Les amants de Paris

София Павлова
андроиду..

 
 
   Удачей считалось попасть на Женину смену. Хотя позже, избалованная и умудренная, я узнала, что надурить машину эспрессо очень тяжело - все равно, все равно - это было хорошим знаком зайти и увидеть ее за стойкой, высокую, полную, улыбающуюся постоянным посетителям.
 
  Вполне вероятно, что она улыбалась всем, но для нас это было посвящение. 
Эта иллюзия избранных, юных, отмеченных в богеме или что это у нас там было, в поздних 70х, где все читали одни книги, по рукам ходил один и тот же Булгаков в самиздате, где существовала книжная толкучка, не спекулянтский привоз, а элитарное собрание, типа клуба собаководов, только хвалились не французскими бульдогами, а  редкими изданиями, день за днем вынося одни и те же драгоценные книги просто подразнить и увидеть лица коллег- интеллектуалов.

Боже !

 Там, на книжном рынке, мы встречались, договариваясь поменять Метерлинка на 5й том
Эренбурга, где за 7й том Библиотеки современной фантастики со Стругацкими на тебя 
смотрели с тихим благоговением. А у меня был железный блат в Облкниготорге, где покойный начальник, из маминой комсомольской компании, позволял прийти к нему 3 раза в год со своим списком !
И, понятия не имея, зачем  мне, сопливой, хотелось именно этих книг, он писал мне размашистым прекрасным почерком  записку на листке из его именного блокнота, которую мне надо было отнести к толстой , жутко накрашенной заведующей магазином "Кобзарь", и она всегда брала эту записку брезгливо, и высокомерно приказывала прийти завтра, мы Вам поищем.
 
И вот, трепеща в предвкушении праздника - чего бы я не отдала сейчас за чистоту этих желаний - бежать на Пушкина, благолепно принимая из безразличных сарделечных пальцев ( только сейчас я понимаю, какую власть она имела...книги были дешевы, но недоступны) - сверток в грубой оберточной бумаге, и, еще не зная, что в нем было "отобрано - одобрено " ... ?? Ею ?! ), я по тяжести решала, насколько удачен в этот раз мой улов.

 Список не был полон ни разу, но самое желанное там было всегда.
Директора книжных баз и магазинов не ходили на книжные рынки, и их бартер блата замыкался на Анжеликах и Мушкетерах.
Им было невдомек, какое сокровище они снисходительно, как лишнее эскимо, дарили мне.
 
 Дома, приплясывая от нетерпения и нечеловеческого предвкушения счастья, я разрезала бечевку и теряла сознание, и не могла вздохнуть. Запах новой книги. Девственный глянец обложки. Пер Гюнт с иллюстрациями Бродского.

..дальше, дальше, О Боже, Айрис Мердок !
Дитя Слова И Черный принц !! И Море, Море !!!
 
Не может быть ! Двухтомник Солоухина ! Макс Фриш ! 

я сейчас умру...дайте мне отдыш...

Новый Андрей Битов ! Ивлин Во!
 
 
 Правда, смешно сейчас ? Вот я встала, прошла к книжным полкам, и слезы, как непрощенный гость или непрошенный.
Я уже перечитала все англоязычное в оригинале, и то, что вывезла с собой при  побеге из России - это жалкие капли...все мое накопленное годами, бесценное достояние, то, что сделало меня мной - кануло, погибло, сгорело, исчезло. 
Мои дети никогда этого не прочтут, да и я сама открываю то, что осталось, и
вздрагиваю в ужасе - не звучит.

Не       з        в        у       ч      и         т   ?
 

Звучит всегда Петрушевская, Время ночь. Моя книга. Моя жизнь. Безотказно - каждый раз, на любой странице - и я в омуте мрака, липком, тянущим на дно.


                Хватит.
 
 
Книжный рынок - утром. Разминка. День из времен застоя, никто не переламывался, но все довольны - Париж. Любой день, любое время - всегда там свои.
За столиками, или на улице, облокотясь на поручни, параллельно Проспекту. Ещё в
троллейбусе смотришь на спины - вот сутулая ( умер), вот (в Германии,   
вот будущий негодяй, на сегодня скандальной репутации гений программирования,
невиданное занятие по тем временам, и все общество в курсе его трагичной любви к первой жене которая вышла замуж за друга и теперь шшш вот она а муж на голову ниже но он так ее любит а бедный слышали он вены себе резал кошмар а  она а она сказала он пьет все время буянит даже каратэ не помогает вот  кресло качалку сломал в припадке назло женился второй раз на дурочке но у него же мама ... нуууу ...аааа...
 
И это не сплетни, боже упаси, это мы волнуемся и переживаем за своих, умных, особенных, парижан.
 
Коренные парижане - свободные художники, скульпторы, актеры, все это на жалком, провинциальном уровне, но НЕ СМЕЙТЕ ! им позволяется заказать кофе без очереди,
особенно, если Женя заправляет. Перегнуться через головы новичков - случайных здесь
мало, и они быстро становятся вроде как своими, но не совсем.
Мне двойной !
Женя улыбается. Двойной просят все. И все верят, что она делает его по-особенному, что-то добавляет, или, наоборот, не добавляет...но я уже говорила, что кофейные машины запрограммированны на определенное количество кофе.
Кофе в Париже всегда отменный.
 

Как и пирожные. Помните миндальные пирожные ? А буше под названием Ленинградское ?
Отдам руку и ногу. Нигде, никогда ничего подобного. Даже в Англии.
 
В мой последний ( всего 2 дня, время....Иванна, ты где ?) визит я купила 4( четыре) торта после клятвенных заверений прирученных мной продавщиц, и так и не попробовала  вкуса юности.
 
Я понимаю, это не торты виноваты.

Это жизнь.

Годами, в Париж. В перерыв, из музучилища. Приклеиться к своей компании, на полчаса. Лотерея выбора столика. К кому подойти ? а может, на улицу ? Там  другая
группа.
 
На глазах у парижан сходятся, кратко влюбляются, вступают в связи, полная свобода
нравов, но это еще не распущенность поздних годов.
Это какая-то чистая разнузданность, интеллектуальная игра.

Ничто много не значит не имеет значения она что беременная а он а он сказал я же предупреждал а она а она будет рожать у нее единственный шанс тихо вот она идет о а он делает вид что ее не знает а как же она теперь а кто ее знает а предложил ей замуж выйти ему все равно в армию а она в позу встала благородства  или надеется что у совесть проснется а сказал что пол деревни приведет что они с ней спали да ты что ну ты же его знаешь а ее муж какой муж он умотал еще когда боже мой позорище какое ну да во дает
 
С годами точки общения перемещались, и мне говорили, что теперь общество пьет кофе в Стамбуле на Жданова, или в Шайбе у Дворца Спoрта. Где бы кофе не заваривался, по
сути это был Париж.
 
В прошлом году первым делом, когда у меня появилась свободная минута, я решила
сьездить на Сталеваров.
 
Сердце в груди вело себя, как адская машина. Стыд прошлого, желе старого унижения или торжества иностранки - вот вам !! ...ближе, ближе...
кто будет там ? узнаю ли я ?

столько лет...что сказать ? подойти ? постучать по спине ?   

Универмаг Украина.
 
 
9 . 8.. 7... 6....  5..... 4 ...... 3 .......2........ 1.......................... 
 
 
Нет заборчика. 

Где вывеска ?!    

ЧТО ЭТО ???


               

                УКРСИББАНК