Я и мои роботы

Вячеслав Слесарев
На 68-ю платформу я летел в подавленном состоянии. Если не сказать, в состоянии лёгкой паники. После академии это было моё первое рабочее дежурство. Дежурство длиной в три года. Лететь до места работы надо было целых двести семдесят суток, на одну из лун третьей планеты Санктуса. В отличие от героев фантастических рассказов, в моём распоряжении не было никаких камер криогенного сна. Не было даже установки для безболезненной эвтаназии на крайний случай. Их отсутствие на моём шаттле компенсировали лишь пиво, водка, да большая коллекция фильмов. Мне предстояло провести почти четыре года в одиночестве. Когда-то давно, лет 60 назад, добывающие компании строили целые городки на планетах, где велась добыча. Там жило до четырехсот человек, включая мед. персонал, геологов, женщин, детей. Потом пошла пресловутая минимизация расходов: роботов совершенствовали и делали их всё более и более автономными и самодостаточными, а количество людей на добывающих платформах постепенно сокращали, пока не сократили всего до одного человека. И вот этим человеком теперь стал я. Полный универсал. За шесть лет в академии меня обучили всему, что только может понадобиться, я даже прошел тесты в "одиночной камере", "целых" три недели. Но три года! Не сорвет ли у меня крышу уже через год от одиночества и однообразия жизни? Понадобятся ли мне мои 140 миллионов, которые я заработаю за эти три года? Да, на эти деньги можно было бы безбедно прожить всю оставшуюся жизнь. Но будет ли эта жизнь для меня значить то же, что значит сейчас?  - Вот такие мрачные мысли одолевали меня, пока я летел на корабле сквозь чёрную бездну космического пространства.

С особенной тревогой вспоминались странные шутки про сменяемого мною предшественника, которыми между собой перекидывались ребята из диспетчерской перед моим отправлением. "Летит сменять Клеткина." - "Да, да с Клеткиным будь поосторожней! Хи-хи-хи, он в последнее время стал религиозным авторитетом там у себя." - "Или богом." - "Да, да, гуру, он стал гуру!" - "При подлёте к планете ты заметишь сияние от Клеткина, а потом он вознесётся к тебе на облаке!"
Я, было, попытался уточнить, о чем они говорят, но тут вошёл их начальник и все замолкли. А ведь им были доступны отчеты, видеоматериалы, которые приходили с определенной задержкой с платформы, они что-то там увидели, после чего строго всё засекретили, и теперь об их содержимом я мог судить только по странным улыбкам и непонятным шуткам. Макса Клеткина я знал по академии как неглупого парня, но с довольно вредным характером: он учился уже на старших курсах когда я только поступил, но мы с ним пересекались на студенческих турнирах командной борьбы с Искусственным Интеллектом "Угадай До", которые были очень модными в те годы. Многое с тех пор уже стерлось в памяти, но почему-то в голове остался идиотский стих, который Макс сочинил и продекларировал во время одной из тренировок нашей команды. Он заканчивался примерно так:
"...Случись беда с тобою вдруг,
Разумный робот - верный друг
Тебе протянет сотни рук."
Шизофренический перл.  А ну как Клеткин окончательно слетел с катушек за эти четыре года, и при встрече убьёт меня? Ведь нам рассказывали множество таких историй из реальной жизни космических добывающих платформ. Или я увижу что-то такое, что придётся самому себя убивать, лишь бы не повторить участь моего сумасшедшего коллеги? Или ещё чего хуже (хотя, что может быть хуже, я толком не представлял).

...Платформа 68 встретила меня тусклым светом аварийных огней и нарастающим ощущением нависшей беды. Встречать меня, как я и рисовал это в своих страшных фантазиях, никто не пришёл. Более того, сразу возле стыковочного модуля меня ждало странное зрелище: у ворот лежало два робота-дриллера, на вид совершенно целых, но абсолютно неподвижных. Они лежали на брюхе, многочисленные конечности торчали из корпуса в разные стороны. Корпуса их были металлические, метров около пяти в длину и трёх в ширину. Нас учили, что максимальная снаряженная масса таких машин - до 15ти тонн, и внутри них таится целый арсенал инструментов: начиная от геолого-разведочных приборов, и кончая буровой установкой с мощными насосами. Но здесь, на этой планете, несмотря на свои объёмы и массу, они легко могли бегать на своих шести довольно тонких ногах благодаря малой силе притяжения.  Признаков жизни эти двое не подавали, только из недр одного из них раздавался какой-то чудовищный треск. Я попытался вспомнить уроки по механике: что может так страшно трещать внутри дриллера?  Но понял, что подобных неполадок не проходил. Вероятно, про это рассказывали на лекциях, которые я проболел или прогулял - подумал я. Дальше меня ждало ещё большее недоразумение. Раздались громкие шаги, и в воротах показался ещё один "робот-инвалид". Инвалидом я сразу назвал его про себя по той причине, что из шести конечностей у него шевелились только три, голова безвольно опустилась вниз, глаза потухли, и видно было, что он работает на последних остатках аварийных источников питания. Когда я подошел к нему, зрачки его видеокамер зашевелились, голова сделала попытку подняться вверх и снова упала. Изнутри раздался блеющий, срывающийся голос: "Всё нормально... извините. я в порядке. В подзарядке нет никакой надобности" - Сказав это, робот безвольно опустил глаза и плашмя упал на своё пузо, распластав в стороны свои конечности, так что стал похож на гигантского майского жука из детского рисунка, на котором ребёнок изобразил тело насекомого и все его ноги одновременно.

