Вера мужественных и дружелюбных

Изборцев Игорь
О служении отцов наших духовных

Приди к духовнику с верою - и получишь рай.
Преподобный Силуан Афонский

Духовный отец… Сколько радости, любви, надежды заключается в этих словах для  верующего человека, испытавшего полноту отеческого попечения о душе своей? А сколько здесь таинственного, превосходящего понимания и смыслы века сего? Духовный отец – его молитва, его власть «вязать и решать» охватывают жизнь духовного чада от юдольных чертогов до самых врат вечности. Вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Евр.2, 13)! – этим словам пастыря земного внемлет Пастырь Небесный и возвеличивает милость Свою. Воистину, достичь Царствия Небесного можно лишь под водительством опытного проводника, хорошо знающего этот узкий, но благодатный путь, путь покаяния и молитвы, смирения и подлинной любви к ближним. А любовь к ближним, любовь к чадам своим и есть таинственная, ниспосланная свыше, благодатная энергия, главная животворящая и спасительная сила духовного отца. Нам же, духовным чадам, надо лишь довериться его любви… «Поспешай за ним на крыльях, - говорит святитель Григорий Богослов, - покоряйся ему безмолвно, с ним радуйся, когда простираешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, пришедши в страх, опять вознестись высоко…»
Нет, это не человеческий ум, это разум Вселенской Церкви возвышает служение духовного отца над обыденными смыслами земного бытия, называет непреходящим его значение в жизни каждого христианина. «Всякую честь и любовь должен ты воздавать отцам своим духовным, - взывает к нам сквозь строй веков святитель Григорий Палама, - поскольку честь к ним возносится ко Христу Господу, и к Духу Святому, в Коем приял ты сыноположение (Рим. 8, 15), и к Отцу Небесному, из Негоже всяко отечество на Небесех и на земли именуется (Еф. 3, 15). Постарайся во всю свою жизнь иметь духовного отца и открывать ему всякий грех и всякий помысл, и получать от него отпущение и врачевство, ибо им дано вязать и разрешать души, и все, что они свяжут на земли, будет связано на Небеси, и все, что они разрешат на земли, будет разрешено и на Небеси (Мф. 18, 18). Сию благодать и власть получили они от Христа, почему повинуйся им и не противоречь им, чтоб не причинить погибели душе своей. Ибо если противоречащий плотским родителям в том, что не воспрещено законом Божиим, по закону предается смерти, то противоречащий духовным отцам не изгонит ли из себя Духа Божия и не погубит ли души своей? Поэтому советуйся с духовными отцами своими и слушайся их до конца, да спасется душа твоя и наследует вечные и нетленные блага».
Да, время не в силах ничего изменить – и сейчас, как и тогда, честь, воздаваемая духовному отцу, возносится ко Христу; покорность его слову значит покорность слову Самого Господа. И сегодня, как сто, двести, пятьсот, тысячу лет назад Церковь напоминает обо всем этом народу Божиему, словесному стаду, всем нам. Слышим ли? Разумеем? 
Присмотримся… Скованные металлом, придавленные железобетоном и камнем, искаженные линзами окон и витрин огромные пространства городов, с запутанной геометрией проспектов, улиц, с ревущими потоками машин, с колоссальными массивами гипермаркетов, центров отдыха и развлечений, с разрывающими облака шапками небоскребов, с несмолкаемым шумом, гомоном, стуком, скрежетом и т.д. Все это лицо современной цивилизации, ее голос, ее душа… Хотя присутствие последней у этого механизма, сколь огромным, необозримым даже, он бы ни казался, есть лишь иллюзия. Механизм не может иметь душу, самодостаточную силу. У него должен наличествовать двигатель и тот, кто этот двигатель запускает и обслуживает. А вот и он, плывущий в волне пешеходов, плоть от плоти ее! Он проходит мимо, ускользает все дальше и дальше, скрывается, наконец, за гребнем волны… Но и другой, все другие в этом живом потоке, в достоинстве подобны ему. Это их энергией движет своими членами каждый мегаполис, их легкими дышит, думает их головами и связуется их мыслями. Но они зачастую не подозревают об этом; они, главные герои этого пусть омертвляющего, но все-таки пока еще бытия, чувствуют себя незначительными винтиками, от которых ничего не зависит. Почему? Потому что стали частью большого обмана и не ведают уже, что душа каждого из них, рожденная для вечности и от того не подлежащая никакому измерению и сопоставлению с чем-либо материальным, куда более значительна и важна, чем вся эта сводящая человечество с ума громада…
