Воспоминание - Дряхлый чистильщик обуви

Александер Бобров
В пригожий день я
Проходил по улице,
Когда меня вдруг окликнул
Дряхлый старик, сидевший у дома:

Перед ним -
Деревянная подставка,
Тряпка и тюбик с обувным кремом.

- Подойди, мальчик! -
Кричал он мне -
Твои туфли не блестят,
А я могу - начистить их

До блеска лучшего из зеркал!

...Я не хотел платить,
Но он - будто узнав мою мысль,
В спину мне, уходящему,
Прокричал:

- Это не стоит денег!

- Как странно! - подумал я
И - вернулся - к нему.

Поставив ногу на стойку,
Ждал, пока он чистил
Своими слабыми руками
Мою обувь.

- Отец,
Но - почему - ты чистишь
Людям их грязную обувь
Бесплатно?
Разве этот труд нищих
Не унижает тебя, почтенного?

Старик весело улыбнулся
И затем говорил:

- Сынок...

Когда я,

"Почтенный",

 стал
Совсем

Стар -

моя мысль
Притуплась,

И я больше не мог
Концентрировать волю
Так долго, как хотел.

С тем
Мои молитвы

Богу

Стали пусты и поверхностны,

Лишены
Чуда узрения

Того,

Кого
Нельзя увидеть глазами.

Тогда я,
Привыкший
Видеть в Нем опору и смысл,

Жить подле Него и в Нем,
Привыкший говорить с Ним,

Сущим на Небесах,

Решил, что

Он

Забыл про меня...

И то - была страшнейшая
Из всех мук ада.

... Брошенный,
Я спрашивал:

- Почему Ты оставил меня?

- И
Звал имя Его,
Жаль,

Не в силах, дотянуться
Мыслью и волей до
Знакомой мне тени

Его

Небесного Величия...

...Мой шепот - моя молитва -
Раздававшийся
В комнатах моего дома,
Я ощущал, не достигали Его:

К кому я обращал свой слабый голос
Силами дряхлеющего разума?
К стенам, к стульям, к воздуху?
К тому, что видел? К материи?

- Почему Ты оставил меня? Разве
Я не могу быть больше
Полезным Тебе?

...Но слова мои были слишком низки,
Чтобы я мог надеяться на то, что они
Будут услышаны.

... Днями, я сидел,
Без дела и заботы,
А ночами,
Не видел смысла в жизни.

Без смысла и пользы

Уже слишком слабый,
Чтобы быть целесообразным,

Брошенный здесь,
Среди вещей,

Думал, что
Моим единственным добром для Него
Здесь, вдалеке от Него

Может быть
Польза людям...

Но
Разве кому-то полезен
Слабый старик?

Знания о простых и проверенных
Истинах - известные всем старикам
И известные мне -
Не нужны молодым:

Они играют в игры со всеми
истинами мира.
Они слишком далеко от того,
Чтобы быть согласными с нами,
Стариками, и - не настолько
Остановлены потоком времени,
Чтобы слушать нас.

И, к тому же,
Мое тело дряхло и
Люди отстраняются от меня,
Не пуская в дела,
В которых я мог бы им помочь...

...К кому мне идти?
Что мне делать?

Я не знал ответов,
ибо

к кому бы
Я не подошел, чтобы быть
Полезным, тот - думал,
Как быть полезным мне,
Дряхлому старику...

И вот...

Теперь я знаю,
Что мое место - мало.

Так

Я

Сижу здесь, перед людьми

С протертой до дыр тряпкой
И чищу всем обувь,

Не за деньги, а - так,

Чтобы быть полезным,

И благодярю их за то,
Что имею радость

Чистить их обувь,

Потому, что им это полезно.

Благодарю, что
Я, старик,
Полезен им...

Когда старик закончил говорить
Мои туфли блестели как лучшее из зеркал,

И - в следующее мгновение
Я бежал от этого места
В страхе,

Ощущая, что только
Что стоял перед тем,
Что именуют

Смотрящей на тебя

Бездной.