Путешествие из Ташкента в Чимкент. Часть 12

Ольга Юрьевна Колоскова
Фото: Мы-врачи! В верхнем ряду третья слева Роза Ягудина,во втором ряду первая слева Ира Удалова,в первом ряду третья слева Лида Колоскова




Госэкзамены (Мамины рассказы)

            К весне мы как-то ожили, особенно я радовалась настоящей студенческой жизни, хоть и часто все еще голодали.

            Начались государственные экзамены. Первый предмет – эпидемиология, я её терпеть не могла, сплошная зубрёжка, попался билет- всё об иммунитете. Я так плавала, что поставили мне тройку, предупредив, что если на следующем экзамене будет такое же, она превратиться в двойку, значит ещё год учёбы.

            Спасение пришло. Следующий экзамен – гигиена труда. Я ответила на «отлично». На меня с удивлением смотрела вся комиссия. Разгадка  в том, что по гигиене труда всё логично, ясно, а иммунитет дело запутанное, существует несколько теорий, в которых я не в силах была разобраться.

             Остальные экзамены прошли гладко. Я любила ещё коммунальную гигиену, особенно раздел по строительству городов, которую преподавал нам декан санитарного факультета профессор Абдулла Захидович Захидов. В шестидесятые годы он руководил Узбекским научно-исследовательским институтом санитарии, гигиены и профзаболеваний.
 
             Это был блестящий лектор, читал с энтузиазмом и любовью к своему предмету. Особое внимание уделял благоустройству и планировке населенных мест с учетом зонирования, Он уже тогда, в разрушенной стране давал нам знания об экологии, о которой еще никто не слышал! Видимо его лекции  были настолько содержательными, что для меня эти знания и направление гигиены стало самым важным делом на всю жизнь.

              После каждого экзамена  группой ходили фотографироваться у нашего уличного фотографа, этим «заразила» всех девчонок из группы. Потом, по моей просьбе, фотограф заснял все корпуса ТашМИ: приёмный покой, все клиники, актовый зал, расположенный в здании с куполом и башенками старинной архитектуры на берегу р. Салар. В зданиях до революции находился кадетский корпус.

              Сфотографирован даже фонтан у столовой – 3 спортсмена поддерживают земной шар, полуразрушенный, от шара сохранился только остов из круглой арматуры. Но всё же это был знак того, что во время войны остановилось, замерло всё, но не погибло и находится в ожидании хорошего времени.

               «Прекрасная память и хорошо оформлен альбом, а мои фотографии лежат где-то в чемоданах неразобранные», - так приговаривала Ирина Николаевна (Удалова) Ильязова, моя однокурсница и коллега, просматривая с удовольствием наши общие фотографии, когда приезжала в Москву из Чимкента в 2005 году.



Окончание путешествия.

        Решением комиссии меня направили в Южно-Казахстанскую область в Чимкент, так как мама заранее  подготовила документы с просьбой об этом. Роза Ягудина, Ирина Удалова (Ильязова) и другие девчата поехали по направлению кто, куда в Узбекистане: в Андижан, в Нукус, в Кушку - почти у самой границы с Афганистаном.  Потом, чтобы уехать оттуда в Чимкент,  Ирине  пришлось много хлопотать, хотя врачей и в нашей области не хватало.

        Мне предложили работать в областной госсанинспекции при Облздравотделе, где были должности врачей по школьной гигиене, по охране атмосферного воздуха, по охране водоёмов и по гигиене труда. Не зная, что выбирать, я обратилась за советом к своему дедушке. Он ответил: «Лидуся, выбирай, что труднее, вот там и будет интереснее».

        Так я стала государственным санитарным инспектором по гигиене труда. Оклад в одну тысячу рублей, на одной ставке с девяти до семнадцати тридцати. Когда я получила первую зарплату, мама целый месяц к ней не прикасалась и говорила: «Мне не верится, что это твоя зарплата». Сама она в то время получала триста рублей.

         Бабушкины братья дядя Ваня и дядя Митя в честь моего успешного окончания института  подарили нам  большую сумму денег, только сейчас точно не могу сказать сколько.

         Начиналась моя трудовая жизнь. Следующие тридцать лет будут связаны с моим  родным городом. Все лучшее, чему научил меня Ташкент, я увезла с собой, и мое путешествие из Ташкента в Чимкент закончилось.          

         Сколько раз потом, бывая в Ташкенте, я мечтала пройтись по тем местам, где жила и училась. Но почему-то всегда не хватало времени. Землетрясение 1966 года и вовсе неузнаваемо изменило его. Никто из моих знакомых не мог подсказать, где находятся те дома и улицы, которые я помнила и мечтала увидеть. Город моих студенческих военных лет, как будто исчез, но не стерся из моей памяти. 


http://www.proza.ru/2011/06/19/1038