Работа плотника

Владимир Горев
          Работа плотника начинается с чертежей,их внимательного изучения,надо же знать,что будешь строить.Было,говорят,время,когда в»сговоре»(тогда это слово не имело криминального оттенка)писалось, например:»А длины по Встоку,стрик на Полуношник(это один румб к Северу,для сухопутных - 11 градусов 15 минут)-двенадесят сажён,впоперек-осемь.А окны рубить на шестом венци числом четыре на Всток,а кончить те окны на десятом венци,да ещё дви окны на Солнце,и кончить то же,да волоковое на Запад,да волоковое на Полуношник.Под двускатную кровлю,тесом же.А высотою рубить,как мера и краса скажут…»
             Теперь выдают чертёжи с точными(не всегда)и подробными(тоже не каждый раз)размерами,но зато сделанными на компьютере Автокадом и с красивым панорамным общим видом в цвете,просто загляденье, навалом и красы,и меры.   
          Рассмотрим чертежи,вынесем на место,компасом определимся по стороном света,разметим,забьём колышки по осям,заодно подправим проектировщика(они теперь,к сожалению,очень редко»выезжают на местность»)и,с Богом! О фундаменте говорить не будем,сделают согласно осей,да и ладно.Заказчику:хозяин,давай  за лесом для постройки.
         Прежде дерево подбиралось в лесу старшим плотником (бригадиром, что ли):для этого специально ездили в лес летом,замечали(затёсывали)сосны,а рубили только зимой, тогда в дереве меньше влаги и больше смолы – дольше простоит постройка.Вывозили из лесу тоже зимой,сразу после рубки,по бревну из чащи,конным волоком,потом повозкой на телеге,сейчас - машиной.
         Сплавляли по рекам только лес»низкого сорту», »поваленный»летом,его требовалось сушить хотя бы год, но, знатоки говорили,что зимний всё равно лучше.Сейчас это почти не имеет смысла:лес специально обрабатывается,но козырнуть, блеснуть знаниями,при случае,Вы теперь сможете. 
          Лес(брёвна)лежали до поры,пока не станет тепло: замерзший плотник точно,как надо,не вырубит,да и дерево ещё  немного подсохнет. Сейчас,как правило,рубят из калиброванного леса,это проще,но однообразней.А когда Ваш покорный слуга,всерьёз держался за топор и даже зарабатывал этим деньги,брёвна тщательно,иногда по нескольку раз,перебирались и перекладывались:это делалось без ворчни:вот,опять этот ворох ворочать.Заодно лес тут и шкурили.
      Правильно рассортированный штабель позволял сразу брать нужные брёвна по очереди,не перебирая и не разворачивая их,в процессе  работ по срубу,когда это делать просто некогда.Лес был не калиброван,т.е.не был везде одинаковой толщины,его укладывали(прирубали)в одной стене,то тонким концом(вершиной)то толстым концом (комлем),а в результате получившаяся пара венецов оказывалась горизонтальной.
        К сожалению цилиндрическая калибровка, значительно облегчая работу плотников,облегчает и «работу»сил разрушаюших(гниения и насекомых,которые захотят поселится вместе с Вами),т.к. снимается наиболее плотный слой древесины,лежащий под корой.Но,обещают,что химическая обработка даёт необходимый защитный эффект и даже дают гарантии.Что же,через пару сотен лет придём и проверим…
       Обычно клеть сруба по венцам рубят не на фундаменте,а где-нибудь в сторонке. Выставляют»в горизонталь» четыре камня по углам(камней можно и больше).Первый венец делают очень тщательно:по нему всё дальше пойдет.Разметка брёвен особая статья. Размечать бревно,накладывать шаблоны,молодым,по первости, не доверяют: »Размечать, де, будешь когда клети две срубишь».На самом деле это происходит быстрее.
      Каждый рубит своим,и только своим,топором.Топор как продолжение руки:он делается каждым для себя,а если топорище покупное,всё равно подделывается мастером под свою руку.Откуда машина,фрезерующая на потоке эти изделия, знает,под каким углом у меня идёт удар,какой длины у меня руки,да и вообще:левша я или правша?И заклинка топора(закрепление его на рукоятке-топорище) крайне важна:слетит  топор,да не дай Господи,кого заденет!
