Как Геродот Чёрное море измерял

Владимир Репин
Геродот писал о размерах Чёрного моря:
«Там, сидя на мысе, Дарий обозревал Понт. Действительно, этим морем стоило полюбоваться, так как Понт — самое замечательное из всех морей. Длина его 11 100 стадий, а ширина в самом широком месте 3300 стадий.
Измерил я эти моря следующим образом: в летний день обычно корабль проходит до 70 000 оргий, а ночью — 60 000. Между тем оба устья Понта до Фасиса /Поти/ (здесь длина Понта наибольшая) 9 дней морского пути и 8 ночей. Это составляет 1 110 000 оргий, или 11 100 стадий. А от страны синдов /Анапа/, где ширина Понта наибольшая, до Фемискиры /Тремех/ на реке Фермодонте 3 дня и 2 ночи плавания, 370 км что составляет 330 000 оргий, или 3300 стадий. Так я измерил этот Понт…»

Ранее я уже приводил расчеты по длине и ширине Босфора, из которых понятно, что Геродот пользовался путевым стадием (157 м), а не аттическим, как предположил Рыбаков.
Попробуем разобраться с размерами – ведь историки дружно считают, что Геродот не в ладах с географией или арифметикой, и признают его данные грубой ошибкой. Кроме Рыбакова, но об этом чуть позже.
11 100 путевых стадиев – это 1743 км. Но от Босфора до Поти по прямой – всего 1040 км, а наибольшая длина Чёрного моря – 1150 км. А где же остальное?

Может быть, это была не совсем прямая, а каботажное плавание вдоль берегов Малой Азии? Ведь 9 суток в открытом море - это очень опасно. Но и это дает 1140…1150 км.
А каботаж вдоль северных берегов дает уже большие расстояния – 1930…1950 км.
КТО ЖЕ ОШИБАЕТСЯ – ГЕРОДОТ ИЛИ МЫ?
И вот тут впору вспомнить о «скифском квадрате» Геродота. Тогда я предположил, что от устья Дуная до мыса Тарханкут в Крыму Геродот путешествовал посуху. Но напрямую. Значит, МОРЯ ТАМ ТОГДА ЕЩЕ НЕ БЫЛО.

А где было?
А вот Плиний Старший  (23 г. н. э. — 25 августа 79 г. н. э.) — римский писатель-эрудит, автор «Естественной истории», пишет четыре века спустя:
«Дальше идет Понт Эвксинский, обширное море… Оно достигает отдаленных земель и, крутым поворотом берегов изгибаясь в два рога, вытягивается в одну и в другую сторону так, что окончательно принимает форму скифского лука».
Ладно, пусть не квадрат, а лук. Наложим скифский лук на Черное море. И что же? Выше остался почти весь шельф западной части Понта.

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/202569/?page=1

Где проходила граница суши? Геродот и другие упоминают остров Левке (ныне – Змеиный), лежащий на широте устья Дуная. Ошибиться они не могли, других возвышений в этом районе нет. Значит, граница побережья уже при нем не могла проходить южнее. А, судя по указанной им длине пути от Дуная до Боспора Киммерийского, и много севернее – тоже.
Если мы проложим такой каботажный путь вдоль северного побережья Понта от Босфора до Фасиса, его длина составит около 1740 км – те самые 11 100 стадиев. Длина пути Геродота от точки до точки, а не длина моря!

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/206281/?page=3

А ведь Рыбаков рассматривал такую возможность! Но он говорил об аттическом стадии и потому не заметил ошибки: по расчетам на основе данных Геродота и атческого стадия каботаж составит 1971 км - а по СОВРЕМЕННОЙ карте Черного моря - это 1930 км. Ошибка в пределах погрешности, и академик не обратил на это внимания, хотя и указывал, что Геродот не называет населенных пунктов на СЕВЕРНОМ побережье Крыма. А оно тогда было?

А как быть с шириной? – она вообще ни в какие ворота не лезет.
Путь напрямую значительно короче, путь каботажем вдоль Колхиды – значительно длиннее. Значит, какую-то часть пути греческие корабли проходили вдоль берега, а потом поворачивали в открытое море – прямо на Фемиксиры или до ближнего мыса на пути, а затем – снова вдоль берега.
Самый короткий путь через море – от южной оконечности Тавриды на Синоп. Но с каботажем это значительно больше тех 518 км, которые указывает Геродот. Что-то получается, если представить, что он шел от страны синдов  до мыса Меганом, а оттуда – на юг. Тем более, в этом направлении идет попутное кольцевое течение, хоть и небыстрое - сегодня это 0,5...1,2 узла. Но побережье Таврии Геродот описывает, как негостеприимное, значит, и искать у него убежище при шторме греки вряд ли решились бы, если есть другой путь.