Если кому-то удастся вдруг вырваться из общего потока… Нет, не для того, чтобы просто перевести дух. Но чтобы найти спасительный уголок, шагнуть, например, в отмеченную сверху крестом узорчатую арку ворот, пройти неожиданно тихой аллейкой, взойти на каменное крыльцо, миновать тяжелые кованые двери… Если кто-то сделает это, то столкнется с настоящей тишиной. Именно столкнется, потому как только что над ним гремели десятки барабанов, пищали свирели, множество глашатаев зазывали его отведать, вкусить самые изысканные и запретные плоды этого не устающего безумствовать мира. И вот тишина… Святые лики глядят со всех сторон, строго, но тепло – так смотрит мудрый любящий отец. Свечи на подсвечниках успокоительно потрескивают. Витающие вокруг таинственные ароматы рождают в мыслях неземные, увлекающие ввысь ассоциации. Память словно пробуждается от тяжелого, сковывающего сна. Душа исполняется легкой радостью, от которой действительно хочется взлететь… Рядом чьи-то чуть слышные шаги. Кажется, что это не человек, но само время. Оно замедлило тут свое движение, оно не смеет более спешить, оно подчиняется Тому, Кто «идеже хощет, побеждается естества чин»; Тому, Кто создал и Небо и землю, и ему, времени, положил однажды начало. Здесь, в Доме Божием…
Воистину, в храме  «побеждается естества чин», только что бывшая безраздельной, неоспоримой власть мира, этого чудовищного Левиафана, умаляется здесь до размера попираемых ногами у входных дверей пылинок. Это великое чудо! И как мудро говорит о нем святитель Феофан Затворник: «Удивись, христианине, и преклони главу свою пред премудростью Божиею, когда Творец всяческих Бог соделовает дивные чудеса Свои. Из простого дома соделовает храм Божий, из простого деревянного  стола соделовает Престол Божественный».
Здесь вечность приоткрывает завесу над своими тайнами, и все бывшее с тобой и небывшее приобретает истинную цену. Надо лишь увидеть, услышать, понять и сохранить это понимание, не только пребывая здесь, но и там, за пределами сей обители тишины. Последнее весьма непросто. Ибо мир снаружи давно уж наловчился похищать от нас наши действительные сокровища, заменяя их своими мнимыми, поддельными, ненастоящими… Как преодолеть силу этого тлетворного Морока, одурманивающего мыслью, что ты в своем ничтожестве не способен противостоять злу и что-либо менять к лучшему? Или же, напротив, как не уподобится бунтующему человеку, отождествляющему себя в бунтарском порыве с Творцом: если есть Бог, то почему это не я? Как найти свое подлинное место, укрепится в том, что истинно, незыблемо, нетленно?
Под куполом тишины это сделать весьма легко. Надо чуть подождать. И вот на солею выходит некто в красивом длиннополом белом (голубом, зеленом, красном - вовсе не имеет значения в каком) одеянии. В руках у него распятье или Евангелие (это, опять же, неважно). Но глаза его обязательно светятся, лучатся любовью, в которой желание помочь, научить, указать путь, коим шли в свою земную бытность, сверкающие золотом нимбов теперешние небожители, благословляющие нас со святых икон. Это служитель алтаря, священник, духовный наставник и отец; его негромкий голос разом заполняет пространство храма, охватывает нас, напряженных, ожидающих, увлекает за собой. И вот мы уже в объятиях этого океана, исполненного вселенских смыслов. Нам даются ответы,  и снимаются многие вопросы. Мы слушаем, слушаем голос духовного отца…
«Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя иных богов кроме Меня. Вот первое свидетельство Бога о Самом Себе, первое откровение людям о Боге от Бога и первая заповедь Божия. Да не будет у тебя иных богов кроме Меня, - заповедал Господь, ибо, если поклонишься другим богам, двойная пагуба тебя постигнет. Первая - вера в ложных, несуществующих богов. Другая в том, что благоговение и любовь, которые целиком должны принадлежать одному Единому, отдашь идолам. И тогда помрачится в тебе вера в Единого и охладеет любовь к Нему; Он, оскорбленный и униженный, удалится от тебя. И станешь безбожником, даже если, имея многих богов, будешь считать себя набожным. Ибо безбожник и идолопоклонник суть одно и то же: и тот, и другой без Бога единого, живого, истинного.
