Мы должны бороться за свою русскость до последней

Александр Раков
Иерей Александр Шумский
Актуальные темы / 11.03.2010

Известный священник о росте патриотических настроений в обществе …

«Я в это не верю. У меня складывается впечатление, что здесь выдается желаемое за действительное. Лично я не ставил экспериментов, но уверен, что если я проведу на улицах опрос, я не найду там «россиян». Здоровый русский человек никогда не скажет, что он «россиянин», он скажет, что он русский, причем сделает это «на автомате». В этом я абсолютно убежден», - сказал в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский, комментируя высказывание директора Института социологии РАН, члена-корреспондента РАН Михаила Горшкова о росте патриотических настроений в обществе.

М.Горшков заявил в интервью «Российской газете»: «Мы отмечали у людей и рост патриотических умонастроений. Этому во многом способствовали события августа 2008 г., когда произошел конфликт в Южной Осетии, и руководство России жестко и четко смогло выразить свою позицию и отстоять интересы страны. Невиданное до тех пор дело: когда людей спрашивали о том, кем они себя считают, они в большинстве своем прежде всего стали отвечать "я - россиянин". Раньше, еще каких-то 10 лет назад, говорили в основном "я - русский", "я - татарин", "я - отец семейства" и т. п.».

Как отметил иерей Александр Шумский, «понятие русский - не узконациональное, а вселенское, космическое, и это очевидно». «Как говорил Достоевский, и мы это повторяем и будем повторять, - русский - это православный. А Православие - это религия вселенская, она не может быть привязана к какой-то национальной группе», - подчеркнул священник.

                Я - русский
«Понятие «россиянин» - это понятие плоское, не имеющее ничего общего с русскостью, не имеющее конкретного измерения и глубины. Человек, имеющий минимальные представления о Православии, никогда не скажет, что он россиянин. Это просто смешно», - заметил батюшка. «Россиянином может считать себя любой человек, живущий в своей стране, и это будет правильно. Татарин - россиянин, еврей - россиянин, русский - россиянин. Но понятие русский шире и глубже. Оно имеет совершенно другой уровень самоидентификации», - сказал отец Александр.

«Думаю, что есть в мире силы, которые борются с нашей религиозной традицией, и, в принципе, борьба с русскостью - это борьба с Православием, так как это понятие не кровное, а духовное. Конечно, мы вкладываем в понятие «русский» кровную принадлежность, кровь входит в это понятие, но она - вторична. А первична - духовная составляющая, то есть Православная вера. Поэтому, когда наши враги борются с понятием «русский», они борются с его духовной составляющей, то есть с Православием», - подчеркнул священник.

«Мы должны бороться за свою русскость до последней капли крови. Я - православный русский человек и я благодарю за это Бога. За то, что родился на этой земле, и на этой земле надеюсь умереть. Что бы там ни было, пораженчество для нас сегодня - это предательство. Я не собираюсь порицать тех, кто называет себя россиянами, это их дело. Но не трогайте мою русскость, ребята! Хотите быть «россиянами» - будьте ими, а мне, живущему в великой русской стране, оставьте право именовать себя русским!» - восклицает отец Александр.

«Великая империя русских никогда никого не унижала и не отличалась шовинизмом, национальной спесью. В отличие, кстати, от большинства европейских империй. Русский народ - самый ненационалистический народ, самый терпимый. Наши объятья распростерты навстречу всему миру, всей вселенной. В этом - сущность русской души. И мы будем бороться за нашу русскую душу. Когда говорят о том, что существуют некие «русские шовинисты», то это не более, чем подтасовка и спекуляция», - подчеркнул иерей Александр Шумский.
Русская линия