Почему они едут в Германию, а не Израиль?

Матвеев Владимир Иванович
Серьезные "многослойные" проблемы в Израиле в самой еврейской среде вызывают рост настроений и "русскую" еврейскую иммиграцию в Германию

Встречи ученого В.И. Матвеева со многими евреями возле Посольства Германии в Киеве и других еврейских центрах и организациях иллюстрируют мотивацию их иммиграции в Германию, а не Израиль, несмотря на опасения и чувства, связанные с трагедией Холокоста. Так, все ли так хорошо в современном Израиле для самих евреев?

Билинсон Семен Шаевич (69 лет), галахический еврей, иммигрировал два года тому назад в Германию по еврейской эмиграции с женой Раисой Григорьевной (63 года), неееврейкой. Родился и жил до эмиграции в Житомире, где проработал до выхода на пенсию рабочим на литейном производстве. "В Израиль не эмигрировали, потому что у меня жена русская, и мне сказали, что мы там не будем жить хорошо", - сказал Билингсон. "Живем вместе с женой в земле Юстернберг, Штутгарт. Я посещаю синагогу. Я доволен в Германии всем. Недавно нам предоставили двухкомнатную квартиру", - сказал Семен. "Большую роль в выборе страны эмиграции сыграла социальная помощь, предоставляемая по еврейской эмиграции в Германии. В Германии я почувствовал себя человеком", - сказал Билингсон. Семен приехал в Украину, чтобы пригласить на ПМЖ в Германию своего сына Ивана (18 лет), который работает в Житомире сварщиком. "Я очень хочу эмигрировать в Германию, поскольку не вижу перспектив хорошей жизни в Украине. К тому же там живет мой отец и предоставляется достойная социальная помощь", - сказал Иван.

Многие потенциальные эмигранты в Германию стесняются говорить открыто. Так, Фаина, пенсионерка из Киева, сказала, что хочет воссоединиться в Германии со своей дочерью. "Привлекает то, что Германия предоставляет еврейским эмигрантам хорошую социальную помощь", - сказала Фаина.

Александр, еврей из Киева (примерно 50-55 лет) и его неееврейская жена собираются эмигрировать в Германию. "Я уже был в Израиле. Мне там нечего делать с моей женой. В Украине в ближайшее время перспектив для себя я не вижу. Германия более цивилизованная страна, чем Израиль. Меня очень привлекает хорошая социальная помощь, предоставляемая в Германии", - сказал Александр.

Еврейка из Кривого Рога Елена (24 года) собирается эмигрировать в Германию вместе со своим мужем-украинцем. Елена работает уборщицей. "По сравнению с Израилем, в Германии меня очень привлекает предоставляемая социальная помощь и жилье", - сказала Елена.

Алексей Ильющенко, украинец (30 лет), харьковчанин. Собирается эмигрировать в Германию со своей женой-еврейкой Александрой (в девичестве – Гехтман) по еврейской эмиграции. Александра работает сотрудницей еврейского Хеседа в Харькове. "В Израиль отказались эмигрировать из-за боязни терактов", - сказал Алексей.

Супружеская пара Мусориных из Львова приехала в посольство Германии в Киеве забирать визы. Оба – галахические евреи. Будут жить в земле Гессен. Прадедушка Брониславы Мусориной (девичья фамилия Каплун) (53 года) был хасидским раввином в Каменец-Подольске. Бронислава – безработная, а Михаил (57 лет) работает в коммерческой фирме.

"Решили эмигрировать в Германию, поскольку наша дочь, которая живет уже несколько лет в Израиле, сообщила нам о плохом отношении местных жителей к эмигрантам из бывшего советского союза", - рассказала Бронислава.

"Эмигрирую в Германию потому, что там хорошая социальная помощь. В Украине плохое экономическое положение. Немалую роль в выборе страны сыграло и то, что к нам формально, бюрократически отнеслись в некоторых еврейских, израильских организациях Львова", - сказал Михаил. "Насколько мне известно, в Израиле не только к нашей дочери относятся плохо, а и к большинству "русских евреев", - добавил Михаил.

София и Александр Топорковы приехали в посольство Германии из Чернигова. София, еврейка по маме (62 года), работала в черниговском магазине продавцом. Ее муж Александр (61 год) – русский - работал несколько лет "нелегалом" в Израиле. "Мы - малообеспеченная семья, и меня очень привлекает предоставляемая в Германии социальная помощь и жилье. К тому же, у меня плохое здоровье, и я боюсь, что не выдержу климата Израиля", - сказала София Топоркова. "В Израиле существуют проблемы с жильем", - добавил Александр, конфединциально добавив, что ему далеко не понравилось отношение многих местных израильтян и ортодоксов к "русским евреям".

Киев, 2004 г.

