Вишневый сад 25-ого века робот ФИР

Александр Крупанин 3
                АЛЕКСАНДР  КРУПАНИН                               







                Вишневый  сад

                25-ого века (робот ФИР)



 



                2010

                Вишневый сад XXV века

1

Земляне торжественно, но  с каким-то исступлением отмечали завершение  2500-го года. О  наступление 26-го века.   возвестили десять раскатистых оглушительных ударов грома сопровождавшиеся причудливыми зигзагами и всполохами искусственных молний, прокатившихся последовательно по всем часовым поясам земли.
Люди с шумом открывали бутылки традиционного шампанского, угощали друг друга, распыляли из причудливых, ярко раскрашенных баллончиков эликсир радости, обнимались,  пели!
Все пространство наполнила величественная музыка Баха, и в унисон с ней на горизонте пульсировали сполохи искусственного северного сияния. Толпа притихла. На темном небе появились как бы светящиеся изнутри небольшие белые облака, которые под музыку бессмертного Чайковского закружились в танце, перестраиваясь, меняя ритм, темп, цвет.
После своеобразного «танца маленьких облачков» начался виртуальный концерт мировых звезд эстрады и цирка. Люди активно реагировали на их выступления – кричали, прыгали, свистели.
Потом на небе появились гигантские голографические «живые» картины наиболее важных, эпохальных событий из истории цивилизации. Всеобщее бурное веселье прекратилось, люди с интересом смотрели своеобразный слайд-фильм, живо обсуждая и комментируя увиденное. В финале представления лучшие певцы мира вместе исполнили любимую всеми песню «Земля, ты моя колыбель». Толпа на улице с энтузиазмом им подпевала. Люди были взволнованы. У многих, особенно пожилых людей, в глазах стояли слезы.
Потом   троекратно прогремели раскаты грома, и на небе появились огромные огненные слова: «Прощай, Земля! Здравствуй, Марс!»
Праздник закончился. Да и был ли это праздник? Люди в последний раз встречали новый век на Земле. Родная планета закрывалась на капитальный ремонт. Человечество перебиралось на Марс!