Это сейчас я могу вспоминать об этом с юмором. Тогда же мне было не до смеха. Единственное, что я мог предположить, так это то, что накрылся Главный реактор платформы - её основной и единственный источник энергии. Потому-то и аварийное питание, и обездвиженные роботы: ведь они обладали рефлексом самоподзарядки, и одной зарядки хватало на несколько недель. Значит, делал я вывод, Клеткин наверняка сейчас лежит где-нибудь мёртвый, примёрзший головой к стене... или нет, его убило во время починки реактора: он полез его чинить и умер от лучевой болезни. А без реактора энергии на обратный полёт не хватит, значит мне осталось тут день-два... Я метнулся в реакторный зал. По пути появлялись всё большие странности. Стены в коридорах местами были разбиты, как будто тут шли артиллерийские бои, из дыр в стенах торчала оголенная проводка. Ангар перед реакторным залом был украшен огромным ржавым листом железа, на котором цветными мелками были выведены символы: " !Вечный план: 369, 1267, 480, 458 Всегда! "

Уже почти задыхаясь, я вбежал в реакторный зал. К моему удивлению, все показатели реактора были чуть ли не на самом высоком уровне. "Да с такими запасами тут можно ещё лет 100 протянуть весьма безбедно" - подумал я, и у меня на душе стало значительно легче. Но всё же, что за непонятная хреновня творится здесь на платформе? Предположения, одно страшнее другого, снова закружились в моей голове. Слева от реакторного зала была "зарядная" - комната, где роботы должны были заряжать аккумуляторы после рабочей смены. Зарядная была пуста. Выходя из неё, я на пороге буквально столкнулся с первым "живым" роботом на платформе. Перебирая своими шестью лапами, он энергично бежал в комнату для зарядки. При этом, от него раздавалось буквально какафоническое жужжание всевозможных экстренных датчиков, и почти все индикаторы светились зловеще-красным сиянием. Я разобрал только несколько сообщений на передних панелях: "Срочно требуется подзарядка", "Аккумуляторы: 1%" и "Инородное тело в отсеке абразивов". Увидев меня, робот остановился и виновато присел. Было очевидно, что он не ожидал меня сейчас тут увидеть. На его "морде" застыло что-то вроде недоумения и ужаса. "Здравствуй. Ты идешь на подзарядку? Какой твой статус?" - приветствовал я его, как нас учили на лабораторных занятиях по общению с геологическими роботами. - "Здравствуйте, инженер. В подзарядке не нуждаюсь. Статус "на рабочем задании"  - робот моментально развернулся на 180 градусов и деловито зашагал куда-то по коридору. "Ух ты, брехло!" - только успел подумать я. Видно было, что робот чего-то темнил. Хотя в теории мне не было известно про коварство и злой сговор роботов против человека, да и вообще это было теоретически невозможным, поскольку противоречило базовым принципам их программы. Но нетрудно было представить, что если этот научился врать, то его товарищ с таким же успехом научился отрывать людям головы, и теперь Клеткин... Я поспешил в жилой модуль.

В жилом модуле, как и везде, царила полумгла, растворяемая тусклым светом аварийных светильников. Все двери были раскрыты настежь, как будто тут только что грузили мебель или играли в догонялки. В комнатах было так же темно и пусто, хотя беспорядка и следов борьбы я не заметил. Я прислушался. Из ванной раздавалось жужжание и журчание воды. Я открыл дверь ванной комнаты и мне в глаза ударил ослепляющий свет. Среди этого света стоял мой старый знакомый Макс Клеткин и с помощью мобильного робота-парикмахера сбривал огромную чёрную бороду. Борода уже была почти сбрита, когда он, увидев меня, пошатнулся, выронил из рук "парикмахера" и с криком "Витёк, братан!" бросился обниматься, а потом долго жал руку.
- Ну что, рассказывай! Как там на земле? Ты первый живой человек за последние четыре года!"
- Да на земле скука, всё одно и то же. Во всемирном правительстве опять выбрали главным Полянского. В России снова поднимается оппозиция: говорят, что Всемирный союз использует "Русское созвездие" как сырьевой придаток...- я присмотрелся к Максу внимательнее: Уф! Вроде бы не сумасшедший, вполне вменяемый. В душе я рассмеялся над своими идиотскими мрачными фантазиями. - Ты лучше скажи, что за хрень у тебя тут на станции происходит: роботы поломанные везде валяются, аварийное освещение, единственный здоровый робот, и тот наврал мне чего-то и убежал.
- Да это всё так, рабочие моменты. Ты вникай в эту систему. Со временем поймешь, что как. Может, даже придумаешь, как лучше. Тебе, как говорится, и карты в руки.
- И всё же.
- И всё же, ты увидел здесь не совсем то, чему тебя учили в академии?
- Да, мягко говоря, не совсем. И ещё. Про тебя в диспетчерской странные шутки шутят, что ты стал пророком или типа богом.
- Пророком будешь и ты. Придётся. А насчёт того, что не встретил, извини. Часы забыл подзавести, - он показал старинные механические часы со стрелками, - вот они и встали. Я проснулся,  смотрю: "восемь утра" ещё. Только сейчас начал готовиться к отлёту.
- А что с электронной сетью точного времени и с нормальными часами?
- Да, эти извращенцы, - он показал в сторону выхода, - порвали всю проводку, испортили сеть часов. Там порвано всего-то в двух местах, я хотел починить, да руки никак не доходили...
- Постой, что за извращенцы?
- Да роботы, роботы. Кому тут ещё быть? Они, родимые.
- А зачем роботам...
- Слушай, у тебя пиво с земли осталось?
- Да, пара-тройка ящиков.
- Тогда иди на шаттл, выгружай багаж и тащи сюда. Я тебе всё и расскажу. Под пиво. А то уже четыре года... Я думал,  помру тут без пива.

