Соседи

Кенга
       Читать пред. http://www.proza.ru/2010/02/16/607               

  Подлипки, 30-годы


Соседи Гали Романовой.
Адрес:  Подлипки, улица Коминтерна, дом 7\5

Курицыны.
Точно над нами, на четвертом этаже жили  наши друзья – семья Курицыных. Она - Курицына Марта Антоновна – немка, толстенькая и маленькая.  Петр, кажется Петрович, ее муж, – наоборот – худой и высокий.   
 Потребность дружеского общения удовлетворялась с помощью батареи отопления – достаточно постучать по ней  черенком ножа, как тотчас получали ответ. Код родители знали, а  Галине до этого не было дела. Был еще вариант приглашения  на пульку преферанса  – постучать ножкой стула в потолок  или, если приглашали Курицыны, то в пол.
Курицын – сын  - Толя,  ровесник Галины, имея склонность к рисованию, проявил незаурядный талант, даже прослыл юной знаменитостью.  Он постиг технику изготовления картин из  злаков и семян и навострился делать портреты вождя, которые выставляли на строящейся в 38-39 годах выставке достижений сельского хозяйства, оттуда же Толя получал разнообразные «краски».  Техника, которую  я  наблюдала  воочию, состояла в нанесении на стекло тонкого слоя замазки, на которую через шаблон он накалывал контуры портрета, а затем зернышко к зернышку заполнял всю поверхность картины, применяя  семена и злаки разных цветов, фактур и размеров. Однажды почти готовый большой портрет, предназначавшийся для парадного показа, треснул, стекло не выдержало. Мы все сочувствовали  художнику.
 Впоследствии, лет через тридцать, я встретила фамилию Анатолия Петровича Курицына среди художников-мультипликаторов и  передала  привет через его коллег. Ответный привет я получила, с добавкой от передавшего, что он «попивает».  Умер в 1993 году, шестидесяти четырех лет отроду.

Ира Батуговская
Соседями Курицыных были Ира Батуговская и ее  мама. Они занимали маленькую комнату с балконом. С их  папой случилась обычная история тех лет, о которой помалкивали. Ирочка - старше меня года на четыре, красивая, интеллигентная девочка; сдержанная, молчаливая, наделенная необычным чувством собственного достоинства. Эти качества влекли Галину. Но не следует умолчать,   что Ира  была обладательницей  совершенно удивительной географической карты мира, рассыпающейся на отдельные мозаические фрагменты, из которых надо было воссоздать страны, моря, острова, то станет ясно, с каким интересом Галя бежала к ним, если приглашали. Но на дни рождения мы ходили друг к другу непременно. Наша дружба с Ирочкой была недолгой. Обе Батуговские неожиданно исчезли. Взрослые что-то шептались, но для меня внезапность их отъезда остался  тайной.   

Лида Фуралева
В третьем подъезде (из четырех) на третьем этаже жила ровесница Гали, ее любимая подруга Лида Фуралева. Семья  Фуралевых занимала  две комнаты на шестерых: родители -  Иван и Надежда, дети  - Лида,  Нина и братья-двойняшки Вова и Юра. Мальчики запомнились особенно, ибо, прежде чем отпустить Лиду гулять, ее мама просила  накормить двойняшек,  и Галя,  чтобы сократить время ожидания, кормила одного из них,  не вникая, хватала, какой подвернется.
Мы устроили с Лидой театр марионеток.  Из  картонной коробки соорудили сцену, поставили ее на пару стульев, за спинки которых прятались сами. Кукол купили в магазине – они были дешевы и  подходили по размеру к нашим декорациям, собранным  из спичечных коробков и билетов на электричку. Голова миниатюрной куклы  отлита из твердого пластика, а тело и конечности – проволочный каркас,  плотно обернутый  розовой ватой. На такую куклу легко шить, а также легко гнуть проволочные конечности, придавая исполнителям нужные позы.  Мы поставили пьесу «Принцесса на горошине». Первыми зрителями были  братья Лиды, и  ее сестра с подругой.

 Лева Поляков
В последнем подъезде, на четвертом этаже жил Лева Поляков, на пару лет  старше Галины. Впоследствии  Лев  Александрович стал одним из самых востребованных  актеров кино, получил звание народного артиста России.  Снялся в таких известных картинах, как «Дело пестрых», «Мичман Панин», «Гусарская баллада» и других.
Надеюсь, у его наследников, сохранилась фотография начала тридцатых годов, где мы, дворовая ребятня, снялись возле нашего дома.  Галя сидит прямо на земле, босенькая в светлых трусиках, а Лева, тоже босой,  в черных трусах.   Этот снимок позднее я  видела у Левиной мамы, а у меня его нет.
 



                Послесловие
From: gixos@yandex.ru
Sent: Tuesday, March 09, 2010 4:21 PM
Subject: К вам обращается неизвестный читатель сервера Проза.ру

Здравствуйте, Кенга!
Интересно было прочитать ваш рассказ про Подлипки 30-х. Встретил на ваших страницах деда - "дядю Ваню Фуралева", тетку - Лиду и отца в коляске. Правда он не близнец,
а двойняшка :). Спасибо за теплые воспоминания. Искренне Ваш - земляк, Фуралев Данила Юрьевич.


Ну, Данила, вот ведь как мир тесен. Когда писала, думала, а вдруг кто откликнется. Значит это я Вашего папочку кормила с ложечки, чтобы поскорее сбежать с подругой?
Хорошо бы Вы написали про тетку Лиду. Да и про тетку Нину.  Да уж заодно и про двойняшек. Что, сильно подросли с той поры? А не тянет ли их вернуться в тот дом, да и подняться по тем ступенькам? Меня тянет, я всегда смотрю на окна Фуралевых, как со двора, где окна кухни, так и с другой стороны. Вот не помню точно, все три комнаты они занимали, или только две? Я даже поднималась на свой этаж, да не пускают, а так хочется глазами и руками дотронуться.
По поводу "близнецов". Не помню у кого из писателей есть прелестная зарисовка, как в ночном, персонаж рассказа восклицает: - Глянь-ка, Федька (может имя другое) ест живого карасика! - На что другой парень его поправляет: - Это не карасик, а бобырик.
 Но я исправлюсь!
Всем привет, кого знаю, а кого узнала, вдвойне.
 Галина Заходер

            Читать след http://www.proza.ru/2010/02/09/960