Рыбалка в Горном Алтае на Бие

Игорь Дергоусов
Чуть больше года о рыбалке я смотрел по кабельному телевидению, не принимая в ней практически никакого участия. Наступил сентябрь 2009 года. Ещё неделю и мне выходить на работу. Всем известно, как в отпуск, так рвёшься, как из отпуска, так и не торопишься. Мои мысли о предстоящем скором выходе на работу прервал звонок из Новокузнецка. Звонил мой старый знакомый Володя, и как бы возвращая долг, приглашал меня на рыбалку в Горный Алтай. Упрашивать меня долго не пришлось, я согласился с радостью. Договорились о дате и месте встречи.
В назначенный четверг я прибыл на Кузедеевскую развилку примерно в 9:00 и стал дожидаться Володю. Минутами пятнадцатью позже прибыл и Володя. В автомобиле у него находилось два пассажира. Ребята вышли. Мы познакомились. Это был Андрей и Гоша, тоже, как и Володя, из Новокузнецка. Перекинувшись буквально парой фраз, мы продолжили своё путешествие. В Кузедеево заправились, что называется под завязку, и далее поехали в сторону Таштагола. При приближении к Мундыбашу, наверняка, каждый водитель желает быть пассажиром и спокойно наблюдать окружавшие автомобиль пейзажи. Уж до того всё было красиво. В этих местах, думаю, правильно бы было устраивать пешие и конные маршруты для художников, фотохудожников, да и для остальных ценителей природной красоты. Перед взором открывался вид гор. Дороги пересекали многочисленные горные речушки. Всё как будто говорило: "Остановись, нарисуй, сфотографируй". Водителю же было не до всей этой красоты, периодически возникавшие серпантины горных дорог не позволяли ему расслабляться и на минуту.
Проехав Мундыбаш, остановились у придорожного кафе, перекусили, устроили небольшую фотосессию, дали передышку затёкшим ногам и снова в путь. До Таштагола доехали без остановок, и без каких либо приключений. После Таштагола водительская "расслабуха" от езды по асфальтированным дорогам заканчивалась. От Таштагола до Турочака предстояла семидесятикилометровая отсыпанная щебнем дорога среди Алтайских гор. Удовольствия от езды по такой дороге мало, да и автомобилю от такой дороги ничего хорошего ждать не приходится. Доехав до Турочака, немного передохнули от бездорожья, повернули на Бийск. В Турочаке сделали вынужденную остановку. На Володиной Тойоте отвалилась защита, и её пришлось снять, так как нарушенными оказались места крепления её к автомобилю. Произведя маленький регламент, поехали дальше и очень скоро увидели то, что нам предстояло преодолеть. За Турочаком дорога была вымощена крупным валуном, очевидно добытым из протекавших поблизости горных рек, и напоминала скорее полигон для испытания ходовых частей автомобилей. Экстрим был обеспечен по полной программе. Дорога между Таштаголом и Турочаком показалась нам гладким асфальтом.
На базу "Огонёк", находившуюся поблизости деревни Озеро Куреево, мы приехали не без потерь. От тряски на Володином автомобиле отвинтился один из болтов крепления в правой передней подвеске, к чему бы это могло привести, известно только самому Господу Богу. Болт на следующий день привёз из Турочака владелец базы, и неисправность была устранена. На этом неприятности не закончились. От персонала базы, проводников на рыбалке, мы узнали, что были дожди, вода в Бие поднялась, стала мутной от грязевых горных потоков, так, что рыбалка в ближайшее время не предвиделась. Надо было ждать спада воды.
Бия - вторая по водности после Катуни река Горного Алтая - берет начало из Телецкого озера. Ее длина составляет около 300 км. В районе города Бийска, сливаясь с Катунью, Бия дает начало Оби. Как и всякая горная река, Бия имела каменистые берега и быстрое течение. Возле нашей базы, а я так думаю и на всём своём протяжении, река была очень живописна и красива. Посмотрев на реку, я был поражен, насколько она отличалась от той, которую я видел, когда приезжал в Турочак на фестиваль авторской песни "Зелёный Рай" в августе 2008 года. Тогда это была река с кристально чистой водой, которую жители палаточного городка даже брали для приготовления пищи. Я купался в реке и смог наблюдать её прозрачность воочию. Но делать было нечего, приговор был безапелляционный, оставалось терпеливо ждать, повезёт или не повезёт в этот раз.