Вера во единаго Бога, единого, живого, истинного Творца, - вера смиренных и разумных, ибо гордые обожествляют или тварь, или самих себя; гордость рождает безумцев. Чем смиреннее человек, тем он разумнее, чем тщеславнее, тем безумнее. Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать и разум. Чем больше смиренный смиряется перед Господом, тем больше одаривает его Господь разумом. Разум суть свет, ведущий к Богу единому, живому, истинному. Блаженны имеющие разум видеть тленность мира и человека. Блаженны нищие духом, ибо Господь возвысит их до высшего познания - познания бытия и величия Бога Вышнего.
Это ваша вера, христоносцы, вера отцов ваших, смиренных и разумных. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до конца времен. Вера непостыдная, православная, спасительная. Ею спасались отцы ваши, не постыдились они ее, и она их не постыдилась. Воистину, вера во единаго Бога, единого, живого, истинного,- вера образованных, тех, кто несет в себе образ Божий. Не постыдится он ни на Страшном Суде, не постыдится ни перед праведником, ни перед ангелом, но приимет славу и благословенным наречется». (1)
Как упоительно слушать! Да и выполнять не так уж и трудно! Если, как уже говорилось выше, вырваться из этого уводящего от Бога мирового житейского потока, пусть даже называемого кем-то преобладающим или  мейнстримом.(2) И вдохнуть тогда полной грудью благорастворенные воздухи отеческой любви. Но много ли таковых? Много ли слушающих и внимающих слову отчему? Немного. Тех, кто ищет Царствия Божия, зная, что все остальное приложится им (см. Лк. 12, 30-31). Кому сказано: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). И как же жалко прочих, кто не умеет, не хочет вместить в свое сердце смысл этих слов…
«Если веруете во Христа Спасителя, христоносцы, верите вы и в дела Его. А Церковь, корабль спасения, - Его дело. На нем плывут тысячи спасенных и спасаемых. Основал его Господь на вере, крепкой, как камень. Как Сам Он сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). И поистине, не одолели доныне, не одолеют и отныне.
Церковь называется Телом Христовым: Мы, многие, составляем одно тело во Христе (Рим. 12, 5). Поэтому Церковь одна-единственная, ибо не может быть двух тел с одной главой. А Христос назван главой Церкви: И Он есть глава тела Церкви (Кол. 1, 18). Итак, один Христос, одна глава, одно тело - одна Церковь…
Церковь называется Соборной. Почему так? Потому, что она собирает всех чад Божиих во всех концах земли, из всех племен, из всех народов. Она не ограничена какой-либо одной расой, одним народом, одним государством. Она не ограничена временем. Она объемлет не только всех верующих, от Христа до наших дней, но и всех святых и праведных от Адама до Иоанна Крестителя, ради которых Господь сошел во ад… Она объединяет и живых, и мертвых. Умершие чада ее на самом деле живы - путники, которых корабль спасения перевез на другой берег, в Царство безсмертное, так же, как перевозит сегодня, и будет перевозить завтра; все они члены Святой Соборной Церкви…
Церковь как установление призвана не к руководству, а к служению. Служить народу Божию даже до мученичества, подобно Господу Иисусу Христу. Освящать человеческие души, направлять духовно-нравственную жизнь человека, светить ему. Не порабощать, но освобождать, ибо люди призваны Христом к свободе, к свободе сыновей Божиих. Как сказано: Посему ты уже не раб, но сын (Гал. 4, 7); и снова: стойте в свободе, которую даровал нам Христос (Гал. 5, 1). Будучи кораблем спасения, Церковь Божия везет не рабов, а свободных детей, детей Царских, в Царство Небесное безсмертное. Нет ни груза драгоценней, ни пристанища радостней!
Это вера мужественных и дружелюбных! Трудно принять ее страшливым и самолюбивым. Мужественные те, у кого хватает мужества восстать против языческого хаоса в собственной душе и установить в ней евангельский порядок. Дружелюбные те, кто с радостью путешествует среди братьев своих и смотрит на спутников в свете вечного света. И радуются спутникам своим, как братьям, как самим себе, как тому вечному свету, что освещает их всех, ласкает и влечет. Мужественные и дружелюбные любят согласие в себе и вокруг себя. И так, в гармонии, в согласии и радости, путешествуют они, словно стая птиц, в теплые края - в Царство Божественного света и родительского тепла.
