Неверная жена

Василий Владимиров
               
Часть 1 Москва 1977 год

Архип доложил, что моя законная жена Жанна мне изменяет. Доказательства представил, в высшей степени, убедительные.

Архип, на самом деле, полковник Архипов, начальник службы наружного наблюдения. Он проследил за Жанной, так как умеет это делать очень виртуозно. Мы с ним давно знакомы. Начинали молоденькими лейтенантами. Попадали в разные переплёты.  Я вот дослужился до генерала. Архип до полковника. Но нашей дружбе это обстоятельство не помеха.

А в нашем деле без дружбы нельзя. Его жизнь зависит от меня. Моя от него. Так было, так есть и так будет во всех спецслужбах мира. И КГБ СССР здесь никакое не исключение.

Лишь только Архипу я и смог доверить, столь щекотливое поручение. Ещё пару дней назад у меня в голове не укладывалось, что Жанна может мне изменить.

Но, как всегда – вмешался случай. Я пришёл домой с работы раньше обычного. В семь вечера. А так всегда прихожу полночь, заполночь.

Пришёл, а Жанны нет. Хотя ей пора бы. Она в школе работает. Поэтому дома уже часов с трёх.

Я не придал этому значения. Тем более, что вскоре она и пришла. Я, как примерный семьянин, заслышав звук открываемой входной двери, поспешил в коридор. Поприветствовать супругу. Пока она снимала пальто, чмокнул её в щёчку. Она в ответ меня. Типичное приветствие давно женатой пары.

И тут моя половина, хотя я и не просил, говорит:

-    Я у подруги была.

Всего четыре слова, а голос дрогнул. Слегка так дрогнул. Обычный человек и не заметил бы никакой модуляции. Но я ведь служу в одной из самых лучших разведок планеты. И не на последних ролях служу.

 Ещё когда я был курсантом, на занятиях по прикладной психологии нам давали слушать магнитофонные записи допросов.  И преподаватель особо отмечал, как дрожит голос у волнующегося человека. Люди волнуются по многим причинам. Но чаще всего это страх. Та или иная форма страха.

Когда человек врёт, он, понятное дело, боится разоблачения.
Вот и Жанна. Чего она боится? Если не меня, то сама обо всём расскажет…

…Но, в тот вечер, она ничего не рассказала. Значит боится меня. Хотя, и я могу ошибаться…

…Так бывает, что иногда ощущая какой-то дискомфорт в организме, больше для очистки совести, чем из-за реального опасения идёшь к доктору…

…Вот сделан рентген. Через пару минут подходишь к врачу, ожидая увидеть добрую улыбку и услышать слова:

-    Зря вы голубчик волнуетесь, ничего серьёзного…

…Но, никакой улыбки нет. Доктор отводит взгляд…

…И с этого мгновения жизнь разделилась на "до и после"…

…Вот как к доктору я подошёл на следующий день к Архипу. Хотя сначала не решался. Но потом махнул рукой и подошёл. Даже пробовал острить:

-     Архип, тут проверить бы надо, не угодил ли я в клуб рогоносцев.

Архип, умный человек. Понимает меня с полуслова. Остроте смеяться не стал. Спросил серьёзно:

-    Имеешь основания подозревать? Жанна дала повод?

Ну я и рассказал всё как на духу. В ответ услышал:

-   Сделаем. Посмотрим…

                ***


Доклад Архипа застал меня, как всегда, за работой. Я составлял тезисы к важнейшей встрече с коллегами из ГДР. Как они сами себя называют Штази.

Мы готовим совместную операцию на Ближнем Востоке. Я как раз изучаю досье осведомителей из министерства внутренних дел Ливана.