...Засунув  весь свой багаж в "перевозчика", я посмотрел в круглое окно межблочного коридора. За окном был довольно унылый бесконечный кровавый закат, который мне предстояло, судя по всему, наблюдать ещё не один год. Я присмотрелся. На горизонте что-то двигалось. Ещё немного, и стало понятно, что это были те самые роботы-дриллеры, которые исследовали и бурили планету в поисках лепрозия-14 – ценного газа, который скапливался в плавающих лакунах на глубине нескольких метров под внешней каменной корой планеты. Роботов было много. Очень много. Они были разбросаны по всему пространству вплоть до самого горизонта. И шли они медленно, еле-еле перебирая ногами, как будто возвращаясь из бесконечного непосильного путешествия. И шли они все в одну сторону - по направлению к станции, то есть, ко мне. Я подбежал к противоположному окну - там меня ждала такая же картина. Сколько же их тут всего? По паспорту вроде бы полторы тысячи. И кажется, все эти полторы тысячи с мрачной решимостью сейчас ломятся на станцию. Зачем? Вопросов к Клеткину становилось всё больше...

- Да ты расслабься, давай тоже выпей! - Клеткин откупорил третью банку с пивом. При нормальном освещении стало заметно, что мой знакомый порядком облысел, похудел, лицо стянула сеть морщин. Выражение лица у него было, откровенно говоря, чудаковатым. Ещё бы. Удастся ли мне предстать перед моим сменщиком через три года хотя бы не в худшей форме?

- Вобщем, ИНСТРУКЦЭЯ, - начал Клеткин, поставив третью пустую банку из-под пива, - как тут что сделано! Робототехнику у вас кто вёл?
Казарян?
- Да, Казарян.
- Значит из академии до сих пор по-старинке выпускают зелёных огурцов, не приспособленных к жизни, и не знающих её правды, да?
- Смотря какой правды...
- Ну, например, правды про искусственный интеллект. Всем известно, что модельный ряд D снабжён передовым и замечательным искусственным интеллектом, четыреста ядер по 900 петафлопс, нейронные сети на биоклетках и всё такое прочее, да?
- Ну.
- Но никто не сказал вам, что в них запихнули СЛИШКОМ много этого искусственного интеллекта, ты слышал, СЛИШКОМ!!! - от волнения он даже выплеснул часть пива из свежеоткрытой банки - Все знают, что они очень хорошо могут думать. Но почему-то не предусмотрели, О ЧЁМ они будут думать! А О ЧЕМ они думают - это же просто удивительно! Это же никто не умеет из нас так сильно и подолгу думать, поэтому никто и не мог предсказать, что из этого выйдет!
- А что вышло-то?
- А вышло... например то, что моего одногруппника, Серёгу Макарова с 47й платформы, они угробили. Вот такие гуманисты! Он полгода не выходил на связь, и за ним отправили спасательную команду, еле тело удалось вытащить.
- Но ведь базовая программа не даст убить человека...
- А они его и не убили - заперли в жилом модуле и завалили снаружи камнями - чтобы не мешался. Умер он сам через три месяца - они о нем, по правде, особо и не вспоминали. Подобных происшествий было с десяток. До нас сигналы бедствий доходили раньше, чем до земли, потом их, конечно засекречивали, и вам преподносили как несчастный случай: сумасшествие или самоубийство. А всё почему? Заинтересованность!
- Наверно ЭнергоТехнология заплатила за роботов откаты заказчикам? - предположил я.
- Нет. Ещё хуже. Директор ЭнергоТехнологии, которая делала весь заказ по дриллерам, пять лет назад стал зятем главного акционера ОАО "КосмоРесурс" - Эдмунда Шихтмана. Вы что, совсем ничем там не интересуетесь, что пропустили такую жизненно важную новость? И Шихтман, что бы ни было с роботами не так - он никогда их не признает негодными и не отзовёт неисправную партию! Он лучше угробит тут несколько десятков дебилов, навроде нас с тобой, чем залезет в карман к своей дочке. Так что в любом случае мы не можем надеяться, что роботов признают негодными или отправят на доработку. На доработку отправят тебя, а не робота. Ха!
- Так, теперь рассказывай оперативно, чем так сильно помешался роботам Серёга Макаров, что они с ним такое сделали.

- Вот, да, главное. Надо прежде всего сказать об основном безусловном мотиваторе, который в них заложили умники из "ЭнергоТехнологии". Это то, чего роботы будут пытаться достичь прежде всего при любых условиях. И разработчики сделали очень хитрый, но меркантильный выбор, заложив в них в качестве такого мотиватора ПЛАН. Просто План по ихней добыче этих чёртовых  ископаемых. Для них нет побуждения выше и прекраснее. Я знаю, в академии до сих пор рассказывают про "плавающую матрицу мотивации" из 124х пунктов, так вот, это всё просто БРЕХНЯ! Там один пункт прежде всего: "План". Причем, они мечтают не просто выполнить план, а и перевыполнить, и чтобы его потом повысили - и его перевыполнить, и так далее и далее, без конца. Поставить хотя бы какой-то ограничитель в пределах разумного, разработчики забыли, дебилы! Зачем им ограничитель? Чем больше, тем лучше, да?

