Мы, кто остаёмся

Виктор Кротов
Мы, кто остаёмся, знаем ли того, кто уходит? Поминальные речи открывают нам неизвестное, порою повергают в изумление. Но кто расскажет нам о несбывшемся в человеке, о таинственных зернах его души, которым не хватило почвы, тепла или света?.. Мы теряем с его уходом и это наше богатство.

Мы, кто остаёмся, чувствуем ли себя наследниками? Странно обнаружить: уход добавляет нечто к тому, что давало присутствие. Это неминуемо. Мы всегда наследники. И должны суметь распорядиться доставшейся долей.

Мы, кто остаёмся, перенимаем ли заботу? Хорошо, если мы готовы к этому, если успели подучиться начаткам новых обязанностей. Признаем ли мы свое испытание – или отведём незамечающий взгляд в сторону?

Мы, кто остаёмся, понимаем ли событие? Может быть, душа наша страдает и рвется. Может быть, тихо печалится. Может быть, ищет себе утешение. Все во благо, если сердце наше созрело до утверждения смысла и отвержения хаоса. Если мы доросли до надежды, она и становится нашим знанием. Нельзя требовать большего. Нельзя соглашаться на меньшее.

Мы, кто остаёмся, умеем ли проститься? Умеем ли отнестись с уважением к завершенной судьбе? Нет у нас права горестными воплями призывать назад любимого человека. Нет нужды рыдать над тем, кого мы не успели полюбить. Присмотримся к земной жизни ушедшего, а кто может – задумается и о той жизни, навстречу которой он ушёл.