Не бойтесь смерти!

Михаил Евсиков
   Смерти боятся все или почти все. Это единственное событие в жизни, которое обязательно произойдет. Его можно попытаться отсрочить, но невозможно избежать. За время жизни человек много раз видит смерть других существ. Это событие совсем не редкое, отчего же оно так пугает? Ведь не пугает же смена времен года!
   Не сама смерть страшит, а связанная с ней неизвестность. «Что будет со мной, когда я умру?» — спрашивает человек. И не может найти ответа, как будто проваливается в бездонную пропасть, заглянув в которую его охватывает ужас.
   Смерть обрывает точное знание. Парадокс: могучая современная наука изучила многие редкие явления, но почти ничего не знает о смерти, кроме укзоспециальных сведений об обратимых и необратимых биологических процессах, от которых зависит возможность реанимации.
   Но даже если человек выучит все, что должен знать реаниматолог и патологоанатом, его эти знания не устроят: ведь он хочет знать не что будет с его трупом, а что будет с его сознанием после смерти тела. И вот здесь-то знания исчезают вообще.
   Но природа не терпит пустоты. Вакуум точного знания о смерти заполняют мнения разных философий и религий. Эти мнения не во многом совпадают, больше противоречат друг другу. Зато каждое мнение имеет сторонников, утверждающих, что только оно — единственно правильное во всех подробностях, а все остальные — ложные и их сторонники — печально заблуждающиеся.
   За тысячи лет материалисты и идеалисты так и не пришли к единому мнению по основному вопросу философии (о первичности материи или сознания) и, похоже, никогда не придут. У разных религий тоже разные мнения о рае и аде и о том, где и при каких условиях душа туда попадает и сколько времени может там пребывать.
   Документально подтвержденные реинкарнации, большей частью в Индии, (когда человек вспоминает события из прошлой жизни, они официально протоколируются и проверяются) не для всех убедительны: вдруг реинкарнация была только в этих случаях, или только у индийцев, или только у йогов? Материалисты вообще считают эти случаи фальсификацией или случайным совпадением.
   Бессмысленно ждать, когда о смерти сложится единое общепринятое и логически обоснованное мнение: смерть придет раньше, чем это произойдет. Если присоединиться к какому-нибудь мнению, то иногда будет «грызть червь сомнения»: вдруг оно неправильное или существенно неточное?
   Проблема страха смерти от неизвестности кажется неразрешимой. Но из теории вероятностей и математической статистики можно получить следующее решение (не буду объявлять его единственно правильным): рассмотреть полную группу возможных событий смерти, не обращая внимания на их вероятности или степени правдоподобия (эти величины неизвестны и нет способа их оценить даже приближенно). Полнота группы событий означает, что в каждом конкретном случае обязательно произойдет какое-нибудь из них. Если окажется, что во всех вариантах бессмысленно бояться смерти, то проблема страха смерти будет решена без точного знания о ней.
   Итак, вариант первый, материалистический: души нет, сознание — функция головного мозга, со смертью которого оно исчезает навсегда. Самый древний аргумент против страха смерти: пока ты жив — смерти нет (бессмысленно бояться того, чего нет), а когда она придет — тебя не будет (некому будет бояться).
   Вариант второй: душа существует без возможности реинкарнации. Душа понимается как вместилище сознания, знаний и эмоций. В процессе умирания душа отделяется от тела и обладает собственной чувствительностью, в частности, она способна видеть свое тело со стороны.
   Если душа смертна, то это — возврат к первому варианту, с той лишь разницей, что сознание не исчезает со смертью головного мозга, а еще продолжается некоторое время. Если это время мало, смерти не надо бояться по причинам первого варианта. Если это время велико — тем более не надо бояться, так как сознание продолжает существовать вне тела. Возможно, однако, что сознание не будет непрерывным, то есть умирание тела будет сопровождаться не одним, а несколькими периодами потери сознания.
   Если душа бессмертна, то смерть в смысле потери сознания навсегда не существует, поэтому бояться ее бессмысленно. Но бессмертие души необязательно понимается как возможность бесконечного существования. Существование Земли ограничено несколькими миллиардами лет эволюции Солнца. Возможно, душа может существовать лишь в этом огромном интервале времени, который хотя и не бесконечен, но настолько велик, что его можно считать практически бесконечным.
   Вариант третий: душа существует с возможностью реинкарнации. Это вариант индийской философии, тибетской книги мертвых. После смерти тела душа отделяется от него и продолжает самостоятельное существование независимо от состояния тела, даже, когда оно уничтожено, например, кремировано. По прошествии некоторого времени душа внедряется (реинкарнируется) в новое тело до его рождения. После рождения нового тела душа проживает в нем новую жизнь. В этом варианте человек совсем не боится смерти, так как знает, что проживет следующую жизнь в новом теле.
   Итак, ни в одном из рассмотренных вариантов, охватывающих полную группу событий, не обнаружена целесообразность боязни смерти. Отсюда следует логически обоснованный вывод: не нужно бояться смерти, так как в этом нет никакого смысла. Конечно, человек может бояться не смерти, а боли и страданий или каких-нибудь несчастий, которые могут ей предшествовать. Хотя это вопрос лежит за пределами настоящей статьи, он гораздо легче логически: не нужно бояться будущих событий, которые могут вообще не произойти и, соответственно, не причинить никакого вреда. Будущее непредсказуемо: человек готовится к одним событиям, а происходят другие, к которым он не готовился. Страх сам по себе наносит вред: он может вызвать серьезную болезнь с настоящей сильной болью. Если эта статья поможет победить у читателя страх смерти, она была написана не зря. Живите спокойно.