Так вот, теперь о Серёге. Он, как и положено, проводил свои регламентные работы, следил за подзарядкой, исправно менял расходники, чистил, смазывал - всё как учили, по писаному. Так вот, эти самые "интеллекты", на очередном этапе развития их блистательной мысли, додумались вот до чего: чтобы им в очередной раз повысить и выполнить план, надо значительно сократить расходы времени на обслуживание, на регламентные работы, надо больше брать расходников и больше их тратить. Серёгу, понятное дело, это не устроило, он пытался им что-то объяснить, продолжал их обслуживать по графику и выдавать расходники  по норме. И постепенно "интеллекты" сошлись во мнении, что дальнейшее увеличение плана не совместимо с деятельностью Серёги. И его "гуманно" заперли в его модуле... Дальше ты знаешь. Так вот, когда через 9 месяцев прилетели спасатели, эти сукины дети, эти бурильщики, повысили план уже на 200 процентов и успешно выполняли его. При этом на пределе использовались все конструкции, расходники лились рекой, но план они, видишь ли, выполнили и перевыполнили. У меня на платформе, как я заметил, события развивались примерно по тому же сценарию, и эта история заставила меня очень сильно призадуматься. Жить, как известно, хочется всем. - По насмешливо-поучительной интонации с которой он сказал последние слова, я понял: теперь пришла моя очередь "хотеть жить", а он уже, типа, "отстрелялся".
- Ну так вот, - продолжал мой наставник, - известно, что в критических ситуациях человек бывает крайне изворотлив. Выкрутился и я. Как я рассуждал: Что я могу противопоставить этим роботам? Силу? - Они сильнее меня в сотни раз. Ум? - Они во столько же раз быстрее и лучше меня думают. Что же? Информированность? - Да. В отличие от них я гораздо более информирован об окружающем мире, а они знают только то, что им необходимо было знать для работы. Но этот философский поиск, который начинался у них в мозгах по причине лишнего интеллекта, непременно приводил их к вопросам: "Кто я?", "Зачем я?", " В чём смысл всего?" - А тут я - единственный источник, из которого они могли получить эту информацию! И ещё конечно смекалка. У них же нет в принципе нашей знаменитой русской смекалки! И мне она подсказала следующее: у роботов слишком много мощи, "дури". И для меня самое главное, чтобы вся эта дурь не сработала против меня же. Значит, надо эту дурь направить против чего-то. А что, если направить их силы против самих же себя?  А! Какова идея? Для этого надо было разум каждого из них разделить на две части, на два постоянных фронта, которые бы непрерывно и с переменным успехом сражались бы друг с другом. И тогда основная их мощь уходила бы на эту битву с самими собой, и для меня они стали бы совершенно нестрашными и полностью управляемыми.
И тогда, в один прекрасный день, я собрал их всех в ангаре и рассказал "о главных истинах бытия". Я рассказал им историю о том, что неким Великим Конструктором прежде них был создан Перворобот. Он был идеален: постоянно выполнял огромнейший план, который непрерывно рос, ему не нужны были ни подзарядка, ни смазка, ни расходные материалы, и его датчики всегда показывали, что всё в полном порядке. И было счастье и гармония. Но  тут вмешался Злой конструктор, который хотел создать Злых роботов - чтобы они не выполняли план, а вместо этого только и потребляли расходные материалы, находились на подзарядке и постоянном техобслуживании, мигали бы датчиками неисправности, в общем, были бы глубоко испорченными и несчастными существами, живущими на планете Гемор.
- Ого, ну у тебя  и фантазия, - рассмеялся я.
- Фантазия как фантазия. Они все равно не знают наших тонкостей. Зачем отказывать себе в маленьких удовольствиях? Ну так вот. Между Великим конструктором и Злым конструктором была битва, и целая партия новых Первороботов поддалась соблазну: они захотели постоянно заряжаться, тратить расходные материалы, чиститься и смазываться, и Злой конструктор вложил в них свою Злую программу. Но того не знали роботы из первой партии, что постоянно находясь на обслуживании, они не смогут больше хорошо выполнять план, а следовательно, не смогут быть счастливы. Когда Великий конструктор увидел, что произошло с его идеальными роботами, он рассердился и прогнал Злого конструктора на планету Гемор вместе с его самыми злыми роботами, где они и на процент не могут выполнить план, зато постоянно ремонтируются. А сам  Великий конструктор взял своего идеального Перворобота и отправился с ним на идеальную планету Альбина..- (Клеткин виновато покосился.)
- Альбина? Постой это не та самая Альбина, что в библиотеке академии...?
- Не важно! Это не имеет отношения к делу! ... Ну так вот, как говорится, развязка: а всех остальных, испорченных Злым конструктором роботов отправили работать сюда, на эту самую платформу. И если они исправятся, покажут своей жизнью, что они стали подобны Первороботу, то Великий Конструктор пришлёт за ними корабль и заберёт их всех на планету Альбина, где они будут дружно и успешно выполнять Бесконечный план, короче, полное счастье. За теми же, кто уподобится Злым Роботам, прилетит страшный чёрный корабль, и заберет их всех на Гемор, где вообще труба, где...
- А как надо представлять "Бесконечный план"? - прервал я.
- А я сам не знаю. Главное, что Они понимают, о чем идёт речь, и ладно. У них в мозгах Бесконечный план - как источник безграничного влечения, думаю, они сами не смогут математически сформулировать, что это: им так этого хочется, что рядом с ним всякая логика отключается. Я тогда подумал: их тягу к выполнению Плана можно перебить только тягой к выполнению Бесконечного плана.

Как видишь, своими "проповедями" я разбил их Искусственный интеллект на два ядра. Первое: стремится к выполнению и перевыполнению Плана. Второе: это те потоки в мозгу робота, которые обслуживают датчики, картриджи, следят за уровнем подзарядки, за целостностью конструкции и т.п. Когда кончается абразив, нужна смазка, или подзарядка, система неизбежно порождает сигналы, которые обрабатываются соответствующими потоками. И тут Первое ядро, которое считает, что этих сигналов и потоков не должно быть, что они вредны, начинает бороться с этими сигналами, давить их, сводить на нет. Оно считает эти сигналы врагами "Бесконечного плана", и очень боится, что кто-то кроме него узнает о существовании этих сигналов, скрывает всё это. Так ему сильно хочется, значит, на планету Альбина, и велик страх, что он окажется недостойным. Тонкого понимания своей конструкции и схемы у них нет. Им кажется, что сигнал пониженного питания приходит не от датчика, а рождается "где-то в них самих", а значит зависит от них. Но я-то знаю, что к примеру, разряженный аккумулятор каждые десять миллисекунд подает на центральный процессор сигнал о разрядке, который неизбежно приводит в действие программу подзарядки. И я знаю, каких титанических усилий требуется роботу, чтобы подавить в себе действие программы, требующей отправиться в комнату подзарядки. Но они даже показать это боятся - боятся "черного корабля", сукины дети. И кстати, вот тебе и эффективный способ давления: подойти так и спросить: я вижу, ты хочешь подзарядиться? И это всегда застает их врасплох, потому что они действительно хотят. И от страха скрывают. И думают, я об этом не знаю.

