Вспоминая Италию. РИМ

Дина Иванова 2
ВСПОМИНАЯ ИТАЛИЮ.  РИМ.

Самое интересное, что в  Италию я попала почти случайно.
Группа белорусских и узбекских молодых рабочих была приглашена в Аргентину.
Планировались встречи и теледебаты: «Знаем ли мы друг друга».
«Взрослые» были что-то вроде группы поддержки. В Москве, объединившись в одну команду, узнаём, что Аргентина «передумала». Деньги были уже задействованы, транзитная виза открыта через Рим. «Моральный ущерб» нам компенсировали трёхнедельным пребыванием в Италии.

В самолете ещё не верилось, что это не сказка. В тоже время охватывало волнение. Разношёрстная группа была слабо подготовлена к такой поездке.
Однако всё сложилось как нельзя лучше.

РИМ.

Если Париж- это праздник, то Рим - это мудрость и красота.
Скорее всего, это ощущение возникает от самого определения - ВЕЧНЫЙ ГОРОД.
Рим среди важнейших городов Италии всегда занимал особое положение. Именно здесь сохранила свою силу  и красоту античная традиция.
«Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу и уже на всю жизнь» - отмечал
Н.В.Гоголь.

Поначалу трудно было нашим ребятам. Подзабыта история древнего Рима,
мало о чём напоминали имена великих. Хотелось просто лёгкой прогулки. Составляя планы экскурсий, исходили из возможностей и пожеланий нашей молодёжи.
На первый же вопрос кто, что помнит о Риме, все очень дружно ответили - КОЛИЗЕЙ!
Начало положено.

Главная площадь древнего города - Римский Форум, расположена у подножья массива Палатин. Внимание холм привлекает, прежде всего, своей окраской. Глаз улавливает необычное сочетание цветов. Здесь слоями переплетаются ярко зелёный цвет итальянской сосны – пинии и бурые оттенки потемневших античных руин. Развалины дворцов прекрасны своей суровой и величественной красотой. Нужно только чуточку абстрагироваться от лёгкой запущенности  и гула толпы…
Колизей хрестоматийно знаком как лучший античный памятник Рима. Главное-то в том, что, глядя на него, появляется ощущение - вот она живая история. Нам уж не мешают ни толпы туристов, ни ажиотаж вокруг сувенирных лавок. Загораются глаза и оживают лица у ребят.
Их охватывает желание увидеть и узнать больше. Без устали ищем ответы на постоянно возникающие вопросы: где мы, что это, кто мы?       Потихоньку Рим разрешает себя не только познавать, но и чувствовать.

Первая вечерняя прогулка.
Мы жили на окраине города. Рабочий Рим засыпает рано.
Тихо проходим мимо старинного монастыря Сан Лоренца. Тишина и резкий запах цветов
Останавливаемся. Под тентами стоят большие кувшины с живыми цветами. Розы, гвоздики, лилии, орхидеи. Мимо проходят две молодые монашенки. Заметив наше удивление и вырвавшейся вопрос, смущённо объяснили - продавцы оставляют здесь на улице свой не проданный товар.

Вот так, буднично постигаем вечные житейские ценности…

Днём, перейдя на правый берег Тибра, осматриваем площадь и собор св.Петра. И здесь толпы паломников и туристов. Звучит речь, наверное, на всех языках мира.
Обходим собор, читаем объявления. Дощечки на исповедальнях сообщают, что грехи будут отпускаться на английском, французском, шведском, немецком, испанском языках. На русском не отпускают.
Лёгкий смешок. Либо мы безгрешные, либо так и поедем со своими грехами домой.

Путь держим в Ватиканский музей
Это огромный и какой-то странный, хаотичный музей. Создаётся впечатление, что экспозиция создавалась стихийно. Работы великих мастеров и рядом совсем неинтересные, сырые вещи.
Сберегая свои силы, переходим в ту часть дворца, где находятся Сикстинская капелла и станцы Рафаэля.
Что испытываешь, глядя на эти божественные творения? Восторг - безусловно. Но потрясает и то, что в канонических сюжетах и образах, созданных  великими мастерами, нет ничего отвлечённого или мистического. Разные по тематике и исполнению, они звучат как гимн человеку, его величию и духовному началу.

