С Ханжонковым я жил в одном дворе

Алексей Алексеевич Васильев
В редакцию пришел человек с фотографией. На черно-белом снимке — задумчивый мальчик у новогодней елки. Вроде ничего особенного. Но симферопольский пенсионер Арнольд Царев хранит свое детское фото как реликвию.   


 «Для меня этот снимок — не только привет из прошлого, — рассказывает Арнольд Яковлевич. — Важно то, кто его сделал».
 А шестилетнего Арнольда  запечатлела на пластиночном «Фотокоре» в канун рокового 1941 года жена великого Ханжонкова — Вера Дмитриевна.
 — Мы обитали тогда в Ялте на улице Севастопольской, в общем дворе, — вспоминает Царев. — Наша с матерью квартира была 7а, а Ханжонковы жили в седьмой. В этом же дворе поселилась моя тетка Вероника Бродская, подруга Веры Дмитриевны. Это обстоятельство и позволило мне бывать в доме кинематографистов. Для тех, кто смутно представляет, кем был Ханжонков, отвечу тремя словами: создателем отечественного кино.


 Его имя занесено и во все киносправочники мира. Так, среди многочисленных заслуг Александра Алексеевича — один из первых в мире полнометражных фильмов («Оборона Севастополя», 1911 года, совместно с В. Гончаровым). Долгие годы Ханжонков работал на Ялтинской киностудии (тогда — Ялтинское киноателье Ханжонкова, которое он сам и создал). Поэтому любые крошечные бытовые воспоминания, связанные с именем этого выдающегося человека, нам, крымчанам, особенно дороги. — Я часто бывал у них в квартире, — продолжает Царев. — Мэтр с женой теснились в двух мрачных комнатах коммуналки. Меня поражало обилие старинных вещей, фотографий на стенах, старых киноафиш. И среди этого «интерьера прошлого» на кресле-коляске, изогнутой, венского типа, сидел хозяин, Сан Сеич, как игриво, но в то же время уважительно, называла его жена. В отличие от своей жены-щебетуньи Ханжонков был неразговорчив, даже замкнут.


 В то время судьба отмерила ему несколько последних лет на земле, и он словно подводил итоги прожитого — писал книги. Кинематографиста, показывавшего фильмы царю, не очень-то жаловали молодые советские киношники, его практическая помощь, громадный киноопыт оказались не нужны… А вот энергичная Вера Ханжонкова (Попова) продолжала работать на Ялтинской киностудии, даже стала начальником монтажного цеха. Это были предвоенные годы…


— Мы оставались в Ялте до конца лета 1944 года. — говорит Арнольд Царев. — Потом эвакуировались в Омск. Когда после войны вернулись, наша квартира была занята соседями. Ханжонковых тоже не было. Оказалось, когда немецкий комендант узнал, что такой знаменитый человек загибается почти что в трущобе, он велел переселить семью кинематографиста в особняк на улице Боткинской, 15… Нам же идти было некуда. И нас приютили Ханжонковы… Там же, на Боткинской, в октябре сорок пятого Александра Алексеевича не стало…

 Недавно на стене того дома установили памятную доску, на которой ошибочно указали, что именно там жил Ханжонков в Ялте. На самом деле их семья в разное время проживала в трех квартирах. Вера Дмитриевна после смерти мужа переехала в Москву, работала в Госфильмофонде СССР, писала статьи об истории кинематографии. Умерла Вера Ханжонкова в 1974 году. …Эти небольшие воспоминания не случайно именно сейчас появились на страницах «КВ». Дело в том, что 8 августа крымская общественность могла бы широко отметить 130-летие со дня рождения Александра Ханжонкова.


 Но охваченный предвыборной чесоткой Крым проигнорировал эту заметную дату. Ялтинцы же праздновали юбилей известной певицы, хотя, возможно, и были какие-нибудь кулуарные посиделки в честь гения русского кино. Но так, келейно, не на официальном уровне. В Симферополе, если мне не изменяет память, ни разу не проходил фестиваль ханжонковских фильмов. К слову, наша «столичная» кинообщественность также забыла о юбилее. Помнится, были некогда разговоры, о том, чтобы перед Домом кино в Симферополе установить не истукан генерала-шизофреника, а бюсты деятелей кино. И по праву начать с Ханжонкова. Но все это осталось пустой болтовней. Прости, Сан Сеич, нынче крутят другие фильмы...

Опубликовано в газете "Крымское время"  2007.08.17