База "Огонёк" представляла собой довольно уютное местечко. Расположенная на берегу Бии, в лесу, ограждённая в большей части тыном, база напоминала райский уголок, очень располагающий к отдыху. На её территории находились пять деревянных двухэтажных жилых домиков для отдыхающих. В отдельном, таком же деревянном, домике находилась кухня с комплектом посуды, где отдыхающие могли готовить себе пищу. А практически у самого берега была размещена большая беседка со столами. В распоряжении отдыхающих, за отдельную плату, находились и моторные лодки с проводниками.
Про свои рыболовецкие снасти я мог бы ничего и не говорить. Они представляли собой, как всегда, комплект тёплой одежды и гитару. Гошины
снасти отличались от моих "снастей" отсутствием гитары. Володя и Андрей вооружены были в рыболовецком смысле по полной боевой готовности. Тут тебе и рыбацкая непромокаемая одежда, тут тебе и разные удилища, а что касается насадок, так складывалось такое впечатление, что ребята собирались открыть на базе магазин по их продаже. Я полагался на снасти Володи, он, когда приглашал меня на рыбалку, сразу оговорился, что возьмет комплект и для меня. Гоша полагался на снасти проводников.
Приехали на "Огонёк" мы ближе к вечеру. Перенесли вещи из машин в занятый нами домик, переоделись по-походному и занялись приготовлением ужина. Гоша и Андрей, на правах старожилов базы, не один раз уже тут отдыхавших, позаботились о деликатесах на последующие дни, заказав у хозяина молодую овечку. С ужином возиться долго не стали, достали различные уже готовые к употреблению и упакованные вакуумным способом продукты, так называемый сухой паёк, не забыли и о горячительных напитках. Вскоре вечеря началась. Выпили за приезд, за знакомство, за то что бы рыбалка всё-таки состоялась. Как обычно бывает в таких случаях, наступило лирическое настроение и в ход пошла гитара. Мы с Володей пели по очереди, в основном, казачьи песни. Это и понятно, в роду у Володи были терские казаки, в моём роду запорожские. Володя пел казачьи песни всем знакомые и давно полюбившиеся, я же пел свои новые казачьи песни, в основном написанные на стихи Игоря Шептухина. Игорь Шептухин, замечательный московский поэт. С ним я познакомился случайно через сайт www.stihi.ru, где Игорь опубликовывал свои стихотворения. Прочитав некоторые его стихотворения на казачью тему, я прочувствовал мелодию к ним, и сообщил поэту о том, что хочу написать песни на его стихи. Игорь, был несколько удивлён, получив моё послание, но тем не менее у нас сложился творческий союз. Что из этого вышло можно узнать на страничке интернета http://skvko.ucoz.ru/forum/13-14-1 Хоть и не виделись мы с Шептухиным, но всё же сдружились. Этому способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, Игорь, как и Володя был из терских казаков, а во-вторых, Игорь  провёл детство и закончил институт в Чеченской столице, в Грозном, и хорошо знал те места, где мне приходилось бывать, находясь в служебной командировке. Вдоволь наевшись, напевшись и награвшись, мы пошли отдыхать.
Утро задалось великолепным. Солнце уже обогревало землю своими лучами, на небе ни тучки, кругом лес, вдали виднелись горы, река, одним словом, красотища. Пришедшие проводники, посмотрев на реку, заявили о том, что река для лова не готова, вода хоть и спала, но не до такого уровня, как надо. Оставалось терпеливо ждать. Пока завтракали, кто-то принёс уже разделанную, заказанную нами, овечку. Володя и Андрей отважились пойти ловить рыбу с берега. Мы с Гошей взялись за приготовление разных блюд из баранины. В итоге у нас вышло четыре блюда: тушеный ливер, плов, шурпа и шашлыки. Шурпу и плов мы с Гошей готовили вдвоем, к шашлыкам же я никого не подпустил. Отделив от тушки ровно столько, сколько необходимо было для приготовления блюд, оставшуюся часть разделили на четыре и отнесли в погреб. Замариновав мясо для шашлыков, я помог Гоше подготовить ингредиенты для приготовления шурпы. Обнаружив, что запасы спиртного у нас значительно убавились, да и для шурпы у нас были, не все компоненты, мы с Гошей нанесли визит в местные магазины, где приобрели практически всё необходимое. Свежую зелень купили в каком-то частном доме. Вернувшись на базу, всё сложили, Гоша занялся пловом, а я, вооружившись ведром и ножом, отправился в ближайший лес обследовать его на предмет наличия грибов.
