Принцесса Анна

Николай Шурик
   Мой летний отпуск частенько приходился на конец августа. В отличие от дня независимости России, на Украине день «незалежности» в конце августа отмечается повсеместно. Даже в небольших деревеньках в этот день в клубе концерт, лотерея, где выигрыши начинаются с открыток и оканчиваются трехлитровыми банками растительного масла и даже живым поросенком. Теперь я уже регулярно хожу на это мероприятие.
   Сначала вступительное слово председателя сельсовета (или председателя колхоза); вручение подарков пенсионерам, отдавшим колхозу свои лучшие годы.  Затем начался концерт. С техникой в деревенских клубах частенько бывают проблемы, вот и сейчас, микрофон то свистел, то безмолвствовал. Школьной учительницы, что обычно вела концерты, на этот раз не было, и ведущей оказалась Анечка. В черной юбочке и темной кружевной кофточке, подсвеченная прожекторами, она суетилась на сцене в подготовительном этапе (занавес не догадались закрыть). Досадная пауза длилась минут 20, наконец, технические проблемы были решены, дальше все пошло стандартно: декламация, песни, танцы. Обычно, чтение стихов не вызывало энтузиазма публики, - или ребята спотыкались, или читали, как будто отвечали урок.  А тут парень горячо прочел стихи, где в каждой строчке сквозила боль за  родную “батькивщину”.
   Думаю, многие помнят  Российские времена 92-98 годов прошлого века, когда все было плохо. На Украине было не лучше, но я никак не мог подумать, что десятиклассник (правда, выглядел он уже зрело) может сказать так искренне о трагедии страны. А в заключении была надежда, что все изменится к лучшему, и призыв все делать для того, чтобы это произошло, как можно быстрее.  Редко такие аплодисменты доставались чтецу – декламатору. Анечка что-то спрашивает его и объявляет:  «Сейчас … (не помню, как она его назвала) прочтет свое стихотворение “Анюта” и, потупившись, уходит за кулисы. Стихотворение на русском, проникнуто чувством, как объяснение в первой любви. Кончил, зал еще выдержал паузу секунд 5-10, затем горячо зааплодировал. Честно говорю, я не ожидал, что эта деревенская публика так воспримет “Анюту”.  И еще одно стихотворение было прочитано «на бис», – “Принцесса Анна”. Да нет, не может, не может десятиклассник деревеньки, расположенной на отшибе, вдали от городов, так писать и так читать.   Анечка, вся раскрасневшаяся, продолжает вести концерт, сама себя объявляет, поет, потом еще песни, танцы.
   Возвращался домой я уже в темноте, и все мысли были об этом мальчишке. Как же он смог так писать, и перед всеми прочел эти два стихотворения, два признания в любви Анечке (как она рдела, но вести концерт надо, и она не убежала, не оставила свой пост).  Голос у нее уже был сильный, да и с микрофоном она обращалась, не как многие, и на сцене уже держалась свободно.
   Что-то сложилось  по дороге, а утром на листочке было два четверостишия о парнишке,  о его боли за державу, об искренности и чистоте чувств. И, совершенно непроизвольно, вслед за этим образовался  еще один листочек, теперь уже об Анечке. А как могло быть иначе после «Анюты» и «Принцессы Анны»?  Если кто-то так ей пишет, так что же я?  Синдром мужского соперничества (слова-то какие!)  сработал совершенно неожиданно, а с чего мужик лет, этак, 55, стал бы писать стихи деревенской девчонке?  Сейчас вспомнилась школа, в 9 классе у нас появилась новая девочка Неля Некрасова. Ничего выдающегося, ручки, ножки, волосы, носик, - все, как обычно. Ребята спокойны, никто не дергается. Проходит полгода, в феврале-марте выясняется, что кто-то из соседнего класса с ней гуляет, и сразу парни, как с цепи сорвались, всем она нужна, дело до драк доходит. Ну, у меня-то иммунитет, но наблюдать со стороны эту историю было очень забавно.
   Кто-то скажет, мол, нечего оправдываться. Так я и не оправдываюсь, чай, стихов представительницам прекрасного пола  я написал более, чем достаточно. Одни были получше, другие похуже, ну, а для Анечки получились такие:

“Не написать ”Принцессу Анну”,
 Конечно, было б даже странно…
………………………………
………………………………
Пока не видно рядом  принца,
Короны нет еще пока.
Но все уверенней ложится
На микрофон ее рука.

