Ходатаица спасения рода нашего

Александр Раков
20 марта — Похвала Пресвятой Богородицы

Говорят, что воспитать настоящего христианина не менее трудно, чем самому пройти монашескую стезю так, как должно её проходить. Богородице было проще, чем любой земной матери, поскольку у земных матерей сыновья бывают хулиганами, алкоголиками, наркоманами, бандитами, даже некоторые святые были сначала колдунами или разбойниками, а Сын Богородицы — безгрешный Бог. На эту тему размышляет благочинный Красносельского благочиния, настоятель храма прмч.Андрея Критского о.Валерий ШВЕЦОВ.

— Будем помнить о том, что Господь Бог наш Иисус Христос понёс грехи всего человечества. За грехи эти Он был жестоко и позорно убит — распят. И всё это прошло через материнское сердце Богородицы, разрывая его на части. И всё-таки в лице св.Иоанна Богослова Она усыновила всех людей и всех простила, ибо ради наших грехов и нашего спасения был убит Её Сын. Поэтому, с одной стороны, да, — Она утешалась тем, что Христос был Сын Божий, и в связи с этим Она переживала радости, недоступные никакой иной матери. С другой стороны, Матерь Божия испытывала скорби, стократ превышающие скорби всех матерей мира. Возможно, поэтому Она и прочувствовала во всей полноте радость воскресения Своего Сына. Ибо там, где большая скорбь, там и большая благодать.

— При этом я слышала, как один батюшка в проповеди сказал, что Пресвятая Богородица — образец смирения. Зная, что Её Сын будет предан на ужасные муки и благодаря этим мукам и смерти лютой спасёт всё человечество, Она все годы терзалась, но ни разу не возроптала, до конца оставаясь покорной воле Божией.

— Прав батюшка. Помните, что сказал праведный Симеон Богородице, когда Она впервые принесла Богомладенца в храм? «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34,35). Пресвятая Богородица знала, что предстоит Её Сыну, не знала только сроков и подробностей.

Но с самого младенчества Сына Своего Пречистая начала подражать Ему в Своём смирении, уничижении и незаметности — ведь и Христос пришёл явить миру не Себя, не просто своё учение, Он принёс нам жертву любви, кровавую жертву, благодаря которой мы все теперь имеем дар новой жизни. О Богородице мы, читая Евангелие, мало что узнаём, разве, что Она присутствовала при таком-то событии. Церковь, отмечая столь ревностное подражание Пречистой страстям Спасителя, выбрала для большинства Богородичных праздников за богослужением чтение из «Послания к Филиппийцам» апостола Павла.

Заметьте, тексты называют богородичными, хотя напрямую к Божией Матери не относятся, а касаются Спасителя. Читаем: «В вас должны быть те же чувства, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богом; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:5—8). Так поступала Пречистая. Так же должны поступать и мы и в таком духе воспитывать своих детей.

Мы должны понять, что воспитание идёт от духа к духу. Меня часто спрашивают: «Что мне делать с ребёнком? Совсем от рук отбился». Отвечаю: «Ваш ребёнок — ваше зеркало. Его проблемы — это ваши проблемы, и благодарите Бога, давшего вам возможность увидеть себя со стороны через своё дитя. Что вы сами собой представляете, так и сыновей-дочерей воспитываете. Горите духовной любовью к Богу — и ребёнок возгорается. Ибо нравственность следует за духовностью, нравственность же без духовности — фарисейство и может искалечить душу детей до такой степени, что они будут способны убить Христа, в первую очередь в себе.
Читал воспоминания о детстве одного советского педагога. Он пишет, что его папа был дипломатом в Китае, но даже приезжая домой в отпуск, работал допоздна. Когда он, бывало, просыпался ночью, то видел под дверью папиного кабинета светлую щёлочку — значит, папа ещё не ложился. Так иной раз и светлая полоска под дверью кабинета отца имеет воспитательное значение, показывая пример трудолюбия, самоотдачи, любви к Родине.

