55. Во имя святого Хирона

Книга Кентавриды
Возможно, своим несколько особым положением среди прочих двусущностных, решительно отнесённых христианами к нечисти, кентавры были обязаны прежде всего Хирону, которого сами почитали как святого, если изъясняться языком христианских понятий. 

Слухи о его мудрости, благости, праведной жизни и подвижнической кончине донеслись до людей новой эпохи отчасти благодаря сочинениям греческих и римских авторов, сохранивших и записавших древние предания, а отчасти благодаря доверительным беседам отдельных кентавров с наиболее пытливыми христианами, особенно в первые века существования этого учения, когда оно ещё не притязало на деспотическую власть над душами всех жителей того или иного государства. Пока христиане были гонимым меньшинством, наши собратья, находившиеся в ещё худшем положении, симпатизировали и помогали им, как явствует из дружелюбного соседства святого Павла с кентавром. Но этот случай был не единственным. Мода на пустынничество охватила весь христианский Восток, а затем и Европу, и жаждавшие уединения отшельники обоего пола едва ли не толпами ринулись осваивать самые безлюдные местности, где, конечно же, встречались не только с разбойниками и дикими львами, но и с кентаврами.

Склонность людей к письму и рисунку также пошла нам на пользу. У кентавров мудрым считался тот, кто мог подать справедливый совет или сделать что-то благое; у людей же, хотя они понимали, что мудрость и знание – это разные вещи, уважением всё-таки в большей мере пользовались те, кто прочитал уйму книг, а ещё больше – те, кто сами написали нечто замечательное. Таких людей в древности было немного, но христианское предание распространялось как раз в основном в письменном виде (при том, что сам Иисус, подобно Хирону, Сократу или Будде, ничего не писал). А поскольку упоминания о кентаврах вообще и о Хироне в особенности попали в людские книги, то это знание освящалось авторитетом благочестивых мужей и передавалось далее путем переписывания, толкования и художественного воплощения в иллюстрациях и, далее, в самостоятельных произведениях на тот или иной сюжет.

Чаще всего образ кентавра в европейском искусстве от раннего средневековья до наших дней ассоциировался с образом Хирона. Подчас художник, изображая кентавра, сразу называет его «Хироном», ибо других имён, возможно, и не знает, или рассчитывает на зрителя, который тоже не очень помнит, кто такой, например, Фол или Асбол, но про Хирона всё-таки когда-то слышал. Несса, правда, тоже изображают очень охотно, но несколько реже, чем Хирона, и сюжеты с Нессом довольно однотипны: либо похищение Деяниры, либо гибель кентавра от руки Геракла.
Зато Хирон в искусстве разных стран и народов представлен куда как богато и многопланово! Благородный лучник, музыкант, целитель и знаток трав, воспитатель героев, созерцатель звёзд, собеседник богов, герой и страдалец… Его образ украшает самые разные книги, от учёных трактатов (астрономических, астрологических, медицинских) до всевозможных произведений поэзии и прозы, древних и новых, и подобные тексты продолжают создаваться, примером чему являются хоть бы вот эти мои строки…

Упоминания о Хироне-целителе появились в позднеантичных и средневековых трактатах, внушая людям уважения к некоторым знаниям и дарованиям двусущностных, которыми сами они не обладали.

   http://kentauris.livejournal.com/332296.html
(Миниатюра из средневекового трактата по медицине)

Но ещё важнее оказался образ Стрельца – кентавра с натянутым луком, целящегося в небо.
Хотя с христианской точки зрения этот образ мог бы показаться даже кощунственным, в Средние века он приобрёл фактически сакральный характер, сделавшись почти необходимой деталью храмового декора.
Где только мы не встретим фигуры кентавров-лучников!
Да, не каждый из них – Хирон, и даже скорее всего не Хирон, но представление о том, что кентавр-стрелец – это прекрасно и благородно, восходит к образу Хирона. Никакой враждебности в этих изображениях обычно не просматривается.
Совершенно обычными были подобные фигуры на капителях средневековых соборов, особенно романских, но и готических тоже. Кентавры словно бы помогали охранять священное здание от недобрых сил, как реальных, так и метафизических, и поэтому их лица совершенно не выглядят гротескными или ужасными. Поэтому я бы никак не стала приравнивать этих средневековых стрельцов к создававшимся тогда же знаменитым химерам и прочим средневековым монстрам.

