Школа, пропущенная через мое сердце - 3

Октябрина Саркисян
                70-е годы (продолжение)
               (Фотографии размещены на моей страничке в "Одноклассниках")

В 1972 году школу покидали три выпускных класса, в одном из которых училась моя старшая дочь Нора. В двух классах историю преподавала я, в одном - моя коллега Вера Михайловна Белых. Это был 10-а класс. В нем учились довольно интересные ученики. Многих из них я хорошо знала и встречалась с ними в послешкольные годы.

В первую очередь это Седа Касабян. Умная, скромная, с разносторонними интересами. Окончив  Ленинаканский педагогический институт и поработав несколько лет в школе, она успешно защитила степень кандидата педагогических наук в Москве  по методике преподавания литературы. Стала лектором Ленинаканского пединститута. В 1990 году возглавила учебную часть новой русской школы. Очень жаль, что она безвременно ушла из жизни.

Анаида Амбардарян окончила школу с золотой медалью. Стала врачом - одним из лучших специалистов в избранной отрасли. Хорошими учениками этого класса были Аветисян Татьяна, Чахмахчян Арташес, Саакян Асмик, Ритман Александр, Аракелян Грайр, Лощенов Федор.

В одном из моих десятых классов учился Вячеслав Кисель - секретарь комсомольской организации. Такой серьезный, деловой, положительный герой того времени. Интересно, что в 1975 году организацию возглавил его младший брат Владимир. Такой же серьезный, начинающий карьеру общественного деятеля со школьной скамьи. А в классе верховодили девочки - Наташа Сорокина, Арусяк Топчян, Гоар Варданян, Карине Эльчян, Лиза Шахулян, Карине Геворкян.

В другом десятом, где классным руководителем была Эмма Павловна,  тон задавали мальчики. Очень разные, но интересные как личности. Мясник Варданян - хозяйственный, любит и наводит порядок, он староста класса. Вася Горгадзян добрый, не из самых активных, но если за что-то берется, получается, хорошо разбирается в электронике. Владимир Костандян - интеллигент во всех своих проявлениях. Гагик Гюльназарян - будущий математик-кибернетик.

Но самая весомая фигура в прямом и переносном смысле - Сергей Климов. Заводила, балагур, весельчак, а на самом деле такая умная и серьезная  головешка. Любил писать стихи по любому поводу. Есть еще высокий, вечно хмурый Воробьев - странноватый, «не от мира сего». Девочки класса под стать мужской части класса: Ирина Заварян, Марина Хачатрян, Нора Анастасиади, Сирануш Гукасян, Карине Саркисян, Ира Цейко, Анаида Асатрян, Храпко, nМартыненко.

 А самая умная среди них - тихая, молчаливая Такуш Шишян. Еще в  этом классе учились маленького роста Ромео и крупная Джульетта - на радость одноклассникам. Сергей называл Ромео - сынок. Но все шутки и приколы были добрыми.

Отмечали дни рождения в классе, сделали большой альбом - летопись жизни класса с иллюстрациями, шутливыми поэмами и карикатурами. Подарили классной руководительнице - Эмме Павловне. Вспомнила об альбоме и тут же всплыл в памяти Воробьев. Он был не только «не от мира сего», но и «не от класса сего». Он то прыгал со второго этажа, убегая с уроков, то приносил порох и устраивал мини-взрыв под стулом бедной учительницы биологии.

О нем и его приключениях Сергей написал целую сагу, как, насмотревшись ковбойских вестернов, он мечтал о прериях, представлял себя скачущим на коне. Воробьева уже собирались исключить из школы, но до выпуска оставались считанные недели. И Эмма Павловна за него заступилась. Она свой класс любила как своих детей. Если давала поручение какой-нибудь группе остаться после уроков и выполнить какую-то работу в кабинете географии, приносила из дому пирожки и бутерброды. Покормит - потом только за работу.

С этими двумя классами у меня связано еще одно воспоминание - городской слет юных туристов. Он состоялся в 1971 году почему-то не в городе, а в Ванадзоре (Кировакан). Туризм был составной частью работы по краеведению, мы были постоянными участниками слетов, но без особой подготовки, без определенной группы, спонтанно. И занимали-таки призовые места. А в том году создали специальную туристическую группу, заказали единую форму.

          Фото  № 42.      Туристическая группа

                1-й ряд:  Ромео, Октябрина Акоповна, Серго, новый вожатый.
               
                2-й ряд: Саркисян Лиля, Анастасиади  Нора, Акопян Григор, Гильфанова Галя, Хачатрян Марина.

                3-й ряд: Варданян Мясник, Лощенов Федор, Геворкян Ашот, Климов Сергей, Акопян Генрих.

Серго тренировал их, обучал премудростям туризма, я обеспечивала их материалами по краеведению, вела организаторскую работу. Обычно на соревновния и слеты группы возил Серго. А на этот слет, да еще в Ванадзоре, да еще с ночевкой, он поехать не смог - болела нога. Молодому вожатому поручить сопровождение было рискованно. Пришлось мне с ними отправиться. Слет проходил за Ванадзором, в горах, где были пионерские лагеря. Они уже пустовали. Автобусы довезли нас до окраины города, дальше пошли в горы пешком.               

             Фото  № 43.  В походе


Добрались до лагеря. Выделили нам пустую комнату с кучей матрасов в углу. Ребятам все в радость. Разожгли костер. Сергей на нем делал «шашлык» из сарделек, кинули в костер банку тушенки, она чуть не взорвалась при открытии. Пошумели, повеселились дотемна. На следующий день должны состояться соревнования. Четырем девочкам - Марине, Норе, Гале и Лиле - отгородили уголок, кинули на пол матрасы.

 Мальчики расположились ближе к дверям. Все бы неплохо, но сюда же поместили группу из другой школы. 10 мальчиков устроились у противоположной стены. Они вообще без руководителя, сна ни в одном глазу, выходят, где-то бродят, обратно в окно лезут, песни горланят. В общем: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Я расхаживаю между этими двумя группами посередке всю ночь. Мои спят - утихомирены, для чужих ребят - я не авторитет. Среди ночи руководство совершает обход. Заведующим горОНО был тогда очень хороший человек по фамилии Файроян.

Заходят они, видят две живописные группы, а посередине расхаживаю я. Файроян меня хорошо знал, спрашивает: «Что вы тут делаете, почему вы с ними?». Ну что сказать? Что никто не согласился ехать с группой в горы с ночевкой? Это жалоба. Я говорю: «Моя дочка в этой группе, вот я их и сопровождаю». Это они поняли.

Кавказские мужчины считают: девочек во всякие туристические группы, да еще с ночевкой, отпускать не положено. Да я бы и сама не пустила своих девочек без сопровождения. Вот и пришлось самой их везти, чтобы группу не разочаровывать, ведь готовились! Но разочарование все же было. На следующее утро начались соревнования. И хотя мальчики были хорошо подготовлены, но, оказавшись без Серго «бесхозной», команда не получила высоких оценок.

После окончания слета мы с девочками поехали на вокзал на автобусе, а мальчики спускались пешком (в автобусе места не было). Шли с другими группами. По дороге успели подраться с местными. Главным драчуном был Сергей. Уж он обидчикам спуску не давал. А от гитары Ашота остался хвостик. На вокзал они явились слегка потрепанные, но непобежденные. Для них это было веселым приключением, а для меня головной болью - как в целости и сохранности довезти их до дома.

Расскажу немного об экскурсиях к историческим памятникам Армении. Их было много во все годы. Было бы еще больше, если не трудности с транспортом. Денег с учеников на экскурсии не собирали. Иногда транспорт предоставляли родители - руководители предприятий, иногда горОНО давало свой небольшой автобус, до некоторых памятников добирались на электричке.
Одними из первых мы посетили памятник - мемориал в честь 50-летия победы в Сардарапатской битве. На фотографии 1970 года мои «химики» и мальчики из 10-б класса.

            Фото  № 44.      Сардарапат,   1970 год
 
Этот памятник в разные годы дополнялся новыми деталями, зданием музея… Он стал одним из самых популярных по посещаемости мест.

            Фото  № 45.      Сардарапат,     1977 год

Беру в руки другую фотографию - храм Ахпат. Третья в первом ряду - Наниджян Марина. И пошли воспоминания …


            Фото  № 46.       Ахпат,       1980 год

Училась у меня в первые мои годы учительства Джульетта Чтчян. Хорошо училась, была решительной, непримиримой к разгильдяйству, несправедливости, словом, комсомолка 50-х годов. Наниджанян Марина - ее дочь, похожа на мать такой же нетерпимостью к разболтанности. От нее доставалось мальчикам класса. Но все же она была и мягче, и романтичнее, что ли. Хороший лидер. С этим классом мы поехали на экскурсию в Санаин и Ахпат. Доехали на электричке до Алаверды, там на вокзале сели на автобус - и в горы, к прекрасным архитектурным памятникам XI - XII веков.

Само это путешествие для класса было событием. В электричке заняли полвагона. Девочки всю дорогу (около двух часов) пели популярные песни, мальчики подхихикивали над текстами, сами-то они слов не знали или стеснялись распевать, мол, не малыши.