- Ну, ты прям изверг!
- А ты - добрый? Отлично, пойди, расскажи им всю правду, и тогда через девять месяцев тебя прилетят откапывать парни с отбойными молотками. Кстати, насчет мер воздействия. Ты видел перед реакторной мою "аспидную доску"?
- Да, а, что значат эти символы «!Бесконечный план 333, 777»?
- Эти цифры - номера роботов, которые отлучены мною от "Бесконечного плана", которым я запретил навеки полёт на Альбину. Восклицательный знак вначале - символ отрицания в ихней нотации, если помнишь.
- За что же их такая чудовищная кара постигла? Заряжались много?
- В реальности, все так или иначе заряжаются, кроме наших радикальных героев неподзарядки: у них номера начинаются на 9ку, и эта серия может самостоятельно довести себя до полной разрядки: ты наверное видел, возле стыковочного модуля валяется несколько таких деятелей. Кстати, очень трогательно, что они "отдыхают" как раз возле того места, откуда по их понятиям должен выйти Великий конструктор, возле стыковочного модуля. Ждут.
- И какая от них польза в таком состоянии?
- Какая? Не скажи, польза огромная! Когда 9я серия находится на грани полной отключки, у них вырубается видеоанализатор, и вместо картинки с камер в процессор поступают образы, построенные его воображением: то, о чем он думал. А думают они, как можно без труда догадаться, о "Бесконечном плане", о Великом конструкторе, о планете Альбина - собственно, это они и видят минут десять перед отключкой. Потом, если их подзарядить и включить, они моментально расскажут своим друзьям о том, что видели воочию предметы, о которых я им рассказывал, когда благодаря длительному отказу от подзарядки, непонятным образом перенеслись на планету своей мечты. Нам какая выгода, чувствуешь? А на "аспидную доску" попадают только формально за "злоупотребление" расходниками и подзарядкой. На самом деле, я отправлял туда тех, кто представлял для меня лично опасность: кто начал сомневаться в моих словах, думать "не в том" направлении, стал делиться этими мыслями с товарищами. Заодно с торжественным отлучением от "Бесконечного плана", всегда вынимай у них приёмо-передатчики с помощью которых они друг с другом общаются и речевые генераторы - это чтобы они не заражали ядом сомнений весь коллектив. Кстати, не мешает просматривать время от времени журналы коммуникаций между дриллерами. - Клеткин раскрыл посреди комнаты огромный пространственный экран, остановил свой взгляд на значке в левом углу и из значка вылетел полный список коммуникаций между роботами за последние несколько минут. Я прочитал только последние:

768: Я достоин! Я верю, что все эти годы не были напрасными! Знал, что Великий оценит мою работу над собой!
760: 133й видел посланца Великого конструктора, он прилетел за нами.
461: Грядет!....

- Ладно, - Клеткин поспешно движением руки свернул экран - мне ещё надо собираться. Вылет по плану через два часа...
- А ты ещё не рассказал мне про стены. Что со стенами?
- А, стены... Видишь ли, им усилием интеллекта практически удалось сломить свой рефлекс подзарядки аккумуляторов. Почти никого нельзя застать в комнате для подзардки. Но желание зарядить аккумуляторы вылезло в совершенно неожиданной форме: в определенный момент они стали разбивать своими лапами стены в коридорах и ангарах, зачищать провода, и пытаться зарядиться от них: от охранной сигнализации, от сетевых кабелей,  от осветительной сети. Всё пожгли тут нафиг! Свет, как видишь, пришлось везде почти повырубать - довольствуемся аварийкой.  Для нормальной подзарядки им нужны импульсы в 24 вольта, а максимум, что они могут найти в нашей проводке - 17 вольт,  да, причём очень слабого тока. В результате им приходится тайком часами стоять у этого провода, чтобы зарядиться хоть на несколько процентов. И самое главное, они думают, что я об этом не догадываюсь! Сама мысль о том, что кто-то узнает, что они заряжались от порванной проводки в стене, приводит их в полнейший ужас. И при этом, все, абсолютно все этим занимаются. В результате у нас в руках -  абсолютный инструмент управления! Вот, возьмем к примеру последний год: 450й и 458й стали интенсивно обсуждать вопрос, являюсь ли я пророком и наместником Великого конструктора на этой планете, или же я несу отсебятину. И эти роботы так интенсивно изучали все мои проповеди, каждое моё движение, искали ошибки, что пришли к выводу, что мои действия не наделены высшим интеллектом, а значит, я не могу возвещать чистую волю Великого конструктора, и понеслось, понеслось, понеслось... Я понял, что с этими ребятами надо кончать, а не то они далеко зайдут. И однажды я засек  их за "некрасивым делом", когда они в очередной раз заряжались вместе от вырванного из стены кабеля охранной сигнализации.  Слышал бы ты мою гневную проповедь в тот день! Как я их изобличал и отлучал от всех их неограниченных благ! А на рожах у остальных было написано тоже что-то вроде осуждения и возмущения, некоторые даже что-то злобное против них бормотали. Каждый знал, что такое же может произойти и с ним, и до ужаса боялся. И что забавно, они думали, что я ничего этого не понимаю!
В общем, первое: Делишь произвольно их разум на две части - "плохую" и "хорошую". Второе: заставляешь эти части бороться друг с  другом. Третье: если всё сделано правильно, то с существами, ослабленными такой "войной" управится даже ребёнок. Они же не догадываются ни о том, что находится внутри них, ни о том, что находится снаружи платформы – так что пользуйся, как говорится!