...И тут меня отвлекают. Измена жены. Я прикрыл глаза. Попытался вспомнить – когда же я в последний раз задумывался над блоком вопросов из раздела «душа»…

…Вспомнить, разумеется, не смог…

…Вполне вероятно, что я над подобными вещами никогда и не задумывался…

…И что же теперь делать? Надо же что-то решать…

…На столе у меня фото Жанны. Это я заграницей подсмотрел – модно на рабочем столе ставить семейные фото. Мол, не только работой живы. Семейное фото наиболее уместно. Не красоток же из «Плейбоя» тут вываливать. Контора у нас солидная… 

…Я познакомился с ней лет пятнадцать назад. В Крыму. Витя Морозов из международного отдела ЦК КПСС отдыхал вместе со мной в нашем ведомственном санатории.  Мы жили в соседних номерах. Витя предложил мне посетить плебейский пляж. Так он называл пляж для простых смертных. Там девчонок кадрить намного легче. Я согласился.
Сначала мы взяли катер у пограничников и проплыли на нём в полумиле от берега. Вооружившись биноклем отметили наиболее симпатичные «объекты».  И уже через пятнадцать минут причалили к молу. Сотрудники местного отделения разогнали зевак. А мы прихватив переносной холодильник, забитый под завязку баночным западногерманским пивом, расположились выбрав свободное местечко, возле навеса.

Получаса не прошло, как мы стали самыми популярными мужчинами в околотке.  Женщины подходили, спрашивали огоньку. Даже некурящие. Пытались отгадать – кто мы? Моряки? Дипломаты? Иностранцы? 

А Жанна загорала на лежаке и даже ни разу не посмотрела в нашу сторону. Может быть именно поэтому она меня и заинтересовала. Ну, и ещё, наверное, потому, что обладала исключительно аппетитной фигуркой. Да и волосы, безо всякого преувеличения можно назвать роскошными.
   
Дождавшись, когда она пойдёт купаться, я отправился «на штурм».  Прежде чем окунуться в море, она встала у кромки прибоя и грациозным движением своей ножки начала пробовать, не холодна ли вода.

Я подошёл к ней с правой стороны и выполнил один из своих многочисленных трюков. Встал на руки. Она заметив некое движение повернулась в мою сторону, но увидела перед собой ноги и рассмеялась. Потом опустила взгляд вниз и наши глаза встретились. Контакт был налажен…   


  Позже я навёл справки. Не проститутка. На том спасибо. Узнал, откуда родом. Кто родители. Школа. Институт. Даже имя воспитательницы в детском саду. А вот чем она дышит, до сих пор не знаю. Не говорили мы с ней по душам. Пятнадцати лет не хватило...

…Я ослабил узел галстука. Надо помнить о завтрашнем совещании с немцами. Личные дела непозволительная роскошь. Позже подумаю о Жанне. Хотя, не так-то просто заставить себя, после такого известия продолжать работать, как будто ничего не случилось…

...Тем не менее я уже хотел вернуться к папке с досье, но задумался вот о чём. У нас ребёнок. Мальчик. Зовут Вася. Достаточно всего лишь один раз взглянуть на него, потом на меня. Сразу станет понятно - Вася мой сын. Поэтому я его отчаянно люблю. Вася, после развода (а развод, судя по всему неизбежен) естественно, останется со мной. Помечу себе в блокноте, пообедать завтра с юристом Мишей…

…Я вспомнил своих родителей. Они прожили душа в душу больше пятидесяти лет. Я не был избалован обилием игрушек. Жили мы небогато. Но, было у меня то, что ни за какие деньги не купишь. Искренняя любовь. Два заезженных слова. А вот только теперь открылся мне их глубокий смысл…

…Меня передёрнуло, когда я на миг представил, что мои родители разводятся. Если бы это случилось в том возрасте, в котором сейчас Вася, тринадцать лет, то не представляю, как я это пережил бы. Я бы, не задумываясь, отдал свой цветной стеклянный шарик. Самое ценное моё сокровище в то время. Я его хранил на чердаке. Лишь бы родители не разводились…

Как же объяснить Васе? Правду говорить, ни в коем случае нельзя. Ну, в самом деле. Предположим в школе, кто-то из одноклассников ляпнет:

-    Васёк, а мамаша-то у тебя б...

Вася, разумеется, не задумываясь врежет болтуну по морде. Драться я его учу лично. Но, а потом? Потом-то он будет мучиться. Потому что болтун, в сущности, прав.

Я отложил папку. Наморщил лоб. Думал, целых пять минут. Если я столько времени буду тратить, на каждый вопрос, который мне необходимо решить, рабочий день мой никогда не кончится.

  Я выпил стакан коньяка, закурил сигарету, хотя год назад бросил и с тех пор не курил. Сделав очень глубокую затяжку, я позвонил Архипу и велел ему договориться со «спецами», которые устроят так, что Жанна погибнет в результате несчастного случая.