Добрались до храма в селе Санаин. Храм очень красивый. Внутри он пустой. Узкая каменная лесенка без перил вдоль стены ведет на крышу, под купол. Я это хорошо знала, сама по ней когда-то студенткой поднималась наверх, а там, под куполом, деревянная лесенка ведет на боковую крышу. На ней нет двух перекладин. За много лет в этом храме ничего не изменилось. 

Зная привычки мальчиков залезать в разные закоулки и лазать вверх по всем и всяким лестницам, я стала стражем у основания каменной лесенки и оттуда рассказывала о монастыре и храме. Рассказала, вывела во двор посмотреть интересные хачкары (крест-камни) у стены. Их свозили из разных мест. Один из хачкаров был датирован IX веком, на нем был высечен очень красивый кружевной узор. Недалеко от храма родник, над ним искусственный каменный грот. Словом, есть на что посмотреть.

Пока любовались камнем, вижу, двое мальчиков уже на крыше храма. Приходится, сдерживая эмоции, спокойно говорить им: «Ну что, полюбовались? Теперь медленно и осторожно спускайтесь, подстраховывая друг друга». Когда окажутся на земле, тогда поговорю с ними строго. Но экскурсии нужны. Не сидеть же из-за риска дома.


          Фото  № 47.        Арич. 1981 год

И мы опять едем. На этот раз в монастырь Арич в получасе езды от города. Комплекс находится на реставрации. Осмотрели кельи монахов, трапезную. Там тоже собраны хачкары, церковная утварь. Территория огорожена каменными стенами. За одной из стен обрыв, далеко внизу овраг-ущелье. На склоне обрыва чудом зацепившаяся за скалу часовня. Видимо, землетрясение сбросило ее вниз когда-то.

Кажется, вот-вот сорвется на дно ущелья, но как-то держится. Я спокойна: мы наверху, за каменными стенами, отсюда к ущелью дороги нет. Спокойствие длится недолго. Мимо ворот монастыря  по пологому склону на дно ущелья спускаются мои «орлы». Забеспокоилась, но сама себя успокаиваю: часовня простояла так десятилетия, не рухнет же вниз именно сегодня. И все же…

В другой раз повезла класс к известному памятнику эпохи эллинизма - крепости  Гарни. В крепости находится языческий храм I века н. э. Он отреставрирован, стоит на краю площадки, на фоне зеленых гор, а дальше - обрыв к ущелью. Так и строились храмы - на возвышенности. Храм похож на маленькую копию греческого Парфенона. К нему ведут ступеньки, он как будто парит в воздухе.

Кругом такая зеленая красота, а осенью и вовсе золотая панорама. Интересны и стены крепости, они сложены из огромных прямоугольных камней, один к другому они крепились железными штырями. Еще в крепости была древняя баня с обогревом под полом, а сам пол выстлан мозаичным панно с морскими существами и девичьим ликом. Словом, перед нами шедевр эпохи эллинизма в Армении.
 

         Фото № 48.    Храм  Гегард  I век н. э. 1973 год
 

Прошлись с ребятами, посмотрели, обошли храм, спустились к бане. Замечаю, группа моих мальчиков стоит в стороне. Спорят громко о чем-то, вроде «выясняют отношения», да  еще кто-то из них семечки грызет. Рассердилась ужасно: «Посмотрите, куда вы пришли, что перед вами! Проникнитесь! Вы ехали до Еревана, оттуда еще 22 км, чтобы на это чудо посмотреть или побаловаться?».

Но сама думаю: привезти их и поставить перед шедевром - небольшое дело. Научить видеть этот шедевр, видеть прекрасное - это посложнее. Прежде чем привозить в истроическое место, надо много рассказывать о нем, пробуждать интерес и не только к конкретному памятнику, а вообще к произведениям искусства.

Помогли факультативные занятия. Они были введены как дополнение к школьной программе. Тематика - по выбору учителя. Посещение - добровольное. Были различные рекомендации. Но свою тему я разработала сама - «Древняя и средневековая культура Армении». В нее входили: архитектура, поэзия, музыка (древние нотные знаки - хазы), медицина, образование, наука. Материала было непочатый край. Вела курс много лет, до конца 80-х годов. И всегда были желающие посещать его.

Накопив определенный опыт, я решила поделиться им с другими учителями. В те годы Академия педагогических наук республик и Союза организовывали конференции и педагогические чтения,  на которых учителя рассказывали о своих методах обучения, опыте, находках и т. п.

Мой доклад «Из опыта изучения национальной культуры в курсе истории Армении» комиссией был  принят, и я поехала в Минск на очередные Всесоюзные педагогические чтения (1973 год). Очередные, потому что  на предыдущих, в Ленинграде в 1970 году, я  делилась опытом интернационального воспитания учащихся. Видимо, после этого я вошла во вкус. Было интересно общаться с педагогами из других республик, с работниками НИИ педагогики.

Это был уже новый, более высокий уровень работы, когда появился навык поиска, обобщения, представления на суд коллег и ученых методов обучения. Появилось умение излагать мысли в этом плане не только на Педагогических чтениях (1976 год - Алма-Ата, 1979 год - Казань, 1982 год - Ереван, а проводились они каждые три года, всего шесть раз, из коих я представляла свои доклады на пяти), но и на страницах педагогических журналов («Воспитание школьника», «Преподавание истории в школе» и др.).

И этим я тоже обязана своей школе. Она воспитывала, требовала работать над собой. Она вдохновляла и разочаровывала, поощряла и порицала, а больше всего доверяла.

К середине 70-х годов на новый уровень оценки работы преподавателя перешли министерство и органы народного образования на местах. Введена была аттестация педагогов, разработаны критерии оценки их труда. Присваивались квалификации: учитель-методист, старший учитель, давались характеристики, рекомендации и т. д. В 1974 году мне присвоили квалификацию «учитель-методист».

Но вернемся в школу. В 1973 году у меня не было своего выпуска. Из выпускных классов запомнилась Горбенко Татьяна. Она была награждена золотой медалью. Окончила впоследствии 1-й медицинский институт в Ленинграде. Врач, работает в Симферополе. Золотая медаль была у Чунаева Юрия. Он учился в Москве, химик, кандидат химических наук. В тот год окончил школу один из братьев Кваташидзе - Тимур.


В 1974 году было три выпускных класса. Я была классным руководителем 10-а. После перехода на кабинетную систему за классами закреплялся кабинет его классного руководителя. Вот мои ребята и помогали мне оформлять этот кабинет. Два шкафа с книгами и остатками экспонатов краеведческого музея, стойка для карт за учительским столом – вот и все его оборудование. Я по старинке попросила плотника сделать два больших стенда, обтянутых скромным холстом, и на них размещала сменные тематические экспозиции.

К примеру, изучаем тему «Отечественная война 1812 года». На стенде схема наступления и отступления наполеоновских войск, портреты Кутузова и Барклая де Толли, стихотворение Лермонтова «Бородино» с прекрасными иллюстрациями и все, что нашлось  по этой теме. Через неделю - другая экспозиция к теме «Декабристы». Тут и Сенатская площадь, и стихи  Пушкина и Одоевского, и портреты жен декабристов, последовавших за ними  в Сибирь.

Самая же благодатная тема - культура разных веков и народов. Материал собирался постепенно, годами. Благо журналы, особенно «Огонек», «Смена», «Работница», печатали репродукции картин художников, портреты деятелей искусств. Таких материалов по темам собрана не одна папка. Наши наглядные пособия по старинке изготовлялись самими. Хотя и существовали прекрасные учебные фильмы по школьной программе, но в кабинете не было телевизора.

У моего класса много забот. Кроме шефства над кабинетом истории, они ведут переписку с выпускниками прошлых лет, с ветеранами Великой Отечественной войны, изучают историю своей школы. Самый деятельный у нас - староста класса Оник Товмасян. Под его чутким руководством наведен порядок. Он хозяйственный, организованный, за самую трудную работу берется в первую очередь сам, за ним подтягиваются другие.

Я их не просила драить полы и мыть окна чуть ли не  каждые две недели. Оник так решил. С ним была заодно очень хозяйственная и принципиальная девочка Сатик Порсугян. С этим классом мы тоже много гуляли по любимой горке, а классная поэтесса Клочкова сочиняла стихи. Девочки об этих прогулках писали что-то вроде эссе.

В 10-м классе решили завести альбом - дневник жизни класса. Альбом назвали «Не повторяется такое никогда». Начинался он доморощенными стихами и рассказом о золотой осени. Альбом заполняла в основном Асмик Солахян, красивая девочка с копной кудрявых волос, моя большая помощница, у  нее был хороший слог. Писали об интересных событиях, иллюстрируя фотографиями. На последних страницах - прощание со школой, мечты и планы на будущее.

Ах, эти планы и мечты! Лучше бы восклицали: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко!». Но сперва все шло «по плану». Закончили школу Авдалян Ашот, Гороян Мамикон, Арутюнян Леня, который часто приходил и в школе и после нее к нам домой поговорить «за жизнь». Касабян Мелине педагогом стала, Нагапетян Тамара - врачом, Солахян Асмик закончила Консерваторию, Оник Товмасян отслужил в армии, переехал в Ереван, Топчян Айк - окулист, Бояхчян Ашот имел большие успехи в спорте. Так каждый проторил свою дорожку и шел к цели. И если вся страна дотопала по этой дорожке где-то до начала 90-х, то наши ребята успели пройти по ней только до 88-го года. Но об этом потом.

