Суть, сущность, явление. Философия добра и зла

Всеволод Новопашин
         
Философские. религиозные и ведические теории базируются  на основе сохранившихся священных писаний, сказаний, сохранившихся летописей, на достижениях человечества.

Будда, Иисус Христос, Пророк Мухаммед, - были реальными историческими личностями. Непризнание этих исторических личностей  в значительной степени отвергает верующих людей от Бога, и формирует цинизм в неверующих людях. С точки зрения единобожия, мы можем полагать, что Бог обращался к разным народам, имеющим различные жизненные уклады, говорящим на различных языках. Для мусульман Бог - Аллах (Всемогущий), для христиан - Господь Бог.

Непротиворечивость религий очень важна как для возможности мирного существования стран, принадлежащих к различным религиозным направлениям, так и для мирной жизни людей с различными религиозными взглядами в одной стране. Учение Иисуса Христа не противоречит мусульманству, а мусульманство не противоречит христианству.

Атеизм - это нигилистическое учение, для которого важны все вопросы, касающиеся человека, человечества, природы. Ученые же постоянно находят свидетельства реальности библейских описаний событий и явлений в истории целых эпох.

 Осознание людьми возможности мирной жизни на Земле, возможности существования различных рас, народов, - невозможно без реального признания и уважения всех религий, для недопущения ненависти, корысти, соблазна и кастового вырождения. Все теории, стоящие выше религий или заведомо не признающие религии - ошибочны и  противоречивы.

         В неживой природе применяются физические теории. Но у нас есть надежда на то, что есть и другие принципы и теории, относящиеся ко всем явлениям природы. В отличие от физических теорий не живой природы, социальные и исторические теории должны быть направлены прежде всего на то, что они когда-то принесут пользу,  уменьшат страдания. 
         
Просто так, - взять законы физики и начать применить их к социальным явлениям - абсурдно.

  Философия исторических и социальных явлений намного сложнее, чем механика. Все знания в упрощенном виде имеют иерархию и укладываются в сознании человека в такой  последовательности: Логика – Математика – Физика – Химия – Биология – Зоология – Анатомия – Психология – История – Микроэкономика – Макроэкономика - Политэкономия – Музыка –  Юриспруденция –Философия – Логика. Каждая наука может вносить свои изменения и дополнения в Логику вещей, идей и взаимоотношений. Сама Логика не существует сама по себе, а имеет смысл только как прикладная наука, и  она не может быть внутренне непротиворечивой или абсолютной. А если логику попытаться сделать всеобщей и абсолютной, то она и вовсе не будет полезной.
         
В русском языке понятие «вещь» скорее всего подразумевает материальное содержание. В английском языке каждое слово, как таковое, ничего само по себе не означает, смысл появляется лишь в  сочетаниях слов - идиом.  В английском языке «thing» относится и к материальным, и к нематериальным понятиям, таким как институт, семья, совесть и всё другое.
       
Сущности объектов и явлений состоят из множества объектов, имеющих относительно различные сущности. Объекты имеют сложную структуру, имеющую материальное и идеальное содержание.  Эти сущности взаимодействуют между собой. Взаимодействие противоположностей описано в  диалектике, являющейся упрощенной моделью взаимодействия явлений - именно, упрощённой потому, что наша видимость создания противоречий - далеко не две или даже не три стороны. Но учёт противоречивости  основных, действующих противоположностей, - уже является основой для хорошей модели явления.  Упрощенность диалектического подхода состоит в рассмотрении диаметрально противоположных,  разных сущностей.

В действительности, различные сущности не определены абсолютно. Например, то, что является благом с одной точки зрения, совершенно неприемлемо с другой. Одни называют себя материалистами, а сами поклоняются идолам, да и из себя делают идолов, и создают нереальные картины, связанные с каким-то  своими или чужими идеями. Затем за идеи судят или даже казнят других людей. Других можно отнести к идеалистам, которые почти закономерно , в конечном счете, приходят  к вульгарному материализму.

В истории есть много описаний, что в общественных явлениях, в политике,действует такая закономерность - идешь "направо" - приходишь "налево". А идешь "налево" – приходишь "направо". А  сама же оценка противоположностей, почти  всегда, и закономерно - относительна.

                СУТЬ И СУЩНОСТЬ, ЯВЛЕНИЕ

Суть какого-либо явления – это отражение в индивидуальном сознании событий, людей, идей, вещей, представлений, ассоциаций. Или же,  суть – это фотография явления в индивидуальном, субъектном  сознании. Суть может быть, в частном случае, - сущностью какого -либо явления. Сделать суть материальной тоже можно, любую идею можно постараться закодировать в виде цепочки сигналов в нейронах человека, но тогда ничего смысл будет ускользать, что-то понять будет невозможно, поэтому идею лучше считать, представлять - нематериальной.