Другого выхода я не видел.

Морально мне гораздо легче объяснить Васе, что мама погибла, чем то, что мы, добропорядочные и пуританские родители, разводимся. А о причине развода нельзя перед ним, даже заикнуться...


...Архип, желая проявить полезную инициативу, говорит, что на услуги «спецов по несчастным случаям" большая очередь. Может просто мочилу? С русским народным инструментом "ТТ"...

Я не дал Архипу договорить. Сказал ему, что нужен именно "несчастный случай". Ну, как он не понимает? Во-первых, У Васи и тени сомнения не должно возникнуть, что наша семья находится в полной безопасности. А тут, кто-то убивает его маму. И куда, спрашивается, смотрит тот же Архип?
Во-вторых, ну какой такой мочила, может быть у нас в СССР? Ты ещё киллера где-нибудь найди.
 
А насчёт очереди, пусть не волнуется. Я договорюсь с кем надо.

Архип согласился с моими доводами, но униматься не собирается. Собственная инициатива никогда не даёт ему покоя...

Теперь он предлагает "спеца", высшего класса. Доктор медицинских наук. Прекрасно устроит смерть от естественных причин...

...Снова не то...

...Объясняю. У Жанны, здоровье отменное, она не то, что коня на скаку остановит. Она его наперегонки обгонит, если надо...

...Архип вставляет возражение. Мол, для доктора это не проблема и не таких "залечивал"...

...Я повысил голос. Архип прикусил язычок и я продолжил...

...Я Васе с детства пытаюсь привить вкус к здоровому образу жизни. А тут он видит, что его мама умерла, едва достигнув тридцати пяти лет. Он подумает, что веди здоровый образ жизни или нездоровый в итоге конец один...

...Архип соглашается...

...Право выбора "несчастного случая", оставляю за ним, но высказываю пожелание, пусть это будет из пожарной области. Тут Вася на днях украл у нашей домработницы спички. Баловался ими. А теперь у меня будет весомый аргумент, что огонь, это не шутки...


Ещё надо подумать, как мне себя вести, пока спецы будут готовить "несчастный случай". Ведь это займёт несколько дней. Я, конечно же, смогу притвориться перед Жанной, будто ничего не знаю и у нас всё по-прежнему. Но, боюсь, что сорвусь и выскажу ей всё. Поэтому, пожалуй, лучше "уехать в командировку". В тот же Ливан не помешает съездить. Проконтролировать всё там лично…

Ещё один стакан коньяка. Архип, переслал мне фото и досье на любовника. Непризнанный писатель. Пишет рассказы. Но их никто не публикует. Зарабатывает на хлеб режиссёром народного театра.  Впрочем, он мне не интересен. Его я могу понять. Жанна, женщина красивая (другой у меня быть не могло), стильная, обаятельная. Я же мужик. У меня самого куча любовниц.   



Часть 2 Москва 1981 год

Прошло четыре года.

Всё это время я чутко следил за психологическим состоянием сына. Я изо всех сил показывал ему, как страдаю без нашей мамы (Архип достал мне специальный крем, разработанный в секретной лаборатории и уже через месяц после смерти Жанны у меня стали совершенно седые волосы).
Ежегодно за месяц до дня памяти Жанны мы постимся. Хотя это не совсем соответствует церковным канонам.

Я Васе давно объяснил, что атеисты не правы. Но он должен об этом помалкивать.

Кроме того, я нанял Васе духовника в церкви. Это очень полезно для морального здоровья.

У меня-то морда бульдожья, но я думаю, поколения через три в нашем роду появятся аристократические лица. Но для этого необходимо работать уже сейчас. В частности заботиться о нравственности.
   
Надо ли говорить о том, что я так и не женился. Хотя это мне далось труднее всего. Мужику без жены тяжело.
               
            * * *

Вася окончил школу. То что он пойдёт по моим стопам не вызывало у меня сомнений, пока он мне не признался, что влюбился….
Его словно молния ударила.

Увидел её в городе. Она просто шла по улице. Он катался на моей машине. И вот на светофоре – рассудительный молодой человек, останавливается. И нарушая все правила разворачивается.