10-б класс. В нем училась, наверное, самая обаятельная и привлекательная среди выпускниц 1974 года - Гаяне Мурадян. Единственная дочь в семье заслуженных врачей, она отличалась спокойным доброжелательным нравом, без тени самолюбования или зазнайства. А ведь была красавицей каких мало. Даже не учась в классе с химическим уклоном, она поступила в медицинский, стала врачом, работает в Москве.

Класс был своеобразный.  Особыми знаниями ребята не блистали, но зато были очень дружными и заводными. Из девочек помню Гаяне Мхитарян, Нарине Оганесян, Люсю, Зару Мамиконян. Среди мальчиков выделялся своей активностью Оганес Дургарян.

           Фото  № 49.   Выпуск 1974 года

В том же 1974 году окончила школу моя младшая дочь Лариса Анастасиади. Класс их, 10-в, был с химическим уклоном. Многие из этого класса стали врачами: Карине Аматуни, Шогик Минасян, Лерник Меликсетян, Тигран Ароян, Акоп Минасян, Артур Багдасарян. В целом они отличались серьезным отношением к учебе.

Там училась хорошая дружная группа мальчиков - Абрамян Ашот, Абрамян Мамикон, Ароян Тигран,  Пащенко А., Волынец Сергей, Казак В., Панасюк Саша, Геращенко, Корнилов, Минасян, Лерник Меликсетян, Коваленко Саша. Какая-то часть перешла к ним из других классов, но основной костяк, проучившийся с первого класса вместе, остался.

Лерник в этом классе стоял особняком. Самородок, одаренный, но шебутной. У него свои ценности, свое понимание, над чем надо ломать голову, чему подчиняться и от чего себя освободить. Он учился в моем классе, дружил с ребятами, у них общие интересы, общие проказы. Но в данное время ценность для него - химия, он выбрал для себя медицину, потому и перешел из своего класса в класс с химическим уклоном. А Мамикон Абрамян из своего класса переходить в другой, без химического уклона, не захотел. Химия ему не очень была нужна. Главная ценность у него - мальчишеская дружба, шутки, приколы, «чтобы было что вспоминать».

В этом классе хорошие девочки: Лариса Анастасиади, Белла Александрян, Шогик Минасян, Марина Франгян, Лора Шахбазян, Женя Горгадзян, Карине Егиазарян, Таня Михеичева, Жанна Мартиросян, Карине Степанян, Лариса Бирюкова, а еще там были близнецы Ольга и Игорь Мусатовы. Каждый класс хоть чуточку воспринимал черты своего классного руководителя. А им была Нина Григорьевна Аслиян.

От нее перешла раскованность, самостоятельность, веселый настрой. Они, бывало, классные часы проводили сами. Говорили Нине Григорьевне: «Идите спокойно домой, отдыхайте, мы сами управимся». Составляли психологические тесты, анкеты, разбирали их, определяли характеры… Вместо стендов рисовали плакаты, шутливые карикатуры. Помню карикатуру на Мамикона, как он стоит на ушах… Одна Люся Давыдовна с ним справлялась.

      
Более подробно расскажет об этом периоде Лариса:

     «Я очень хорошо запомнила годы учебы еще в старом здании школы. Начальные классы располагались на первом этаже, парты там были приземистые, с откидными крышками, покрытые густой черной краской, которую было так интересно колупать. Были там специальные углубления для ручек и чернильниц. Помню, что чернильницы в конце учебного года нам раздавали. Надо было отнести их домой, вымыть и принести обратно в сентябре. Домой я тогда ходила вместе с Арояном Тиграном - мы жили по соседству, и мы благополучно утопили эти чернильницы в фонтане круглого сада.

      На большой перемене нас всем классом выстраивали парами и вели в буфет. Впереди идущему вручали связку жетонов на веревочке - это была какая-то внутренняя школьная валюта, которая заменяла деньги. Однажды вся связка провалилась в щель между досками пола.

     Об этих щелях надо сказать отдельно. Полы были деревянными, из широких темных досок. Между ними образовались щели. Особо от них страдали педагоги, носившие каблуки. Очень смешно было наблюдать за тем, как учительница, до этого порхавшая по всему классу, вдруг застывала на месте и отчаянно начинала выворачивать ногу, продолжая при этом «сеять разумное». В этих «черных дырах» исчезало все, что падало на пол: ручки, карандаши, заколки, монетки. В дальнейшем мы научились доставать их при помощи двух железных линеек и куска пластилина.

     Запомнился мне и Новый год в школе. Перед праздником в классах начинался ажиотаж. Мы клеили гирлянды и вырезали снежинки, которыми украшали школу, репетировали программу выступления. В спортзале устанавливали  и наряжали огромную елку. Запах хвои разносился по всей школе.

     Праздновали поочередно: сперва начальные классы проводили утренник, после которого всем вручали подарки в шуршащих пакетах. Там были мандарины, конфеты, орехи, игрушки. Потом праздновало среднее звено, а уже ближе к вечеру зал занимали старшие классы. А так как мама преподавала в старших классах, то я торчала в зале «от мала до велика» и праздновала со всеми.

     Классным руководителем в начальной школе у нас была Вера Егоровна Терех, которую до сих пор вспоминаю с благодарностью. Очень спокойная, доброжелательная, какая-то уютная. Я вообще не помню, чтобы она повышала на кого-либо голос.

     В средних классах к нам пришла молодая учительница английского языка Эмма Андреевна Панян. Была она по тогдашним меркам очень современная. В школе, где еще витал дух Грануш Левоновны, она вела урок, присев на стол, разговаривала с нами на равных.

     Константин Михайлович Юзбашьян преподавал географию. Предмет он знал хорошо, но очень быстро выходил из себя, если кто-то его не слушал. А так как в 5-6-7-х классах хотелось не слушать, а болтать, особенно мальчишкам, то уроки географии походили  на бои местного значения. Особенно «доставали» его Мамикон Абрамян, невероятно остроумный и подвижный,   Вардкез Саркисян (между прочим, племянник Артема Саркисовича) и Камо Григорян.

     Большое место в жизни школы занимал кинотеатр «Октябрь», или «Октембер», как его называли по-армянски. В среднем звене мы перебрались на второй этаж в кабинет, окна которого выходили на площадь. Кинотеатр был как на ладони, а когда там утром начинали менять афишу, то самые глазастые успевали прочитать название нового фильма и объявить его на весь класс громким шепотом.

     Иногда, когда привозили особо интересный фильм, классы сбегали с уроков. Учителям было нетрудно догадаться, где искать бегунков. И тогда во время сеанса зажигался свет и по громкой связи объявляли: «8-й класс школы № 2 - на выход!», а перед дверью уже ожидали завуч Араксия Арамовна и классный руководитель сбежавшего класса. Ученики понурив головы выходили, свет гас, и сеанс продолжался уже без них.

     В 6-м классе мы перебрались в новое здание школы. Классным руководителем стала Нина Григорьевна Аслиян, которая вела у нас русский язык и литературу. Во время классных часов она давала нам полную свободу действия. Фантазии у нас было много - то походы за город, то «огоньки». И на все наши предложения Нина Григорьевна отвечала: «А? Ну давайте, давайте», и на свой страх и риск проводила спецоперацию, чтобы во время «огоньков» нам позволили остаться в школе допоздна.

     Об уроках биологии хочу сказать особо. Начиная с первого класса каждый вновь приходящий в школу узнавал истину, передающуюся из уст в уста: на уроках химии у Люси Давыдовны бузить нельзя ни в коем случае, а вот на биологии у Нины Евгеньевны можно делать все что угодно. Нина Евгеньевна была человеком необычайно мягким, немного рассеянным, она не могла придать властности своему голосу, напустить строгости.

     И на первом же уроке биологии в классе стоял невероятный ор. Сквозь призму прошедших лет я вижу, какими жестокими и безжалостными мы были. Нина Евгеньевна была прекрасным специалистом, знающим, увлеченным. В те редкие моменты, когда ей удавалось нас успокоить, она успевала донести до нас тему урока так, что даже через годы не только я, но и многие мои одноклассники помнили  ее рассказы. Ее уже нет, и я хочу покаяться перед ее памятью за себя и своих одноклассников, за нашу детскую глупость.

     Зато в старших классах настала наша очередь робеть и трястись перед кабинетом химии. Когда Люся Давыдовна впервые вошла после звонка в класс, там стояла гробовая тишина. Главное, ей и не надо было ее добиваться. Школьные легенды и страшилки все сделали за нее.

     В старшем звене нас перетряхнули, из трех классов сформировали один с химическим уклоном и два обычных. Процесс этот был болезненным, кто-то из ребят, кто слабовато учился, перешли в другие школы, к нам пришли ученики из двух других классов. Некоторые «чужаки» приживались с трудом и очень скучали по прежним коллективам, другие вгрызались в гранит науки, понимая, что хорошее знание химии откроет им двери в лучшие учебные заведения страны».