Настоящее потрясение у всех нас вызвали скульптурные работы Микеланджело.
Первой была «Пьета». Это ещё в соборе св. Петра. В этой композиции трагические чувства матери выражены без всякой аффектации, но глубина её скорби пронизывает сердце.
Стоим молча, нас объединяют одинаковые мысли о силе материнской любви, невосполнимости её утраты.
В небольшой церкви Сан Пьетро ин Винколи выставлена прославленная скульптура- «Моисей».
Статуя Моисея передаёт его внутреннее состояние. Это образ стоика и героя. Нам сказали, что это любимая работа самого МАСТЕРА.
Микеланджело никогда не подписывал свои творения. А здесь, в складках бороды Моисея, он высекает свой профиль. Не очень искушённые в оценках ребята, улавливают мятежный дух борца, силу его гнева. А гнев Моисея, как известно, был вызван тем, что в период его отсутствия народ выбрал нового идола - золотого тельца и теперь преклоняется ему.
Молодёжь горячо спорит:- почему во все времена капитал так быстро отбрасывает идеалы, верность и человеческое достоинство? И хотя эмоции бьют через край, мы шаг за шагом становимся сплоченной группой.
Такова сила искусства. Нет, это не слова. Это реально ощутимая истина - красота спасёт мир. Только надо учиться её видеть и понимать.

Усталость от эмоций и впечатлений снимали вечерними, вернее ночными, прогулками.
Рим замирает в своём величии.. И только ближе к площади Навона  всё бурлит. Площадь интересна во всех отношениях. Архитектурно она воспринимается как зал под открытым небом. Здесь проводятся карнавалы и фестивали. Всю ночь туристы и местная молодежь  поют, танцуют. Факиры зазывают, ловко заглатывая острые предметы. Интригуют пожиратели огня. Площадь окружена интересными памятниками старины. Всё рассмотреть уже не хватает сил.
Присев у фонтана «Четырёх рек», просто наслаждаемся праздником жизни…

Фонтаны это своеобразная визитная карточка Рима.
Пожалуй, самый известный фонтан Треви. Вокруг него толпятся туристы. Существует своеобразный обряд. Хочешь вернуться в этот город? Брось в воды фонтана монетку. Власти города принимали самые строгие меры в борьбе с эти обычаем, защищая фонтан от повреждения. Но тщетно. Звук звенящих монет, весёлый смех здесь не стихают. Интересно было понаблюдать за местными мальчуганами, плотно сидящими по всему периметру фонтана. Они ждут, когда отойдёт одна группа и можно будет нырнуть. Через два шага поворачиваю голову и вижу, как ловко ныряют искатели монет.

В день отъезда удалось пройтись по местам своих знаменитых соотечественников. С помощью гида вспомнили имена русских художников, писателей, которые в разное время здесь проживали.
Н.В.Гоголь в Риме  завершал свою работу по редактированию «Мёртвых душ».
Жил он на Виа Систина. Это узкая, слегка таинственная и тенистая улица. Молча стоим около особняка. А вдруг выйдет…

Не очень далеко от этого дома сохранилось кафе, где часто бывал художник Александр Иванов.
Мои молодые спутники при упоминании этого имени улыбаются и почти скандируют:  Явление - Христа - Народу…
Начинает оживать память, Им хочется этим насладиться. Они горды собой.

Впереди у нас - Неаполь, Помпея, Флоренция, Венеция…
Появляется желание как-то поближе познакомиться с простыми итальянцами, уж больно они эмоциональны и симпатичны. С таким настроением и покидаем Рим.

Где-то встречала, что Гёте верил и неоднократно говорил: - «Кто хорошо видел Италию и особенно Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастным».

Может быть и поэтому так приятны эти воспоминания.