          Сущность – это наше осознание того, во что превращается суть, сущность показывает нам, куда эта суть движется, идет. Сущность - более объективнее понятие, чем  суть, хотя в сознании каждого человека она отражается также, по-своему, индивидуально.

Анализ сущностей позволяет делать прогнозы того, что произойдет в будущем. Сущность явления в нашем сознании это не только имя существительное, сущность содержит не только наши предыдущие знания об этом явлении, но и содержит наши представления, суждения о  будущих  состояниях, представлениях.
 
          Например, одна из сущностей журналиста – учитель. Негативная сторона журналиста – любопытный папарацци, сущность которых в стремлении писать для прославления своего имени ценой преследования выдающихся людей. Относительность этих сущностей заключается в том, что для конкретной пишущей персоны нельзя установить верный процент содержания журналиста, папарацци или других сущностей. Может быть, и у папарацци бывают добрые порывы и озарения. Кроме того, люди переоценивают своё поведение с течением времени.

Если "суть" субъективна, то "сущность" - более объективна так, что в её описаниях содержится больше солидарности мнений, и в описаниях сущности участвуют общепринятые или локально применяемые теории, гипотезы. Та общность людей, которая допускает определённый общий круг учений и гипотез, может рассматривать науку о сущностях объективной, в то время как суть находится в области субъективности, неопределённости. 
         
Явление – это множество, или совокупность сущностей. Сущности и явления могут состоят из множеств живых и неживых объектов и субъектов. Суть можно считать первым уровнем абстракции ( обобщения). Сущность является уже  вторым уровнем абстракции, а явления – третьим. Явления обобщают сущности. Однако все уровни абстракции могут опускаться до восприятия , соответствующего первому уровню обобщения (абстракции), - на уровне сути, субъективного восприятия не абстрагированного, не организованного мышления.

Угловой, видимый размер Луны такой же, как у Солнца. Почему ? Это случайно ? Или же Луна  - это искусственный объект, со смещённым центром тяжести к её невидимой части ?

Можно ли считать все войны, в своей сущности, одинаковыми ? Наверное, нет. В войне есть народы, которые стараются захватить чужие земли, есть те, кто защищает свою Родину, и есть и такие, кто вовлечён в военный конфликт без всякой пользы, мотивов. Обобщать такое явление, как война,  трудно и потому, что современная война может вестись с применением средств, которые могут уничтожить всё живое на Земле. 

Сущности могут быть противоречивыми, но не обязательно диаметрально противоположными.

Четвёртым уровнем абстракции  является уже связь между явлениями, - мистика, конспирология, всевозможные теории, веды, предположения.

 На каждом уровне абстракции можно  учитывать отделить материальное и идеальное, - а такое разделение тоже условно и тоже относительно. Мы можем допускать точное и приближённое соответствие; а стремление а абсолютной точности, к непогрешимости, может только ухудшать возможности наших теорий, оценок.

Реальный объект содержит в себе различные сущности и явления, имеющих материальную и идеальную основу. Например, проект, идея - в большей степени идеальны, но имеют и материальное содержание. Сделать идею чисто материальной тоже возможно, но это приведет к абсолютному искажению смысла, учитывающего все возможные точки зрения.

При объединении явлений  приходится использовать философские категории, философии, религии. Объекты, как сложное сочетание явлений, имеют свои атрибуты и сложную структуру, которую мы можем представлять в сознании в виде моделей.
       
Физические законы можно применять и к сущностям, - однако живая природа отличается от неорганической материи, от неживой природы. Закономерность изменения сущности можно понять из законов, подобных законам Исаака Ньютона. Соответствие первого закона Ньютона мы можем сформулировать так, что  если сущность не тревожить, то она будет в покое или в неизменном движении (вращении). Второй закон – скорость изменения сущности зависит от приложенных усилий. И, наконец, третий закон гласит об ожидаемом равенстве  действия и противодействия.  Живая сущность может сделать противодействие намного более сильным, чем действие. Говорят - брось камень в чужака - в твоих собратьев прилетит десяток камней. 

      Некоторые считают, что нужно управлять причинами, а не следствиями явлений. На самом же деле, в реальной жизни приходится учиться управлять, учиться влиять уже следствиями явлений, нужно учиться управлять уже  имеющимися явлениями, не их причинами.

Уже невозможно бороться с причиной пожара, в том случае, когда  от спички загорелся дом.  Часто уже невозможно бороться с причиной болезни человека, когда болезнь уже наступила. Но все-таки одной из возможностей управления явлениями - это влияние на их причину.

Примеры управления явлениями.