 
                Лариса Анастасиади. Санкт-Петербург. 2009.

      Фото  № 50.   Виньетка 10-в класса.  1974 год
      
      Фото № 50-а.   После последнего звонка. Май 1974 года

Класс жил интересной жизнью. О них не говорили - «химикаты». Ныне их тоже разбросало по миру, а две девочки - нежная, воздушная Лоретта Шахбазян и милая Карине Степанян - погибли во время землетрясения. У Лоры остались две дочери, их воспитывает отец, тоже наш выпускник 1971 года, Артур Аракелян. Еще двое из ребят, Артур Багдасарян и Камо Григорян, рано ушли из жизни.

Многие из этого класса продолжают жить в Гюмри. Это Абрамян Ашот, Абрамян Мамикон, Минасян Шогик, Аматуни Карине, Егиазарян Карине, Александрян Белла, Панасюк Саша. Шогик и Аматуни Карине стали хорошими врачами, известными в городе. Аматуни Карине продолжила семейную традицию, ведь ее мама была известным в Ленинакане кардиологм.

Тигран Ароян в Испании, работает врачом, Минасян Акоп в Москве, тоже врач. Врачом стал и Лерник Меликсетян, он учился в Москве, там и остался работать. Защитил диссертацию, преподает в мединституте (вот что значит шебутной в школе, но на правильной дороге в жизни). Волынец Сергей в городе Азов, работает в администрации города. Марина Франгян в Америке, Лариса в Санкт-Петербурге, редактор издательства Президентской библиотеки имени Ельцина.

О поколении начала и середины 70-х могу судить по своим дочкам и их друзьям. Они увлекались музыкой, песнями «Битлз», Высоцкого, Окуджавы, классической музыкой. Много читали, очень любили спорить, обо всем имели свое мнение, часто не совпадающее с общепринятым. Планы у большинства были четкие и конкретные.

В те времена можно было многое планировать и добиваться поставленных целей. К жизни был положительный настрой. В городе было два вуза, куда в основном поступали наши выпускники, - это пединститут и политех. Кто хотел стать врачом, поступал в Ереванский мединститут.

Некоторые уезжали учиться в Ереван, Москву, Ленинград или другие города, но основной костяк наших выпускников все же оставался в городе, видя и перспективы хорошей работы после окончания вуза, и возможность карьерного роста. О том, что волны землетрясения разбросают их по всему миру, тогда никто и не предполагал.


                Год   1975-й

Из череды семидесятых этот год, пожалуй, был самый насыщенный событиями. В этот год вся страна отмечала большой праздник - 30-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Готовилась страна, готовился город, готовилась школа. Мы решили провести встречу с выпускниками - участниками войны, собираясь пригласить не только их, но и по традиции всех выпускников довоенных и военных лет. И то, что эта встреча совпадала с общенародным праздником, вплетаясь в него, делала ее более значительной.

Но, прежде чем рассказать о том, как мы отметили этот праздник, напомню о том, как отметил его город. В день праздника в Ленинакане состоялось  открытие грандиозного, можно сказать величественного, памятника героям войны. На высоком пьедестале женщина держит в одной руке чашу, в другой - пшеничный колос. Памятник стоит на высоком холме, к нему ведут две шеренги лестниц, посередине лестниц уступами фонтаны, и по этому каскаду стекает вода. Очень впечатляющий памятник. Но это не все.

На холме рядом с пьедесталом - маленькая трибуна, а рядом с ней площадка, упирающаяся в стену. В центре площадки мемориальная плита. На плите металлическая книга с именами погибших в войне героев, а рядом из земли бронзовый кулак, как поднимали бойцы Сопротивления в знак того, что они не сдаются. Горит вечный огонь, и из-под земли слышно мерное биение сердца. Это биение - самое потрясающее в памятнике. Технически - это выхлопы газа, подключенного к огню, но эмоционально впечатляет очень мощно. Я видела много памятников героям войны, но самое сильное впечатление у меня осталось от этой маленькой площадки со сжатым кулаком и бьющимся  из-под земли сердцем.

         Фото № 51. Памятник «Мать-Армения»

         Фото № 52. Вечный огонь


А в школе собрались дорогие гости - наши выпускники. Их все больше, они с радостью откликнулись на наше приглашение, с готовностью отвечают на письма, рассказывают об одноклассниках, присылают фотографии. Я со всеми уже хорошо знакома и по письмам, и по предыдущим встречам, иногда и им, и мне кажется, что мы с одного потока. Приходят учителя сороковых, приглашены и родители выпускников, не вернувшихся с войны. 

К празднику Победы у нас уже подготовлена экспозиция памяти павших «Вечная слава». На стенде размещены портреты погибших на фронтах войны выпускников. Внизу небольшой пьедестал для возложения цветов. Оформить экспозицию помог художник Хачатур Вардпаронян. Его сыновья Рубик и Карен - ученики нашей школы.

Воспоминания о ребятах, отдавших жизнь за Победу, и фотографии вошли в книгу «Павшие за Родину не умирают». Она создавалась постепенно. Сначала это был альбом, потом нашли возможность размножить его ротопринтным способом. Конечно, немного кустарно, но в типографии сделали обложки, и уже можно было назвать альбом  книжкой. В ту пору выпустить книжку типографским способом не было возможности. Всего 100 экземпляров сумели сделать, и это уже было достижением.

                Фото  № 53 и  54.    Открытие стенда

Одним из самых ярких эпизодов праздника было открытие экспозиции «Вечная слава». Открывал ее, перерезая ленточку, староста первого выпуска Сурен Цитохцян вместе с секретарем комсомольской организации 1975 года Володей Киселем. К пьедесталу возложили цветы.

К этому стенду в последующие годы родители погибших выпускников приносили в День Победы цветы. У многих сыновья были похоронены далеко, некоторые даже не знали, где, и стенд для них был местом, куда они несли свою скорбь. Был открыт и второй стенд «Наши выпускники - участники Великой Отечественной войны» с фотографиями и рассказами о каждом из более чем 40 участников войны.

Торжество продолжалось в актовом зале. Учащиеся подготовили, как тогда называли, литературно-музыкальный монтаж. Состоялась презентация книжки «Павшие за Родину не умирают». Ее раздали гостям, родным, часть оставили в школе. В книжке собраны письма, воспоминания родных и друзей, рассказано о каждом из погибших насколько возможно полнее, чтобы последующие поколения знали, понимали, как простой школьник становится героем войны, что значит защищать Родину.

               Фото  № 55.     В актовом зале

А в конце вечера для гостей были накрыты столы, зазвучала музыка сороковых годов. Они танцевали. Это был хороший подарок, возврат в юность, пусть всего на несколько часов. Произнося слова благодарности, и Сурен Цитохцян, и Артем Мелконян сказали: «На следующую встречу, мы привезем с собой своих детей, чтобы они видели, знали, как родная школа любит нас и помнит».

               Фото  № 56 и 57.   Во дворе школы   
               

Все, что предшествовало этому празднику, я бы не стала  называть подготовительной работой. Работа - это банально. Мы увлеклись поиском. Хотелось узнать как можно больше о тех, кто на своих плечах вынес тяготы войны. О погибших и живых, вернувшихся с войны. Чем больше узнавали, читали о них, тем с большим уважением и благодарностью относились к каждому, стремились сохранить память о них. 

И чем больше мы узнавали про наших выпускников - участников войны, тем ближе они нам становились. Взять хотя бы выпускника 1939 года Цолака Давидяна. О нем в письмах и рассказах друзья вспоминали очень часто. Его письма из армии, бережно хранимые, передала нам одноклассница Нинетта Сафарян.

Цолак был призван в армию в 1939 году. Часто писал домой. Письма его очень интересные, в них не только об армейской службе, но и о друзьях, с кем он служил и вел переписку. Цолак был тем человеком, который своим дружелюбием, интересом к окружающим, любовью к жизни сплачивал семью под названием довоенная школа № 2. В ожесточенных боях первых месяцев Великой Отечественной войны он пал смертью храбрых.

С самого начала войны встали на защиту Родины ученики и выпускники нашей школы. Одним из первых ушел добровольцем на фронт секретарь комитета комсомола школы 1941 года Сергей Базаев. О нем с большой теплотой отзывается его одноклассница Седа Зурабян:

       «Сережу Базаева мы очень любили за его чудесный характер. Это был веселый, остроумный, доброжелательный, общительный, улыбчивый парень.Сережа был хорошим товарищем, хорошо учился, многим помогал. На войну мы его провожали всем классом. Он был весел, улыбался, и никто не подозревал, что мы видим его в последний раз».

Смертью храбрых в первые же месяцы войны погиб выпускник 1939 года Сергей Казарян. Он был мобилизован в 1939 году, прошел финскую кампанию, после нее поступил в военное училище. Война застала его в Конотопе, куда он был направлен после окончания училища.

Вардан Чингилян погиб в апреле 1942 года под Гжатском. Он был участником битвы за Москву. В одном из писем Вардан писал:

       «Я хотел бы, чтобы вы своими глазами видели, сколько трупов, танков, машин оставляют фашисты и удирают без оглядки. Все наши ребята здоровы, не волнуйтесь за нас, живите хорошо и весело. Победа будет за нами!».