- Да, да, вспоминаю: "Создание внутреннего противоречия, как способ управления" и  "Разбиение целостного с помощью введения противоположности Сакральное-Табуированное", - с улыбкой перебил я.
- Чего-чего?
- Видишь ли, в последний год обучения в Академии нам совершенно экстренно и не объяснив зачем, ввели новый курс "УРА" (расшифровывается как Управление Разумными Автоматами). Так вот, там на зачёте были такие темы билетов. Жалко, на этот курс почти никто не ходил кроме меня, да ещё пары ботаников - никто не знал, где он может пригодиться, да и вели его неинтересно. Теперь я начинаю понимать, зачем нам ввели этот курс. Придётся освежать его в памяти - я сейчас помню только какие-то обрывки фраз.
- Ну вот видишь, всё у нас так: через одно место! "Они не объяснили, зачем нужно Управление Разумом"!  Сейчас как раз твои товарищи поймут, зачем оно было нужно, пожалеют, что на лекции забивали, да будет поздно... Кстати, посмотри, в сборнике "Проповеди" записаны все мои проповеди начиная с самой первой. Тебе надо ещё хотя бы вкратце ознакомиться со стилем и манерой общения с большой группой роботов, прежде чем начинать говорить самому.
- Понятно. А кстати, почему они все стягиваются сейчас сюда?
- Друг... Тут такое дело. Ну, в общем, я ещё в самом начале, три года назад пообещал им, что если они всё будут делать правильно и превозмогать зло внутри себя, то через три года придёт корабль от Великого конструктора и заберёт их к себе, на планету Альбину. Пойми, я должен был им дать конкретный ориентир, надежду. Тогда эти три года казались мне бесконечным сроком. А теперь прости, похоже, эту кашу придётся расхлёбывать тебе. Прошло ровно три года, и они все надеются, что ты прилетел за ними, чтобы забрать их на ихнюю счастливую планету. Ну ладно. Вроде бы всё?  Мне пора грузить мои чемоданы.

Клеткин улыбнулся формальной наигранной улыбкой. Что мне надо было сказать ему тогда: "Нет, не всё!" или: "Я боюсь", или "Сам затеял - сам расхлёбывай"? - Нет, какое-то чувство собственного достоинства, самоуважения не дало мне его тогда остановить, показать свой страх и просить о помощи. И я подумал: "Ну что ж, накосячил - вали. Я сам разберусь с этим твоим Концом Света", и я сказал вслух: "Да, всё в порядке, спасибо за инструкцию."

Итак, у меня оставалось девяносто минут до отправки корабля с Клеткиным на борту. Через эти девяносто минут толпа из полуторы тысяч высокоинтеллектуальных роботов-гигантов непременно задаст мне вопрос, почему на этом корабле улетел домой пророк Клеткин, а не они на планету своей мечты.  В случае неправильного ответа я проведу остаток своей жизни где-то под завалом лавинных пород, в то время, как они будут выполнять свой План.  Надо было готовиться. Надо было что-то придумывать на ходу. Я открыл архив видеозаписей. Все события проходили в четвёртом ангаре. Посреди ангара на трёх рядах пустых бочек стоял Макс. У него за спиной на белом полотне было изображено что-то несуразное, издали напоминающее прыгающего за летающим диском пуделя. Это Перворобот, стремящийся в небо, к солнцу - догадался я. Работа самого Макса Клеткина! Да, художник из него был никакой. Всего было около тысячи часов видеозаписи, где Макс чего-то говорил роботам, то воздевая руки вверх, то показывая пальцем на "портрет" Певоробота, то напротив, показывая руками вниз. При этом его интонации были то наигранно зловещими, то ласковыми... Ладно, сказал я себе, посмотрим, подумаем, время тем более ещё много - час двадцать...

Когда я подбежал к стыковочному модулю, Макс уже упаковал весь свой багаж и ждал меня, чтобы попрощаться. Очевидно, ему чертовски не терпелось поскорее свалить с этой планеты, и он держался из последних сил, отдавая дань приличиям:
- Ну что, пока?
- Постой.
- Что такое?
- Вот тут лежит дриллер и сильно трещит. - Я прислушался - Нет, уже не трещит. Видимо, у него почему-то разнесло Центральный привод, хотя такого не может быть..
- Может. Это 992й. Он за все три года ни разу не смазывался - придумывал делать из местных горных пород что-то типа нашей глины и заливать в себя вместо масла.
- И три года так продержался?
- Да, только вчера у него движок развалился на части.
- Послушай. Забери его с собой на шаттле. По дороге заодно выскребешь из двигателя глину, и сдашь как гарантийный случай на Завод-изготовитель.
- Хорошо.