 Борьба с огнем.
  --------------
    Попытки локализации пожара могут привести к неоправданным потерям и к распространению огня. Локализация, предупреждение пожара, подготовка заранее к возгораниям леса, использование разделительных полос, естественных преград - облегчат борьбу с огнем. Бездумная борьба с огнем очень опасна. Очень важно оповещение пожарных служб в первые минуты борьбы с огнем. Очень важно логически предусмотреть возможность выхода людей их горящего здания даже с учетом возникшей паники. Количество выходов, наличие противопожарных средств уменьшает панику. Важно проверять строительные материалы на опасность возгорания и выделения удушающих газов при пожаре. Комплекс заранее предусмотренных, постоянно проводящихся противопожарных мер во всяком случае уменьшит риск жизням людей при пожаре и сохранит в сохранности собственность.


        Не так просто определить факторы, относящиеся к причине или следствию явления.
Наличие между факторами функциональной зависимости вовсе не означает наличие какой-либо причинно-следственной связи между ними. Даже имеющееся взаимно - однозначное соответствие параметров, когда каждому значению одного параметра соответствует единственное значение другого параметра, не означает, что между этими параметрами существует причинно - следственная связь.

 http://www.proza.ru/2010/04/13/641
   
...Карл Маркс говорил, что бытие человека определяет его сознание.
   Может быть, действительно, некие рамки обязательств, обстоятельств, условий и условностей, относительный уровень достатка и влияния в обществе - влияют на сознание человека. Но что, кроме сознания человека, может повлиять на его бытие "изнутри"?
   Человек, осознавший себя, становится сильнее. Даже осознание своей временной ничтожности, никчемности уже вооружает человека для дальнейших преобразований из "самое себя"... 

   Действия, происходящие внутри нашего Эго - индивидуальной целостности, внутри нашего сознания, имеют для каждого человека особое значение. Общее начало любой философии, любой религии, находится внутри нас, "эзотерикус", "inside of me". Начало любой философии, любой религии, начало всех начал - эзотерика, находится в сознании человека.

   Философ Пифагор создал школу  знаний, полагающиеся на внутреннее сознание человека, позволяющее определять структуру явлений, их закономерность, наше отношение к явлениям. Им было впервые определена структура музыки, ноты, октавы. При помощи сознания Пифагор определял математические соотношения для геометрических объектов.

   Сознание человека может изменять его бытие! Изменение сущности без явного воздействия "извне" происходит благодаря сознанию. Живая сущность вызывает дополнительные противодействия действию, это происходят благодаря разуму и сознанию.
   Движение, изменение  сущностей обусловлено не только приложенными внешними силами, но и внутренним сознанием субъектов.

   В народе говорят - не так страшен чёрт, как его малюют. Или же - не так страшны сами  вещи, как мы размещаем их в нашем сознании, как мы к ним относимся. Формирование нашего отношения к вещам - это формирование нашей реальности. Важны и сами вещи, и наше отношение к этим вещам.
 
       Зло и добро являются противоположными сущностями, входящими во всё живое и неживое в природе. Добро и зло относительны. Не существует абсолютного зла и абсолютного добра. То, что одним кажется дорогой к счастью, для других может быть жуткой неволей.

       В природе существует сложный кругооборот "добра" и "зла". Отношение к добру и злу существует в нашем восприятии уже как следствие нашего воспитания и как следствие принуждения со стороны внешних сил, нашего бытия.

       Если Добро окончательно победит Зло, то оно само станет Злом.

       Понятия зла и добра находятся в неопределённости, похожей на условия принципа Паули-Гейзенберга. Отличие в том, что некоторая суть, как "Кванто", может быть определена относительно верно при помощи наших суждений, опытных данных, другой информации и иного выбора. В квантовой механике распределение вероятностей реализации величины одного фактора описывается уравнением Шредингера. Взаимодействие противоположных сущностей  можно описать похожими уравнениями, в основе которых лежит  физический принцип неопределенности.

       Зло, загнанное в угол, чрезвычайно опасно. Борьба со Злом может инициировать новые, более сильные победы Зла. Зло необходимо локализовать, вазможно, даже дать ему путь отступления. Но злу нельзя давать разрастаться. Такое наше отношение к злу, как советовал профессор Преображенский из книги М. Булгакова "Собачье сердце" - да не читайте вы эти газеты, - способствует распространению зла.
 
Далее, в теории управления сложными явлениями, будет производиться анализ некоторых явлений, противоположных или разных сущностей, которыми можно управлять. Относительность восприятия сущностей и явлений не будет мешать нам оценивать величину "кванто" с большой долей объективности. В квантовой механике "кванто" равна h - постоянной величине Макса Планка. 
      
Для социальных явлений также существуют некие объективные параметры, определяющие неопределенность явлений с противоположными сущностями.

Бездумная борьба с неким "злом" может вызвать еще более сильное "зло".

Сущность разумной борьбы со злом состоит в локализации зла, в предоставлении хода силам добра.