В боях под Сталинградом погиб Миша Золотарев. В последнем письме он писал матери:

       «Мама, я нахожусь левее Сталинграда в траншеях. Небо закрыли немецкие самолеты, на нас ползут немецкие танки, но мы держимся».

Вынося с поля боя раненых, погибли Рая Чуйкина и Габриел Исаакян. Погиб в неравном воздушном бою, сгорев в самолете, Борис Максимчук, выпускник огненного 1941 года. Пал смертью храбрых танкист Томас Карапетян. В одном из писем он писал:

       «Я счастлив, что мне доверили защищать с оружием в руках нашу Родину. Я дал клятву двигаться на своем танке только вперед до полного разгрома фашистских извергов».

Под Новороссийском, отбивая вражескую атаку, был сражен пулеметной очередью Гриша Казарян. В боях за освобождение Брестской области погиб Альберт Зурначян, тоже выпускник 1941 года. В январе 1943 года пал смертью храбрых разведчик Федор Лощенов. В том же январе 1943 года в боях за Кавказ погиб летчик Левон Акопов. Командир части написал его отцу:

       «Твой сын Лева геройски сражался, но был смертельно ранен и умер в санчасти. Хоть тебе и горько слышать такую весть, но знай, что он погиб как настоящий, преданный сын армянского народа, с честью выполнив свой долг перед Родиной».

На полях сражений Великой Отечественной войны полегли 25 ребят и девушек из нашей школы. Среди них Степан Григорян, Леонид Чекаль, Семен Багдагулов, Рубен Мнацаканян, Лоренцо Цитохцян, Паруйр Мейтарджиев, Арам Тоймуров.

Так по воспоминаниям одноклассников, по письмам с фронта и была написана книга. С теми же, кто вернулся с войны, учащиеся вели переписку, собирали, записывали и систематизировали их воспоминания.

Маргарита Гарегиновна Григорян, выпускница 1937 года, писала нам:

       «В декабре 1941 года я окончила медицинский институт в Ереване, работала хирургом в армейском госпитале, участвовала в освобождении Донбасса, Крыма, Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии. Потом была на Дальнем Востоке. После окончания войны с Японией вернулась домой».

Из письма Маргариты Овнановны Дарбинян (выпуск 1937 года):

       «Что касается моего участия в Великой Отечественной войне, то таких, как я, было много. Больше половины личного состава зенитных частей  были девушки. И многие среди них, как и я, пошли в армию добровольно. Вероятно, потому, что бывают в жизни моменты, когда человек не может остаться в стороне от событий».

Борис Николаевич Кулюкин (выпуск 1937 года):

       «В одном и даже нескольких письмах невозможно рассказать о своих военных годах. Скажу кратко: в той тяжелой войне вся молодежь проявила беспримерную отвагу, упорство и ненависть к оккупантам».

Константин Михайлович Дрампов:

       «Война застала меня в Прибалтике, в авиаполку, где я служил. Мы отступили к Ленинграду. Все дни блокады наш полк защищал город с воздуха. После прорыва блокады сражался на Курско-Орловском направлении. После госпиталя - снова на фронт. Участвовал во взятии Кенигсберга, в штурме Берлина».

Виктор Иванович Степанов:

       «Был солдатом, войну закончил сержантом, механиком авиациионного вооружения в истребительном полку. С военной формой так и не расстался. Сейчас я подполковник».

Сергей Левонович Тер-Акопов (выпуск 1937 года):

       «Когда, закончив бои в Югославии, мы шли маршем через Белград дальше к Будапешту, то на улицах стояли тысячи граждан с обнаженными головами перед нашими полковыми знаменами, перед солдатами Красной Армии, которые принесли им освобождение и шли дальше добивать врага».

Сурен Левонович Цитохцян (выпуск 1937 года):

       «Нам пришлось пройти через тяжелые испытания войны, добыть трудную победу над врагом. И я хочу просить вас высоко держать честь нашей школы и пока вы находитесь в ее стенах, и после окончания ее, как это делаем мы, выпускнинки 1937 года, до сих пор. Будьте достойны подвига ваших отцов».

Бабкен Сагателович Кананян (выпуск 1940 года):

       «Наша школа воспитала многих мужественных людей, которые героически сражались во время войны. К таким можно отнести Вардана Чингиляна, погибшего на фронте. Рядом со мной воевал мой одноклассник Борис Ащеев. Душевный заряд, который мы получили в школе, помог нам пройти через все испытания».

Артем Александрович Мелконян (выпуск 1937 года):

       «В составе воздухоплавательных частей принимал участие в боях за Новоржев, Пушкинские горы, в составе 1-го Белорусского фронта с боями прошел Польшу: Варшаву, Лодзь, Краков, Кюстрин».

Ида Мироновна Дрампова работала медсестрой во фронтовом госпитале. В ее боевой характеристике написано: «За месяц Ида Миронова выходила 1000 раненых. В селе Гатлука в течение шести суток не уходила из операционной, оказав помощь 182 бойцам».

Эмиль Степанович Степанян (выпуск 1940 года):

       «После окончания медицинского института в 1944 году был направлен в распоряжение 1-го Украинского фронта. Прошел Польшу, Чехословакию, Венгрию. Германию. До сих пор выслушиваю больных фонедоскопом, который подарил мне врач-француз при освобождении из лагеря военнопленных в Германии».

Амаяк Амаякович Тигранян (выпуск 1939 года):

       «Все мы, юноши и девушки 30-х годов, с честью вышли из этих испытаний, а Грач Айрапетян и Леонид Лазикян стали профессиональными военными и посвятили свою жизнь делу защиты Родины. Все без исключения парни нашего класса были участниками войны».

Сам Амаяк Амаякович прошел с боями всю войну, несколько раз был ранен.

Очень драматична судьба Льва Павловича Коваленко. В 1941 году он окончил в Тбилиси школу НКВД. В июне 1944 году был заброшен с группой разведчиков в Венгрию, попал в плен, в концлагерь Заксенхаузен. В апреле 1945 года был освобожден нашими войсками. Имеет партизанское удостоверение и медаль «Партизан Отечественной войны» 1-й степени.

Участниками Великой Отечественной войны также были выпускники 1940-1944 годов: Гамлет Анушаванович Мурадян, Эдуард Романович Зильберштейн, Валентина Вардановна Киракосян, Ованес Аветисович Бандурян, Андрей Амбарцумович Атоян, Михаил Агабабян, Григорий Мкртичевич Петросян, Галина Геворковна Геворкян, Оганес Христофорович Кртян, Ваник Зограбович Чилингарян, Григорий Агабекович Аристакесян, Игорь Таткало, Гурген Анушаванович Мсрян, Лев Павлович Диланян, Михаил Семенович Файенберг, Сергей Георгиевич Хоецян.

Многие наши выпускники совершили подвиги на войне, штурмовали и освобождали города и страны. Грач Минасович Айрапетян, полковник в отставке, участвовал в войне с первого до последнего дня. Так же, как и Эмиль Степанян, штурмовал Берлин, брал рейхсканцелярию. Был участником памятного митинга у Бранденбургских ворот в первые часы после окончания войны. О Граче Минасовиче много писали газеты, ему посвящены страницы в мемуарах военачальников.

Так наши выпускники вписали блестящие страницы в историю своей школы, с честью пройдя через все испытания и выполнив свой долг перед Родиной.

 
О нашей встрече написали в газетах. Вот статья из газеты «Комсомолец» за 27.01.1977.


                «Наследники славных традиций
 
   
     «Павшие за Родину не умирают». С волнением взяли мы в руки эту книгу в плотном зеленом переплете. В книге - семнадцать фотографий и столько же рассказов о первых выпускниках ленинаканской средней школы имени С. М. Кирова, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны под Москвой, Сталинградом, на Украине, в Белоруссии, Польше…

     Смертью храбрых пали: бывший комсомольский вожак школы Сергей Казарян, танкисты Лоренцо Цитохцян и Томас Карапетян, летчики Лева Акопов, Борис Максимчук, кавалерист Вардан Чингилян, пулеметчик Гриша Казарян, санитарка Рая Чуйкина…

     Рассказы о героях-фронтовиках написаны десятиклассниками школы. Под руководством преподавателя истории Октябрины Акоповны Саркисян несколько лет вели они поиск, собирали материалы о подвигах выпускников родной школы, сражавшихся против немецких оккупантов. Удалось пока узнать не обо всех, остались и белые страницы в биографиях. Поиск продолжается.

     Издание книги «Павшие за Родину не умирают» (а издана она фотоспособом в количестве 100 экземпляров) - лишь часть той большой работы по военно-патриотическому воспитанию, которая ведется в ленинаканской средней школе № 2.

     Ребята увлеченно участвуют в полюбившихся им военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок», в кружках юных друзей армии, пограничников, в секциях по прикладным видам спорта.

     Все юноши-старшеклассники в обязательном порядке посещают занятия кружка «Будущий воин», действующего при ленинаканском гарнизонном Доме офицеров.