      
http://kentauris.livejournal.com/353371.html
http://kentauris.livejournal.com/188850.html
http://kentauris.livejournal.com/163842.html


Некоторые из рельефных изображений кентавров отличаются удивительной гармонией и, я бы сказала, интеллигентностью облика (как чудесный юноша-стрелец с собора Сан-Отремуан в Иссуаре, во Франции).

 http://kentauris.livejournal.com/259049.html

Присутствовали изображения кентавров и внутри христианских храмов, на капителях колонн, в настенных росписях, на витражах и в других деталях убранства. Чаще всего это, конечно, были стрельцы и вообще охотники. 

 http://kentauris.livejournal.com/66388.html
(Дания, роспись в средневековой церкви)

 http://kentauris.livejournal.com/143712.html
(Франция, Шартр. Витраж).

http://kentauris.livejournal.com/49144.html

Однако встречались и сугубо мирные кентавры, прохлаждавшиеся в цветущих кущах или собиравшие щедрый урожай. Помещённые внутрь густого растительного декора, они предстают истинными детьми природы, вырастающими из неё, питающимися ею и черпающими внутри неё смысл своего существования – что полностью соответствует нашей исконной философии, исповедовавшейся в том числе и Хироном.

 
http://kentauris.livejournal.com/264889.html

Не так уж мало и кентавров-музыкантов, своего рода «игрецов божьих». И на чём они только не играют! Волынка, лютня, виола, рожок…


   http://kentauris.livejournal.com/195837.html
(Англия, собор в Хейдуре, кентавр с волынкой, 14 век)

http://kentauris.livejournal.com/22303.html
(Византия, кентавр с лютней)

   http://kentauris.livejournal.com/148740.html
(Англия, кентавр с виолой, 14 век.



Мне попалось лишь одно изображение в средневековой рукописи, где кентавр убивает человека копьём – но убивает в честном, хотя и неравном поединке (копьё против секиры), – и неясно, кто являлся зачинщиком столкновения. Однако такие сюжеты в средневековом искусстве довольно редки.

 http://kentauris.livejournal.com/44446.html


Имеется также одно загадочное рельефное изображение на жилом доме 16 века во французском городе Монферране, где чета кентавров, он и она,  вступает в драку с ангелом: он замахивается на них мечом, а они на него – дубинками. Чего двусущностные не смогли поделить с небожителем, я не знаю, но далеко не уверена, что зачинщиками ссоры были наши братцы. Впрочем, возможно и другое прочтение: все трое на самом деле обороняют дом от внешнего врага, а вовсе не конфликтуют друг с другом.

 http://kentauris.livejournal.com/98720.html
 

Фигурки кентавров помещали и на мизерикордах – то есть маленьких «полочках милосердия» на внутренней стороне церковной скамьи. Такие выступы делались, чтобы во время длинных молитв или проповедей, которые полагалось выслушивать стоя, немощные или болезненные прихожане могли незаметно на них опереться. Конечно, наряду с кентаврами под мизерикордами изображали и всяких химер, но, опять же, никакого негатива по отношению к нашим братьям я не заметила – скорее, напротив. Некоторые из декоративных кентавров принадлежали к племени леонтокентавров, другие были гиппокентаврами и даже кентавридами.

   http://kentauris.livejournal.com/183863.html
http://kentauris.livejournal.com/100585.html
(Франция, Вильфранш; Англия, Эксетер)