       О топорах отдельно:топор для рубки леса делается больше и тяжелее:топорище у него такой длины,чтобы держать его рукой,когда у сапога на земле стоит,это около 75-90 см,по росту лесоруба,плотницкий топор легче,но заточен «в бритву»,да и топорище здорово короче:50-55 см,чтобы, наверху сруба сидя,ловко было перекидывать его из руки в руку.
       От тяжелого топора только рука больше устанет:глубина проникновения в дерево зависит не от веса топора,а от силы удара,и остроты лезвия.И ещё:лезвие должно быть прямым – топором с полукруглым лезвием только «шкурят» лес, очищают его от коры.Ну,вот,разметили лесину,начали рубить:в руках топор,в глазах чертёж,на уме свободно, вспомним,с чего  началось…
         Мой дядя,Михаил Алексеевич,пришёл с войны без правой руки. Сыновей у него не было,только дочки.А всего их  было до войны четверо братьев(кто дожил до взрослого) и сестра.На войну ушли все… После войны осталось двое братьев:младший брат (мой отец) работал на Севере на шахте,старший – дядя Миша остался в деревне,в родовом гнезде.
         Какой работник из однорукого человека в деревне!Но он научился не только писать левой рукой(причём каллиграфически):одной рукой он делал почти все работы в доме,на поле и в огороде.Даже косил ручной косой,несколько переделав её под себя.И,представьте,плотничал и столярил:  сделанные им игрушки до сих пор хранят его дочери.
         Помню,что на собраниях его почти всегда выбирали председателем,потому,что он единственный имел высшее (военное)образование и мог правильно оформить бумаги и пр.Только ему доверяли мужики сбор многочисленных послевоенных поборов,которые тогда на деревню сыпались дождём.Он очень любил прививать на яблони(сад был ещё довоенным,наверное,даже дореволюционным и великолепно им соблюдался)всякие новые сорта,но не помню,чтобы что-то получалось из этого.
        Каждый год отец отправлял нас с братом в деревню на всё лето,оздоровиться,после северной зимы.Жить городским маленьким мальчикам в чужой,пусть даже родной семье,не очень весёлое занятие.Да и порядки в деревенском укладе другие, более суровые,чем в городе…Но именно от дяди Миши, получили мы первые уроки столярного и плотницкого мастерства,на стареньком верстаке,еще нашего деда Алексея Яковлевича,пропавшего после войны в лагерях...
           К чему я это вспомнил?Дело в том,что мастерство плотника,как уже известно нам,начинается с создания собственного инструмента. Так вот,первую свою рукоятку-топорище для своего топора,я изготовил именно под его,дядькиным, началом.Топор - основа плотницкого дела.Но  не сильно верьте легендам, что»это здание(церкви в Кижах, например) созданы одним топором»,нет,русский плотник совсем не был примитивным,он и простым-то не был.
         Как человек смекалистый и думающий,он изобрёл столько инструментов и приспособлений,сколько ему требовалось.Но давать»в пользование»не любил и не давал, потому что весь инструмент был индивидуален,сделан им и под его руку.А были у него и пилы,и буравы,и тесло,и скобели,и…да зачем это перечислять – у него было всё необходимое,а иногда и лишнее,особо им приспособленное для особых работ.
       Проходим по всей длине топориком, тешем, сплошной паз,для прилегания к нижнему бревну…Это скоро сказывается,а по протеске ещё надо пройти теслом,полукруг оформить (Господь,почему-то брёвна круглыми создал…). Точность повторения линий нижнего бревна,это один из главных показателей мастерства плотника.
        Но,если будет не очень точно,тоже не беда.Есть поговорка:»Кабы не клин,да не мох,то бы плотник сдох». Самое главное для плотника:прирубка поперечного бревна в венце, оформление углов.Таких вариантов врубки дерева в дерево много:в обло(круглое)с остатком,в лапу,в лапу с остатком,в лапу с замком,в шип и т.д.Само сложное соединение - в крюк:это уже высший пилотаж.Готово,пока разговоры да воспоминания,угол я уже оформил, срубил,по чертежу,в обло с остатком(под старину наш архитектор работает),как в старинной русской избе.