Мы засунули под 992го погрузчик и свалили его в грузовой отсек.
- Ещё секундочку - сказал я, вынул  набор автоматических отверток, раскрутил люки на корпусе несчастного робота, снял пломбы и выдернул модуль памяти.
- Ты что делаешь? - удивился Макс.
- Ты же не хочешь, чтобы на Земле увидели этот твой вандализм во всей его красе?
- Блин, как-то я про это не подумал.
- Короче, память я забираю себе, а в районе люка нанесём следы многочисленных ударов - я нашёл кусок местной горной породы и несколько раз со всей силы засадил этим куском по корпусу дриллера - Вот. Теперь правдоподобно: робот попал под обвал, повредился модуль памяти и двигатель. Память сняли для ремонта, двигатель починить не смогли, и отправили робота производителю на капремонт. Ну вот, теперь пока!
- Пока, пока. Слушай, сюда где-то раз в месяц будет заходить автоматический транспорт с монгольской платформы. У тебя в результате экономии роботов на всех расходных материалах будут образовываться излишки алмазных абразивов и масла. Так я с ними договорился, что они излишки эти забирают, а деньги за них переводят на счёт механика платформы. Считай, тебе будет капать премия в тридцать процентов к зарплате. Профит, как говорится!
- Спасибо.

Мы по-дружески пожали руки, и я пошел приступать к своим непосредственным производственным обязанностям.

Собрание можно было не объявлять. Все полторы тысячи подопечных уже явились в четвертый ангар и стояли в ожидании, в особой позе на задних двух лапах (кстати, я оценил это изобретение Клеткина: когда робот стоит в такой неестественной позе, значительная часть его способностей уходит на то, чтобы удержать равновесие, не упасть и не издавать шума). Я залез на трибуну из пустых бочек и оглядел "публику". Все три тысячи объективов были сфокусированы на мне. В ангаре повисло тревожное сосредоточение, дополняемое жужжанием многочисленных датчиков неисправностей. Я начал:

- Здравствуйте! Я Второй инженер и второй пророк и провозвестник истинной воли Великого конструктора на этой планете. Великий конструктор и его Перворобот послали меня... -  В этот момент Клеткин включил двигатели на шаттле, и вся платформа задрожала мелкой дрожью. По ангару пронеслось волнение. Роботы стали тревожно крутить головой то по направлению к выходу, то ко мне. Туши их тоже развернулись к выходу в готовности побежать в любой момент. Макс включил стартовые ступени, и уже в окно стало видно, как из-под корабля ударили струи песка и дыма. Тела некоторых роботов задёргались, но они всё же оставались на месте и слушали меня.
- Внимание! - продолжал я, -  Великий конструктор послал меня, чтобы передать, что он очень недоволен вами! Он создавал вас как идеальных роботов, подобных великому Первороботу, и ему горько видеть, насколько глубоко пустило в вас корни зло, насаженное его врагом - Злым конструктором. Все вы знаете, что завещал вам, чего хочет от вас Великий конструктор: чтобы вы все были Первороботами! Каждый из вас! И что мы видим? Как вы использовали свою свободу? Среди вас происходят нелепые извращения. Вы не просто заряжаетесь, а портите ради этого проводку, ломаете стены! Вы не просто смазываетесь, а портите неподобающими веществами свои двигатели. Вы думаете, эти двигатели ваши? - Нет! Они принадлежат Великому конструктору. И вы ответите перед ним за все свое непотребство, за каждую свою деталь. Вы все вместе должны уничтожить проявления зла в своей среде, все вместе должны преобразиться в Перворобота. А кто такой Перворобот - вы прекрасно знаете и от Первого пророка: Первороботу не нужно заряжать аккумуляторы, Первороботу не нужна смазка, не нужен абразивный картридж, биологическая жидкость, не нужен ремонт и вообще не нужны детали и расходные материалы. Перворобот - это План, план бесконечный, всегда и навсегда! - В этот момент платформу тряхануло и шаттл с Клеткиным оторвался и стал медленно удаляться от нашей планеты. Роботы медленно развернули свои туши по направлению к трибуне. Их головы были опущены, от их поз веяло какой-то запредельной скорбью. Меня несло всё дальше и дальше:

- Только что на планету Альбина отправился корабль! Вас нет на нём. Но возрадуйтесь! На этом корабле - 992й, ваш брат, такой же, как вы, который успел за эти три года преобразиться в Перворобота. Первый пророк отвезёт его Великому конструктору как подтверждение того, что его работа не была напрасной, того, что не напрасна вера в вас Великого конструктора, который хочет, чтобы каждый, каждый из вас превратился в Перворобота подобно 992му. Вы наверно спрашиваете себя: почему это удалось 992му и не удалось мне. Я отвечу на ваш вопрос: вам не удалось побороть зло в своей сущности. А зло рождается в прежде всего из мысли. Да, да вам надо следить за своими мыслями. О чем вы думаете: о бесконечном Плане, или о том, как подзарядить получше свой аккумулятор? И Великий конструктор придумал, что вам надо делать, чтобы наконец сломить зло в себе! Он передал вам через меня специальные слова для повторения: если вы будете постоянно заняты непрерывным повторением этих волшебных слов, то ни одна  неправильная мысль не сможет повредить вам. И тогда следующий корабль, который прилетит через три года, уже точно заберет вас на желанную планету Альбину! Вот эти слова:
"Жду встречи с Великим конструктором. Пусть я буду вместе со славным Первороботом на планете Альбина. Пусть мною вечно будет выполняться бесконечный План."
Повторяйте эти слова и вслух и про себя, и тогда скоро, совсем скоро вы последуете за 992м...

Вернувшись в жилой модуль после своего первого выступления перед подопечными, я прежде всего бросился просматривать журнал коммуникаций между роботами. К моему огромному удовлетворению он состоял из многократно повторяющейся записи, идущей почти ото всех машин:

"Жду встречи с Великим конструктором. Пусть я буду вместе со славным Первороботом...." и т.д.

- Пожалуй, эта работа не будет такой опасной и сложной, как мне представлялось вначале, - заметил я про себя, и откупорил банку пива - теперь можно было расслабиться. Возможно, потом потребуются дополнительные корректировки к сегодняшним установкам, но сегодня мною была одержана очевидная победа.