Самое удивительное, что мне удалось откопать в моих изысканиях – это кентавры, вышитые на ритуальных одеяниях средневековых священников. Уж тут, я думаю, никто не усомнится в положительном значении кентаврических образов! Ибо ни чертей, ни сатиров, ни гиппокампов на далматиках христианских епископов не изображали. Однако мне интересно, о чём думали монахини, кропотливо вышивая золотом по серебру или шёлком по парче картины из вольной кентаврической жизни, где друзья или супруги гуляют по цветущим рощам или охотятся на оленей…

    http://kentauris.livejournal.com/144912.html
(Далматики 13 века, хранятся в Германии, Хальберштадт)

Несколько странные кентаврические существа (вероятно, двуногие онокентавры) присутствуют на французской сумке 14 века для сбора милостыни – но и тут они вряд ли наделялись негативным смыслом, да и с какой стати? Напротив, парочка мутантов явно счастлива в раю, вышитом рукою набожной умелицы, у которой, видимо, были свои представления об изначальном облике Адама и Евы (может, и вышивала двуногая кентаврида?)..

    http://kentauris.livejournal.com/130862.html
(Сумка для сбора милостыни, 14 век, Франция)

Разве что на иконах или алтарных картинах я кентавров пока что не видела, однако не могу поручиться, что их там действительно нет: ведь присутствует же кентавр, как мы уже могли убедиться, в росписи базилики святого Франциска в Ассизи. Лично меня бы нисколько не шокировала какая-нибудь «Мадонна с кентавром», коль скоро существуют «Мадонна со щеглом», «Мадонна с цветком» и множество «Мадонн с донаторами», – то есть с богатыми заказчиками, жертвовавшими картину храму. Вряд ли эти донаторы были сильно праведнее некоторых кентавров, вроде Хирона и Окирои. Неплохо, на мой взгляд, смотрелась бы и картина «Святое семейство с кентавром», ибо Иосиф и Мария по пути в Египет вполне могли повстречать двусущностного (почему нет, если несколькими веками позже его там встретил святой Антоний?). Ручаюсь, мирных путников, и тем более беженцев с маленьким ребёнком, нормальный кентавр обижать бы не стал. Напротив, мог бы в случае надобности отогнать от них хищников или разбойников. Я бы не исключала, что нечто подобное было. По крайней мере, в искусстве коптов (а именно у этого древнего народа нашли пристанище беглецы) образ кентавра присутствует, хотя копты рано приняли христианство и язычниками уже никоим образом не являлись.

http://kentauris.livejournal.com/184100.html
(Коптский ковёр с кентавром, 7-8 век н.э.)

Имеется даже древнееврейская Библия 1299 года, украшенная в том числе изображениями кентавров; хотя это не совсем христианский текст, но всё же сакральный в том числе и для христиан.

 http://kentauris.livejournal.com/214892.html

В общем, изобилие кентаврических изображений в средневековых христианских храмах и в предметах, связанных с богослужением, заставляет призадуматься. Создаётся впечатление, будто между христианами  существовал молчаливый уговор: нигде не упоминая кентавров, непременно помещать их образы в сакральный контекст не только для украшения, но и с какой-то важной целью.
Может, таким способом передавалось некое потаённое знание?

Я-то думаю, что иначе и быть не могло. Безотносительно к тому, подразумевался под Стрельцом сам Хирон или некто другой, скрытный Фол или ещё более загадочный Крот, этот символ неизбежно должен был стать для христиан (и вообще для всех земнородных) священным.
Во-первых, само небесное местонахождение обоих созвездий, Кентавра и Стрельца, не позволяло относить нас к нечистым тварям или порождениям адской тьмы. Так было принято думать не только на Западе, но и на Востоке, где монотеистические устремления людей приняли форму магометанства.

 
http://kentauris.livejournal.com/302849.html
(Хирон приносит жертвы богам. Рукопись 9 века, перевод тратата Арата)

 http://kentauris.livejournal.com/49383.html
(Дирхем с изображением Стрельца, 13 век)


Во-вторых же, созвездие Стрельца связано с зимним солнцеворотом – важнейшим календарным празднеством всех землян, ибо жизнь на нашей планете без Солнца невозможна, и этот факт приходится признавать даже тем, кто отвергает идею солнцепоклонничества.
Зодиакальный знак Стрельца, образ Солнца и образ умирающего и воскресающего бога (Хирона или Христа) оказались связанными настолько прочно, что разъединить их неспособен уже никакой ревнитель чистоты той или иной идеи.

