Письмо Тамаре Чагаевой, неопубликовано и не публик

Семёнов Виталий Викторович -Ввс
Письмо Тамаре Чагаевой, бывшему председателю Гостелерадио Чечни в ночь с  22 на 23 мая 2004 года

Здравствуйте, дорогая Тамара!

Я хотел поблагодарить Вас за Вашу давнюю статью в газете «Русская мысль» об Асламбеке Домбаеве. Хочу сказать, что эта статья вместе со статьей майора Измайлова  была единственным источником информации об этом удивительном  человеке в преддверии нашей экспедиции в его интернат в Нальчик. Она же и навела меня на мысль об источнике финансирования проекта Московским индустриальным банком. Благодарен Вам за это. Также как и , думаю, 20 студентов, которые побывали и, судя по их дневникам, многое поняли.
Этой ночью я читал книгу Аллы Дудаевой «Миллион первый» где встретил Вашу фамилию и узнал, что вы были председателем Гостелерадио Чечни. На страницах этой книги я встретил и других знакомых, например, Магомета Хачукаева - охранника Дудаева и выпускника Асламбека. Невольно поймал себя на мысли, что я, хотя никогда и не бывал в Чечне, знаю почти все места этой республики, а также и многих людей. Так, например, когда Асланбек Домбаев рассказывал мне о министре образования - Гельмане, я вспомнил, что когда работал в «Жди меня» на телевидении, мы вытаскивали из Чечни его внука, сейчас уже инвалида. За время моей работы мне приходилось участвовать в поисках многих людей, вместе с Руфиной Бакаровой  - бывшей помощницей прокурора одного из районов Чечни. Я часто встречался в Москве с Бесланом, который делал нам репортажи.
Хочу сказать, и в этом цель моего письма, что люди моего поколения - «дети перестройки», те, кто ходил в школу в 1985-1995 годах, воспитаны на Чечне. Я так часто видел ее по телевидению, впечатление от войны, которая идет рядом с тобой было настолько нереальным, что это оказало большое воздействие на меня: возможно, поэтому, я попал работать на  программу «Жди меня», при этом участь на этнолога и защищая диплом на тему кровавой точки начала 1990-ых - Таджикистана, работал у Лидии Графовой, в «Форуме переселенческих организаций» и стажировался в УВКБ ООН, а затем, придя работать в такое удивительное место как Киношкола, первой из своих экспедиций, осуществил экспедицию на Кавказ.
Я хотел сказать Вам, что самым сложным вопросом, который я задал своим детям после экспедиции в Нальчик был «К какой культуре вы себя причисляете?» Это было поразительно, но я не получил ни одного  внятного ответа кроме бреда про православие, водку, гармошку, матрешку… У наших детей тотально атрофировано чувство национального самоопределения и национальной ответственности также. Даже в 15-16 лет нет отождествления себя с тем, что происходит в стране.Для наших детей было событием, что для чеченских ребят такого вопроса просто не стоит. «Нохчийн со!» - «Я - чеченец!» - говорил нам каждый без минуты раздумья и каждый мог рассказать про веру, традиции, то, что дает им основания называться чеченцем.
Мы - в сложной ситуации: для 15-летних парней и девушек вопрос, что значит быть русским стал невозможным по сложности! Самое главное - таким же он стал и для педагогов. Только сегодня ночью, думая о Чечне, я понял, как я могу ответить своим детям на этот вопрос.
Когда я вижу, как мы отрезаем себе путь на диалог с югом, через бессмысленные паспорта и нацистские регистрации, смотря в какие глубины прошлого мы загоняем себя по сравнению с ушедшей далеко вперед Прибалтикой и Европейским Союзом. Я понимаю, насколько большой и трудный путь придется пройти моему народу, чтобы можно было гордиться настоящим своей страны. Но теперь я знаю, что я могу сказать детям, когда они спросят меня, что значит быть русским? Это трудный путь из самообмана в тяжелый труд, где на руках останется только самое главное, несгораемое, что у нас есть: русская культура. Все остальное - суета! США с ужасом увидели себя в зеркале вьетнамской войны, надеюсь, что России таким лекарством от самообмана станет Чечня.

С уважением, Семёнов Виталий