Гранитный валун в сердце столицы

Анатолий Обросков
Мир удивителен. Порой бок о бок с современными супермаркетами уживаются памятники древней истории человечества. В древних славянских традиция огромную священную роль играли капища, святилища, лабиринты и… камни. В самом сердце Минска, возле концертного зала «Минск» на берегу р. Свислочь еще совсем недавно находились остатки языческого капища, посвященного Велесу.

Когда-то это была окраина Минска, район улицы Кошарской (теперь - Красноармейская). Здесь еще в XIX веке стоял лес. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун (его называли «Дзед»), о котором рассказывали интересную легенду про то, как Лесовик с Водяником гору не поделили

Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование — кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб–великан. А вскоре люди устроили возле камня языческое капище.

Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. Капище в Минске действительно существовало. В центре огороженной с трех сторон прямоугольной площадки вымощенной деревянными брусками на берегу Свислочи находились главные объекты поклонения - гранитный валун «Дзед» («Стары») и дуб в четыре обхвата «Дуб» («Волат»), чьи желуди считались лекарственными. Рядом на выложенном из камней месте над рекой горела «Жыжа» (вечный огонь, жертвенник, на котором сжигали пищу) и бил родник. Здесь жил и хранитель огня - Старец, считавшийся в народе знахарем и чародеем: он мог лечить, привораживать, предсказывать будущее, продлевать жизнь и даже навлекать смерть.

Камню, называемому «Дзед», поклонялись, приносили дары, у него же просили помощи. Больные люди, в надежде исцелиться от хвори, на тридцать три дня надевали на валун передник или обматывали полотном. Девушки украшали его собственноручно вытканным рушником и просили о ниспослании достойного жениха, а потом и здоровых деток…

Подобные места разбросаны по всей Беларуси. Очень часто возле родников народ повязывает ленточки – наузы на близ растущие дубки. Кто с чем приходит на места выхода подземных вод. Иной передает горести, и завязывая ленточку, оставляет у входа в Навьское царство свои невзгоды, другой спрашивает совета, или лечит недуг. В народе сложилось поверье что до таких деревьев дотрагиваться нельзя, они заряжены человеческими судьбами. Когда подобное дерево высыхало, его обкладывали валежником и сжигали вместе с накопленным за все время негативом. Имя такому месту – Проща.

В конце XIX в. это место было окраиной города и из-за сложной заболоченной местности представляло собой естественный оборонительный рубеж города. Местные власти не особо показывались в этих местах из-за разгула преступности. Возможно преступниками» были местные жители, дававшие отпор христианским служителям да и государственной власти, утверждавшей свои порядки.

В конце 1880-х, в канун празднования 900-летия христианства на Руси, минские власти, подстрекаемые церковниками, предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору "поганства" в городе - тысячелетний дуб был спилен, священный огонь разбросан. Однако языческая традиция просуществовала в Минске до 20-х годов ХХ столетия. Местное население, несмотря на репрессии, все равно оставалось верным языческой традиции. В какой-то мере этому помогло ослабление церковной власти с приходом к власти большевиков. Не до язычников было дело. В первые годы советской власти на Ляховку, к сохранившемуся валуну, приходили люди, украшали его лентами да постилали полотенца, обращались с просьбами, творили требы солнечной сурицей, зерном, да квасом.

Еще в первые годы советской власти на Ляховку, к сохранившемуся валуну, приходили люди и украшали его лентами да полотенцами, выливали на него мед, молоко и вино. Здесь до начала прошлого века была "молельня у камня", пользовавшаяся большой известностью. У капища был постоянный жрец – звали его Севостей, следивший за культовым объектом, и проводивший обряды для населения. Для местных жителей хранитель капища был человеком «сведомым» в колдовских делах – считался знахарем и чародеем, мог лечить, привораживать, предсказывать будущее, навлекать смерть и т.д. Недалеко от капища находилось древнее языческое кладбище, где местный народ с почестями хоронил хранителей. В этой традиции прослеживается культ духов – предков. Как правило, в дохристианские времена усопших хоронили (кремировали) на естественных, или искусственно созданных курганах. На которых затем народ праздновал основной круг праздников.

Православные священники жаловались тогда на городских женщин: мол, днем они в церковь ходят, а вечером «становятся» язычницами. По преданию, камень «Дзед» помогал бесплодным женщинам.


Капище уничтожили в начале XX века. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927–м. Дуб спилили, источник засыпали. Камень продолжал лежать. После его перевезли в Музей валунов, что в микрорайоне Уручье.

Теперь бывшее божество языческого капища (камень «Дзед») находится среди себе подобных - в Музее валунов в Уручье. В этом музее с территории всей Белоруссии собраны камни почитавшиеся в народе как языческой, так и современной христианской эпохи. 


http://www.geocities.com/rodnover/kapsvis/P1010112.JPG
Белорусские ученые из института истории Академии наук выдвинули идею восстановить в центре Минска языческое капище, которое было здесь до 1905 года.

Участники 10 Международной конференции Славянский мир обратились к Президенту Беларуси с предложением реконструировать памятник древней славянской истории и культуры.

ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 10-й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

К Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь в связи с итогами конференции «СЛАВЯНСКИЙ МИР: ДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА, САМОСОЗНАНИЕ»



Участники 10-й международной научно-практической конференции проведя пленарное заседание на тему «Историко-культурное достояние белорусского народа», обсудив наличие в недавнем прошлом на территории Минска памятников древней славянской истории и культуры, осознавая необходимость их восстановления, и считая это восстановление первостепенно важным для будущего Республики Беларусь, обраща.тся к Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь со следующими предложениями:



Восстановить существовавшую до 1927 года на берегу реки Свислочь (район улицы Лодочная, историко-культурную ценность в виде комплекса, состоящего из валуна «Дзед» (ныне находится в Музее Валунов в Уручье), дуба и родника.

Активизировать деятельность по присвоению комплексу категории «памятник культуры» и включению её в Список Всемирного наследия.

Продолжить настойчивые усилия по восстановлению памятников древней славянской истории и культуры.

Поддержать, в том числе путем выделения средств из государственного бюджета, восстановление памятников древней славянской культуры на территории Беларуси и придание им статуса туристических достопримечательностей Республики Беларусь.

Исходить из того, что разрушение памятников древней славянской истории на территории Беларуси является фактическим нарушением ст. 51 Конституции Республики Беларусь.



Участники 10 международной научно-практической конференции считают, что осуществление вышеуказанных мер будет реальным вкладом в сохранение и развитие культуры как белорусского народа, так и славянской культуры в целом, укреплению взаимопонимания между славянскими народами и государствами и их продвижению по пути сотрудничества и взаимности.

Иллюстрация: Славянский Триглав Перун Сварог Велес