Обедали в беседке. Рыбаки вернулись ни с чем, я же набрал полное ведро разных съедобных грибов. Отдали должное плову. На свежем воздухе на аппетит ни кто не жаловался. Мы с Володей исполнили по несколько песен. После обеда Володя с Андреем занялись ремонтом автомобиля, к этому времени необходимый болт был приобретён, а мы с Гошей пошли собирать грибы. Впрочем, через пару часов вернулись, набрав по ведру грибов, и занялись приготовлением шурпы.
Ужин превратился в настоящий пир. Глаза разбегались от разнообразия блюд и напитков. По-хорошему, таким количеством разной еды можно бы было накормить взвод солдат, а нас было всего-то четыре человека. На столе стояли овощная нарезка, тушеный ливер, жареные грибы, шурпа, шашлыки (по два на брата). Помимо перечисленных блюд, стол украшали коньяк, водка, красное вино, безалкогольное пиво. Как поётся в песне, "мы смело в бой пошли". Гитара была естественным приложением к ужину.
Утро в плане рыбалки ничего хорошего ни сулило, обстановка сильно не изменилась и мы решили прокатиться к месту, где Бия берёт своё начало, т.е. на Телецкое озеро, и где-нибудь в тех местах попытать счастья с уловом рыбы. Наша поездка удалась, но, увы, только как увлекательнейшая экскурсия. В этот раз я был на пассажирском месте и мог спокойно созерцать красивейшие места Горного Алтая. Для отдыха на Телецком озере был уже не сезон, поэтому на берегу озера было пустынно и спокойно. Мы сфотографировались и отправились в обратном направлении, присматривая место, где бы можно было половить рыбу. Облюбовав одну из полянок, мы решили устроить пикничок, а заодно и рыбку половить. Нарезали овощей, на костре подогрели оставшуюся шурпу, был даже десерт. Одним словом, пикник удался. Рыбалка с точностью наоборот, хотя вода в Бие была намного светлее, чем возле базы. Мы же с Гошей даже и не пытались чего-то ловить, считая это в данной ситуации бессмысленным занятием, просто наслаждались видами местной природы. По пути с Телецкого озера на базу, предпринимались несколько попыток ловить рыбу в разных местах, но все они были тщетными. Зато на одной из скал мы увидели барельеф вождя мировой революции, кем изображение Ильича было туда нанесено, история умалчивает. Паузы в движении, образовавшиеся при ловле рыбы, я использовал для поиска грибов и не без успеха. Ужин был, хоть и с гитарой, но уже не такой обильный. Уж больно сытной была шурпа.
Наконец, на следующее утро, пришли проводники и сообщили, что вода спала до нужного уровня, так что можно выдвигаться к месту рыбалки. Андрей и Володя тут же засобирались и ушли с проводниками. Я в очередной раз подался в лес собирать грибы. К обеду рыбаки вернулись с потерянными блёснами, я с двумя вёдрами грибов. С рыбалкой в этот раз не повезло. В первый день Володя умудрился поймать маленького налима, но тот загадочным способом смог уйти из садка. Этот уплывший налим и был весь наш улов. Домой каждый из нас вернулся со своей частью молодой овечки, Гоша плюс к этому привёз два ведра грибов, а я четыре. Не знаю как мои спутники, а лично я результатами такой рыбалки был доволен.
Вот и всё. На этом мои рассказы с воспоминаниями о рыбалке пока завершаются. Жду Ваших приглашений на рыбалку, и тогда, возможно, мои рассказы продолжатся.