Байконур. Глава 9

Леонид Николаевич Маслов
     На фото участники самодеятельности части. Слева направо: В. Макушин, Л. Маслов, В. Мартемьянов (с сумкой), Г. Дядьков, П. Бутенко, В. Чечушков. (1967 г.)


     Глава 9

     В середине июля меня снова неожиданно вызвали в каптёрку. Здесь кроме сержанта Сысоева  я увидел высокого белокурого младшего сержанта по фамилии Мартемьянов. Он руководил художественной самодеятельностью в клубе.
     — Я слышал, вы неплохо играете на гитаре, а в ансамбле не приходилось играть? — спросил он у меня.
     — Немного играл... В школе.
     — Очень хорошо. Хочу пригласить вас на прослушивание, мы думаем возобновить работу эстрадного оркестра, и нам нужен гитарист. Приходите после ужина.
   
     Я еле дождался вечера и как только выдалось свободное время, отправился в клуб.  Здание было типовым, современным, из стекла и бетона и походило на стандартный городской дом культуры. Такие же и фойе, и зрительный зал, и комнаты для репетиций. На втором этаже располагались кабинеты директора клуба, руководителя художественной самодеятельности и руководителя духового оркестра. Здесь же находилась бильярдная комната.

     Мартемьянов находился в своём кабинете и на баяне подбирал какую-то мелодию с нот, лежащих на пюпитре. Когда я вошёл, он отложил баян и предложил:
     — Давайте познакомимся. Как вас зовут?
     Я назвал своё имя.
     — А меня — Валерий. Как у вас с нотной грамотой?
     — В пределах школьной программы, — честно ответил я.
     — На гитаре по цифровке играли или на слух?
     — На слух.
     — Ну, хорошо, сейчас мы пройдём в репетиционный зал, там есть гитара, и попробуем что-нибудь сыграть. Не возражаете, если будем на «ты»?
     Естественно, я не возражал.

     Недостатка в инструментах, как я заметил, в комнате для репетиций не было — здесь находился его полный комплект.
     Мартемьянов взял баян, а мне дал гитару и мы, выбрав для пробной игры народную мелодию «Ой, цветёт калина»,  начали играть. Получилось несогласованно.
     — Леонид, держи аккомпанемент в ля-миноре. И от него пляшем.

     Не сразу, но мелодию мы сыграли. Здесь впервые я услышал от Валерия характерные музыкальные термины и выражения, бытующие, обычно, в среде опытных музыкантов (темп, синкопа, доминанта, субдоминанта и другие). Игра моя ему, похоже, не совсем понравилась. Виртуозом я не был, это понятно. Когда мы вернулись к нему в кабинет, он сказал:
     — Музыкальный слух у тебя есть —  чувствуешь ритм. Я тебе напишу цифровку, постарайся выучить. Постепенно нужно будет перейти на шестиструнку, как бы трудно это не было. В общем, в ансамбль я тебя беру.
     В казарму я возвращался окрылённый первым успехом: я буду играть в армейском ансамбле!

     *****

     Почти все вечера пропадал я в клубе. На одних песнях сделать хороший концерт трудно, поэтому Мартемьянов прилично обрадовался, когда я сказал ему, что в нашем призыве есть парень — Валентин Филатов — умеющий неплохо танцевать. Филатов призвался из Экибастуза, до армии участвовал в художественной самодеятельности, был очень подвижным парнем. Кстати, Валентин тоже относился к связистам, только изучал телефонный коммутатор — стал потом телефонистом. Валёк, как мы его называли, упрашивать себя долго не заставил и когда появился в клубе, мы поняли: концерт получится интересным!

     Забегая немного вперёд, скажу, что небольшой концерт мы дали в день принятия присяги. Получилось, как и думали — под бурные аплодисменты зала. За концерт всем участникам самодеятельности командование части объявило благодарности. Это было моё первое поощрение в армии.

     *****

     Многие ребята в свободное время читали книги. Мне первое время чтение в голову особо не шло, отвлекался какими-то другими делами. Но однажды увидел у Жоры толстую потёртую книгу, которую он читал при любой свободной минуте. Я заинтересовался и когда он дал мне её почитать, то я не мог потом оторваться, пока полностью не прочёл. Написал книгу американский писатель Ирвин Шоу о молодых солдатах-соотечественниках,  принимавших участие во второй мировой войне 1939-1945 годов и называлась она «Молодые львы». Следующей книгой, которую я безотрывно читал, был новый роман Вадима Кожевникова «Щит и меч».

     В казарме, в том углу, где стоял телевизор (это место называлось «красным уголком»), на длинном столе всегда лежали подшивки газет и журналов. Среди них — «Известия», «Комсомольская правда», «Красная Звезда» и журналы «Молодая гвардия», «Новый мир», «Современник». Периодику читали немногие, я же так пристрастился, что с нетерпением ожидал, когда дневальный принесёт свежие номера. Эта добрая привычка потом сохранилась на долгое время.

     *****

     Продолжение в главе 10: http://www.proza.ru/2010/01/16/158