О тонкостях произношения в русском языке

Алена Снегирь
Одна моя подруга очень красиво говорит. Она так произносит слова - заслушаешься! Особенно мне нравится в ее исполнении слово «пельмени». Как вкусно она его растягивает – «пилиме-ени»! Перед глазами появляется кучка их, парующих, лежащих на белой тарелочке, домашних, аппетитных, впитавших в себя сливочное масло, политых сметанкой, присыпанных укропчиком, и от этого всего идет совершенно невероятный дух! После этого слова я уже почти ничего не слышу и не вижу. У меня просто начинается обильное слюноотделение. Как у собаки Павлова.

Другая моя подруга очень трогательно говорила слово «котик». Она называла так лиц любого пола. Чаще, конечно – детей. Когда у нее было хорошее настроение. Так мягко - «ко-отик». Вот он потягивается, выгибается, широко зевая и жмурясь, и когтистой лапкой тянется далеко вперед. Котик…

К сожалению, этого я уже никогда не услышу. Нет ее больше с нами. Женщина была яркая, энергичная, веселая. Когда ее злило что-то – могла и приложить крепким словцом. Но это ласковое «котик» говорило о ней совсем другое. Сознаюсь, она меня заразила этим словом. Частенько пользуюсь им сама, непроизвольно стараясь произносить точно так же. И вспоминаю о ней каждый раз, когда произношу или слышу его от кого-нибудь. Ушла от нас наша Наташа... А ее "ко-отик" остался со мной. Уж очень понравились мы друг другу.

Успокаивая меня, среди длинной речи ты произнес: "Родная...". И сердце, подпрыгнув, устремилось тебе навстречу. Но тут же зависло в нерешительности, уловив чужеродное. И рухнуло в пропасть. Не так сказал... Слово вытекло лениво, на выдохе, а за ним потекли другие, не воспринимаемые уже сознанием, все мимо и мимо... Как те прохожие, которых ты провожал глазами в этот момент. Они не смогли пробиться к сердцу, повторявшему снова и снова "Родная!" с НУЖНОЙ интонацией.

Некоторые прилагательные в русском языке используются нами как существительные. Мы употребляем их в отношении самых близких людей. «Милая». «Дорогая». «Родная». Каждый день их говорить не надо. Они становятся волшебными, если их произносить в особые моменты, с особым чувством! А иначе «Милая» превратится в «милочку», «дорогая» - в «дорогушу»... И это абсолютно другие чувства. Для последнего слова соответствующего существительного нет. Оно трансформируется в «Как ты меня достала…».

Мы теперь не вместе. Я все тебе простила. Не смогла простить только это.

Так о чем это я… А! Ребята, давайте жить дружно! Давайте будем следить за тем, ЧТО мы говорим друг другу и что не менее важно – КАК говорим! Словом можно и влюбить человека, и убить! Помните об этом!

---------------------
Ред. 05.04.2011