     Много интересных мероприятий проводится с допризывниками по инициативе военрука школы, майора запаса В. Патрикеева. Валентин Федорович, бывший фронтовик и строевой офицер, один из активных организаторов военно-патриотической работы в школе. Он стал другом и советчиком будущих воинов, умело ведет с ними работу по профориентации. Не без помощи военрука избрали себе профессию офицера многие выпускники школы.

     Сейчас в высших военных училищах учатся С. Волынец, А. Погосов, В. Казак, окончившие школу два года назад. Волнующей была встреча старшеклассников с будущими офицерами. Курсанты рассказали о своей учебе, об овладении сложной боевой техникой и оружием, благородном стремлении  верно служить Родине.


     Среди призывников школы регулярно проводятся военно-спортивные состязания по нормативам комплекса ГТО, комбинированные эстафеты. Юноши занимаются в семи различных секциях по легкой атлетике. Большинство из них значкисты ГТО, спортсмены-разрядники.

     Крепкие узы дружбы связывают школьников с воинами одного из подразделений ленинаканского гарнизона. В день открытых дверей учащиеся посещают отличную роту, встречаются с мастерами военного дела, знакомятся с боевой техникой и оружием. Друзья обмениваются концертами художественной самодеятельности, проводят совместные субботники. В военном городке растут деревья, посаженные школьниками.

     Часто бывают в школе и воины во главе с комсомольским вожаком, прапорщиком М. Папикяном. Они помогли своим юным друзьям оборудовать военный кабинет, оформить наглядную агитацию в музее.

     Ленинаканская средняя школа № 2 была участницей Всесоюзного смотра военно-патриотической работы, где заняла призовое место и удостоилась диплома газеты «Известия». 

     М. Горшков, заведующий учебно-методическим  кабинетом по начальной военной подготовке республиканского Института усовершенствования учителей,  майор запаса, С. Малхасян, военный журналист.

Деятельными участниками общественной жизни школы в первой половине 70-х годов были: Анаида Амбардарян, Седа Касабян, Алла Абрамян, Степан Хачатрян, Мясник Варданян, Сергей Климов, Гагик Гюльназарян, Марина Хачатрян, Нора Анастасиади, Рузанна Шагинян, Юрий Чунаев, Татьяна Горбенко, Карина Аматуни, Светлана Акопян, Лариса Анастасиади, Асмик Солахян, Тамара Нагапетян, Оник Товмасян, Александр Пащенко, Сергей Волынец, Нарине Оганесян, Мария Парсаданян, Анатолий Демченко, Артур Кафафов и другие.

Об Артуре Кафарове хочется сказать особо. Это был очень трудолюбивый, вежливый, скромный юноша, готовый в любую минуту прийти на помощь, выполнить любое задание. Друзья его очень любили. Мы храним светлую память о нем, ушедшем из жизни так рано. Он погиб на учениях во время службы в армии в середине 70-х годов.

Очень большую работу по подготовке к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне провели старшеклассники 1974-1975 учебного года. Хорошим помощником мне в школьных делах был Кваташидзе Олег. Лидером же в этом выпуске был Сергей Маркин. Он чем-то напоминал мне Вову Каратанова. Наверное, дружелюбием, душевностью, неформальным подходом к порученному делу. Он этот поиск, переписку, встречи, общение пропускал через себя. Открытый, искренний. Его ребята уважали, поддерживали начинания. А таких личностей к концу 70-х становилось все меньше.

После школы я на долгое время потеряла его из виду. Слышала, что он стал юристом. Да, видно, не простым. Недавно, уже в 2010 году, я узнала, что Указом президента РФ почетное звание заслуженный юрист Российской Федерации присвоено Маркину Сергею Федоровичу - заместителю председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

     Фото  № 58.    Поисковая группа по изучению истории школы

     Фото  № 59.    Группа мальчиков-активистов, моих помощников


Параллельно с изучением истории школы уже не первый год шла работа по другой теме: изучение боевого пути 409-й Кировоградско-Братиславской ордена Богдана Хмельницкого армянской стрелковой дивизии. Дивизия была сформирована и укомплектована в Ленинакане, отсюда и ушла на фронт. В этой дивизии служил мой отец. Многих офицеров и рядовых мы хорошо знали, с их детьми мы дружили, учились.

И с моей стороны работа была посвящена памяти отца, памяти всего командного состава и рядовых воинов дивизии. В самом начале своего пути дивизия попала в эпицентр тяжелых боев, потеряла треть боевого состава, была доукомплектована по призыву воинами разных национальностей, но сохранила в названии слово «армянская».

Материала поначалу было мало даже в архивах. Иногда мне думается, что наши поиски и обращения подталкивали работников Республиканского архива и Музея истории Армении к более глубокому изучению судьбы этой и других дивизий, ушедших на фронт из Армении. Вскоре работа оживилась, пошла в контакте с архивистами. Немалую часть материалов по теме передавали им мы, добывая путем переписки, запросов, встреч с ветеранами, записей их воспоминаний и т. д.

Вскоре мы уже имели музей 409-й дивизии. У нас стали собираться экспонаты. Была даже полная подшивка фронтовой  дивизионной газеты «Боевое знамя». Ее я получила от редактора газеты Гершковича. Уезжая в Израиль, Гершкович заехал в Ленинакан и отдал нашему школьному музею не только подшивку, но и рукопись своих воспоминаний о войне. После я передала ее в  Республиканский архив Армении вместе с сотнями фотографий ветеранов дивизии, картами боевого пути, которые мы получили от замечательного человека,  большого энтузиаста, ветерана дивизии художника Георгия Васильевича Перепелицына.

Перепелицын вел большую работу по сохранению памяти о дивизии, от него мы получили адреса ветеранов, стали вести активную переписку с ними. Ветераны уже считали меня своей однополчанкой. Приезжали в гости ко мне домой врач Зоя Ананьева из Киева, из Ялты -  Перепелицын, из Николаева – муж и жена Булгачи, оба ветераны, с Кубани - М. Романуша и другие. Меня даже пригласили на встречу ветеранов дивизии, организованную на республиканском уровне в г. Степанаване на 40-ю годовщину формирования дивизии, и руководитель Совета ветеранов  дивизии генерал-майор Аксенов поблагодарил в моем лице учащихся ленинаканской школы № 2 за добрую память, за музей, за переписку с ветеранами.

 Фото № 60.  Встреча с выпускницей 1943 года Диной Панян

 Фото № 61.  Встреча с ветеранами 409-й дивизии Каграманяном, Барсегяном, Оганесяном,  Перепелицыным, Мазманяном.    1977 год

 
 Фото  № 62.     У дверей Республиканского архива. Ветераны 409-й  дивизии: Герой Советского Союза Григорий Михайлович Айрапетян и медсестра Офелия Телемаковна Петросян. Оба - работники архива.



Статья из журнала «Бюллетень  советских ветеранов войны». М., 1978, № 5 (с сокращениями).

                «Следопыты средней школы г. Ленинакана


     На одном из уроков, посвященных Великой Отечественной войне, учительница истории рассказала о том, что в Армянской ССР были сформированы и направлены на фронт несколько национальных дивизий. Из призывников Ширакской долины была сформирована 409-я стрелковая дивизия. В 1942 году из Ленинакана она ушла на фронт и с боями прошла от Северного Кавказа до Братиславы и Праги.

     В городском краеведческом музее «Ширак», кроме нескольких фотографий командного состава дивизии, почти не было других экспонатов. Тогда и было решено узнать как можно больше о боевом пути дивизии, ее боевых действиях, ее командирах и рядовых.

    Тема вызвала у ребят большой интерес, который с каждым годом становится глубже и разностороннее. Работа ведется уже четвертый год. Закончили школу первые поисковые группы, кропотливо собиравшие в течение двух лет материалы о боевом пути 409-й стрелковой дивизии и передавшие эстафету сегодняшним комсомольцам школы. И вот в 1976 году состоялось открытие школьного музея дивизии.

     Что же сделали за это время школьные следопыты? Они ведут регулярную переписку более чем с 500 ветеранами дивизии, живущими не только в Армении, но и на Кубани, в Крыму, Москве, Тбилиси и других городах,. В ходе этой переписки окрепли связи между ветеранами дивизии, началась работа по изучению истории ее боевого пути. Школьники-следопыты вышли в заочный поход по тем городам и селам, в освобождении которых принимала участие 409-я дивизия.

     Установлена связь с 16 школьными музеями, посвященными боевому пути 409-й дивизии. Ведется переписка с учащимися школ, ухаживающими за могилами погибших воинов дивизии. Эта связь способствует не только обмену опытом по организации школьных музеев, обмену документами, фотографиями, но и сближению ребят, делающих одно общее дело.

     Большую помощь в сборе материала оказал школе ветеран дивизии житель города Ялты художник Г. В. Перепелицын. Он нарисовал и прислал схему боевого пути дивизии, портреты ее командиров и бойцов, сообщил много адресов ветеранов. Если собрать письма, присланные ребятам только им, получится волнующий рассказ о том, как устанавливались связи, по крупинкам собирались сведения, с какой энергией он снабжал школы материалами. Своими письмами он не только помогает школьникам создавать музей, расширять их связи, но и учит человечности и доброте.

