В этот дом Любочка любила приходить. Там всё было необычным: мебель, запахи, звуки... Ей нравился изящный гарнитур красного дерева, ковёр с изображением оленьей охоты, шкатулки и безделушки в серванте, но больше всего она любила крутить на новеньком проигрывателе пластинку Робертино Лоретти и под его волшебные модуляции в «Ave, Maria!” аккуратно переворачивать страницы сказочно-прекрасных книг, которыми владела Таня, дочь хозяйки. Это были двухтомник «Сказки Андерсена», изданный в Болгарии, и «Приключения Пиноккио».
Первый том «Сказок Андерсена» был куплен и для Любочки, в нём были четыре сказки - «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Цветы маленькой Иды» и «Стойкий оловянный солдатик». Прочитав книгу и выучив сказки наизусть, девочка могла часами рассматривать картинки – фею Фата-Моргану в переливающемся всеми цветами радуги летящем наряде, братьев-лебедей в ярких камзолах, нежное и доброе лицо красавицы Элизы, её поблескивающую розовую атласную юбку, гиацинты и розы, танцующие на балу, прекрасного белого лебедя, каким стал гадкий утёнок... Рисунки были выполнены акварелью нежнейших оттенков, казалось, лучше нарисовать просто невозможно. Лёгкими касаниями кисти были созданы и пушистые пёрышки лебедя, и блики света на атласе, и злые искры в глазах мачехи Элизы...
Приводили Любочку в восторг и картинки в Танином «Пиноккио», особенно ей нравилась несказанно прекрасная Фея с голубыми волосами и милый мальчик Пиноккио после того, как его расколдовали.
Так как Любочка и сама неплохо рисовала, она понимала, что иллюстратор – по-настоящему таланливый художник, и запомнила его имя – Либико Марайя. Лишь спустя много лет она узнала о его творческой судьбе.
Либико Марайа (Maraja), родившийся 15 апреля 1912 года, был пятым ребенком в семье Франческо Марайа и имя свое получил как производное от политических взглядов своего отца, поскольку родился во время войны между Италией и Ливией.
Уже в раннем детстве Либико рисовал картинки-открытки для Красного Креста и раненных солдат. В 1926 году он поступает в школу искусств Лугано (Швейцария), куда его семья вынуждена была переехать. В период 1932-39 гг. в Лугано Марайа занимается оформлением манифестов, открыток, афиш, рекламных объявлений, а также витрин магазинов.
В 1936 году он возвращается в Италию, а в 1938 делает свои первые иллюстрации для детской книжки. Вскоре Марайа переезжает в Милан, где продолжает заниматься рекламной графикой и пробует себя в сценографии. Этот опыт станет для него особенно важным, когда в 1941 году его пригласят участвовать в создании первого полнометражного итальянского мультфильма «Роза Багдада». Марайа назначен главным художником-постановщиком. В этой работе окончательно формируется стиль художника, соединяющий фантазийную изобразительность с реалистическим динамизмом.
В 1952 году он начинает сотрудничать с издательским домом Fabbri, это сотрудничество будет продолжаться до самой его смерти. В 1955 году он получает заказ на иллюстрации для «Приключений Пиноккио».
В 1961 году Марайа побеждает в очень престижном конкурсе Итальянских Почт с эскизом мемориальной марки, посвященной 19-му столетию создания фидиевского «Юноши». В этом же году он получает международное признание как иллюстратор. К этому времени в его багаже работы для «Тома Сойера» и «Принца и нищего» М. Твена, «Приключений Оливера Твиста» Ч. Диккенса, «Маленького лорда» и «Таинственного сада» Ф. Бернетта, «Серебряных коньков» М. Додж, «Мальчишек с улицы Пала» П. Мольнара, «Маленьких женщин» М. Аскот и др.
Шестидесятые годы отмечены работами для таких произведений, как «Приключения Гулливера» Д. Свифта, «Вокруг света за 80 дней» Ж. Верна, «музыкальных сказок-балетов», «Приключений Синдбада», а также волшебных европейских сказок, в том числе и сказок Андерсена.
В 1981 году проходит его большая персональная выставка, в Лугано предоставляется помещение для создания музея иллюстраций Л. Марайа. Он создает костюмы и сценографию для балета «Пиноккио».
Марайа умирает 30 декабря 1983 года в возрасте 71 года, попросив карандаш и бумагу, чтобы начертить последние слова, которые так и остались нерасшифрованными.
Марайа – прежде всего художник представления, которое создается пространственной постановкой и движением, свойственными кино и театру. Работа иллюстратора для Марайа – это вид режиссуры, лично сделанного кукольного спектакля, который показывает читателю: и на бумаге герои могут быть освобождены из тюрьмы плоскости и иметь разнообразие форм и пропорций, самой жизни.*
*http://drug-drug.livejournal.com/tag
На фото - иллюстрация Марайа к сказке Андерсена "Дикие лебеди" (Элиза)
Продолжение:http://www.proza.ru/2010/01/24/999