II

Новогодний праздник в семействе Кравченковых по традиции начался ровно в 23 часа торжественным ужином и проводами старого века. Глава семейства Славомир Электронович, профессор знаменитого Семфиропольского университета, произнес длинную речь, содержание которой сводилось к тому, что прошедший век  был, не так уж плох, а завершающий год даже можно назвать хорошим, хотя бы потому, что в нем не произошло ничего плохого. В заключение он прочитал свою знаменитую стихотворную строфу, написанную им еще в юности:
- Старый год уходящий не надо ругать,
Нам его не вернуть и не переиграть.
Это часть нашей жизни уходит от нас,
Все, что в ней пережили, мы вспомним не раз.
Раздался перезвон бокалов, все выпили и налегли на закуски.
- Вообще-то, может быть и не надо ругать прошедший век, да и последний год был не самым плохим, но и хвалить его тоже нельзя! - раздался голос его супруги, Алесии Изотоповны. - Да, слава богу, что все мы живы, здоровы, что эпидемия мышиного гриппа нас миновала, что дети хорошо учатся, что у тебя на службе все хорошо! Но надо видеть, что мир вокруг нас катится в пропасть. Погода просто взбесилась, эпидемии следуют одна за другой. Мой вишневый сад погиб! Да что мой сад, гибнет Земля!
Семейство Кравченковых издавна проживало в Крыму. По семейному преданию, еще прапрапрадед Славомира Электроновича Филипп Кравченко, знаменитый ученый-биофизик, купил на свою Нобелевскую премию этот дом на склоне Кара-Дага,  с большим участком земли, с роскошным вишневым садом, спускавшимся к маленькой укромной бухточке на берегу моря. Это был райский уголок! Был, но в 25-м веке экологический кризис добрался и до него. Кислотные дожди погубили вишневый сад, а мере, прекрасное Черное море, превратилось в клоаку, в которой с бешеной скоростью размножались водоросли-мутанты.
- Ну почему человек после сорока лет становится консерватором? - подал голос старший сын Славомира Феб, студент-археолог. - Что вы постоянно причитаете: «все плохо», «все отвратительно» «все ужасно»? Ну что ты, мама, все время оплакиваешь свой вишневый сад. Старые больные деревья уже давно перестали плодоносить. Ну, признайся, что модифицированная вишня, выращенная на гидропонике, значительно вкуснее и полезнее натуральной. Я верю, что новый год будет годом обновления и радости.
- А нам в школе говорили, что прогресс необратим, что человечество ждет счастливое будущее, - вступила в дискуссию Людамира или просто Лю, дочка Славомира.
- Ну- ну! Поживем – увидим! - проворчал отец.
Проводив старый год, семейство Кравченковых поспешило присоединиться к праздничной толпе, заполнявшей площади и улицы города.
Посмотрев «светопреставления»  они вернулось домой. У дверей их встретил робот ФИР в костюме Деда Мороза. Он с шутками и прибаутками стал раздавать новогодние подарки. Интрига была в том, что их подбирал сам ФИР, который издавна жил в семействе Кравченковых и знал их привычки, пристрастия и тайные желания.
Славомиру досталась гиперкнига , в памяти которой хранились лучшие фильмы, книги, спектакли всех времен и народов. Алесии подарили цветущее карликовое вишневое дерево, выращенное в японском стиле Бонсай . Феб получил в подарок геовизор , позволяющий видеть в двухметровой толще земли все находящиеся там предметы, а Лю – гипермодулятор , с помощью которого можно создавать виртуальные модели всех исторических событий и переигрывать их по  своему  сценарию.
Похоже, что подарки все обрадовали. Только Алесию подарок радовал и огорчал одновременно. Он напоминал о погибшем вишневом саде.
В семье Кравченковых,  как и во многих других семьях шли яростные споры о возможностях переселения землян на другие планеты.
Эта идея появилась в середине 22-го века. Сначала она  воспринималась как нечто из жанра фэнтези, потом ее стали рассматривать как научную фантастику, а с конца  24-го века  уже  как рабочую гипотезу всемирного правительства. К этому  времени неосторожная, неразумная деятельность людей привела к разрушению экосистемы Земли.               

  <Температурный баланс  был нарушен, потепление вызвало таяние льдов Арктики и Антарктики, что привело к затоплению низменных прибрежных районов. Лесные массивы Амазонки, Сибири, Канады перестали существовать, пустыни заняли значительную часть Европы и Америки. Вместо попыток рекультивировать землю этих пустынь, их стали использовать как гигантские помойки, которые отравляли атмосферу на сотни километров вокруг. Человечество превратилось в гигантскую фабрику по производству мусора. Земля просто тонула в отходах человечества.               
Крысы, тараканы, мухи и прочие их мутанты успешно адаптировались к сложившимся условиям жизни на земле. Они  явно выигрывали в схватке с людьми, которые вынуждены были перейти от наступления к обороне и почти перестали без
 большой надобности выходить из своих домов, оборудованных специальной защитой от опасной нечести. Фактически, начиная с 24-го столетия, люди жили   в закрытом пространстве и без особой надобности не покидали помещен.>
Энциклопедия человечества с.1563.               

Все человечество разделилось на две основные группы: геоскептиков и геооптимистов. Славомир Электронович принадлежал к  геооптимистам, которые утверждали, что человечество переросло свои возможности существования на Земле, что оно повзрослело,                должно покинуть свою колыбель и приступить к колонизации других планет. Алесия принадлежала к партии геоскептиков, которые считали, что наступает давно предсказанная мыслителями и пророками гибель Земли, что она гибнет из-за греховной деятельности человека, и надо достойно принять конец земной цивилизации.
  С каждым веком, с каждым годом экологическая обстановка ухудшалась,  партия геооптимистов увеличивала число своих сторонников и в конце 23-го века он пришла к власти на Земле. С этого времени   вся интеллектуальная и материальная мощь человечества была направлена на решение проблемы переселения землян на другие планеты…