Спорить о датах с фанатиками – пустое занятие, однако дотошные религиоведы давно уже установили, что условная дата «25 декабря», отмечаемая в большинстве христианскх стран как день Рождества, не может считаться днём рождения Иисуса. Равно как не мог он родиться в год, принятый в нынешнем христианском летоисчислении за первый год новой эры. Это расходится с историческими данными, указания на которые содержатся в Евангелиях (если только не считать эти тексты собранием сказок, с чем верующие категорически не согласятся). Прежде всего, подразумевается упоминаемая в начале Евангелия от Луки перепись населения, затеянная императором Августом, «когда Сирией правил Квириний». Действительно, такая перепись имела место и происходила в течение ряда лет; сенатор Сульпиций Квириний – реальное лицо, и находился он в Малой Азии примерно с 10 года до н.э. (однако правителем, то есть наместником Сирии, в это время не был). Когда точно совершалась перепись в Иудее, неизвестно. Если верить в жуткую историю об избиении Иродом младенцев в Вифлееме, она должна была состояться никак не позднее 4 года до н.э., ибо в том самом году Ирод умер. Ныне даже библеисты открыто признают, что Иисус, скорее всего, родился в 4-м году до н.э. – то есть за четыре года до официально принятой даты своего пришествия в мир, однако с хронологией тут всё равно многое неясно.
Помимо упоминаний Квириния и Ирода, в Евангелиях есть ещё одна примета: пресловутая вифлеемская звезда, горевшая небывало ярким светом и двигавшаяся по небу с востока на запад, что заставило трех мудрых мужей, волхвов или магов, прийти в Вифлеем поклониться новому царю Иудейскому. Этот визит описан только в Евангелии от Матфея. Скорее всего, это были иранцы, а титул царей им приписала позднейшая легенда, равно как конкретные имена: Каспар, Мельхиор и Бальтазар (таковы они в греческой и западноевропейской традиции; в других языках имена могут выглядеть совершенно иначе, а китайские христиане, конечно же, убеждены, что маги были китайцами).
Впрочем, до магов нам сейчас дела нет; важнее – факт необычного небесного явления, которое действительно могло иметь место.

Что это было такое, учёные спорят до сих пор. Наиболее распространены гипотезы о том, что это мог быть либо взрыв сверхновой в созвездии Козерога, либо наложение Юпитера и Сатурна, видимое с
Земли, – либо, наконец, хорошо известная землянам комета Галлея. У каждой из этих версий есть свои сторонники и противники, но ни одно из астрономических событий подобного рода не происходило на грани нулевого и первого годов новой эры. Что касается кометы Галлея, то, начиная с 26 августа 12 года до н.э., она была видна более 60 дней (это отмечено в древнекитайских источниках, которым вполне можно в данном случае верить, поскольку у астрономов Поднебесной не было идеологической заинтересованности в подтасовке фактов). Соединение Юпитера и Сатурна в одну очень яркую точку произошло в 7 году до н.э., причём не зимой, а весной – 13 мая; другое подобное  «наложение» планет (Юпитера и Венеры) случилось 12 августа 3 года. Так что, если рождение Христа действительно совпало с необычайным по яркости космическим явлением, то оно могло произойти и в 12 или 7-м году до н.э., и в 3 году н.э. – но только не тогда, когда оно официально празднуется христианами. Так что дата «25 декабря» – миф.

