Смешарики эпохи постмодерна 1

Анастасия Вихоцкая
                СМЕШАРИКИ  ЭПОХИ  ПОСТМОДЕРНА

     Если у вас в семье есть дети дошкольного или младшего школьного возраста, то вы должны знать, кто такие Смешарики.
     Я тоже заинтересовалась, чем так увлечён мой ребёнок, над чем он так искренно хохочет и кого порой весьма уместно цитирует.
     Оказалось очень интересное явление.  Именно явление.  Я на этом настаиваю.

     Как сообщила мне Википедия (что очень любезно с её стороны), мультипликационный сериал "Смешарики" создан в рамках культурно-образовательного проекта «Мир без насилия», входящего в федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». Производится при поддержке Министерства культуры Российской федерации и при участии компании «Мастер-Фильм» на студии компьютерной анимации «Петербург», созданной в марте 2003 года специально для «Смешариков».

      По-моему, упор  в нём сделан именно на толерантности.  Оказывается, неважно, толстый ты или худой, какой ты национальности, очкарик ты или спортсмен, физик ты или лирик  -  важен ты сам и какой ты по отношению к друзьям.

      Впрочем,  существуют и иные версии. В частности, не лишена своеобразного шарма статья "Смешарики, как модель постапокалиптического мира".  Хотя, признаюсь, чтение этого текста на ночь испортило мне настроение и повлияло на спокойный сон.  Сама идея замкнутости мира Смешариков претит мне изначально.  Хотя кибуц – вполне допустимая аналогия.
      Лично мне мироустройство этих Шарикоподшипников…  Ой, простите, Смешариков, конечно. Итак, организация быта и окружающая среда их мира напомнила мне эксперимент 90-х  -  Биосферу-2.  Напомню.

      В 1986 году среди обширных прерий Аризоны (США) у подножья крутых холмов в предгорье Санта-Каталина, в 60-ти километрах к северу от города Тусона было начато строительство необычного сооружения ; комплекса «Биосфера-2», возможного прообраза будущих поселений человека на планетах Солнечной системы.
      26 сентября 1991 года в герметически закрытый мир «Биосферы-2» («Биосфера-1» ; это наша планета), куда извне через прозрачное покрытие получают доступ лишь солнечные лучи, вошли восемь добровольцев (четыре мужчины и четыре женщины). Двери за «биосферянами» ; официально их называли «эконавтами» ; закрылись, были тщательно задраены люки, все щели, все пазы, обрублены все нити, соединяющие испытателей с Землей.
       На площади в 9 тысяч квадратных метров (около гектара) под стеклянными колпаками (а «дно» было изолировано от земли герметично сваренными стальными листами) была возведена уменьшенная копия Земли. В 5-6-этажных «домах» из стекла и стали разместились семь экологических систем в миниатюре: влажный тропический лес, саванна, болото, соленое море, пустыня. Кроме того, там были бассейны для рыб, инсектариум с 250 видами насекомых, сельскохозяйственная ферма (тут должны были обитать примерно 4 тысячи видов растений и животных) и жилая часть – комнаты для сотрудников, мастерские, информационно-вычислительный центр для контроля за всеми процессами. Каждая сфера, каждая из этих экологических ниш была отделена от других и имела свой особый климат. К примеру, испарение воды из «моря» осуществлялось с помощью вентиляторов. Образующийся пар поступал в «джунгли», где поддерживалась определенная влажность, имитировались «облака» и «туман». Управляемые компьютерами защитные экраны позволяли иметь в каждом отсеке соответствующие температурные и световые условия.
       В этом искусственном мире продукты питания, кислород и вода непрерывно регенерировались, все процессы носили циклический характер. Углекислый газ, выдыхаемый людьми, поглощался растениями. А выделяемый ими кислород использовался для дыхания человека. Отходы жизнедеятельности обеспечивали плодородие почвы и служили кормом для водорослей, бактерий и водных растений, которыми, в свою очередь, питались рыбы.
        Хотя людям, находящимся в этой огромной воздухонепроницаемой конструкции, и был создан максимальный психологический и биологический комфорт, спрос с них был очень жестким. В частности, экологический тип мышления должен был стать для них непременным законом. «Если кто-нибудь бросит что-либо вредное для здоровья человека в водосток системы, он найдет это через пару недель у себя в чашке с кофе».

       Да!  Серии "Лили" и "Маленькое большое море" несомненно имеют чётко выраженную экологическую направленность.
       Ну а смешение климатических поясов и природных зон видно невооружённым взглядом.
       Впрочем, сравнение с проектом "Биосфера-2" – это лишь простейшая аналогия, при ближайшем рассмотрении теряющая всю свою привлекательность.