 <   Из  всех планет солнечной системы людей больше всего привлекал Марс. Впервые высадка человека на него произошла еще в 2030-м году, через десять лет  заработала стационарная научная база,  Лет 100  она занималась чистой наукой, и ее работа мало интересовала землян, но в середине 22-го века ее ученые сделали фантастическое открытие, создававшее возможность приспособить Марс для жизни людей. Были выращены микроорганизмы, перерабатывающие марсианский грунт в кислород и водород, вывели марсианскую модификацию лучших представителей животного и растительного мира земли, которые стали жить и размножаться на этой планете. Так Марс стал пригоден для жизни землян, и в  связи с ухудшающейся экологической ситуацией на Земле Всемирное правительство приняло решение о подготовке к его колонизации.
На Марс был высажен 200-тысячный десант первопроходцев, которые за 100 лет должен  был подготовить инфраструктуру, необходимую для жизни землян. Началось строительство флотилии  межпланетных кораблей, так называемых плазмеров .  При их создании были использованы все достижения человечества, обеспечивающие надежную и безопасную   доставку переселенцев  на Марс.>               
Энциклопедия человечества с.1976

Семейство Кравченковых, как и многие другие, смирилось с мыслью, что единственная возможность для выживания землян – это переселение на Марс. Создавалось такое впечатление, что Земля взбунтовалась против своих обитателей. Участились землетрясения. Тайфуны, цунами, засухи, наводнения шли сплошной чередой. Череду бедствий дополняли эпидемии. В этих условиях известия о том, что через полгода состоится их переселение, семья встретила с энтузиазмом.
Последний день пребывания на Земле семьи Кравченковых был наполнен предотъездной суетой. ФИР помогал Славомиру Электроновичу упаковывать семейный архив.               

 Алесия  исследовала недра своей сумки, перетряхивая ее содержимое, что-то добавляя, что-то выбрасывая и бесконечно перекладывая какие-то предметы из одного кармашка в другой. Феб вынул из кармана свой микрокомпьютер и углубился в решение какой-то математической головоломки. Людомира, как всегда, болтала по видеофону со своей подружкой.
К вечеру этого же дня семейство Кравченковых было доставлено на остров Маврикий в космопорт . Плазмер, на котором они должны были лететь на Марс, представлял собой своеобразный летающий остров или, скорее, город, вмещавший около 50-ти тысяч человек и имеющий все необходимое для полугодового пребывания людей в космосе. Каждой семье переселенцев предоставлялись отдельные апартаменты. На лайнере были учебные, спортивно-оздоровительные центры, театры, рестораны. В учебном центре школьники и студенты на основе дистанционных интерактивных методов продолжали свое обучение. У взрослых особый интерес вызывали лекции «Марсианского университета», подготавливающие колонистов к жизни на Марсе. Во время путешествия жизнь семейства Кравченковых довольно быстро вошла в размеренное русло и мало чем отличалась от прежней, земной. Примерно через месяц полета их спокойную жизнь прервал сигнал тревоги. Согласно правилам проживания и инструкции по безопасности, которые они тщательно изучили в первые дни, они помчались в центр эвакуации их блока. Было объявлено, что в опасной близости от их межпланетного корабля появился блуждающий астероид. Через три часа был объявлен отбой тревоги, и все разошлись по своим каютам.
Остальные месяцы полета на Марс прошли без всяких осложнений.

1V

Фир, а точнее робот ФИР-5, появился в семье Кравченковых очень и очень давно. Его приобрел еще отец нынешнего главы семейства Электрон Кравченков.               
      