     Школьники уже много лет ухаживают за могилами первого командира 409-й дивизии полковника А. Василяна и первого начальника артиллерии дивизии полковника А. Саркисяна».

Немалая доля в военно-патриотическом воспитании учащихся принадлежит военруку школы Валентину Федоровичу Патрикееву. Фигура довольно своеобразная и значимая в школе. Старшеклассникам он давал не только азы военной науки, но и вводил в курс армейских взаимоотношений. Мальчики учились тому, что значит приказ и подчинение приказу. Командовал он с удовольствием. Ребята уже примерно представляли, с чем им придется сталкиваться, морально готовились к службе. Надо признать, учил он по-военному четко: научил их быстро разбирать и собирать автомат, маршировать.

Школьная медсестра  Седа занималась с девочками, имела группу сандружинниц, учила их оказанию первой помощи, перевязкам и прочим премудростям, необходимым в полевых условиях. Вместе они выводили свои группы на соревнования по военному искусству среди школ. Этот тандем был непобедим.

В такие моменты Валентину Федоровичу прощались его придирчивость, привычка много говорить о своем боевом прошлом. В этих рассказах он был то артиллеристом, то танкистом. Прощались его грубые замечания мальчикам при девочках. В целом его работа была уважаемой. В нашем преимущественно женском педагогическом коллективе мужская рука была просто необходима.

В 1976 году в школу пришли очень важные гости. Вообще гостей бывало много, но эта группа состояла из военных чиновников Министерства обороны СССР и КНДР. Корейцев, видимо, заинтересовал опыт работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Меня, Валентина Федоровича и Седу предупредили за день, попросили остаться после уроков и подготовить свои группы.

На следующий день в назначенный час делегация вошла в школу. У входа на 2-й этаж их приняла я, мои девочки-экскурсоводы подвели гостей к стендам боевой славы школы, рассказали о проделанной работе, провели по музею боевого пути 409-й дивизии, объяснив коротко о причине и цели его появления в стенах школы.

У кабинета военной подготовки их встретил Валентин Федорович. Начался урок. По его команде мальчики за одну минуту разобрали и собрали автомат - один из них даже с закрытыми глазами, выполнили строевые команды. Девочки-санитарки за считанные минуты сделали «раненым» перевязки, зафиксировали «переломы». В завершение класс с песней промаршировала мимо гостей.  Восхищенные гости, поблагодарив нас, покинули школу. Весь визит продолжался менее часа, но резонанс был большой.

Вскоре по отдельности школа, Валентин Федорович и я получили почетные грамоты ЦК ДОСААФ за подписью Героя Советского Союза летчика-истребителя А. И. Покрышкина. В последующие годы таких грамот союзного и республиканского уровня за работу военно-патриотического направления было много.

1976-77 учебный год тоже был полон интересными событиями. Он прошел под знаком подготовки к юбилею 50-летия школы.

В музее истории школы делались новые экспозиции. Их открытие намечалось приурочить к юбилею. Готовилась к изданию книга «Покой нам только снится» о жизни разных поколений выпускников.

В сущности, работа в этом направлении велась уже много лет. 1977 год был итоговым. И предстояло еще довольно много сделать. Работал, можно сказать, весь педагогический и ученический коллектив во главе с Артемом Саркисовичем.

Наш учитель труда, а по совместительству плотник Вардан Оганесович Тенекеджан с пониманием взял на себя дополнительную нагрузку. Аккуратно, четко, соблюдая размеры, он изготовлял стенд за стендом, витрины, подставки для экспонатов…

Люся Давыдовна готовила рассказ об учителях прошлых лет. Нина Григорьевна - о педагогическом коллективе 70-х. Предполагались выступления самих выпускников, шла оживленная переписка с ними. Группы старшеклассников, вооружившись ножницами, клеем, фломастерами, готовили тексты под фотографиями. Очень старались, чтобы не было кустарщины.

Самым же трудным оказалось издание книги. Даже без фотографий и твердой обложки, даже в виде брошюры, в ограниченном количестве для нужд школы. Оказалось, что для ее издания все равно нужна цензура, разрешение официальных инстанций, лицензия. С изданием первой книги «Павшие за Родину не умирают» трудностей такого характера не было.

Мы обратились в ЦК комсомола республики, объяснив, что брошюра посвящена истории школьной комсомольской организации. Айк Котанджян в то время работал в аппарате ЦК ЛКСМ. С его помощью разрешение было получено и там же книжка отпечатана ротопринтным способом в 100 экземплярах. Но со всеми этими согласованиями мы потеряли время, и ко дню юбилея нам доставили пока только 20 экземпляров, которые мы надписали для первых выпускников.

Музей истории школы был готов к открытию. Он разместился на 2-м этаже основного корпуса, и два стенда об участии выпускников школы в Великой Отечественной войне органично вошли в общую экспозицию. Начиналась она с рассказа об учителях и руководителях школы довоенных и последующих лет, далее пяти стендов представляли ученический актив разных лет, за ними выпускники - ветераны, герои труда, руководящие работники, кандидаты и доктора наук, участники олимпиад школьников. Два огромных стенда были посвящены спортивной славе школы (кубки, вымпелы, грамоты, фотографии).

На одном из стендов - участники Всесоюзных съездов (Айк Котанджян - XXVI съезда КПСС, Ирина Аслиян - XVI съезда ВЛКСМ). Отдельный стенд - «Наш выпускник - участник штурма рейхсканцелярии». Это Айрапетян Грач Минасович - выпускник 1939 года (там были помещены фотография Грача Айрапетяна, сделанная фотокорреспондентом Халдеем в первые часы после падения Берлина, рассказы его соратников, статья о нем из журнала «Огонек»).

Представлено много альбомов, папок с письмами, адресами, воспоминаниями, вырезки из газет и журналов о школе и т. п. В подготовке художественной части вечера большое участие принял участник войны, выпускник 1941 года Эдуард Романович Есаджанян.

Для проведения торжественной части вечера нам предоставили Дворец культуры текстильного комбината, для банкета арендовали ресторан.

Праздник начался, как всегда, со сбора гостей в школе. Старшеклассники встречали и регистрировали гостей, вручали им пригласительные билеты на торжественный вечер. Экскурсоводы вели гостей к экспозициям музея. Потом состоялся торжественный вечер. Открыл вечер приветственным словом Артем Саркисович. Потом выступила Люся Давыдовна.

Вечер вылился в праздник чествования Учителя и Ученика. Он напоминал полюбившуюся передачу «От всей души». Я была в роли ведущей, рассказывала об истории школы. Когда на сцену были приглашены представители первого выпуска 1937 года, учащиеся 1977 года вручили им почетные грамоты от имени школы за 40-летнюю безупречную службу своему народу. Вручили книжки «Покой нам только снится». По ходу вечера на сцену приглашались участники Великой Отечественной войны, о ратных подвигах которых шел рассказ.

Выпускники рассказывали о друзьях-товарищах, об одноклассниках, учителях. Выступающих было много, даже пришлось по ходу сокращать список желающих, ведь была еще концертная часть, гостей ожидал банкет. В большом банкетном зале в два этажа в этот вечер разместилось около 800 человек. Каждый выпуск имел свой стол. Так было задумано, чтобы они могли пообщаться. Самыми активными были представители первых тридцати выпусков. Они встречались уже несколько раз.

А выпускники 70-х, совсем молодые, веселились на втором этаже. Для них эта встреча не была столь волнительной, расстались они не так давно и еще не успели затосковать об ушедшей молодости. Жаль, мы не смогли в последующие годы повторить мероприятие такого масштаба. Сейчас выпускникам 70-х уже 50 и более лет. Чем дальше от них школа, тем воспоминания ярче, желание встреч сильнее, да вот расстояние для многих становится преградой. И не только расстояние. В отношении своей школы, своих учеников я говорю об этом с большой долей уверенности.

В 1977 году школу покидали три класса пятидесятого выпуска. Классы небольшие, более или менее ровные в отношении успеваемости. Как лидер вспоминается Демченко Анатолий, возглавлявший комсомольскую организацию. Запомнились хорошие скромные девочки Шатило, Айрян, Магдесян, Кащеева, Паштет, Акопян. Из мальчиков Олег Евдокимов, Амасян, Киселев. О них пишу, потому что у меня сохранилась маленькая виньетка-подсказка.

Ребята были дружные, иногда шумные, но очень активные, много и дельно помогали мне в музее. И встречи выпускников проходили во многом благодаря их искренней заинтересованности. Не было в них еще того закоренелого цинизма, который исподволь начал развиваться в учениках позже, к концу 80-х годов. Я помню ту атмосферу общего на всех дела, столько труда было вложено и мною и ребятами в то, чтобы состоялись встречи ветеранов и выпускников.

Мы с ними часто ездили на экскурсии. В памяти имена Кафафова Виктора, Оганесяна Ашота, Вачика Локяна, Прошяна Самвела, Мурадяна Вартана, Арабаджяна Хачатура. С нами часто ездил дед Тиграна Оганесяна в основном мне в помощь, так как внук его, Тигран, был спокойным и покладистым.

