройства мира, то он становится настолько эффективен и успешен, что от матриархата не остается и следа.  Учебник  дает самцу эту схему миропонимания. Делает его непобедимым. И поэтому похоронит матриархат, теперь уже навсегда.

                «Учебник для мужчин»  и русское мессианство.

С точки зрения этологии русские - наиболее северный из европейских народов. Суровые условия и неопределенность иерархии на протяжении многих столетий требовали беспрецедентной  способности просчитывать ситуацию и решать сложные задачи выживания. Поэтому примативность русских очень низка. Настолько низка, что страна является ведущим экспортером не только углеводородов, но и мозгов. Настолько низка, что последние сто лет мы живем вообще без внятной культурно-религиозной традиции. Рассудком. Разумом. Плохонько живем, но выживаем. Более того, разум русских  уже настолько силен, что в значительной степени способен противостоять стандартным разводкам идеологов. Ни фашизм, ни феминизм ни коммунизм - уже не способны сбить людей с толку своими неадекватными моделями миропонимания и призывами к неадекватным действиям настолько масштабно, как у других народов. Даже в отсутствие эффективной государственной системы правопорядка русские умудряются жить "по понятиям", то есть стихийно, автоматически выстраивая примитивную систему правопорядка. Таким образом, мы имеем народ, объективно максимально подходящий для жизни с позиции здравого смысла. Нужно только одно - дать людям простую, но объективную, адекватную, научно обоснованную  модель миропонимания. Не религию, в которую нужно верить. Не идеологию, с помощью которой авантюристы управляют толпой. А именно научную адекватную модель понимания мира и отношений, исключающую какую-либо возможность обмана. Тогда русские построят максимально эффективное общество и будут максимально эффективны сами. И это будет началом становления новой цивилизации, взамен угасающей западной. «Учебник»  дает эту модель.

             

Недостаток книги только один. На момент публикации  я плохо понимал иерархию человеческих  самок, на которой завязан их жизненный цикл. А это очень важно для более глубокого понимания биологической логики их поведения. И понимания этологии человека в целом. Но данный недостаток устраним. Соответствующая глава закончена и включена во вторую редакцию. Идут переговоры с издательством.


Примечание1. Об антропоцентризме.
Человек это объективно одно из животных. Но имеющий некоторую не принципиальную видовую специфику (у слона хобот и инфразвук, у дельфина рыбовидное тело и ультразвук, у сапиенса прямохождение, рассудочная мотивация и материальная культура). Поэтому его нужно изучать как животное, но учитывать при этом его видовую специфику. Однако есть одна принципиальная особенность видовой специфики, которая не присуща ни одному животному. Сапиенс обладает возможностью упорядочивать материю (уменьшать энтропию) способом, отличным от обычного биологического воспроизводства себе подобных. Потенциально более мощным и быстрым, чем тот, которым это делает биосфера. Это его ставит в положение потенциально более высокое, чем вся остальная живая природа. Поэтому объективно он имеет моральное право на антропоцентризм. Однако, разумеется, это никак не должно влиять на способы его изучения.




Третью, последнюю редакцию "Учебника для мужчин" на бумаге  с автографом или в электронном виде можно заказать на сайте автора  http://humans-ethology.com/  Здесь же можно бесплатно скачать или читать онлайн первую редакцию.

Авторская видеопрезентация третьей редакции здесь http://www.youtube.com/watch?v=cMwYI6irdyI