900 дней Цена одного свидания

Александр Раков
900 дней на фото: павшую лошадь - на еду
ЦЕНА ОДНОГО СВИДАНИЯ

Короткие мамины воспоминания о войне, напечатанные в предыдущем номере газеты, вызвали сердечный отклик моих друзей, не говоря уже о моем сыне, для которого бабушка стала откровением души.

Новый жанр «былинок», придуманный главным редактором газеты А.Г.Раковым, и привёл меня вновь в редакцию «Православного Санкт-Петербурга» с заметкой об эпизоде, вплетённом в большие события Великой Отечественной войны. Вот какую историю рассказал мне много лет тому назад муж маминой подруги Юрий Иванович Каляев.

В годы войны он был майором или полковником госбезопасности, не помню точно, но находился в блокадном Ленинграде и руководил какими-то оборонными работами.

— Город, — говорил он, — представлял собой жуткую картину. Поскольку канализация не работала, все отходы люди выбрасывали в окна. Они свисали застывшими от мороза гирляндами на всех домах, но было не до этого. Боялись, что Ленинград может быть сдан врагу и придется драться за каждую улицу… Таков был приказ, когда я начал руководить строительством секретных оборонительных сооружений. Вот тогда-то я и нашел клад: большую банку с драгоценностями. Солдаты потом перекопали всё вокруг, но ничего не нашли.

— И что вы сделали с этим золотом? — спросила я.

— Отдал в фонд Победы. Командование сообщило, что меня вызовет А.Жданов, но обстановка была такая тяжёлая, что он не смог принять меня. Тогда меня спросили, какую я хочу получить благодарность. Я сказал, что хочу слетать к жене в отпуск. Дали три дня.

— Ну что ж ты, Юра, не мог хоть горсточку бриллиантов спрятать для меня в карман? — шутила его жена.

— Да мы даже не думали об этом, всё действительно было для Победы. А я был так счастлив увидеть маленькую дочку!

— Целый клад отдал за свидание со мной — какая я дорогая! — улыбалась она.

…Да, подумала я, даже в таком коротком рассказе о войне удивительно раскрывается характер русского человека. И добавить нечего.
Лидия СОКОЛОВА, СПб