Разумеется, миф. Причём известно, какой: солярный.
И следы культа Солнца в представлениях христиан сохранились. В некоторых латинских гимнах Иисус именуется Sol invictus – Солнце Непобедимое. Я не буду вдаваться сейчас в подробности, откуда это определение взялось и каким образом. Важно то, что Христос в своей божественной ипостаси был отождествлён и с богами произрастания вроде Адониса, Осириса и Диониса, и с солярными богами, которым человечество поклонялось издревле и немилости которых опасалось пуще смерти.
Рождество такого бога можно праздновать только 25 декабря, то есть после прохождения Солнца через созвездие Стрельца и начала постепенного увеличения светового дня. Потому реальная дата земного рождения солярного божества не имеет почти никакого значения.
Хранителем и защитником возрождающегося Солнца – вот кем являлся небесный Кентавр.

Этот символ намного древнее самого христианства.
Кентавр присуствовал, например, на монетах эллинистических царей и римских императоров. Такие деньги чеканились и там, где кентавров давно уже вытеснили с прежних мест обитания или дочиста истребили. Иногда на изображениях был сам Хирон – с лирой (как на монете вифинского царя Прусия II), или, что более обычно, с луком (малоазийские монеты римских императоров Галлиена и Гордиана).

 http://kentauris.livejournal.com/53545.html
(Вифиния, монета царя Прусия II, 182-149 до н.э)
(Монета императора Галлиена, 3 век н.э.)

Эта традиция была подхвачена в Средние века, и на монетах ряда стран чеканились изображения Стрельца, а порою даже кентавриды-воительницы. Встречался и Китоврас, особенно у славян.


Постепенно кентавр-лучник, чей образ восходил к Хирону, сделался символом борьбы со злом и невежеством, и это было верно и справедливо.
Показательно, что столь любимый греками сюжет о битве кентавров с лапифами в средневековых храмах практически отсутствовал. Двусущностные стрельцы, гиппокентавры и леонтокентавры, либо целились в невидимого врага, либо сражались не с людьми, а с чудовищами.

Новый интерес к образу Хирона как идеалу мудрости возник в эпоху Возрождения в связи с переводами и широким распространением античных текстов (чаще латинских, чем греческих), в которых говорилось об обучении у великого кентавра различных героев, и прежде всего Ахилла. Таких изображений настолько много, что я не буду здесь на них остававливаться, поскольку некоторые уже приводились мною в соответствующей главе. Однако важно, что, благодаря им, Хирон сделался символом учительства и всяческого умственного и душевного попечения вообще. И эта идея распространялась в Новое время по нарастающей.
В наши дни имя Хирона начали присваивать различным учебным заведениям (иногда с оккультно-астрологическим уклоном) и благодетельным обществам. Хирона выбрали своим патроном и символом несколько издательств, взяв в качестве символа образ кентавра с книгой в руках.

      http://kentauris.livejournal.com/202070.html

А в Бразилии, где кентавры сроду не водились, в честь Хирона названо общество гиппотерапии, помогающее больным детям и взрослым преодолеть свои недуги с помощью верховой езды и общения с лошадьми. Не знаю, кто нарисовал картинку для сайта этого общества (возможно, ребёнок), но она получилась наглядной и очень трогательной.

 http://kentauris.livejournal.com/51489.html


Как минимум два известных мне видных и уважаемых ветеринарных заведения носят имя Хирона. Одно из них – довольно старинное. Это колледж ветеринарной хирургии в США, в городе Миннесота. Эмблема этого колледжа изображает Хирона-целителя, причём расположенного над крестом. Девиз гласит vis unita fortior, что означает «в единении сила  крепче».


 http://kentauris.livejournal.com/206303.html 
(Витраж и эмблема колледжа)

Другое учреждение относительно новое – это ветеринарный госпиталь в Индии, в городе Керала. Перед входом в 2004 году была воздвигнута статуя Хирона, вполненная индийским скульптором Рави Падинджаром.

http://kentauris.livejournal.com/55488.html


Так оправдалось в веках пророчество Хирона о том, что он никогда не будет забыт и никогда не будет ни презрен, ни осмеян двуногими.