Об Ю. А. Горбунове. Дело всей жизни

Елена Арапова
Верхнетагильская Павленковская библиотека совсем недавно отметила свое столетие. Однако не было бы никакого юбилея, если бы не один человек, который в свое время, обучаясь на журфаке в Уральском госуниверситете, не выбрал бы себе дипломную работу под названием «Язык и стиль публицистики Писарева». С головой погрузившись в эту тему, он обнаружил, что рядом с Писаревым постоянно упоминается фамилия его издателя Павленкова. Это его заинтересовало, он начал поиск, и... теперь мы имеем 337 Павленковских библиотек, в каждой из которых, независимо от того, Павленковская она или нет, обязательно знают все о Павленкове. А имя человека, поднявшего «павленковскую волну», Юний Алексеевич Горбунов. Сегодня он заведует отделом краеведения в журнале «Уральский следопыт» и ведет литературную деятельность.

Первые весточки

В студенческие годы он перерыл ворох документов, отыскивая факты не только из жизни Д. И. Писарева, но и Ф. Ф. Павленкова. Эти два человека были друзьями-соратниками. Может, еще и поэтому все публикации Дмитрия Ивановича Писарева печатались только в издательстве Павленкова. И когда Юний Алексеевич готовился к защите дипломной работы, какую бы книгу не взял в руки, всегда натыкался на это издательство. Мало того, Флорентий Федорович был влюблен в старшую сестру Писарева, которая в дальнейшем стала его гражданской женой. Вполне может быть, что она являлась вдохновительницей всех его начинаний. Обо всем об этом Юний Алексеевич узнал позже из брошюрки, вышедшей небольшим тиражом. Там упоминалось и о завещании Павленкова, по которому львиная доля его капиталов и книг направлялась на создание 2000 бесплатных библиотек.

- После окончания университета я работал в газете «Серовский рабочий», заведовал отделом культуры. Искал документы, касающиеся Павленкова, писал письма по указанному на них адресу. И, наконец-то пришел ответ... из Верхнего Тагила от директора историко-краеведческого музея Николая Ивановича Рябова. Мне, да и всему Павленковскому движению повезло, что письмо попало в руки этого неравнодушного человека. Мы долго переписывались с ним, затем с Лидией Антоновной Шириновской. С этого все и началось. Как заведующая библиотекой она многое сделала для того, чтобы вернуть библиотеке имя Павленкова. Она нашла в архиве имя первого библиотекаря, способствовала тому, чтобы на ее могиле поставили памятник, занималась просветительской деятельностью, проводила тематические вечера.

Дальше Юний Алексеевич сказал, что даже и не предполагал, что эта по сути дела рядовая библиотека как-то выделится из всех. А она стала для остальных примером, здесь показали, как нужно использовать исторические знания при организации работы с читателями.
 Позже, когда Ю.А. Горбунов перешел работать в журналы «Урал» и «Уральский следопыт», он организовал в них страничку «Краеведческий поиск». Стали откликаться из других библиотек. Оказалось, что вокруг очень много активных людей, которые подключились к поиску. В итоге сегодня об этих библиотеках знают все, и среди библиотечных работников звание Павленковской очень почетно. Иногда на конференциях можно услышать восклицания: «Ну почему у моей библиотеки нет статуса «Павленковской»?!»

Дорогой поиска

Ф. Ф. Павленков жил и издавал книги в Санкт-Петербурге. А родился он в Тамбове. Туда и отправился Ю.А. Горбунов, чтобы отыскать следы пребывания там знаменитого издателя. У здания тамбовского архива столкнулся он с… тогда еще никому не известным писателем А.И. Солженициным. Здание архива было закрыто на замок, и на двери была прикреплена бумажка с надписью: «Все ушли на заготовление веточного корма». Посмеиваясь над содержанием записки, они какое-то время потоптались у входа, затем нашли сторожа, который привел чиновника и... им выдали заказанные еще накануне документы. А. И. Солженицын приезжал из Москвы, чтобы ознакомиться с документами по тамбовскому крестьянскому восстанию, которое ранее называлось кулацким. У него впереди были ГУЛаг, эмиграция, общественное признание, возвращение на Родину, а у Ю. А. Горбунова – всероссийская известность в связи с присвоением библиотекам имени Павленкова, которое он когда-то поднял из архива.

В Тамбов он ездил из Серова, где продолжал работать в «Серовском рабочем». Но вскоре он стал спецкором по северным районам в газете «Уральский рабочий», затем пришел в журнал «Урал», далее – в «Уральский следопыт», где и работает в отделе краеведения до сих пор. Неоднократно ему предлагали стать редактором этого журнала, но он не соглашался в связи со всегдашней занятостью. Вот и теперь он помимо своих непосредственных обязанностей выполняет еще кучу дополнительной работы: является координатором 15-томной серии книг «История в ликах городов», многие из которых уже увидели свет. Он автор биографического очерка о Ф.Ф. Павленкове, завершающего 40-томную серию «ЖЗЛ», изданную в Челябинске. Эта книга – вернейший социальный и психологический портрет Павленкова, человека, который как-то отметил, что история – это не более как свод биографий личностей, и поэтому всю жизнь занимался составлением этого «свода». Когда Юний Алексеевич только начинал поиск фактов, касающихся жизни Павленкова и его библиотек, он и не думал, что как раз это  и станет делом всей его жизни.    

Он вспоминает, как на одном из краеведческих собраний, еще до образования Общества уральских краеведов, он и группа таких же энтузиастов решили организовать «Клуб уральских библиофилов». Сегодня Юний Алексеевич не помнит, кто из них подал  идею создания этого клуба, но то, что каждый из его соратников поочередно был в нем президентом – это точно. Их тогда называли «Клубом бородачей», потому что бороды были буквально у всех мужчин. Библиофилы занимаются поиском утраченных книг, собирают сведения о биографии автора, издательстве, самой книге, узнают, каким образом она попала к последнему владельцу. В общем, Юний Алексеевич занимался поиском книг, посланных в села по завещанию издателя, в рамках этого клуба и вне всяких рамок, возможными и невозможными путями он шел к признанию права на существование в нашей области и по всей России Павленковских библиотек. И хотя сам он об этом скромно умалчивает, все библиотечные работники знают, что именно он является зачинателем этого дела.
Он не сказал бы и о том, что несколько лет назад Демидовская Академия присвоила ему звание академика за проведенную им величайшую культурно-просветительскую работу.

© Елена Арапова
 Издательство "Новый Современник". г.Рязань.