В сопках

Евгения Басова
В сопках

История была вокруг, и её было сколько угодно. А чего много – то не ценишь. В выходные мы одевались так, чтоб оставались видны только лица, и лили на себя флаконами одеколон «Гвоздика» - и ещё брали эту самую «Гвоздику» с собой. На комаров она как-то быстро переставала действовать, и надо было обливаться снова и снова. В сопках мы собирали ягоды, муж находил грибы – мне ни разу не повезло, они здесь как-то по-другому растут – и я их не видела. Вовка тоже не находил грибов, а папа его ещё и подтрунивал над ним. Вовка огорчался, хныкал. Мне казалось, что сынок растёт капризный, хотя много ли найдётся детей, готовых в непоеные три года с родителями отматывать по лесу километры с утра до вечера, почти всё время – молча, глядя внимательно вокруг, точно вбирая в себя каждый цветок на тонкой ножке, каждый кустик стланика.
В лесу никому из нас не нужны были разговоры, достаточно было ощущать происходившую вокруг нас жизнь. Сезон жизни был совсем короткий, в июне зелень торопливо лезла наружу, раскрывала листья, и казалось, можно подглядеть, как они растут и делаются больше, а если приставить ухо – услышишь их дыхание. Я выходила на сопку с сыном. Каждый листик, вырвавшийся из земли, был близким мне, и я жалела, что я не стала каким-нибудь учёным, что я так мало знаю растения, моя работа не связана вот с этими яростно, жадно живущими лютиками, с карликовыми неказистыми деревцами – до того всё вокруг было моё. Враз вся земля покрывалась цветами – по большей части маленькими, белыми, и враз – тесной чередой друг за другом – появлялись наши северные ягоды. Шикша ещё росла, а уже поспела голубика, и жимолость. Брусника ещё зелёная, но уже скоро, скоро бруснику с сопок приносили вёдрами. Автобусы в посёлок в выходные приходили полные, и муж полушутя торопил нас с сыном:
- Быстрей одевайтесь, а то городские всю ягоду соберут.
Как-то мы отошли от дома достаточно далеко и попали в странное место – сопки образовывали здесь котлован. В котловане рос совершенно европейский, «материковский» лес – обычные высокие осины, и что-то ещё. Рябины не стелились здесь по земле кустиками, а поднимались высокими деревьями. Среди деревьев журчал ручей. Разные географические пояса точно соседствовали друг с другом, уживались бок обок. Позже я услышала – как-то вскользь, в какой-то местной телепрограмме – что где-то здесь, на защищённом со всех сторон сопками пятачке, растут и яблони. Был один учёный, который пытался вырастить яблоневый сад. Выводил особые породы. Потом он  умер. Я не запомнила его фамилию и ничего не знаю о нём. Был ли он фанатом своего дела, добровольно уехавшим в северные края выращивать там яблони? Или он попал к нам не по своей воле – и всё же оказался фанатом, и как только получил какую-никакую свободу, взялся за странный, дикий эксперимент – яблоки на вечной мерзлоте. Не знаю, успел ли он хотя бы раз получить хоть какой-то урожай. Мы не наткнулись на эти яблони, когда бродили в странном, тёплом котловане.
Зато наверху, на сопках, мы увидели остатки лагеря. Муж мне сказал, что это, конечно, был лагерь – площадка ещё не заросла низеньким лесом, времени для этого ещё недостаточно прошло. Но толком сохранилось только одно сооружение, полуземлянка, сверху стены – брёвна. Муж сказал, что это называется блиндаж, и здесь жила охрана – для них строили получше, потеплее. На стене были нацарапаны чьи-то имена – а что могли ещё оставить о себе на память эти парни, отправленные сюда охранять, как они думали, врагов народа, оторванные от дома – место службы не им было выбирать.
А может, имена были нацарапаны и позже – кто-то такой как мы наткнулся на брошенный лагерь, и так же как мы бродил по зарастающей площадке, на которой когда-то проходило построение,  а после решил зачем-то оставить память в старом блиндаже.