 < ФИР-5  это функционально-интеллектуальный робот пятого поколения. Кроме огромного объемы памяти и способности к самообучению, у  него был так называемый блок совести, включающий систему жизненных ценностей жителя земли. Также  роботу был придан  блок, позволяющий анализировать внешнюю информацию, события и подбирать решение возникающих задач с учетом  этих ценностей. Выпуск роботов серии ФИР-5 был довольно быстро прекращен, так как его конструкторов обвинили  в очеловечивании машины,что строжайше запрещалось кодексом робототехники >
Энциклопедия человечества  с.2002
      
Сначала ФИР выполнял обязанности секретаря, слуги, помощника, а после рождения сына – Славомира Электроновича, или просто   Славы   в нем открылся талант няньки (или, как говорили в 19-м веке, «дядьки»). Он ухаживал за малышом, обучал всем жизненным премудростям, играл с ним, был и любимой игрушкой мальчика, и его мудрым наставником.
Дети растут быстро. Маленький Слава стал Славомиром Электроновичем. ФИР участвовал в воспитании его детей, но не был к ним так привязан, как к их отцу. Да и видел он их не так часто. По обычаю того времени их детство прошло в детских садах и школах-интернатах. ФИР постепенно превратился из няньки в доброго, ворчливого старого слугу, который трогательно заботился о своем уже немолодом воспитаннике. Еще Кравченковы ценили ФИРа, как хранителя традиций, летописца семьи, который досконально знал все, что происходило в семье и мире за последние сто лет. Его воспоминания были очень интересны, и члены семьи с удовольствием слушали его рассказы о былом.
Другие слуги-роботы ФИРа недолюбливали. Одни считали его недоделанным, дефективным, другие – переделанным, слишком умным. По сравнению с молодыми роботами нового поколения, он все делал как-то не так, переспрашивал, уточняя задание, считался с капризами людей, делал не только то, что надо, но и то, что хочется его подопечным. Он использовал чисто человеческие слова: «жалко», «интересно», «плохо», хотя всем известно, что роботы не имеют чувств. Он даже иногда говорил «я думаю», выбирая из нескольких плохо и ему самому вариантов действия одно, лучшее, по его мнению. ФИРу иногда даже казалось, что если у хозяина портится настроение, ему плохо, то плохо и ему!
         Наблюдая предотьездную суету, ФИР подумал о том, что человек, переселяющийся на другую планету не должен забывать о своей родине. Он решил, что его хозяину Славомиру надо обязательно взять на Марс какую-нибудь  вещь, которая напоминала бы ему о родителях, о его детстве на планете Земля. После некоторого раздумья он решил, что таким сувениром  может стать любимая  игрушка Славы, модель гравилета. Ее подарил сыну Электрон Филиппович в день, когда мальчику исполнилось пять лет.  Он хотел сделать сыну сюрприз и запрограммировал игрушку так, что гравилет сам влетел в комнату Славы. В это время мальчик сидел за столом и рассматривал свою коллекцию фотографий знаменитых спортсменов, которой он очень гордился. Увидев влетающий в комнату маленький гравилет, Слава очень испугался. Ему представилось, что это прилетели разведчики из враждебной  планеты, о происках которой он недавно видел грандиозный блокбастер «Битва галактик».
Гравилет сделал несколько кругов по комнате, на мгновение завис над столом и мягко опустился на его поверхность. Открылся люк, из него вышел маленький робот-пилот и сказал: «Космос приветствует тебя! С днем рождения, сын Земли!» Разрядил обстановку вошедший в комнату отец. Он взял сына на руки, прижал к себе и поцеловал.
Этот гравилет на долгие годы стал любимой игрушкой Славы. Как ни странно, но и ФИРу он очень понравился. Особую симпатию он испытывал к маленькому роботу-пилоту. Ему нравилось с ним разговаривать, хотя запас слов и интеллект пилота соответствовал уровню трехлетнего ребенка. Если бы ФИР не был роботом, то можно было бы сказать, что он испытывает почти отцовские чувства к маленькому роботу.
       Чтобы осуществить свой план ФИРу пришлось спуститься в подвал, в котором семья Кравченковых издавна хранила старые вещи. Жизнь идет, самые хорошие игрушки устаревают, и у их владельцев появляются другие интересы. Так со временем попал в подвал и игрушечный гравилет. После долгих поисков ФИР обнаружил его в куче хлама. Он , смахнул пыль с игрушки и нажал кнопку пуска. Как ни странно, но после 40-ка лет забвения игрушечный гравилет «ожил». Загорелись сигнальные огоньки, появился свет в иллюминаторах, открылся люк и из него вышел маленький робот-пилот, отдал честь и сказал: «Готов выполнить ваше задание!»
Если бы ФИР был человеком, то он бы, наверно, расплакался от нахлынувших воспоминаний о детских годах Славы, о прошлом.   
Упаковав игрушку, ФИР вернулся в гостиную. Там никого не было. Он походил по дому, выглянул на улицу – никого. До сих пор ФИР никогда не был один. Вокруг него всегда были люди. Он был создан для их обслуживания, и теперь, оказавшись в одиночестве, он растерялся.  ФИР стал анализировать сложившуюся ситуацию:
- Похоже, что все улетели, а его в предотъездной спешке и суете просто забыли.! -
Он не мог удивляться, эти эмоции были ему недоступны. Он просто не понимал, как его, вырастившего хозяина и его детей, могла оставить, забыть, бросить его семья.
ФИР был воплощением рациональности. Он верил в логику и решил, что Кравченковым будет без него дискомфортно, и что при малейшей возможности его перевезут на Марс.
ФИР расположился в кресле хозяина, стоявшего у окна, из которого была видна дорога, и перешел в режим полусна, в котором он  собирался дожидаться Славомира.
Однажды он услышал приближающийся гул и подумал, - наверное, это Славомир прилетел за ним. - Он встал с кресла и хотел побежать ему навстречу, но в этот момент раздался треск, дом стал рушиться, на ФИРа упала металлическая балка, которая разбила вдребезги его  пластиковый корпус.
С усадьбой Кравченковых, как и со всеми другими, расправился огромный танк-утилизатор, дробивший дома на мелкие части, подготавливающий поверхность Земли для рекультивации. Начался капитальный ремонт Земли.