А Матерь Божия может понять и утешить любую мать и является примером для любой матери, ибо столько отстрадала из любви к Своему Сыну, сколько не отстрадала ни одна мать. Она может понять любое материнское горе и уврачевать любое материнское сердце. Она — неисчерпаемая духовная сокровищница для любой женщины, любую скорбь может понять — будь то мать или девица, ибо Она была и монахиней, и Девой, и Матерью. Св.Иоанн Златоуст не зря говорит, что Богородица — первая приятельница и раздаятельница всех благ духовных всему человечеству, и матерям тоже. И поскольку все мы усыновлены Ею через св. Иоанна, Она, как любящая мать, отрёт всякую горькую слезу. И нет в мире родства святее, нежели это духовное родство с Матерью Божией!

Только к Ней мы обращаемся молитвенно: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Ни к какому святому мы так не обращаемся — святых мы просим: «Святый отче… моли Бога о нас!» Её молитва больше, выше и действенней, чем молитва Ангелов, и Архангелов, и всех святых вместе взятых, поскольку Она, будучи Матерью Христа, имеет особую силу ходатайствовать за нас перед Ним. Ей, Царице Небесной, мы вверяем не только себя, но и чад наших.

— Можно ли сказать, что когда нас судит Бог — Он судит, награждает и карает по Божественной справедливости, нам не всегда понятной, а Богородица, будучи земной женщиной, имеет ещё и человеческую жалость?

— Надо понимать, что Бог не только справедлив. Как говорит св.Ефрем Сирин, Отец наш Небесный ещё и человеколюбец, Он милосерд и долготерпелив: «Твои удары, Господи, исполнены любви. Твои наказания пламенеют щедротами. По любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу. Жезлы наказания твоего срезаны с древа милосердия Твоего». А не будь так, где бы мы все должны были быть?!.. А Матерь Божию мы не зря называем «Ходатаица спасения рода нашего».

Приведу несколько примеров. Летом 1676 года хан Нуреддин подступил к обители Почаевской и осаждал её трое суток, угрожая совершенным разорением. Насельники обители горячо молились Матери Божией, и, припадая к раке блж.Иова, братия стала петь акафист, и лишь только запели первый кондак, «Взбранной Воеводе», над церковью явилась Сама Пречистая Богородица с небесными Ангелами, которые обнажили мечи; рядом с Пречистой стоял прп.Иов и молил Её о помощи.

Татары пустили в них стрелы, но стрелы, возвращаясь, ранили нечестивых стрелков. Воины пришли в ужас и обратились в бегство… Другой случай. Однажды, играя с ребятами, восьмилетний Ваня вдруг поднял вверх голову и руки и упал без чувств. Придя в себя, рассказал, что видел Царицу в короне с крестиком… А около Неё было такое сияние… Это видение оставило глубокий след в душе ребёнка. Ваня изменился: сделался тих и задумчив, в сердце его загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной. Спустя время в селе случился пожар. Люди метались и кричали, а Ваня протянул руки к видневшейся за деревьями церкви Покрова Пресвятой Богородицы со словами: «Царица Небесная, оставь наш домик нам, ведь он совсем новенький». Всё вокруг сгорело, а дом Ваниной семьи остался цел…

Пресвятая Богородица не может за нас не молиться, не прийти на помощь, ибо Она — одна из нас, Она исполняет заповеди любви, Она — Мать всему человечеству, Она уже прошла все ступени истории спасения и уже воскресла. Батюшка Серафим Саровский просто говорил, что первым движением души христианской в скорби должно быть обращение за помощью к Матери Божией. Как ребёнок при малейшей опасности бежит в объятия матери, как и христианин должен спешить под покров материнской любви Богородицы.

Адрес: 198218, СПб, пос.Сергиево, пр.Ленина, 22. Тел.738-98-14
Записала Ирина РУБЦОВА