Никогда с ним ещё такого не было.
И как он только смог заметить её в толпе?
Оказалось, что Даша (так её зовут), старше Васи на три года, работает воспитательницей в детском саду. Я, конечно же, втайне от сына навёл справки.

Девушку можно отдавать в монастырь главной игуменьей.
Настолько чиста и невинна.
Хотя если бы она оказалась, самой порочной проституткой – Васе было на это наплевать (и на меня тоже). Одно слово – влюбился.
Даша приехала к нам в Москву из-под Львова. Деревенская. Годы учёбы в педагогическом училище никак не смогли приобщить её к городскому образу жизни.

Сын в ней души не чает.


Два месяца назад у Даши от Васи родилась дочь. Хотя, какой из Васьки отец. Только-только школу закончил...

Я смотрю на внучку, которую назвали Вика и вижу, вот кто будет обладать по-настоящему аристократической внешностью.
Это не мы. Она не парвеню.
А ведь кто-то из мудрых говорил, что нужно трём поколениям жить в роскоши, чтобы приобрести такую внешность.
А я в два уложился…



…И вот обычный семейный ужин. Даша, Вася, я. Вику уже уложили спать.
Подавали стерлядку под винным соусом. Салат из тропических фруктов.
Я запивал всё это лёгким белым вином. Стояла великолепная погода. Конец мая. Мы сидим на веранде.
И вдруг, как гром среди ясного неба.
Ну, натурально.
Небо и в самом деле было ясное.
Вася тихо, но исключительно чётко произнося слова, задаёт мне феноменальный в своей простоте вопрос:

-     Папа, а зачем ты приказал убить маму?

Сначала, я подумал, что ослышался. Но мгновение спустя меня, как ледяной водой обдало – ошибки быть не может.

Уж слишком долго я втайне ждал...
И кто ему только проболтался?
Может Архип? Тот в последнее время с головой не дружит. Пить стал. Стареет. А жизнь у него была трудная.
А может не Архип? Может те люди из милиции, которым я инструкции давал? Как надо всё оформить, так чтобы мальчик Вася понял - огонь не игрушка

Надо было их зачистить.
Хотя, так ли уж это важно откуда Вася узнал?
У Васи характер обстоятельный. Он если зубами вцепится, любую тайну разгадает. Здесь он в меня…

…Мне много раз в жизни предъявы кидали. Очень солидные люди. И я всегда слова находил, чтобы ответить.
А теперь, все слова в горле застряли.
Мне даже показалось, что в буквальном смысле. Слова застряли, и воздух внутрь не пускают.

Ещё сегодня утром я проплыл в нашем бассейне двести метров без отдыха. Это моя обычная норма, несмотря на шестьдесят пять лет.
Потом тренажёрный зал.
И так каждое утро. Я знать не знал, что такое проблемы со здоровьем. А тут чувствую, задыхаюсь. И правую руку охватил такой тремор, что бокал с вином разбил.
-     Нет – подумал я – только не расслабляться – слова непременно надо найти.

    Вася уже взрослый. Он поймёт.
    Вот только не надо было затевать такой разговор в присутствии Даши.
Зачем?

Лишнее это.

Возникла пауза. Вася ждёт ответа, а у меня по-прежнему слов нет.
Я хотел заглянуть в его глаза. Понять, что он чувствует. Но у меня вдруг хлынули слёзы.
Нет. Нет.
Я не плакал. Здесь какие-то медицинские причины.
Я даже не смогу объяснить. Я же не болел никогда.
Но, чувствую – худо мне.
Голова начинает кружиться.
Воздуха не хватает.

-     Вот бы умереть сейчас – подумал я.
У меня перед глазами всё плывёт.
Вася превращался в какой-то силуэт.
И воздуха в лёгких становилось всё меньше.
Виной всему застрявшие слова.

И всё-таки молчать нельзя.… …Перед тем, как лишиться сознания, я успел прохрипеть лишь одну фразу:
-     В-в-видишь ли Вася…




PS. От автора:
Для тех читателей, кто хотел бы узнать, что на самом деле имел ввиду сын Вася, задавая свой вопрос "Папа, а зачем ты приказал убить маму?" я написал продолжение, которое называется "Кредит, ещё кредит". Действие рассказа происходит в наши дни. Вася вырос. Его все называют Василий Владимирович...

...Рассказ опубликован на моей странице...
Приятного чтения…