V
Первые месяцы пребывания Кравченковых на Марсе промчались как один день. Семья получила от администрации большой дом на берегу красивого озера. Все члены семьи были увлечены обустраиванием своего жилья. Славомир Электронович и Алисия в своей половине пытались повторить интерьеры, обстановку своей земной усадьбы. Молодежь свои апартаменты обустраивала в модном стиле космоарта  Славомир Электронович получил должность научного сотрудника в НИИ космогеологии и успешно работал над проблемой добычи ценных материалов на астероидах.    Алисия решила, прежде всего, воссоздать свой вишневый сад. Через некоторое время вокруг марсианской усадьбы Кравченковых появились первые робкие побеги вишневых деревьев. Но Алисия на этом не успокоилась. Она решила свою жизнь посвятить разведению вишневых садов на Марсе, нашла через Интернет единомышленников, создала свою «Вишневую ассоциацию», которая стала так активно действовать, что возникла опасность для яблоневых, мандариновых и прочих садов.
Феб увлекся марсианской археологией и большую часть времени проводил в экспедициях. Он что-то открыл, написал диссертацию и стал крупным ученым, как его прапрапрадед. Людамира поступила в лучший Марсианский университет и стала хорошим космолингвистом.
Обычно после дневных забот семейство Кравченковых собиралось в гостиной вокруг большого круглого стола, обменивалось впечатлениями дня, вспоминало о былом и строило планы на будущее. Как мудро сказал один поэт 20-го века: «жизнь – это миг между прошлым и будущим». Как всегда, события сегодняшнего дня вызывали поток ассоциаций, воспоминаний. И, как ни странно, они очень часто вспоминали ФИРа, как будто это был не робот, а член семьи, который по старости ушел из жизни.
Они не забыли ФИРа на Земле. Просто при переселении запрещалось брать слуг-роботов с собой. Их надо было сдать в утилизацию. Но Кравченковы не могли так поступить. Вот по этой причине ФИР остался один в покинутом доме на покинутой планете Земля.
По прогнозу ученых, лет через 200-300 Земля выздоровеет, покроется пышными лесами и садами. Биологи сформируют заново флору и фауну планеты. По сути дела, она превратится в рай, о котором  веками  мечтали люди!


                25.02.2010г.