И девочке поверят люди.
Поверят, - так тому и быть.
Настанет день, и все мы будем
Ее автографа просить.

Перед отъездом отдал ей листок с этим стихотворением, первым, написанным для Анечки. Прошло, наверно, еще 5-6 лет, и решил я написать рассказик с условным названием “Анечка”. Понятно, этот эпизод я считал обязательным. Но те стихи, написанные парнишкой, из-за которых образовались мои строчки, выветрились из головы, Пару четверостиший из “Принцессы Анны” явно нужно было процитировать, чтобы заставка «Не написать «Принцессу Анну»…» имела основание. Обращаюсь к Анечке, спрашиваю, сохранились ли те стихи, что написал ей их десятиклассник и прочел вслух при всех на концерте. На лице у нее искреннее удивление, нет, не писал ей никто стихов, тем более, не читал на вечере. Я в недоумении, - ну, как же, ты тогда вела концерт и объявляла его выступление… Безрезультатно. Это же спрашиваю теперь у ее мамы (Вали – молдаванки), которая не пропустила ни одного концерта, где пела дочка. Да не было, вроде, ничего такого, отвечает. Еще два человека дали отрицательные ответы, в том числе и та маленькая учительница, что ставит все танцевальные номера и всегда ведёт вечера. Правда, именно на том вечере, её не было. Похоже, всё это я выдумал, но черновик на пожелтевшей бумаге лежит у меня в столе, и  я настолько чётко всё помню… Последняя попытка - председатель сельсовета (который, как мне стало известно, тоже пописывает). По долгу службы он бывает на всех вечерах, вступительное слово, поздравления - всегда за ним.  Не успел я полностью обрисовать историю поисков моей «потери», как он сразу все поставил на свои места: да, был на концерте парень, читал свои стихи, но он не их десятиклассник, а самодеятельный бард из соседнего городка, и зовут его Олег Доля.
    Я так обрадовался, что через неделю на велосипеде отправился туда. Но где искать человека, про которого известно, что он пишет стихи и поёт свои песни? Конечно, сначала я заехал в клуб. Дело было днём, всё на замке, и сторож на своём огороде. Отправляюсь куда? Понятно, в школу, захожу в кабинет завуча и объясняю, что по моим расчётам, только она может мне помочь. Она улыбается и охотно подтверждает правильность моих расчётов, - да, он кончил их школу лет 10 назад, но до сих пор, когда бывает в этом городе (сам он работает во Львове), всегда с удовольствием приходит, если его приглашают на встречи или вечера.  Тут же мне дали адрес и телефон его матери и его сестры. Ну, детский сад, где работает сестра, находится в одном квартале отсюда, через 10 минут я уже беседую с его ближайшей родственницей. Оказывается, он каждое лето приезжает сюда в отпуск, и уехал только два дня назад. Детали его личной жизни, думаю, не столь необходимы для данного рассказика. Кроме одной, - во Львове он живет и работает вместе со своей женой Анюткой. (!?!)   Сказали мне и его адрес, и, пока я крутил педали на обратной дороге, я все время его повторял. На следующий день написал ему письмо с краткой предысторией  и просьбой поискать текст “Принцессы Анны” и “Анюты”.  Туда же вложил чудом сохранившийся листок со строчками, посвященными ему после того давнего концерта. Конечно,  подчеркнул, что при написании рассказа и приведении стихов, авторство будет обязательно указано. К осеннему моему приезду ответного письма не было. Может, он не нашел черновиков, может, его не устроила перспектива быть цитируемым в рассказике какого-то русского графомана – пенсионера. А, может, во время обратной дороги я перепутал адрес, и это письмо повалялось где-то, не найдя хозяина, да и кануло в лето. Ну, а у меня вся эта история со стихами до сих пор в голове крутится. А уж последние четыре строчки, вообще оказались пророческими (см. «Поцелуй через 12 лет»).

   Так, ягодки, явно, начинают созревать... А в следующей миниатюре речь, похоже, пойдет уже не об ягодках, поскольку, название ее "Яблонька в цвету"  http://www.proza.ru/2009/11/27/232