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/206282/?page=3

Проще представить, что от пролива греки шли вдоль берега до хорошо им известной Синдики – Горгиппии (Анапа), а может, и чуть дальше – до Цемесской бухты, и уже оттуда поворачивали на Ю-Ю-З, на Синоп или соседний с ним мыс, и уже оттуда добирались до Фемиксир вдоль берега. Это позволяло сократить путь в открытом море до 350 км. Это – чуть больше двух дней и ночи между ними, 1,7 суток плавания. Можно рискнуть, учитывая, что погода меняется примерно раз в четыре дня, а надвигающийся циклон немолодой моряк почувствует всеми суставами за пару дней до приближения шторма. Такой путь в 518 км с учетом каботажа кажется оптимальным.

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/206285/?page=3

Но была ли суша на сегодняшнем шельфе северо-западной части Понта, или корабли просто срезали этот участок? Возможно и то, и другое. Но…
Греческие корабли античности пока находили только вблизи устья Донузлава и южнее вдоль крымского побережья. Найдут у Николаева или под Одессой – версия рухнет.

И еще:
«Движение скифов на запад объясняется их вытеснением из причерноморских степей сарматами, памятники которых обнаруживаются на левобережье Днепра уже со второй половины IV в. до н.э.
Из всех крупных городов Северо-Западного Понта именно Истрии принадлежит ведущее место в монетной чеканке для середины V — второй трети IV в. до н.э. Истрийские монеты распространены на Нижнем Дунае и прибрежной полосе Черного моря вплоть до Днепра.
Окончание автономного периода (330 г.) совпадает с прекращением обращения истрийских монет к востоку от Днестра. С этой же датой связаны и тезаврации крупнейших кладов с истрийскими монетами — Орловского (у переправы через Дунай), Дороцкого (у переправы через Днестр) и двух кладов под Херсоном — Камышанского и Висунцовского (близ переправы через Днепр). Глядя на карту, легко убедиться, что все они зарыты примерно на одинаковом расстоянии от Никония и Гавани Истриан почти одновременно и также около 33О г. до н.э.
Раскопками Никония установлено, что в конце третьей четверти IV в. до н.э. его жилые кварталы погибли в огне, а оборонительные сооружения были разрушены (Секерская 1989). Дата разрушений совпадает с датами тезаврации всех названых крупнейших кладов с истрийскими монетами
Вернемся к третьей четверти IV в. до н.э. Отмеченная западная активность скифов резко усиливается при царе Атее, он воевал с царством Одрисов, с трибаллами, истрианами, пытался подчинить некоторые города западного Понта. В Истрии прослежены следы разрушений, произведенных, видимо, именно Атеем. Это не улучшило отношение истриан к скифам. Сдался скифам и город Каллатис, что подтверждается выпуском здесь в 343 году до н.э. монеты с изображением скифского всадника и именем Атея».

Только ли сарматы виновны в этом натиске скифов?
Может быть, именно в это время море начало наступать на богатые пастбища в низовьях исчезнувших рек, которые еще перечислял Геродот? Есть данные, что проседание дна могло достигать 10 см в год. Не катастрофа, но… Метр опускания за десятилетие на пологой равнине – очень серьезно.
И наблюдается это до сих пор - видимо, с остановками. Замеры 19 века в этом районе отличаются от 21 в. на 10-15 м. А замеры вели военные моряки – люди ответственные.

http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/202571/?page=1

Сегодня о.Змеиный – 600 м в длину и ширину, на нем нет пресной воды. А античные авторы пишут, что на нем водились козы – значит, были источники?
Но для этого остров должен иметь хотя бы несколько километров в диаметре, достаточную растительность для прокорма коз и удержания почвенных вод. И имел – шельф вокруг острова - это глубины от одного до нескольких метров на диаметре примерно в два километра.

Правда, справедливости ради необходимо сказать и о возможности волновой эрозии – разрушение берега по 30 см в год – это и даст за 2,5 тысячи лет «нужный» результат. Против эрозии – то соображение, что в любой зоне моря есть преобладающие ветры, смыв не мог быть равномерным, а остатки разрушенного храма Ахилла разобрали для сооружения маяка не так уж давно.
Одним словом: хотите – верьте, хотите – нет.

Но вот с «размерами» Понта Геродот прав, и курс кораблей, на которых он (?) путешествовал, я выложил для обсуждения.
И еще: если Геродот отчетливо представлял себе не только самую большую длину Понта, но и самую большую его ширину – он видел ХОРОШИЕ карты, гораздо лучше тех, которые составлялись в средние века. И на них НЕ БЫЛО С-З УГЛА ПОНТА – ведь от широты современной Одессы море в меридианальном направлении  на сотню километров шире, чем по линии Синдика – Фемиксиры.
Возможно, такую же карту (несмотря на фактические изменения береговой линии) позже видел и Плиний.