Записки тунгусского шамана

Артём Александрович Драгунов
Георгий Литвинов
Записки тунгусского шамана.
Научно-фантастическая рок-утопия в нескольких частях.

Часть Первая. Мечты о прошлом.

001.


Дембель назревал послеполуденным поносом. Вся казарма торчала в сортире, пытаясь избавиться от того, что ещё вчера называлось тушёной капустой. Кадровые были в хлам, хотя с новогодних праздников прошло уже больше месяца, а в расположении части маячил лишь начштаба Гусев, пытавшийся найти с кем посидеть за жизнь. Предчувствуя неприятности, я собрал своих и сразу после завтрака свалил с ними к гаражам, выгнал КШМ и пару станций и, заслав Неторопко в ближайший сельпо за пивом, засел с пацанами в дальнем боксе, предварительно разложив инструмент для маскировки. Гусев, зная диспозицию и тактику "партизан", быстро смекнул, что к чему и, перехватив Неторопко у дыры в заборе, конфисковал ящик, заслав за вторым.

- Товарищ лейтенант!!! - заорал Гусев, заваливаясь в бокс и еле балансируя  кривым, наспех сколоченным из дырявых фанерок ящиком с местным рижским, - не по уставу сотку празднуем, - и зычно икнув, добавил, - щас научу.
Я сдался  и, вытащив из ближайшей машины сиденье, вежливо подставил его Гусеву.
- Присаживайтесь, товарищ майор, вот решили немного технику с ребятами поизучать, - я демонстративно высыпал на бетонный пол набор ключей…
- Ага... Смазку только не того типа подобрали, - Гусев подмигнул, расплылся в улыбке. Потом поставил ящик, огляделся по сторонам, узрел небольшую лейку-воронку со следами масла, тщательно вытер её непонятно откуда взявшимся вафельным полотенцем жёлто-багрового цвета. После чего быстро откупорил почти всё пиво о борт стоящей рядом бээрдээмки, вставил поочерёдно  в каждую бутылку воронку и влил туда нечто прозрачное из громадной фляжки, которую всегда таскал с собой, и зимой и летом.
- Накрываешь ладонью вот так, - Гусев накрыл своей широченной лапой полную до макушки бутылку, - и резко вздёргивая, смешиваешь.
Мы повторили. Не у всех получилось так ловко, и бокс наполнился запахом спирта...
Я закрыл глаза и, пересиливая ужас, поднёс бутыль к губам.
- А тост, товарищ комвзвод связи? - Гусев грозно посмотрел на меня.
- Я только попробовать, сейчас скажу, - выкрутился я, отхлебнул адской смеси и выпалил, - За приказ!!!
- Другое дело!!! Тост - это обязательное дело, мы ведь не сантехники, а офицера, да ещё ЗакВО, - брякнул Гусев и, медленно раскручивая бутылку до появления в ней миниторнадо, резко опрокинул её в себя. Миниторнадо быстро устремилось в широченную пасть начальника штаба отдельного батальона.
-  ...9, 10, 11!!!!!! 11 секунд, товарищ майор! - Быков восхищённо оглядел присутствующих и протянул Гусеву толстый кусок сала, которое уже нарезал появившийся из ниоткуда Неторопко.
Неторопко - лучший прапор во всём ЗакВО. Где в этих богом забытых и проклятых местах он умудрялся доставать сало и рижское пиво - было абсолютной загадкой, но он делал это.
- Быков, ковырни музыки на средних, - отдал приказ Гусев и повторил ритуал с фляжкой и воронкой, зарядив таким образом остаток первого ящика и уже оглядываясь на второй.
Женька Быков, рыжий очкарик из Бауманки, призванный полтора года назад по недоразумению и по нему же получивший звание младший лейтенант, наверняка единственное во всём округе, полез в одну из машин и начал ковырять приёмник.
Приёмник пару раз прохрипел турецкой рекламой, армянскими мотивами и, наконец, наткнулся на выпуск новостей, - ...Михаил Сергеевич и политбюро приняли решение обратиться к азербайджанским товарищам с партийным поручением  строже отслежи.....
- Да ну их нахуй. Дальше крути, - Гусев накрыл ладонью бутылку и резко взболтнул её... – о-о-о, СТОП!!!!
Бокс наполнился Яком Йолой. Я не сильно любил его песни, да и этот жанр музыки, но поймать здесь нечто, кроме армянского, турецкого и изредка азербайджанского - было довольно трудно…
Приятная слабость залила ноги, стало уютно и тепло. Неторопко дорезал непонятно откуда надыбленные в это время года помидоры и украсил их двумя пучками местной зелени.
- Товарищ майор, - обратился к Гусеву прапор, подхватывая пиво, - Николаич. Тут в деревне Арам, ну, который сын бригадира, предлагает барашка в обмен на пару канистр с бензином. А у нас как раз канистр 20 нарисовалось после того, как мы на прошлом марше через Кубибег дорогу сократили…
- А ты чё? Не поменял ещё? - Гусев вальяжно разлёгся на сиденье, макнул помидор в рассыпанную на газете "Заря Востока" соль и зычно рявкнул: - Быков, ****ь, ну что за ***ня?  Як Ёбля, бля. Найди Пугачёву или Ротару, или двое суток ареста, бля:)))
Все дружно заржали. Быков уже хотел что-то ответить, как вдруг над самым моим ухом взревела сирена тревоги и бокс наполнился  оранжевыми проблесками.
- Что за ***ня? - напрягся Сергей, роняя бутылку прямо в смотровую яму, но тут в бокс вбежал дежурный по части и, вытаращив глазищи, пронзительно пропищал:
- Боевая тревога!!!!! Не учебная…
Гусев мгновенно протрезвел, вскочил на ноги, отряхнул остатки зелени с колен и зычно рявкнул:
- Батальон - в ружьё!!!
Через 9 часов мы уже входили маршевой колонной в Арастунакерт, а ещё через два часа взяли под охрану местный окружной резервный склад, выстрелами в воздух и расчехлением танковых стволов выбив оттуда уже шастающих там армян. В Сумгаите уже шла резня, в Степанакерте армянским добровольцам уже раздавали растасканное со складов оружие. В стране наступала жопа, и она разворачивалась всей своей массой как раз над нами…
Горбачёв что-то нудно объяснял партийным товарищам в бортовом приёмнике, а меня жутко рвало прямо в бээрдээмке. Весь марш мы с Серёгой и Быковым поочерёдно блевали рижским пивом и недозрелыми помидорами...
Так лично для меня закончился СССР. Когда спустя полгода я соскочил гражданским человеком с подножки поезда у себя на станции, немного не доезжая до Туапсе, моя страна уже жила другим временем и другими заботами…
Эти два года службы не сделали меня офицером, хотя я и таскал две маленькие звёздочки на погонах. Они  напрочь выбили из меня последние остатки институтских знаний, сломали мне два ребра, порвали сустав левой руки, научили пить полу авиационный спирт с пивом, хотя и подарили пару крепких друзей. Я вступил на свой полустанок нищим, голодным и с похмелья.

