Сорок пятый

Александр Щербинко
                СОРОК ПЯТЫЙ

           В руки попал номер свежей газеты «Звезда Приртышья» и в глаза резануло…
          В ноябре 2009 летал в город Павлодар на похороны отца, участника Великой Отечественной войны, орденоносца.  Казалась,  боль отошла, но на страницах газеты опять повстречался с родным человеком, с  ПАМЯТЬЮ  о НЕМ.

               С ПОЖЕЛТЕВШИХ СТРАНИЦ СОРОК ПЯТОГО ГОДА
          В павлодарской областной  газете (тогда она называлась «Большевистский путь») за 30 января 1945 года был опубликован очерковый материал «Связист Щербинко». Он был прислан с фронта, с передовой, и рассказывалось в нём об одном эпизоде из военной биографии Василия Ивановича Щербинко, уроженца села Вознесенка (ныне Успенский район), впоследствии заслуженного учителя Казахстана, отличника просвещения КазССР.
            Добровольцем он ушёл на фронт в 1942 году. После демобилизации преподавал в пед­училище и молочном техникуме, работал в обкоме партии, заведующим павлодарскими гороно и облоно, заведовал отделом науки и учебных заведений обкома партии. Всегда его отличала активная жизненная позиция, уважительное отношение к людям. В.И. Щербинко был одним из авторов-составителей областной «Книги памяти», часто публиковался в «Звезде Прииртышья». Василий Иванович ушёл из жизни в 2009 году. 22 января этого года ему исполнилось бы 86 лет...


                О. ГРИГОРЬЕВА.
                Газета звезда Прииртышья за 26.01.2010 г.   
                г . Павлодар , Республика  Казахстан


 
                СВЯЗИСТ ЩЕРБИНКО
            Василий Щербинко сидел на берегу пруда, замаскировавшись ветвями, и наблюдал за игрой золотистых рыбок у берега. Но вскоре ему пришлось оставить свои праздные занятия.
            Враг открыл ураганный артиллерийский огонь. Снаряды рвались почти рядом.
Щербинко соскочил в ров, где стояла рация.
Канонада продолжалась. К разрыву снарядов и мин примешивался вой моторов немецких самолётов, появившихся над боевыми порядками нашей пехоты. «Юнкерсы» пикировали один за другим, и казалось, что им не будет конца. Бомбы с протяжным свистом рвались, гулко ухая.
           Не успела ещё замолчать артиллерия, не улетели ещё самолёты, как на высотах против переднего края обороны показалась лавина немецких танков. Они ползли медленно, тяжело переваливаясь на ухабах. Их было много.
С нашей стороны дружно заговорила артиллерия. Несколько «Тигров» загорелось. Но на их месте появлялись все новые и новые.
Телефонная связь между наблюдательным пунктом командира батареи и огневой позицией была прервана.
               - Щербинко, включай рацию! - закричал комбат, наблюдая за немецкими танками.
                Рация стояла наготове. Недаром так ловко и умело замаскировал её молодой связист. Василий нажал рычажок, и в эфир понеслись указания командира.
Снова заговорила наша артиллерия.
Засучив рукава и выпучив глаза, на наши позиции двигались во весь рост пьяные эсэсовцы.
             - Огонь! - раздалась команда.
             - Огонь! - повторил Василий.
     Прогремела наша артиллерия. Снаряды ложились прямо по цепи движущегося врага. От эсэсовцев летели клочья.
      Немецкие танки хлестали из пулемётов и орудий. Кругом стоял гул и грохот. Взвалив на плечи рацию, Василий ползком и перебежками, не обращая внимания на свист пуль и взрывы снарядов, побежал с товарищами на новый рубеж обороны. Вдруг что-то больно ударило его в голову, и Василий на мгновенье потерял сознание. Очнулся он в кювете и сразу ощутил жгучую боль в колене. Становиться на ногу было трудно. Разорвав штанину, он увидел большое чёрное пятно выше колена.
«Ерунда!» - подумал Василий и пополз дальше по кювету.
       По пути он подобрал раненого бойца Мищенко и решил дотащить его до места, указанного комбатом. Преодолевая боль в ноге, взвалив на плечи рацию, телефонный аппарат, а на них раненого Мищенко, Василий полз по кювету, держа наготове автомат. Высунуться из кювета не было никакой возможности. Противник вёл по шоссе сильный огонь.
       Боль в ноге и тяжесть ноши обессилили Василия, но он полз и полз, уходя от огня. Выбрав момент, когда перестрелка немного стихла, он переполз через шоссе, добрался до опушки леса и исчез в густых зарослях молодого дубняка.
       Через полчаса Василий встретился в установленном месте с комбатом. Вдвоём они выбрали наблюдательный пункт, установили рацию. В воздух снова полетела команда:
      - Огонь! - кричал комбат.
      - Огонь! - повторял Василий.
       Враг был остановлен, а затем отброшен далеко к морю.
       В этой успешной операции наших войск против немецко-фашистских захватчиков немалую роль сыграл бывший учитель из села Рождественка Цюрупинского района, а ныне славный связист Василий Иванович Щербинко.

        За мужество и храбрость В.И. Щербинко награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
                Семён КЛЕШНЯ.
                Полевая почта 49894-Л.
                («Большевистский путь», 30 января, 1945 г.).
    
           Такое воспоминание особенно дорого, когда отца уже не было рядом. Я горжусь и преклоняюсь мужеству отца, прошедшего страшные испытания. Преклоняюсь перед поколением воинов , отстоявших великую страну.

                2010 г.