69. Итальянские кентавриды

Книга Кентавриды
Глубокая, иногда затаённая, любовь к кентаврам, сквозит в творчестве многих итальянских художников последующих веков, вплоть до наших дней, выдавая подспудное или осознаваемое, но неразглашаемое знание о великом и вольном народе.

 http://kentauris.livejournal.com/231977.html
(Винченцо Соррентино. Кентавр)

Конечно, продолжала развиваться и линия, связанная с остервенелой ненавистью — то и дело возникали реплики или вариации различных кентавромахий и, особенно, ужасающей статуи Джамболоньи, где Геракл зверски убивает кентавра. Но для итальянцев эта линия не совсем типична, и встречается она чаще всего у тех, кто придерживался классицистских манер и сюжетов, либо просто бездумно следовал некоему канону (а может, и послушно выполнял соответствующий заказ). Обыватели ведь чаще всего вспоминают в связи с кентаврами битву лапифов или похищение Деяниры — ну, иногда Хирона с Ахиллом, и потому набор популярных мифологических тем оказывается ограниченным.
Зато как отрадно встречать мастеров, живописцев и скульпторов, которые отходят от академических догм и ищут прекрасное там, где оно, собственно, и обретается — в самой кентаврической природе, в том числе в её женственном воплощении.

http://kentauris.livejournal.com/108117.html
(Франческо Бертос. Аллегория драмы. Около 1710)


Мне кажется, ни в одной другой стране искусство не породило столько образов кентаврид, сколько Италия, начиная ещё с древнеримских времён (мозаики, статуи, рельефы) и кончая нашими днями. О да, мне известны прекрасные изображения моих сестёр, созданные художниками разных веков и континентов, однако именно итальянцы склонны скорее восхищённо любоваться своими моделями, нежели представлять их в гротескном, жалком или срамном виде. И даже если некоторые фигуры представляют собою диковинных мутантов, они всё равно выполнены с нескрываемой любовью и окружены аурой поклонения — как, например, статуя двуногой кентавриды-гермафродита, являющаяся символом города Таормина на Сицилии. Невзирая на физические странности, таорминская кентаврида представлена как царственное божество в короне и со знаками власти в руках.

 http://kentauris.livejournal.com/106060.html


Я связываю этот таинственный феномен пристрастия итальянцев к нашим сёстрам с тем, что некие встречи периодически происходили, и в памяти художников, пусть даже никогда не видевших живых кентаврид в их исконном обличии, сохранялось представление об их грации, тонком уме, красоте и достоинстве.
Так было даже в Средние века, когда воспевать иносущностных было просто опасно — и тем не менее, как чудесна кентаврида-охотница, украшающая романский собор в городе Трани! Чеканные черты лица с проницательными очами, тщательно заплетённые косы, изящный изгиб тела, аристократически породистая рука…

 http://kentauris.livejournal.com/97047.html

И примерно всё то же самое запечатлено в скульптуре Альберто Баццони, мастера 20 века (он умер в 1973 году).

http://kentauris.livejournal.com/274392.html
 

Собственно, именно в 20 — начале 21 веков итальянцы, наконец, дали себе волю и начали изображать нас такими, какие мы есть — или такими, какими они хотели бы нас увидеть в идеале, а не в кошмарном сне.
Даже воинственные лучницы получаются в таких случаях не брутальными, а сияющими и искрящимися, как на картине Алиджи Сассу, который, вообще-то, был не совсем кентавристом, а любителем и мастером изображать лошадей.

 http://kentauris.livejournal.com/407009.html

Подобны весенним цветам девушки-кентавриды нашего современника, художника и сценографа Роберто Сквьявони — их у него целая серия.

   
http://kentauris.livejournal.com/361621.html

Даже там, где Скьявони пытается препарировать свою модель («Анатомия кентавриды»), это не вызывает отвращения — красота господствует в каждой детали, ибо в природе нет ничего некрасивого.


Более того, ныне на эту тему высказываются в своём творчестве и женщины, которым ранее отводилась роль разве что великосветских портретисток и аккуратных рисовальщиц. Однако, если женщины-живописцы иногда всё-таки пробивали себе путь к славе и признанию, то женщина-скульптор до 20 века оставалась явлением очень редким. Сейчас же в Италии весьма знаменита Альба Гонсалес, сицилийка с испанскими корнями. И вряд ли случайно, что у дамы такой профессии и с такой кровью в жилах наблюдается несомненное тяготение к кентаврическим и химерическим образам — кому, как не ей, понимать изнутри их сущность?..

 http://kentauris.livejournal.com/412077.html
(Альба Гонсалес. Кира, кентаврида Энея. 2003)

Кстати, именно эта статуя украшает загородную резиденцию нынешнего премьер-министра Италии, который известен своим неравнодушием к красивым девушкам и… к кентавридам?..
Боги с ними со всеми.

Что мне нравится в итальянцах, так это неизживаемое чувство гармонии и вкус к высокому искусству, благодаря которым они почти органически неспособны создать нечто действительно ужасное, уродливое, отвратительное, противоречащее законам космоса и бытия. Это касается и музыки (итальянский авангард никогда не пытался разрушить память о великой традиции), и изобразительного искусства, и архитектуры, и дизайна простых предметов, призванных не только облегчать человеку бремя его несовершенной природы, но и радовать его душу.
Только искусство, оно одно, заставило нас некогда примириться с господством на земле человечества и либо слиться с ним, преобразившись в двуногих существ, либо уйти туда, где наш образ жизни не возбуждал бы вспышек враждебности, от которой мы за столько веков порядком устали.
Ведь всюду повторялось одно и то же.