Красочное похмелье

Сергей Мехреньгин
КРАСОЧНОЕ ПОХМЕЛЬЕ*

Из сборника "Морская соль".

   …На бочки становились долго.
   Бригада смуглолицых индусов, численностью чуть ли не с футбольную команду, во главе со своим начальником, который выделялся из общей, невыразительной группы мужчин наличием белой чалмы на голове, уныло, если не сказать обречённо, теснилась на корме низко сидящего судёнышка.
   Заводя швартовные концы, она силилась решить задачу, с которой наши портовики, пожалуй, справились бы втроём.
   Наконец, могучий, весьма внушительных размеров теплоход "Капитан Бетхер", один из новостроев Балтийского морского пароходства, занял отведённое ему  на рейде место, с которого открывалась просторная гладь океана.

   Неподалёку просматривалась причальная линия небольшого порта Кандла, расположенного на западном, Малабарском берегу полуострова Индостан, что у самой границы с Пакистаном.
   Из короткой фразы популярного учебника по морскому судоходству о Кандле можно было узнать лишь то, что она пользуется статусом вольной гавани**.   
   Единственное, что хоть как-то радовало глаз в открывавшейся с рейда панораме порта, так это грузовые суда иностранных компаний, которые стояли у причалов и сверкали свежестью покраски.
   На другом, низком, илистом побережье гавани виднелась и вовсе безрадостная картина  натурального индийского захолустья, о которых при случае принято говорить: забытый Богом уголок.

   Все причалы порта были заняты стоящими у них сухогрузами, и выгружать содержимое трюмов российского судна начали прямо на рейде.
   Используя мощные судовые краны балкера, докеры-индусы стали заполнять ржавым  металлом – измельчёнными останками былой автомобильной роскоши жителей Калифорнии – небольшие плашкоуты, поставленные к борту россиянина.
   Ничто, казалось, не предвещало беды или каких-либо видимых осложнений. Позади, на долгом пути из Сан-Франциско их и без того хватило с лихвой, включая и тревожные сутки, проведённые командой среди гигантских волн тихоокеанской зыби, которые грозили переломить на своих гребнях непомерно длинное и грузное тело судна.
   Наконец, переход почти завершён, до порта - рукой подать. Наступал Новый год.

   Новогодняя ночь на "Капитане Бетхере" прошла  в бурном веселье, насколько это возможно в чисто мужском экипаже.
   Россияне, единственные среди всех моряков, кто находился в порту и на рейде, отличились самым настоящим фейерверком. Но, как позже выяснилось, не только этим. А статус «вольная гавань» приобрёл для них уже свой, несколько зловещий смысл…
   Ещё до начала выгрузки, в первую же ночь с момента постановки на рейд порта, на судно наведались нежданные визитёры.
   Вахтенный матрос, совершая очередной обход, заметил лишь следы босых ног, оставленные на влажной палубе. Они вели от фальшборта к надстройке и обратно.
   Вскоре выяснилось, что похищены катушка телефонного провода и аппарат для подключения к береговой сети, а также кое-что из боцманского хозяйства.
   Однако досадное происшествие не смогло испортить предпраздничного настроения в экипаже, ему просто не придали особого значения.
   Но уже следующее посещение  российского балкера лихими аборигенами, в ночь на второе января, было настоящей пиратской вылазкой.

   Пиратов ждали, но раньше, во всем известном районе обитания морских разбойников - в Малаккском проливе.
   Тогда нелепая ошибка одного из молодых и "совсем горячих" инженеров-механиков обернулась для судна потерей хода.
   Буквально до того, на рейде Сингапура команда среди прочего снабжения получила и цилиндровые втулки для главного двигателя, размером со средний человеческий рост. 
   Втулки следовало опустить с верхней палубы вниз, в машинное отделение и там уже закрепить в определённом месте - до того дня, когда наступит время замены старых. 
   И вот молодой и не в меру порывистый офицер, упомянутый выше, будучи, к тому же, в состоянии подпития, добрался до пульта управления грузовым устройством. К сожалению, в тот момент не нашлось никого, кто бы смог его остановить.
   Результат? Из ряда вон и, как говорится, лучше бы - не надо.
Каковой на самом деле была цена хмельной бравады любителя резких движений из разряда "море по колено", после в экипаже вспоминали не один день.