002.

Многие люди почему то всегда завидуют тем, кто живёт на курортах. И только те, кто там живут, знают, как тяжела, на самом деле, жизнь "аборигена".  Лишь три месяца в году, ну от силы четыре, туапсинские посёлки немного напоминают рай. Всё остальное время года - это полная, серая, сырая, скучная жопа.
Почти пять лет, после ярких сумгаитских приключений,  я пытался хоть как-то интегрироваться в новую страну и её сумасшедший ритм. Я торговал газировкой на пляже, переоборудовав старый отцовский "москвич 412" в передвижной аппарат по продаже газировки и варёной кукурузы, утюжил наспех сшитые моим соседом-армянином футболки, переводя на них наклейки с надписью "Адидас" и "Пума".
Был охранником тира на набережной, держал кафе-бар, пока он не сгорел во время разборки разных "крыш", короче, всячески интегрировался в мировой капитализм. И в итоге, к началу 1993 года, я оказался на проспекте Мира в столице нашей страны, с 220 долларами в кармане и запиской от дяди Саши - друга моего отца и его сослуживца.
Дядя Саша  Литвинов - был штурманом, причём единственным выжившим из всего экипажа той аннушки, которую по ошибке сбили в Анголе то ли наши спецы, то ли обучаемые ими афро-африканцы. Отец мой был командиром машины... Всё, что осталось от отца, - обгоревшие часы "Полёт" и пуговицы ангольского комбинезона...
Их и хоронили...
Мама к тому времени опять ушла к Литвинову.  Папа всегда, когда выпивал с друзьями, шутил, что мама - переходящее знамя нашего военного городка. Так уж получилось, что у меня 7 сводных братьев и сестёр и все их отцы - члены экипажа машины, на которой служил и папа…
Мама у меня была очень красивая. Она угробила все свои силы, чтобы поднять всех нас и последние годы поднимала дядю Сашу. Два года она учила его ходить, есть и пить практически заново. И хотя дядя Саша потерял  глаз, руку и полноги в той катастрофе, она заставила его стать тем же дядей Сашей, которого обожали все дети нашего городка. После чего тихо и спокойно ушла сама.
Дальше не буду......