       Каждый угол  в клети сруба,снизу доверху,рубит один и тот же человек.И если есть огрехи,их сразу видно и валить не на кого.Так сказать,визуальный контроль качества и персональная ответственность в одном флаконе. Так,есть, состыковался с напарником(он соседний угол рубит): порядок, уложили бревно»насухо»,пока без нагелей и мха-прокладки. Покурим,пока на противоположной стене тоже закончат.Ура,ещё один венец срубили.
         Теперь,вчетвером,закатываем на готовый две новые лесины. Размечаем,глядим,вчерне,где поднять,где убавить и опять по своим углам.Вот так,вершина к комлю,комель к вершине и растёт клеть сруба.Обычно,сруб  высотой 3-3,5 метра,рубят из нескольких(по высоте)клетей,каждая высотой не более 1 метра:зачем высоко брёвна поднимать.  Под окна-двери просто оставляем небольшие проёмы,так сруб прочнее при сборке.
      Вообще-то на Руси раньше,каждый мужик умел что-то по мелочи срубить-сделать,но,когда строили жилой дом,а паче того церковь-храм Божий,непременно приглашали профессионалов-мастеров.Великий знаток деревенского русского быта Василий Иванович Белов в книге »Плотницкие рассказы»,говорит,что раньше плотников»…и летом мясом кормили…». Уважали, значит.   
       Кстати,дом от избы,по старинной «терминологии», отличался тем,что стоял на подвальном этаже-подклете(чаще тоже рубленом),а изба ставилась на камни,положенные прямо на землю.Пока мы рубили сруб,нанятые хозяином узбеки(они,кстати,очень здорово и быстро умеют землю копать своими кетменями - поперечными лопатами)залили, по нашей разметке, бетонный ленточный фундамент.
        После долгих теоретических разговоров(где заказчик рассуждал,не выждать ли год,пока фундамент окрепнет,сруб осядет и др.и пр.),убедили,что бетон уже за первые 28 дней набирает 90% прочности, остальные 10% - в течение всей жизни,и поскольку сруб из сухого леса,значит,надо сейчас собирать.Дом заканчивать под крышу,а по весне,после второй осадки сруба,проконопатить ещё раз(после доброй конопатки дом на 5-8см»подрастает»).
        Разошлись на ночь,пусть он до утра подумает,с женой посоветуется:хочет ли,до снега в новом доме пожить,запах свежей стружки вдохнуть,или отложит до следующего лета.И мы пошли к себе,ночевать. Посидели, выпили, поговорили, решили,если не согласится в этом году дом под крышу ставить,то до снега,где-нибудь ещё успеем баньку срубить, если лес тот заказчик  уже заготовил.
      С утра заказчик рано приехал,нас разбудил: ставим, говорит,под крышу.Вот и хорошо!Осмотрели срубы,где что было – доделали.Класть решили на двойном льняном очесе -  нетканом полотне,Это удобно и надолго,не зря в Древнем Египте мумии в льняное полотно заворачивали – на века!
       До обеда выложили нижний венец,закрепили болтами-анкерами к фундаменту.Приехала,на своей машине, хозяйка, накрыла стол:ведь городская,а знает откуда-то,что на первый венец подносят мастерам.Хозяин-муж покосился,но выпил с нами.Стоять дому крепко!
        На другой день заказчик привёз рулоны льняной прокладки-конопатки,начали класть венцы.Каждый правим,по двум отвесам:вертикаль смотрим с каждой стороны,затем сверлим и крепим к уже положенным венцам нагелями из арматурного прута.Сборка готового сруба, наверное,самое весёлое дело в плотницкой работе, воистину, растет не по дням,а по часам.
         Собрали,покрыли временно плёнкой:вдруг дождь,теперь это не клети-заготовки,теперь это ИЗДЕЛИЕ. Осталось: перекрыть сруб по полу и потолку, поставить стропила,консоли на балкон продеть, обрешётка, там,обшивка под финскую модную кровлю,окна-двери прорезать»в размер»,рамы покупные вставить, крыльцо и балкон по чертежу архитектора сладить.
       Но, главное,дом уже стоит.А отделка,это уже проще,под нашей крышей любую сделают.
13.01.2010. Старый Новый Год.