В другом 10-м хорошо помню Сашу Григоряна, Агеева, Мнацакана Саркисяна. В этом классе тоже много хороших учеников, но очень трудно вспомнить имена, многие школьные фотографии не подписаны. Вот и 1978 год. Групповая фотография; вокруг меня дорогие лица, они мои первые помощники, самые работящие, уже с 8-го класса делавшие основную работу по подготовке музея истории школы. И она тоже не подписана, нет имен, не могу вспомнить.

Фото  № 63.   Статья из газеты «Банвор» о моей работе в школе. 1978 год
 
В этой статье был рассказ о моей работе в школе и о награждении меня орденом "Октябрьской Революции". А свой первый орден - "Знак Почета" за педагогическую деятельногсть - я получила в 1971 году.

Когда я начинала писать эту книгу, попросила ребят прислать воспоминания о школе или написать, кто кем стал. О выпускниках 1979 года написал мне письмо Артур Игитян. Как видно из письма, ребята общаются, связи не потеряли, хоть лет после окончания прошло немало.

     «Здравствуйте, Октябрина Акоповна.
     Связи с ребятами и информация о них у меня есть, но, к сожалению, не со всеми.
  Амбарцумян Соня учительница английского в 20-й школе.
  Акопян Гагик в Ленинакане
  Аршакян Анаида в Калуге, воспитательница в детском саду.
  Манукян Гаяне в Москве, работает в фармацевтической компании.
  Мурадян Гаяне в Москве, работает офис-менеджером.
  Манукян Асмик в Москве.
  Мхитарян Арам в Киргизии.
  Мхитарян Карине в Ереване, работает переводчиком в USAID.
  Погосова Люда врач-педиатр в Буденновске.
  Асланян Карен работает в магазине в Гюмри.
  Саркисян Карен в Гюмри, имеет цех по производству мебели
  Xачатрян Самвел в Гюмри, работает на обувной фабрике.
  Мнацаканян Мамикон в Гюмри, в какой-то общественной организации
  Xебян Гаяне в Гюмри, директор общественной организации
  Папикян Нвард в Киеве, модельер обуви.
  Шахпаронян Сисак - в Москве, свой бизнес.
  Кандилян Наира в Испании.
  Атоян Артур в США
  Я в Гюмри, работаю главным инженером на заводе».

Анаит Саркисян добавила к его письму свой список.

     «Октябрина Акоповна, мы дружили с Егоян Гаянэ, но связи с ней нет. Она вышла замуж за Карена Саркисяна из параллельного "Б" класса, закончила стоматинститут в Ереване. Сейчас живут в Ереване.

     Мартын Солахян долгое время работал на таможне в аэропорту Ленинакана, сейчас он в Москве работает. Иногда созваниваемся.

     Карапетян Гаянэ, староста нашего класса, живет в Сочи, с мужем и двумя сыновьями. Она учительница русского языка (закончила Ленинаканский пединститут).

     Юра Елфимов, после окончания Тбилисского военного училища, служил в Ленинакане, потом прошёл горячие точки, был ранен, сейчас живёт в Волгограде».

Беру другую фотографию - 1979 год. Это мой класс. Я была у них классным руководителем три года. И уже грех жаловаться на память. И имена, и характеры, и судьбы дальнейшие большинства из них до сих пор в памяти. Фотография сделана в сентябре 1979 года, когда состоялась встреча с бывшим нашим выпускником, заместителем капитана атомной подводной лодки Юрием Геворкяном. С нами и В. Ф. Патрикеев.

      Фото  № 64.    Встреча с Юрием Геворкяном

Фоном фотографии служит один из стендов «Спортивная слава школы». Второй стенд с массой фотографий - на противоположной стене. Между ними  - окно. Вот такой закуток. Я о нем еще расскажу. А пока вернемся в мой класс. С ним работать интересно. Ее и работой не назовешь. Мы проживаем незабываемое время - последний школьный год. Класс в предчувствии ухода, перемен в жизни, расставания живет какой-то более насыщенной жизнью. Взаимоотношения на более взрослом уровне. Не у всех, конечно. Они очень разные. Некоторых не видно, не слышно, другие - в центре внимания.

По успеваемости лучшая Марина Янушко, отличница, во всем можно ставить в пример. Еще в классе активист Григор Хачатуров - умница, эрудит, отличник. Он весь такой правильный, в дискуссиях, спорах последнее слово за ним. Но центр притяжения класса не они. Центр - это Стелла. Вокруг нее небольшая группа друзей - Овик, Наташа, Ашот. Эта четверка задает тон всему классу. Они хорошо учатся, много знают, но главное не это. Главное у них - настрой на радость общения, выдумку, приключения. Им интересно вместе, и они почти неразлучны.

Уже в середине последнего выпускного года у них появилась идея поехать на учебу в вуз вместе. Почему-то выбор пал на Курск. Никаких родственников и знакомых у них там нет. Может быть, привлекло наличие большого количества вузов? Стелла выбирает политехнический, Овик - ветеринарный, Ашот - медицинский, Наташа - языковый институты. Такой разброс, а хотят быть вместе.

Но до вуза еще далеко, а жизнь класса идет своим чередом. Она идет на стыке семидесятых и восьмидесятых годов. Переход от одного десятилетия к другому в моем повествовании был каким-то рубежом не ради округления даты и облегчения изложения событий. Происходило нечто другое. Ни одно десятилетие не было похожим на предыдущее. В это десятилетие шло к концу правление Брежнева. Исторически позже назовут это время временем застоя.

На мой взгляд - не было застоя. Было медленное движение по наклонной с отдельными всплесками активности, патриотизма, с научными достижениями и тормозом на пути их внедрения, с часто неэффективной внешней политикой и умалчиванием неудач. Это умалчивание загоняло болезнь внутрь. А школа - детище общества. Как говорили мудрые,  хочешь узнать о семье, поговори с детьми.

У учеников конца 70-х меньше было рвения в учебе и веры в справедливость. Они видели, понимали, а главное - высказывались о негативных явлениях в окружающей их жизни.

Как-то в школу пришло распоряжение Министерства просвещения изучать в старших классах труды Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина». Это были три небольшие книжки типа брошюр. Дала ребятам задание: приобрести книжки, прочитать. А они не хотят их читать, и все. Что делать? Не выполнить распоряжение - чревато. Время все еще довольно идеологизированное, и хотелось уберечь учеников от конфликтной ситуации в выпускном классе.

Пришлось пойти на откровенный разговор. Говорю, мол, эти произведения - небольшие эпизоды из истории Великой Отечественной войны, восстановления экономики страны и поднятия целинных земель на Алтае и в Казахстане. Написаны они группой авторов, солидных журналистов. Брежневу принадлежит устный рассказ об этих эпизодах, так как он был их участником.

Эпизоды эти хорошо изложены. Читайте их не как труды лидера, обязательные для изучения, а как материал, дополняющий знания по истории нашей страны. Кое-что мы прочитали на уроке, продолжение задала прочесть дома. Сделала запись в журнале, что мы все проштудировали, ну и пошли дальше по программе.

Продолжалась и работа по составлению истории школы. Ни музеи, ни юбилейные праздники не были самоцелью. Переписка с выпускниками и ветеранами была постоянной. Ежегодно к Дню Победы и другим праздникам по сотням адресов ветеранов 409-й дивизии и выпускников - участников войны посылались поздравительные открытки.

А на долю моего 10-а 1979-80 годов выпал еще один поиск. Мы получили письмо от жительницы Мариуполя Елены Ивановны Радченко с просьбой разыскать в Ленинакане могилу ее брата П. И. Кулика, который во время войны был ранен, доставлен в ленинаканский госпиталь, где скончался от ран. Оттуда семья тогда получила похоронку, копию которой она нам выслала.

Прочла ее письмо в классе. Ребята откликнулись, взялись за дело. Задача оказалась нелегкой. Захоронения умерших от ран воинов были перенесены в одну братскую могилу в пантеон. На обелиске имени нашего П. И. Кулика не оказалось. Начался поиск. Мы подняли архивы госпиталей, нашли его данные, взяли справки, доказали, обосновали, что имя потеряно при переносе останков.

Направили заявление в исполком горсовета, и на обелиске добавили имя П. И. Кулика. Елена Ивановна приехала, мы встречали ее всем классом, проводили на могилу брата, возложили цветы. Остановилась она у нас дома, а потом еще два раза приезжала уже вместе с племянницами. Много лет продолжалась у нас переписка, и всегда она просила передать привет ребятам  моего класса. Любое такое доброе дело объединяет.

   Фото  № 65.   10-а класс у обелиска погибшим на войне

   Фото  № 66.    Виньетка выпуска 1980 года

В мае 1980 года у нас в школе состоялась очередная встреча с выпускниками - участниками Великой Отечественной войны. Проходила она в актовом зале. Эти встречи тоже превратились в традицию - каждые пять лет начиная с 1965 года. Они помогали нашим ветеранам не терять связи друг с другом, видеться, общаться. Школа ведь тоже своего рода семья. В ней сходились деды (поколение 40-х годов), отцы (поколение 60-х), дети (80-е годы).

И продолжались бы, если не…

          Это значит, что я перехожу к рассказу о восьмидесятых годах.