Жорес сегодня часто пишет, что дядя Саша погиб в автокатастрофе. Это неправда. Весь гарнизон знает, что дядя Саша просто не смог пережить смерть папы, дяди Вовы Уткина - нашего второго пилота, а  потом и мамы. Пару лет спустя  после моего отъезда он, надев парадку, забрался на утёс Марфы, что в двух километрах от нашего военного городка, и просто спрыгнул на скалы под ним.
Его нашли только через три дня.  Как и в случае с папой, хоронили только пуговицы и пару личных вещей вперемешку с костями. Остальное съели крабы...

В Москву я приехал ранним  январским утром 199... года. От изобилия шоколадных батончиков и ярких, броских этикеток в палатках на фоне грязновато-серого снега  рябило в глазах. Я бродил по центру города почти до вечера и не переставал любоваться и удивляться тому богатству и роскоши, которые буквально заливали город. И это после нашего посёлка:)))  Где зарплаты пилота хватало только на оплату месячного  проездного от посёлка до лётного поля и обратно…
Дядя Саша дал мне эту записку, адрес и 200 баксов на дорогу. Он сказал, что этого хватит. Я ему всегда верил, как отцу.
Найти дом было довольно трудно, хотя он и оказался всего в сотне метров от метро "Проспект Мира".
В указанное время я всё-таки стоял у дома, который на самом деле строение, а то в свою очередь  корпус чего-то там ещё.
Я набрал указанный в записке код домофона, вошёл, пешком  поднялся на 12-й этаж и позвонил в дверь указанной квартиры, обитой дешёвым кожзаменителем. Секунд через десять за дверью зашуршало, глазок моргнул тенью, и ещё несколько секунд спустя из-за двери раздался хриплый, заспанный мужской  голос:
- Хто там?

Я бодро ответил, пытаясь вкратце описать всю ситуацию, но не успел я перейти к описанию внешности дяди Саши, как дверь открылась, и могучая волосатая рука сильно и больно втянула меня в довольно  несвеже пахнущую, я бы даже сказал - вонючую квартиру.