Это ваша вера, христоносцы, вера мужественных и дружелюбных предков ваших. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до окончания путешествия, до тихой пристани. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, это вера людей образованных, носящих в себе образ Божий. В день Воздаяния, в великий день Правды Божией, когда Христос придет судить по правде Своей, и они будут названы благословенными».(3)
«Это ваша вера, христоносцы, вера мужественных и дружелюбных…» Я представляю себя, говорящего, причем говорящего громко, даже кричащего, эти слова в час пик в центре большого города. Как отнесется к моей речи это кипящее человеческое море? Вспенится, взбурлит, замрет, повернет вспять, наконец? Нет. Скорее всего, не заметит, равнодушно, словно одинокий валун, обежит волнами, и устремится прочь, к своим собственным островам и берегам, где мне, моим мыслям, моим словам вовсе места нет… А ведь я собрат им и даже иногда дерзаю молится за всех них, за весь мир – да, несовершенно и, наверное, не слышно для неба. Но все равно, я им не чужой. В конце концов мы дети одного Отца, дающего нам все необходимое для жизни, ниспосылающего нам свет, воздух, воду, тепло… Если б мы вспомнили об этом, уверились в этом, утвердились, то тогда узнали бы друг друга, обрадовались бы и обнялись… Но нет, никто никого не  узнает. Словно все мы - серая безпросветная безотцовщина…
Безотцовщина -  опасное явление, разрушающая душу человека, душу семьи, душу целого народа. Это она заставляет чиновника, вместо того, чтобы по братски протянуть руку просителю, помочь в его нужде (тем более что обязанности службы побуждают именно к этому), потребовать мзду, часто для него, просителя, непосильную. Нет, не братья, коими положил им быть Творец, встречаются здесь лицом к лицу, но  наделенное властью тщеславие, чванство, себялюбие и жадность смотрит в глаза обездоленности, униженности, безправию, смешанным с тихой ненавистью. Но самое страшное то, что поменяйся они вдруг местами, и только что бывший обездоленным и униженным в миг обрастет и чванством, и себялюбием, а жадность, скорее всего, и так всегда пребывала с ним. Вот они плоды безотцовщины: никто не вложил в душу ни тому, ни другому твердых представлений о нравственном и безнравственном, о высоком и низком, о том, что достойно человека и что его не достойно.
Недавно сообщалось, что в Астрахани арестована целая рота милиционеров, работников ГИБДД, все они оказались вымогателями и взяточниками, т.е. преступниками. Сообщалось также, что и прочие служащие этого батальона ГИБДД скорее всего виновны не менее задержанных, но не пойманные за руку, пока оставлены в покое. Итак, впервые прозвучала мысль, что виновными могут быть если не все поголовно, то очень и очень многие; что это не кто-то оступается и нарушает закон, но общество достигло такой степени деградации, что большинство его членов по своему морально- нравственному облику соответствуют уровню обыкновенного преступника и в любой момент могут преступить черту закона, если прежде уже не сделали это…
Лопающиеся от награбленных богатств безсовестные олигархи, упивающиеся властью безстыжие политики, которым наплевать на стонущий от бедности, унижения и безправия народ… И сам этот народ, уже кажется едва живой, из последних сил крутящий гайки, забивающий гвозди, укладывающий асфальт, втыкающий в землю лопату… Противоречие между властью и народом, богатством и нищетой не во вне, не в оградах хижин и дворцов, не в наличие и отсутствие материальных благ, но внутри естества человека, в его сокровенных глубинах, где, как сказал Федор Михайлович Достоевский,  «Бог с дьяволом борется». И это «поле битвы - сердце человеческое». Вот она, наша битва, кою ведем мы за вечную жизнь, за спасение в ней. И победит тот, кто сохранит свое сердце от зла, изгонит его прочь. Но очень уж много побежденных в этой войне. Гибнут, как видим, целые роты, батальоны - даже стражей порядка. Так что же, продолжается эта битва или, быть может, уже проиграна? И оружие наше сложено у ног противника? Не дождутся! Пока стоят святые церкви, пока правятся в них службы Божии, пока звучит с амвона просвещающее и утешающее слово отцов духовных, никакой враг не одолеет нас в этой битве, пусть и число сражающихся будет весьма мало. Как и обещано нам свыше: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Не одолеют, но будут пытаться. Будут делать это вновь и вновь, используя новое оружие, новые тактики и даже стратегии.