   Тяжеленная стальная втулка, неумело, рывком направленная в проём грузового люка, раскачиваясь, цепляется за его край и... срывается с гака - летит вниз, где "находит" одно из рёбер жёсткости набора корпуса судна - шпангоут.
   В последующие мгновения балтийский балкер вполне мог разделить судьбу своих  собратьев, получивших пробоины и затем навсегда ушедших под воду.
   Повезло. Конкретно в тот раз "Капитану Бетхеру" повезло. Притом, что страшный удар пришёлся ниже ватерлинии, но... в шпангоут - покорёжил его, попутно повредив при падении трубопроводы топливной системы. И всё же не пробил при этом обшивку корпуса теплохода. А чуть бы левее, между двумя "рёбрами" - шпангоутами...
   Однако пробоины избежали и это в самом деле можно было расценить как везение.
   Но многие в экипаже понимали и то, чем подобная ситуация, связанная с потерей хода, могла кончиться именно там, на печально известном пиратскими вылазками, роковом участке узкой морской магистрали.
   Это подтвердил своим встревоженным видом и капитан балкера, который примчался в машинное отделение обездвиженного судна, вскоре после случившегося ЧП.
   Буквально перед тем всем судам, что находились в проливе и на подходе к нему, по УКВ-связи было сообщено об очередной вылазке пиратов, во время которой капитан подвергшегося нападению судна был убит…
   Но тогда, в проливе риска бОльшая беда миновала экипаж россиян, обошлось.
   По авралу была поднята вся машинная команда, совместными усилиями, сообща  ситуацию выправили: восстановили трубопроводы подачи дизельного топлива и с облегчением двинулись дальше, в порт назначения.

   И вот среди ночи, уже на рейде Кандлы появились индийские грабители.
   Под шумок работающих cудовых кранов они поднялись на борт в носовой части теплохода.
   На сей раз наш вахтенный матрос (уже другой, по имени Сергей) не миновал встречи с  незваными гостями. Пройдя по борту и завернув за угол первого трюма, он столкнулся с ними буквально нос к носу.
   И тут же двое бандитов,  выхватив ножи, блокировали его, не позволяя двинуться с места и что-либо предпринять.
   Остальные подельники, как ни в чём не бывало, продолжили опустошать "малярку", перегружая бочонки с краской в баркас, стоящий под бортом.
   Но матрос - балтиец оказался не робкого десятка: невзирая на угрозу, он стал вызывать по рации вахтенного помощника.
   Индусы переглянулись. И, явно поражённые неожиданной смелостью русского моряка, откровенно рассмеялись ему в лицо: мол, давай-давай, зови – всё равно тебя никто не услышит…

   Увы! – грабители оказались правы. Второй помощник капитана и впрямь не слышал вызова. На всём пространстве ходового мостика разливалась музыка - штурман пребывал в новогодней эйфории...
   Выгрузив почти всю краску, лихие налётчики в одно мгновение, с обезьяньей ловкостью спустились по баграм в свой баркас.
   Оставленный ими в одиночестве вахтенный матрос российского судна, выйдя из оцепенения, в отчаянии лишь бросил вдогонку пиратам пару-тройку пустых бочонков, пока те, внизу, заводили свой мотор.
   Но реального вреда  этот запоздалый, отчаянный жест смельчака Сергея им принести не мог.
   Пиратский баркас грузно отвалил от борта и вскоре, всё под тот же шум работающих кранов благополучно скрылся в темени южной ночи.
 
   ...Можете себе вообразить, какое у наших моряков наутро выдалось похмелье - «красочное»...
   За ним, как водится, последовал разбор полётов. Подсчитали убытки, распределили строгачи и уже всерьёз, по-взрослому озаботились усилением охраны теплохода.
   Так для балтийского экипажа, ещё не сошедшего на берег, началось знакомство с Индией и особенностями нравов обитателей одного из её захолустных уголков, носящего горделивый статус - вольная гавань.

   * В первоначальной редакции рассказ был опубликован в журнале "Флотэксперт" (Санкт-Петербург). События же, описанные автором выше, происходили на указанном судне, принадлежавшем ОАО "Балтийское морское пароходство", в середине 90-х годов.

   ** Вольная гавань - порт, а чаще — выделенная зона в порту для транзита товаров с перегрузкой их с одних судов на другие без обложения обычными таможенными пошлинами, без инспектирования, без применения к ним ограничений, запретов и положений об отчуждении в пользу государства, на территории которого находится данный порт (более того, здесь нередко допускаются серийная обработка и промышленная переработка товаров).
  (Яндекс/Словари/Энциклопедия "Кругосвет").

   На снимке: теплоход "Капитан Бетхер" (Яндекс.Фотки).