Не люблю Достоевского

Анна Рубцова
    Поезда дальнего следования. Сколько впечатлений, сколько воспоминаний у Александры связано с ними! Вот и сейчас, поезд торопливо бежит среди деревень и лесов, а она, оторвав взгляд от книги,  задумчиво смотрит в окошко на убегающие дома и деревья. Её соседи по купе - мама с дочкой, молча, достают съестные припасы.  Обе дамочки довольно  крупные. Судя по говору, явно не москвички.  Маме  - лет сорок пять-пятьдесят.  Дочке - лет девятнадцать-двадцать, на ней маячка с глубоким вырезом и  множество украшений. С небольшой натяжкой её, пожалуй, можно назвать привлекательной, хотя, если смыть с лица килограмм косметики, вряд ли подобное утверждение останется в силе. Судя по поведению и внешнему  виду дочери, можно с уверенностью сказать, что воспитана она весьма в демократичном стиле. Накрыв на стол и отобедав, девица побежала в тамбур курить, а мама прилегла отдохнуть.
     На станции поезд остановился, и в купе  вошла красивая энергичная девушка лет двадцати пяти. Она  моментально  оживила купе, нарушив тишину этого полусонного царства. Марина, так её звали, была из тех открытых людей, которые с превеликим удовольствием рассказывают о себе и могут  делать это часами. Через несколько минут Александра уже знала, что Марина учится в институте на филологическом, работает в школе учительницей начальных классов и отдаёт  все  силы детям, ратуя за своё благое дело. Манеры Марины не были безупречны, девушка держалась довольно высокомерно и крайне себялюбиво. Речь её была  быстрой, иногда сбивчивой. Александре, которой было уже чуть больше тридцати, сразу бросилась в глаза  самовлюблённость девушки,  но понравилась увлечённость,  с которой Марина рассказывала о своих достижениях. Поэтому она  отнеслась к девушке с симпатией. Она внимательно слушала жалобы собеседницы, сочувствуя, вникала в проблемы, с которыми сталкиваются учителя, задавала  вопросы и с интересом ожидала ответы. Мама тоже принимала участие в беседе, поддакивая и угукая. Она полностью находилась под обаянием рассказчицы. Дочка слушала с неподдельным восхищением, можно сказать, с раскрытым ртом, но при этом молчала. "Видимо, принимать участие в беседе ей не позволяет скудный словарный запас," - подумала про девушку Александра, невольно сравнив её с Эллочкой-людоедкой. И, действительно,  лексикон у девушки был не богат -  всё, что Александра слышала от неё :"пошли покурим", да "выпить чаю". "Значит, разговаривать она всё-таки умеет", - отметила  для себя Александра.
     Марина с "Эллочкой" периодически бегали курить, а когда возвращались, Саша откладывала книгу и снова вступала в разговор. Так в непринуждённой беседе прошло несколько часов. За окном стемнело, и в поезде зажгли свет.  Марина рассказывала, как в институте на экзаменах по литературе их мучают, заставляя описывать в мельчайших подробностях малосущественные детали.
- Представляете, у препада пунктик, она считает, что все непременно должны знать в каком туалете показалась Анна Каренина на том самом балу....  Наш препад просто заваливает студентов подобными вопросами. Да я вообще не люблю Достоевского! - Марина отчаянно замахала руками. Александра, не уловив последовательности столь скачкообразного перехода мыслей собеседницы,  хотела спросить её: "причём же тут, собственно, Достоевский?", но не успела, так как  Марина уже поспешила сменить тему, а перебивать  было не в её привычке.  Теперь Марина  возбужденно цитировала отрывки из детских книжек. Она усердно демонстрировала свои обширные познания в этой области. Александра подумала, что, раз девушке не лень вновь и вновь говорить о том, о чём она вынуждена говорить изо дня в день, о том, что входит в обязательную программу начальных классов, то, возможно, она и в самом деле замечательный педагог, искренне любящий свою профессию.  А Марина  красивыми словами, словно, кистью и масляными красками,  рисовала с себя образ радеющей за своих учеников преподавательницы,  восхваляя свою самоотверженность, рассказывая о подвиге, совершённом ею во имя детей. А подвиг заключался в том, что ей пришлось добывать и таскать  учебники, а также какие-то материалы для  обучения. Справедливости ради нужно отметить, что в классе у Марины  учатся всего лишь четыре ученика. Так что слишком надрываться ей не пришлось, однако, это конечно не умоляет её достоинств, как педагога. Затем она снова увлечённо рассуждала о значимости своего факультета, об учителях и студентах. А потом  вновь вернулась к "Анне Карениной", припоминая институтскому педагогу былые обиды.
-Не люблю Достоевского, - снова заключила она со вздохом. Саша  приготовилась говорить о Достоевском, но тут "Эллочка" позвала Марину курить и диалог прервался. А когда Марина вернулась, она  сходу рассмешила всех забавным анекдотом про студентов. Анекдот был хорош. И Саша весело смеялась, вспоминая свои студенческие годы "Было  время! "
- Сейчас покруче хохму расскажу, -  продолжала Марина,  - тут мой брательник недавно прикололся  над гастарбайтерами - сдал квартиру одновременно нескольким семьям. Собрал со всех денежки и смотался. Смеху было! Они все на следующий день дружно заселились! А сам он сбежал к подруге. Наблюдал за происходящим в бинокль из дома напротив.  - Марина громко и самодовольно засмеялась вместе с "Эллочкой" и её мамой.
