Я люблю Россию очерк

Машино
               Мы знакомы уже давно, но я расскажу сначала о нашей первой встрече. Перестройка в СССР, похоже, уже заканчивалась, но железный занавес уже поржавел и рассыпался на невидимые, но ощутимые осколки.
Она - юная, я могла бы быть ее мамой, влетела в мое купе в последнюю минуту .
Потом мы будем смеяться над первым впечатлением. У меня, уставшей после недельного семинара и ночевок в холодной комнате, осталось впечатление от тяжести ее рюкзака рухнувшего рядом со мной как небольшой, но все-таки бегемот, с открытым ртом. Именно это впечатление оставлял его  вид - открытый рюкзак, из которого, как потом выяснилось торчало сразу несколько  толстенных словарей -русско- немецких и немецко- русских. У нее осталось впечатление от моего бледного лица, единственного светлого пятна в полумраке вагона.
Говорить мы начали через секунду, словно знали друг друга всю жизнь, словно... Такое бывает.                Моего иностранного вполне хватило для того, чтобы она  отдохнула от общения со своими словарями. Ночь до Москвы, откуда она улетала в свою Швейцарию оказалась короче, чем  наша болтовня о том, о сем...
Мы будем дружить, как дружат люди, озабоченные необходимостью обустройства жизни, просто потому что хочется , просто потому что , как говориться, " тянет" , а не корысти ради.
Это будет потом,  то, что я хочу сейчас рассказать выглядит так: швейцарская девочка, выросшая в семье с девятью братьями и сестрами в маленькой горной деревне с детства полюбила Россию. По книгам, по фильмам , полюбила страну , мечтала жить в блочном доме в большом городе... Дети умеют мечтать очень конкретно, помня потом всю жизнь детали своих фантазий.
 Ее папа умер от рака и оставил всем детям небольшое наследство, его-то она и расходует путешествуя одна ( без знания языка ) по стране, которую мы и сами-то уже побаиваемся..Как она оказалась здесь ? Закрыла глаза, ткнула пальцем в карту и пошла в турбюро ... " Я люблю Россию" - это единственные слова, которые она знала тогда по - русски, они открывали ей любые двери.
Тогда еще не было Интернет и цифровых фотоаппаратов, ее камера была при ней, она вела дневник и делала множество фотоснимков, она напишет и сделает фильмы... Будет много всего, рас скажу о ее женской судьбе. Она встретит русского  и выйдет за него замуж. У нее сегодня двойная фамилия, она свободно говорит и пишет по- русски.
Пора назвать имя. Ирэн, нет, она не хотела, чтобы я произносила его именно так с " э", она хотела, чтобы оно звучала по - русски. Так и звучит - Ирина, Ириша, Иришка, Иринка... Ее забавляло многообразие вариантов, и я придумывала все новые для наших писем - писем - писем. Она все лучше писала по - русски крупными буквами на больших листках бумаги. Тогда еще не было Интернет, да и телефона у меня не было ( я стояла в очереди уже 13 лет, но должно было пройти еще семь месяцев и пять дней, когда он у меня появится!). Были письма.
             Она приехала снова - приехала ко мне, в город, уже растревоженный переселенцами из деревнь и городов, где уровень радиации зашкаливал все существующие приборы. Тогда я не знала, что мой родной организм обладает совершенно не нужной мне способностью накапливать радиоактивные вещества, чтобы в один момент усталость превратилась в беспомощность. Это еще будет, а пока мы обсуждаем с ней, как мы можем помочь этим людям. Мы - две кулемы, как говорила моя бабушка, которым вдруг есть дело до чужой беды. Я знакомлю ее с чернобыльцами - так теперь называют этих людей. Я знаю их - мне уже приходится работать с детьми и взрослыми, у которых все симптомы посттравматического синдрома. Ирина, Ириша ...Она знает разные общественные организации  в своей стране, потому что ее брат, ее сестра, потому что она сама входят в одну или несколько .. Какие это организации ? Объединения людей - по интересам и по общности судеб: любители музыки и инвалиды, охотники и поэты...Она приезжала ко мне весной, а летом - во время школьных каникул - первая группа детей - чернобыльцев уже уехала в Швейцарию, потом еще одна, еще одна...Они уехали к ней, к ее друзьям, к ее братьям и сестрам, которые организовали и оплатили все сами. Это было наше первое общее дело. Ездила ли я сама в Швейцарию? Ездил ли мой сын ? Это вопросы к моим возможным читателям.
          Я рассказываю об Ирине - Ирэн, девушке из Швейцарии, которая с детства любила Россию. Это - продолжение моего рассказа. Чернобыльская авария становилась историей, открывая все новые и новые стороны человеческой жизни - для кого-то это была уже машина, делающая деньги, для кого-то - возможность стать " героем" и получить государственные привилегии, в СССР ( еще в СССР ) стала активно развиваться радиационная медицина..
                Лагерь для детей, созданный Ириной и ее друзьями год за годом принимал группы детей, человеческие связи развивались естественным образом- через общение глаза в глаза. В который раз пишу, что тогда не было Интернет. События набегали одно за другим, новйшая история моей страны, сменившей название и потерявшая меня и мою маленькую семью как граждан, испытывала на прочность все человеческое. Иринина жизнь тоже менялась, она взрослела, искала работу, находила что-то случайное ( что я знала тогда о работе в Европе ? - НИЧЕГО ), не хотела об этом даже говорить.. Она приезжала и ко мне, и к моим друзьям, которые стали ее друзьями, приезжала к своим друзьям, которые не были моими друзьями и даже знакомыми. У нее уже была ее Россия, я - только ее маленькая часть .
              Я тогда много ездила по стране, неправильно сказала - уже по странам, еще не отгородившимся друг от друга таможенными и пограничными постами. Видела столько горя, столько нуждающихся в помощи, которую им просто никто уже не хотел оказывать. Нищие на улицах больших городов становились обыденностью. Тяжелее всех было... и не написать кому. Я рассказала Ирине только об одной поездке, только об одной встрече. Этого было достаточно, чтобы она организовала ( организаторский талант - один из ее человеческих талантов ) моральную и материальную ( вагоны с гуманитарной помощью ) помощь людям в одном из провинциальных городов России. В тот вечер, когда я рассказывала ей о своей поездке в этот городок, она только что вернулась из - тогда еще - Ленинграда. Мы сидели на моей кухне, в прихожей висело ее пальтишко, похожее на военную шинель, оно и было  ею в первой жизни этого пальто, в рукаве пальто была муфточка - милая женственная деталь ее зимней одежды. Скажу мимоходом, что вещи для себя она почти всегда покупала в магазинах подержанных вещей, экономила деньги для поездок ... Сегодня ее и моя жизнь продолжаются. Остается только поблагодарить судьбу за то, что я знала и знаю этого человека.