Высокий, здоровенный амбал в семейных трусах, носках и желтовато-белой майке системы "джентльмены удачи на пробежке", придирчиво осмотрел меня с ног  до головы и обратно, выхватил  у меня сумку,  быстро, и как показалось, натренировано, ощупал сумку, потом меня. Я, было, дёрнулся, но сильные руки показали, что шутки плохи. Я замер. Амбал вытащил у меня из внутреннего кармана дублёнки паспорт, быстро пролистал его и спокойно вернул, нагло вытащив из него 200 баксов.
- Там не понадобятся, - басом констатировал изъятие амбал.
- Где там? - переспросил я.
- Неважно, - буркнул амбал и, махнув рукой в сторону видневшейся в дверном проёме кухни, продолжил:
- Раздевайся, мой руки и марш на кухню. Позавтракай (и это в 21:30 вечера-то!!!) - всё на столе. Потом марш на балкон. Ровно через полчаса, в 22:00, за тобой приедут.
- Так может, лучше я вниз спущусь и там подожду? - робко предложил я, абсолютно не горя желанием торчать февральской ночью на балконе 12-го этажа московской двенадцатиэтажки.
- Я сказал на балконе и ровно в 22:00. Сверим часы. У меня сейчас 21:33,  - тут амбал ухватил меня за руку, глянул на мою «Электронику», хмыкнул и, указав рукой в сторону кухни, быстро вышел из коридора в соседнюю с кухней комнату...
Я скинул дублёнку, зашёл в убогую ванную комнату, умылся, побрезговав вытереться местным полотенцем, достал из сумки своё, потом сварганил быстро чайку, сел на малюсенькой кухоньке, оглядев "всё на столе".   Маленький кусок хлеба, брикет плавленого сырка и здоровый брикет масла в пластиковой маслёнке. Я довольно долго искал, чем же его намазать. С грехом пополам поужинав и переодевшись с дороги в более свежее, за три минуты до десяти вечера я накинул дублёнку и вышел на балкон. В лицо ударил свежий, морозный воздух. Рука нащупала пачку «Столичных». От первой за практически весь день затяжки закружилась голова. За балконом виднелся небольшой скверик, чуть левее него то ли склады, то ли гаражи.  Я взглянул вниз – ого-го!!!!  Высота - как с Марфиного утёса.
Внизу, перед подъездом, прошла парочка - так она с этой высоты показалась размером с муравьёв:)))
Я быстро отпрянул от балконных перил и взглянул на небо. Луны не было видно - лишь светлое пятно на абсолютно затянутом небе. Я не боюсь высоты, но когда всю жизнь живёшь в полуподвале - 12-й этаж вызывает лёгкий мандраж.
Я глянул на часы - 22:00. Потом подошёл к перилам, чтобы посмотреть вниз. Амбал сказал, что за мной приедут. Я наклонился в попытке увидеть машину, но подъезда не было видно. Инстинктивно я вытянул руку вперёд. Она наткнулась на что-то твёрдое. Металл. Не может быть:)))) Я попытался протянуть дальше руку - но она чётко упиралась в нечто холодное и железное.
Я опешил, отступил к стене и тут взял и бросил вперёд окурок. Он перелетел через перила, стукнулся о нечто за балконом и спокойно отскочил назад, прямо мне под ноги. Было реальное ощущение, что прямо за балконом торчит невидимая стена. Я судорожно осмотрелся, и рука потянулась к стоящей в углу балкона бутылке.
- Ну, ты, ****ь, ещё бутылку в меня кинь, - вдруг раздалось негромко за балконом.
Я поднял глаза и охуел. Прямо за балконом висела машина. Вернее, не машина, а похожая на машину, но более обтекаемая, посудина, без колёс и с открытой вверх дверцей.  Немного напоминала машину профессора из третьей серии "Назад в будущее". Посудина висела на уровне перил балкона, а из открытого проёма высовывалась небритая физиономия амбала, одетого в спортивный костюм.
- Ну, долго ещё ждать? Давай залезай, - амбал кивнул на видневшееся заднее сиденье в посудине.
Я попятился, жопой приоткрыл дверь в кухню и резко обернулся. Посередине кухни стоял этот же амбал, но по-прежнему лишь в трусах и майке. Неприятная слабость налилась в ноги. Так бывает часто во сне - ты бежишь от кого-то, а бег всё медленней и в конце ты понимаешь, что стоишь на месте и тебе ****ец, и тут ты просыпаешься… Я постарался проснуться, но реальность была реальнее, чем никогда. Полуголый амбал схватил меня за плечи, развернул, подхватил под жопу своей волосатой граблей и приговаривая: - Это мой брат близнец, Коля, - закинул меня через перила прямо в проём дверцы посудины. У меня всё сжалось внутри, и я уже сгруппировался лететь все 12 этажей, но вместо этого плюхнулся на довольно мягкое и тёплое сиденье. Посудина мерно покачивалась прямо в воздухе, немного напоминая покачивания резиновой лодки на спокойном озере в момент подсечки щуки.
Амбал в трусах пожал руку Коле и, захлопнув дверцу, легко помахал рукой за, вполне похожим на автомобильное, стеклом.
- Бывай, - сказал Коля своему брату и, по видимому, нажав на газ или что-то ещё, повернул руль и медленно отчалил от балкона. Я вжался в сиденье и почти полчаса сидел, не дыша, наблюдая сквозь стекло набор высоты и уплывающую и стремительно уменьшающуюся в размерах  Москву.
- Куда это мы... эээ...   едем... – вырвалось, наконец, у меня.
- Сначала в Питер, потом в Череповец, потом в Саратов. Заберём там пассажиров и назад в Тунгусск.
- В Ту… чего? - переспросил я, в своё время - отличник и великолепный знаток географии.
- В Тунгусск, - весело бросил мне Коля, оборачиваясь и улыбаясь во всю ширь своих гигантских белых зубов... В Тунгусск!!!