-Но ведь это же мошенничество! - возмутилась Александра!
-Но там были одни приезжие, я же сказала!
- А они что не люди?
 - Поделом им, - Марина запнулась.  - С ними так и нужно.
- Ну и как же они, эти несчастные? Что с ними стало?
- А что они? Ну, переругались, перегрызлись, а деньги-то тю-тю, - продолжала веселиться  Марина.
-Вот именно! Деньги тю-тю! А жить-то им где-то надо! Что у них много лишних денег? Он наверно с них, как положено взял, с залогом, да предоплатой вперёд за два месяца...
-Ну, а что такого? - улыбаясь, подала голос "Эллочкина" мама. - Они там в итоге подружились, наверняка, вместе веселее!
-Во-во! - радостно подтвердила "Эллочка".
- Вместе веселее? А скажите мне пожалуйста,  - Саша обратилась ко всем. - Если бы вы оказались на их месте, вам стало бы веселее? Причём за свои же деньги, скорее всего, последние?  Без возможности куда-либо съехать? Два месяца ютиться в одной комнате с детьми и чужими людьми? По сути, в углу! Веселее? И по какому праву вы все ставите себя выше других? Будем делить людей на сорта?
Смех умолк. В купе стало тихо. 
- И скажи мне пожалуйста, Марина - такой морали ты  учишь своих детишек в школе?
Марина начала оправдываться, что, мол, у них в городе все бедно живут, работы нет и брат это сделал от отчаяния, от безысходности, чтобы прокормить семью.
-Всё равно, можно было найти другой способ, - возразила Саша.
-Какой? Это у вас в Москве полно работы, - снова заступилась за Марину мама "Эллочки".
-Действительно, - охотно согласилась с ней Марина. "Эллочка" угукнула.
-Да, я понимаю, ситуация в регионах сложная, но мошенничество и воровство - это не выход. Наверняка, можно что-то придумать. А, рассуждая так, как вы, можно слишком далеко зайти! Оправдать всех мошенников, грабителей, убийц!
У Марины, видимо, совсем не осталось аргументов, потому что она вдруг заявила Саше, что та похожа на "премудрого пескаря" из одноимённой сказки.
-Знаешь такую? - язвительно хихикнула она.
Саша сказку Салтыкова-Щедрина отлично помнила, хотя, читала её ещё в школе, оттого и рассмеялась - оппонент от отчаяния вытащил   из повседневного набора своих школьных заготовок последний козырь, в надежде, что  удастся просто сбить Сашу с толку.
- Где тут аналогия? В чём?  - Александра откровенно смеялась над глупостью собеседницы,  - Мариночка, просто знать что-либо - этого мало. Было бы неплохо ещё  и понимать то, что ты знаешь!
Марина не нашлась, что ответить, и они с Эллочкой снова ушли курить, что-то громко обсуждая.
Некоторое время спустя, проходя по вагону, Саша услышала отрывок беседы девушек и с удивлением для себя обнаружила, что когда Эллочка остаётся наедине с Мариной, то её словарный запас значительно расширяется,  в него, оказывается, входят не только слова: "чай", "кофе" и "сигареты", а ещё несколько мужских имён, название косметических средств и слова нецензурной брани.
В четыре утра Александру разбудил грохот - соседи собирались на выход. Разговаривали громко, как днём, совершенно не считаясь со спящей Сашей. Что за воспитание?
- Заставляют штудировать классику, -продолжала жаловаться Марина,  - А я вообще не люблю Достоевского! Почему  я должна помнить, в чём была Анна Каренина на балу?!
Александра опешила:"Не может быть! Она не знает, что книгу написал Лев Николаевич? Толстой - наша гордость! Гордость всей России! Простительно ли учительнице, будущему филологу путать великих русских писателей, которые имеют мировое признание? Надо бы сказать ей об этом..."
  Но Александра уснула.  Сквозь дрёму она слышала восторженные восклицания мамы с дочкой в адрес Марины. Пожелания и слёзные прощания.  Она засыпала и снова просыпалась от громких, старающихся перекричать друг друга  голосов. А когда проснулась окончательно - никого из прежней компании уже не было.  А  напротив сидела приветливая  девушка, которая улыбнулась Александре. Саша улыбнулась ей в ответ.
-  Здравствуйте, я Александра.  До конца едете?
- Очень приятно. Юля, - представилась девушка. - Да, до конца. И Вы?
- Да. Мужайтесь, у поезда весьма своеобразный маршрут. Я заметила, что мы едем какими-то зигзагами. в объезд.
- А меня это даже не удивляет. Мне сегодня не везёт. Денёк ещё тот выдался...
Саша с удовольствием слушала забавный рассказ Юлии, и радовалась новой соседке, такой искренней, доброжелательной, настоящей!  Как она любит таких людей - умных, с чувством юмора, умеющих посмеяться над собой, не относящихся к себе слишком серьёзно,  людей, которых не точит изнутри червь собственных комплексов, людей открытых,  без самомнения, без тщеславия, без фальши... "Наш человек!", - Улыбаясь, подумала Александра.  Но потом загрустила, ведь она так и  не  сказала Марине, что роман "Анна Каренина" написал вовсе не Достоевский!