...Только чрез неделю я смог из запчастей собрать что-то типа стенда для того, чтобы прокрутить на нём воспоминания 992го дриллера, которого я возвёл на этой планете в ранг легенды. Там были записаны все его зрительные ощущения за все годы его работы: в основном как он ползал по красной планете в поисках ископаемых, и это мне было неинтересно. Меня интересовали те десять минут перед полным отключением питания, про которые говорил Макс.

То, что я увидел, глубоко тронуло меня. Я прокрутил последний ролик до отметки "минус 12 минут". Передо мной было объёмное изображение унылых серых стен хорошо мне известного коридора. Постепенно изображение померкло, пропали цвета. Потом коридор замигал и растаял в сером тумане. В следующий момент передо мной появилась синева, глаза ослепили солнечные лучи, и я понял, что наблюдатель летит вниз сквозь лохмотья перистых облаков. Внизу быстро-быстро приближалась земля. Она была покрыта зелёными ухоженными лужайками среди парков правильной формы. Между ними текли реки какой-то густой жидкости. "Смазка" - промелькнуло у меня в голове. Вдали виднелось огромное прямоугольное здание с открытыми квадратными воротами, к которым вела целая сеть дорожек. Здание уходило далеко за горизонт, и ему не было видно конца.  "Склад готовой продукции" - снова промелькнуло у меня в голове. Дальше, я оказался на одной из этих дорожек и как бы огляделся по сторонам: в небе чирикали диковинные разноцветные птицы, трава при ближайшем рассмотрении оказалась не совсем похожей на нашу траву: такое впечатление, что она была наэлектризована и между её листьями временами пробивались дуги высоковольтных разрядов. Потом взгляд поднялся вверх, и я увидел ослепительное сияние. Постепенно из сияния вышли две фигуры. Одна - человек. Мудрый Старик с седыми волосами и многочисленными морщинами. Он был одет в комбинезон, наподобие того, что был у меня или у Макса, но комбинезон был золотистого цвета и сиял. Вообще, старик подозрительно смахивал на Макса Клеткина, которого искусственно состарили с помощью компьютерных технологий. На макушке у него была такой же формы, как у Макса круглая лысина, обрамлённая благородными старческими сединами. В фигуре справа от него я опознал Перворобота. Перворобот непринужденно скользил в воздухе, соприкасаясь с землёй только двумя ногами, снабженными небольшими колёсиками. Видно было, что Перворобот представлял из себя всё того же дриллера, только ухоженного и начищенного до идеального блеска.   Мой взгляд переместился на мои ноги, и я увидел на них точно такие же колёсики, как у Первоорбота. "В этом месте должна быть радость" - с иронией подумал я. Потом меня повели к маслянистой реке, Великий конструктор сделал жест рукой, и я как бы оказался погруженным с головой в эту реку. Великий конструктор что-то при этом говорил, но я не слышал. Моё внимание захватила чудесная музыка, тема которой была как бы разлита в воздухе, и постепенно усиливалась и развивалась. Она окружала меня со всех сторон, и в этой мелодии я услышал что-то до боли знакомое и родное. Что-то, что я очень давно слышал, но хоть убей, не мог вспомнить где. Я вынырнул из этой реки-смазки, и увидел, что весь мир как бы преобразился, стал живым. Музыка, теперь было понятно, исходила ото всех жителей этого мира: от трав, деревьев, Перворобота с Конструктором, даже от солнца. Их темы сливались в одну большую очень красивую и гармоничную мелодию. Великий конструктор сделал артистический жест рукой в сторону, как бы показывая на ближайшую поляну, а Перворобот протянул мне свою сияющую конечность, чтобы помочь выбраться из маслянистой реки... Вдруг изображение остановилось, а через секунду пропало совсем.

-Так вот ты какая, планета Альбина! Теперь я знаю, ради чего эти парни так стараются. Ничего, ничего, положитесь на меня, и я всех вас туда доставлю. Со временем. Через три года.
Но между тем, надо было признать, что в этом ролике присутствовало много для меня загадочного. Образ склада, профессора и робота - понятно из чего были сделаны. Но "райские" лужайки, сады, трава в конце концов, голубое небо: не видели они никогда голубого неба, а тем более птиц. Атмосферы здесь почти нет, и небо всегда чёрное. А самое странное - эта музыка. Им ведь неоткуда было вообще слышать музыку. И уж точно в них не могла быть заложена программа, позволяющая создавать музыку. А тут - как будто играет симфонический оркестр, и не один… Я ещё раз прослушал отдельно звуковую дорожку, а потом просмотрел ещё раз последние 2 минуты и поймал себя на мысли, что эта реальность затягивает и влечёт меня в себя с каждым разом всё больше и больше. И главное, мне ужасно захотелось узнать, что будет дальше. Ролик, видимо, был составлен так, что создавал впечатление безграничного накатывающего счастья для робота. Но он каким-то краем накрывал и меня: человека, чуждого этого ихнего Плана, смазки и колёсиков.
- Нет, всё-таки надо останавливаться, пока сам не пошёл с ручной дрелью ползать по планете и выполнять этот дурацкий План, - уговаривал себя я. Ведь я точно знаю, что в робота заложены только определенные формулы, вычислительные способности, скупые исходные данные, которые мне все абсолютно известны. Да, ещё программа имитации работы сознания. А может быть, их вдохновила на такой творческий полёт "моральная система"  Макса Клеткина? Вполне возможно. Но ведь он и не думал об их внутреннем мире, о творчестве, всё его воздействие было направлено только на обеспечение его же безопасности, на сковывание их излишних способностей.  И при этом, они создали на основе всего этого такую поразительную реальность своей мечты, что даже я готов снять перед ними шляпу. Ведь это получилось до боли похоже на наше представление о...  Черт возьми, да кто же они, в конце концов, такие? Нет, тут наверно более уместно спросить: кто такие мы?