003.


Лукьяненко бы написал десяток книг только по одному полёту на "Брикете".
Позже, уже в Тунгусске,  я спрашивал и Колю и других людей, почему так назвали машину. Внятного ответа так и не получил. Кто-то предложил "Брикет" - ну и прилипло.
Но вернусь к полёту.
Невозможно описать чувства, будоражащие тебя в момент первого полёта на "Брикете". Нереальность ситуации замешивается на страхе, боязни высоты, опасений за надёжность девайса, ну и на море других фобий. Ты сидишь, вцепившись в кожу сидений, боишься пошевелиться и только удивлённо наблюдаешь за происходящим за окном. У тебя полное ощущение, что твоя волга-такси вдруг взлетела и рассекает пространство с околозвуковой скоростью. Лишь лёгкий гул откуда-то из-под днища и шорох воздуха о стёкла и корпус машины. Ты сидишь посередине заднего сиденья, буквально влипнув в него, и обозреваешь всё вокруг лишь поворотом глаз.
Я проторчал в таком состоянии почти час, который мы потратили на полёт к Питеру.
Питер показался из окна большим жёлтым пятном.
- Коля. А как высоко мы летим? - глупее вопроса я, пожалуй, не задавал в жизни. Нет, чтобы спросить кто вы, откуда, что за аппарат такой, земной ли? Нет. Я как дурак спросил то, что любой более менее опытный человек и так видит.
Коля ответил, не оборачиваясь: - От километра до двух. Можно и выше, но не охота в масках сидеть и от самолётов увиливать.
Я кивнул. Зачем? Сам не знаю. Машина слегка наклонилась вперёд и мы понеслись прямо на центр города. Шорох и гул воздуха нарастал. Показались очертания отдельных зданий, слева пронёсся Исаакий, полёт машины вдруг сделался лёгким и плавным, нос приподнялся, и мы буквально подплыли к крыше  старого дома, вероятно, ещё досталинской постройки,  закладывая довольно крутой вираж и подчаливая правым бортом к небольшой чердачной пристройке с большим окном-ставнями, зависнув над крышей буквально в метре. В двух метрах от нас распахнулось чердачное окно и на небольшую плоскую площадку перед ним  поочерёдно пролезли два мужика и одна женщина. Ещё один мужик за окном этого чердачного окошка, похожего на будку суфлёра в театре, начал подавать мужикам мешки и сумки.
Коля что-то нажал на торпеде и справа открылась довольно большая дверь, мягко взвившись кверху, ещё более напомнив мне машину профессора из "Назад в будущее". Я начал ощущать себя Марти.
Мужики подошли к открытому проёму двери ("Брикет" висел где-то на уровне пояса) и ввалили прямо мне под ноги два мешка, довольно увесистых, после чего развернулись и пошли за двумя сумками, которые пыталась подтащить к машине женщина.
Я сразу вспомнил про свою сумку. Жаль, и хотя там не было ничего ценного, пара вещей всё же стоила моего полугодового труда, особенно новые кроссовки и новенький секвенсор Ямашки.
- Перекинь мешки за сиденье, пожалуйста, - не оборачиваясь, попросил меня Коля, что-то тыкающий в экран маленького телевизора на приборной панели торпеды...
- Ага, мигом, - рванулся я к мешкам и не без усилий переложил их за сиденье, за которым обнаружилось довольно много места под багаж - метра два на два, но главное - в самом углу у задней стенки машины стояла моя  сумка!!! Я, ей богу, не помню момент, когда она там оказалась... Наверно, шок первых минут от "Брикета" - посильнее действия новокаина у зубного или прямого в челюсть на тренировке…
Мужики подали мне сумки,  я и их тоже быстро закинул в багажник (так для себя я стал называть место за сиденьем). Мужики шёпотом перекинулись парой фраз с женщиной, обняли её поочерёдно, потом, подхватив с обоих боков нашу будущую пассажирку, легко закинули её на переднее правое сиденье рядом с Колей. Женщина послала воздушный поцелуй мужикам и весело помахала третьему, торчащему из чердачного окна. Коля нажал на какую-то кнопку на торпеде, и дверь не быстро и довольно тихо опустилась, захлопнувшись с тихим шипением. Раздался лёгкий звук, будто кто-то ударил в небольшой колокольчик. Торпеда осветилась всевозможными лампочками и приборами, "Брикет" легко покачнулся, загудел и медленно отчалил сначала влево, после чего, подняв нос и как бы присев назад, так что сумки с мешками съехали к задней стенке, рванул в небо, набирая высоту и скорость. Уши заложило, и к горлу подкатил довольно неприятный комок, который, впрочем, отпустил буквально пару секунд спустя. Машина выровнялась.
- Курс на Череповец, прибытие 00:15, - скомандовал куда-то Коля, и нажав какую-то кнопку и щёлкнув парой крышек, вдруг снял с головы лёгкие и тонкие наушники с прикреплённым к ним, по-видимому, микрофоном. Я постарался рассмотреть провод и гнездо, куда он был воткнут, но провода не было.
Коля потёр руки, обернулся ко мне и весело сказал:
- Знакомься. Катя.
Катя обернулась и оказалась симпатичной молодой девушкой с очаровательной улыбкой.
- Катя, - робко пропела чарующим голоском наша пассажирка, подавая мне на удивление тёплую и бесконечно нежную ручонку.
- Артём, - еле выдавил я, чувствуя, что уже влюбляюсь.
- Первый раз летите? - улыбалась Катя.
Я хотел сказать "да", но как назло и как всегда бывает в таких случаях, лишь выдавил петуха, усиленно закивав и краснея как рак в кастрюле бабушки Любы из далёкого детства...