        Другие параллели  -  с Райским Садом, с Ноевым ковчегом  -  тоже интересны лишь на первый взгляд.  Да, характерные черты присутствуют, но общая картинка уводит далеко в сторону…  Да и сериал-то детский.  А смысл ищется взрослый.  Почему?  Зайдём с другой стороны.
        Что в этих мультиках привлекает детей.  Яркая картинка, общая доброжелательность и…  совершенно взрослые проблемы?  А ведь дети очень любят прикосновения к миру Взрослых.  Тем более, что "Смешарики"  -  это типичная комедия положений.  То есть кто-то неудачно упал, тормозил клювом или пятачком, но в итоге всё кончилось хорошо  -  откачали, вылечили, мораль прочитали, выводы сделали.  Посмеялись без злорадства.
        Но самое смешное в том, что если ребёнок смотрит мультик вместе с родителем, то дитятко смеётся над одним, а взрослый над совершенно другим.  Хотя и общий хохот закономерен.  Адресация сериала  -  вне возраста.  Она общесемейна.  Что не может не радовать.

        Внешняя простота реализации.  Поясню.   Максимальная условность визуализации героев  -  их шароподобность, и тем не менее легкая узнаваемость.   
        Быстротечность.  Шесть минут (как насчёт шести дней творения божьего?) – и…  Мораль сей басни такова!
        Изначальный настрой на условность.  Вспомним заставку. Раскатывается газон как ковёр, рассыпается декор из ромашек, рисуется небо, к которому приколачиваются облака, втыкается пальма, которую быстренько заменяют яблоней (полагаю, из патриотических соображений), всё это пересекается ручейком, а как заключительный аккорд  -  возникает радуга.  Жизнерадостно и символично.  Сами мир построили  -  сами в нём живём.  Всё радуются и эмоции бьют ключом из бабочек.

       Посёлок Смешариков живописен и продуман.  Отдельным жильём обеспечены все поголовно.  У каждой избёнки свой неповторимый дизайн.  Обязательно присутствует символика хозяина, висящая у входа – морковка у Кроша, очки у Ёжика, книга у Лосяша, гаечный ключ у Пина, тыква у Копатыча, баскетбольная корзина у Совуньи, щербатое сердечко у Бараша, театральный фонарь у Карыча и ромашка у Нюши.  Об этой ромашке разговор особый.  Ромашка эта – негласный символ всего сериала.  Или гласный?  Я ведь могу чего-то и не знать.
       Ромашка как эмблема очень навязчива и присутствует буквально везде  -  в качестве хвостиков у Кроша, Копатыча, Карыча, на спинке кровати у Нюши, на всевозможной посуде, на компасе  -  словом, везде, куда её можно логично прицепить.  Даже в туалете Копатыча глазок выполнен в виде этого цветка.
      Давайте предположим, что эта 5-лепестковая ромашка  -  скрытая пентаграмма, звезда пятиконечная.  Тут уже и символ совершенства, и золотое сечение в наличии, а там и до мировой гармонии недалеко!

       Мир Смешариков визуально стилизован под примитив.  Сами персонажи  -  смешные шарики, они же Смешарики, все одинаково шарообразны и идентичны по размерам (что лось, что ёжик  -  один в один).   Но далее следует ряд признаков, по которым удаётся их различать.
        Девять основных персонажей (девятка, правящая миром!  Это к Стругацким), с умильными мордочками зверюшек.
        Далее  -  только для посвящённых!..  Характеристики.

        КРОШ  -  кролик голубоватого оттенка, сангвиник по темпераменту.  "Вьюноша", который просто фонтанирует идеями, но теоретиком его назвать никак нельзя  -  все свои идеи он немедленно стремится претворить в жизнь!
        Тороплив, не всегда последователен, верен в дружбе и очень оптимистично смотрит даже на серые будни.

         ЁЖИК  -  ближайший друг Кроша.  Флегматичен по природе.  Рассудителен и порой откровенно лиричен.  Часто идёт на поводу у Кроша, о чём не раз сожалел.  Но на их дружбу все перипетии влияния не оказывают (что свидетельствует об искренности и бескорыстии их отношений).  Внешне  -  типичный очкастый "ботаник".  Отлично дополняет хулиганистого Кроша.

         НЮША  -  единственная "дэвушка" в этом коллективе мульти-героев.  Хрюша по определению.  В смысле свинья  -  биологически (?).  Сие гендерное неравенство  очень ей на руку, то есть на копытце.  Поскольку Совунья, мягко говоря  -  пенсионного возраста, ей явно не конкурентка в плане романтических отношений.
         Кажется, что она прямо вся соткана из недостатков  (за подробностями  -  прошу непосредственно к мультику!), но при этом обаятельна и вполне привлекательна.
         Отличная цитата из уст Нюши прозвучала в серии "Дар":  -  Вот так всегда!  Когда ты готов спасти мир  -  на него никто не покушается.

         БАРАШ  -  ягнёнок нежно-сиреневого цвета, хронический романтик.  Явный меланхолик, что даёт толчок развитию  сюжетов целому ряду серий ("Комментатор", "Биография зонтика", "Без никого" и так далее).
        100-процентный гуманитарий, стихотворец и нытик.  Безнадёжно влюблён в Нюшу.  Впрочем, ему эта влюблённость нужна скорее не ради самой Нюши, а скорее ради творческого вдохновения.
        Кстати, интересный момент!  Замечено, что Бараш поочерёдно пишет то левой, то правой рукой (читаем – копытцем), то есть является амбидекстером.  Забавно, не правда ли?





              …………..Продолжение следует!................
 http://www.proza.ru/2010/01/20/432