NB:

IZRUS information dated 14.01.2010


http://izrus.co.il/obshina/article/2010-01-14/8155.htmlИзраилю угрожает русская ассимиляция

эксклюзив14.01.2010 12:45 
Если не произойдет массового "гиюра" неевреев из бывшего СССР, или, по крайней мере, не будет облегчена ныне существующая процедура обращения в иудаизм, эксперты Института демократии предвещают конец еврейской нации в Израиле уже через 30 лет.
ТЕГИ: "РУССКИЕ ПРОБЛЕМЫ", ГИЮР, ИУДАИЗМ, КЕДМИ ЯКОВ, ОПРОСЫ-ОБЩИНА

13 января в Израильском институте демократии в Иерусалиме состоялся круглый стол, посвященный 20-летию "Большой алии" из бывшего Союза. На нем были представлены результаты опроса, проведенного в августе 2009-го сотрудниками этого института Михаилом Филипповым, Анной Кнафельман и Ашером Арианом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс интеграции репатриантов 90-х сопровождался многочисленными проблемами и пока далек от завершения. Согласно опросу, больше всего не довольны своим положением в Израиле репатрианты в возрасте от 31 до 40 лет, приехавшие сюда по окончании среднего образования в странах исхода и не сумевшие реализовать свой потенциал. Большинство уезжающих из Израиля за рубеж относятся к этой же категории. Около 50% респондентов из данной группы сообщили, что не видят своего будущего и будущего своих детей в Израиле. Составители опроса отметили, что за последние 20 лет из Израиля уехали 90.000 репатриантов "Большой алии", причем большинство из них – молодежь.

Опрос также подтвердил, что в израильском обществе прижились стереотипы, касающиеся выходцев из бывшего СССР: это – образованная алия, считает большинство респондентов из числа уроженцев страны, но она принесла в Израиль преступность и массу неевреев.

По мнению экс-главы "Натива" Якова Кедми, одной из основных проблем "Большой алии" стал тот факт, что Израиль не оправдал их надежд и чаяний, главным образом, в сфере образования и трудоустройства. Кедми считает, что при таком массовом потоке иммигрантов у правительства не было иного выбора, как идти путем т.н. прямой абсорбции, то есть – позволить репатриантом с первого дня в стране самостоятельно устраивать свою жизнь, не заботясь о предоставлении им жилья или квалифицированных языковых курсов. Но, по мнению Кедми, даже в условиях "прямой абсорбции" госучреждения не должны были полностью снимать с себя ответственность за судьбу репатриантов, а именно это произошло на практике.
Вице-президент Института демократии профессор Ядидья Штерн, специалист по изучению Израиля, как еврейского государства, представил неутешительные прогнозы на ближайшие десятилетия. По его оценке, через 30 лет Израиль столкнется с очень серьезной проблемой, когда значительная часть населения будет подпадать под категорию неевреев по галахе. Тогда актуальным станет вопрос: один ли это народ – израильтяне и "русские"? Штерн представил данные, согласно которым в настоящее время треть миллиона человек считаются неевреями по галахе, и ежегодно их число увеличивается в среднем на 12000. При этом всего полторы тысячи неевреев из стран СНГ ежегодно проходят "гиюр". Спустя лишь одно поколение, по словам профессора, число галахических неевреев достигнет в Израиле миллиона человек, и если все они будут, за неимением иного выбора, де-факто признаны евреями, это приведет к прерыванию "галахической цепочки" еврейского народа. По мнению Штерна, в будущем у Израиля не будет иного выхода, кроме как отделить религию от государства, поскольку, если этого не произойдет, еврейский народ здесь ждет ассимиляция. Решение назревающей проблемы профессор видит во введении более либеральной процедуры прохождения гиюра. "Галаха это позволяет и даже поощряет", - отметил он. Президент Института демократии доктор Арие Кармон поддержал данный тезис и пошел еще дальше: "Я вообще за то, чтобы собрать на стадионе 70.000 репатриантов и массово обратить их в иудаизм, как во времена Авраама".

Профессор Штерн добавил, что проблема "гиюра", видимо, еще не настолько важна самим "русским", поскольку их представители в политике не предпринимают активных действий в этом направлении. Депутат Кнессета Марина Солодкина парировала, что при любой попытке предпринять хоть какой-то шаг, "русские" депутаты не получают никакой поддержки от ивритоязычных коллег.

На это Яков Кедми заметил, что большая часть галахических неевреев ощущает себя не меньшими евреями и израильтянами, чем их галахические соплеменники, и вряд ли что-то может сподвигнуть их на прохождение унизительной процедуры "гиюра".

В ходе обсуждения была также затронута тема преступности в среде репатриантов. По данным за 2007-2008 годы, представленным русскоязычным пресс-секретарем полиции Алексом Кагальским, процент преступников-репатриантов фактически не превышал процент преступников из числа коренных израильтян, но ажиотаж вокруг "русской" преступности раздувался средствами массовой информации из-за существующих стереотипов.

Кроме упомянутых ораторов, в дискуссии приняли участие ответственный за образовательные программы для русскоязычной диаспоры при Еврейском агентстве Сохнут доктор Михаил Едовицкий, русскоязычный пресс-секретарь Сохнута Алекс Сельский, сотрудница государственной радиостанции "Решет Бэт" Наталья Каневская, журналистка Нино Абесадзе, а также представительница правозащитной организации "Шатиль" Инда Криксунова и активистка молодежного движения "Ха-ноар ха-ломед ве ха-овед" Хагит Шварцман.