За примерами далеко ходить не потребуется. Один из них - ювенальная юстиция. Для тех, кто не знает что сие означает, поясняем: ювенальная юстиция — раздел юриспруденции, связанный с делами несовершеннолетних (защита прав детей и подростков, разбор дел о преступлениях несовершеннолетних); используется во многих современных судебных системах западных стран. И что же в ней, спросите, плохого, опасного? Где подвох? Да уж, на первый взгляд можно оного и не усмотреть. Да и что тут такого, в борьбе за права ребенка? Вот сторонник введения ювенальной юстиции уполномоченный по правам ребенка адвокат Павел Астахов недавно заявил на всю страну, что запрещает родителям шлепать детей и ставить их в угол. Думаете, шутка? Пока, наверное, да. Но ювенальная юстиция и призвана подвести под таковые шутейные запреты серьезную юридическую базу.(4)  Поставил ты ребенка в угол за провинность, а он на тебя заявление в суд. И вот, глядишь, лишают тебя родительских прав, обкладывают денежными штрафами, а то и то и за решету отправляют. И это уже не шутки! Не понятно, зачем, у порога каждого семейного гнезда вкапывать этот камень преткновения, зачем сеять семена раздора, воспитывать поколения доносчиков на самых близких людей, предателей, для которых с младых ногтей нет уж ничего святого? Насколько дорого будет для них Отечество, кинутся ли защищать его в случае необходимости или побегут доносить в гаагские суды? Предполагать следует худшее. Так что защищать Родину в лучшем случае будем в судах.
Итак, ювенальная юстиция – это орудийный ствол, наведенный на одну из заповедей Божиих «Чти отца своего и матерь свою», готовый прямой наводкой всаживать снаряд за снарядом в этот краеугольный, онтологический смысл бытия. Впрочем, почему готовый? Уже стреляющий на поражение! Так, один из снарядов угодил в Ижевский детский дом. И перед нами налицо яркая картинка нашего ближайшего ювенального будущего… Восемнадцатилетний юнец (впрочем, не юнец, а вполне взрослый человек) возглавил там движение за права воспитанников. Добивались отставки директора, для чего устроили форменный бунт с крушением мебели и битьем стекол. В заключении вожак принудил нескольких своих малолетних последователей вскрыть себе вены. Все едва не закончилось трагедией. Да, этот юный бунтарь проявил качества настоящего вора-рецидивиста, поднимающего восстание в местах не столь отдаленных. Следовало бы и наказать его соответственно деянию, но на ювенальный взгляд, виновен не он, какие бы преступления за ним не стояли, а администрация, руководитель детского дома - тоже, кстати, достаточно молодой, человек, о котором  окружающие отзываются весьма благосклонно.
Итак, не спрашивайте, зачем насаждаются у нас эти плоды иноземной юридической мысли. Ответы перед нами – чтобы еще более ускорить нравственное разложение нашего народа. Упрочить пустыню безотцовщины - пусть ничто живое впредь не отыщет себе места в пределах земли нашей…
Как справиться с сей напастью? Спросите у ваших отцов духовных. Повсеместно звучат еще их голоса. И собираются вокруг них желающие научиться, чтобы выстоять и победить. Господь исполняет силою вашего наставника духовного – за крепкую веру, за подвиг смирения и терпения (про иных, кто не имеет такового подвига, мы речи и не ведем). Недаром ведь сказано: «Стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется около тебя!». Эта открытая нам преподобным Серафимом Саровским формула спасения, имеющая силу закона, в действие и поныне.


Сноски:
  (1) Святитель Николай Сербский. «Верую. Вера образованных людей». Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.
  (2) От англ. mainstream — основное течение.
  (3) Святитель Николай Сербский. «Верую. Вера образованных людей». Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.
  (4) Ювенальная юстиция провозглашает принцип приоритетности прав ребенка над правами родителей и даже побуждает ребенка при любом случае, когда он считает, что его права ущемлены, жаловаться на родителей, учителей, на всех взрослых.