Разбитый сосуд алавастровый

Людмила Либерцева
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,-
пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого,
драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
От Марка Святое Благовествование, глава 14

Апостол Марк подмечает, что женщина разбила сосуд алавастровый, наполненный миром из нарда чистого. Зачем?
Именно у египтян переняли находившиеся там на положении рабов евреи сии божественные ароматы. Уходя из Египта, они унесли с собой формулы ароматических композиций.

В Книге Исход (30, 34-38) дается рецепт: "И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа". Формула масла святой мази приведена тут же: "смирны самоточной пятьсот (сиклей), корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, *касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин..."

Нужно отметить, что все это предписывалось использовать только во славу Всевышнего: "Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего".
В миру были распространены другие благовония.

В Книге Притчей Соломоновых (7,16-19) в уста блудницы вложены следующие слова: "Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алое и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома".

Ясно, что это пример искушения. Если поддаться ему, то сердце окажется на пути в преисподнюю.
 
Мессия, каковым объявил Себя Иисус, буквально означает "помазанник", и в действиях женщины можно увидеть отголосок этого таинства.
В частности, значение данного предварительного помазания миром обусловливалось тем, что своевременное миропомазание, то есть миропомазание тела распятого Иисуса, при его погребении в действительности не было совершено. Матфей и Марк прямо заявляют, что Иисус после кончины своей не был миропомазан, а Лука упоминает, что ученики предполагали помазать Иисуса миром,как написано у ап.Луки, жены мироносицы с ароматами пришли ко гробу, но нашли камень отваленным, и не нашли тела Господа(Лк.24,1), и только Иоанн свидетельствует положительно, что Иисус был миропомазан в гробе большим количеством снадобий.

Но вернувшись к событиям, описанным ап.Марком в доме Симона прокаженного, знаем, что вот драгоценный сосуд, наполненный таинственным символом миропомазания,священным миром из чистого нарда, разбит...

Можно предположить и такую мысль, что женщина разбивает сосуд, чтобы больше в этот сосуд никогда ничего не было налито. Это  толкование, встречающееся в современной экзегезе, наверное, вполне верно. Этим она совершила полноту момента.

Но Священное Писание часто  допускает различные аспекты толкований. Если вспомнить псалмы, то и там можно встретить сравнение с сосудом разбитым: "Я забыт в сердцах, как мертвый; я — как сосуд разбитый, ибо слышу злоречие многих;.." (Пс.30,13).
Цельность сосуда, из которого изливается миро на главу Иисуса и разбитость его, когда он перестает служить Ему. Цельность у Бога, разбитость в руках греха. Такая вот невозможность, ненужность вещи (и человека, я — как сосуд разбитый), если она не служит Христу.

Как замечает современный французский философ Мишель Серр в книге "Пять чувств" (Грасс, 1985): "Символ святости, нард вне сосуда означает бессмертие и отличен от заключенного в сосуд, поскольку последний означает смерть".
Сам Иисус говорит о действиях женщины, как о предварении тела Его к погребению, но не о бессмертии ли говорит тот факт, что она разбивает сосуд?

_____________________________
*касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин;
Кассия – ароматическая кора от дерева «laurus cassia». Гин равнялся четвертой с небольшим доле ведра.