Мы довольно весело проболтали  всю дорогу до Череповца. Там к нам присоединился молодой, но довольно угрюмый чувак с двумя огромными чемоданами и громадным саквояжем, набитым, наверно, железом. Представился Виталиком Р. (почему Р.? - он не пояснил). После чего он перелез, в буквальном смысле, через меня в багажное отделение, достал из саквояжа громадный плед, скинул ботинки, удобно развалился между мешками и сумками и уже через три минуты уютно спал...
Напряжение и нереальность ситуации настолько действовали на меня, что организм отказывался отдыхать и расслабляться, несмотря на то, что я практически не спал последние двое суток.
Катя угощала нас конфетами, шоколадом и пирожками с картошкой, Коля включил радио, нам весело пела группа "Электроклуб" и Салтыков, и мы довольно быстро добрались до Саратова. В Саратове причалили к частному дому. Пассажир вывалился прямо из окна дома, втащил в "Брикет" четыре тяжеленные, гигантские сумки (с такими курсировали тогда челноки), вежливо поздоровался со всеми, перелез к спящему Виталику, бесцеремонно разбудил его, весело поприветствовал, подвинул, достал из одной из сумок такой же плед, как у Виталика, снял туфли и, разлёгшись рядом, так же быстро заснул.
Я остался на заднем сидении один, в окружении четырёх баулов. Где-то через минут десять, когда "Брикет" набрал высоту, Коля скомандовал курс на Тунгусск. Катя пожелала всем спокойной ночи и, натянув на глаза вязаную шапочку, уснула. Я боролся с собой около получаса-часа. Где-то над Уралом я провалился в сон. Мне снилась карусель в нашем парке, сестра Ленка и качание в скрипучей лодочке.
Отец толкал, что есть силы, аж до упора, а мы с Ленкой стояли, визжали,  намертво вцепившись в опоры лодочки. Наши пионерские галстуки развевались пиратскими флагами. Мама стояла чуть поодаль, весело облизывая вечно текучее эскимо и всякий раз махая рукой, стоило только Ленкиной части лодки взмыть вверх.
Мне стало невероятно тепло и уютно. Хотелось взлететь. Я отпустил руки............

Что-то больно стукнуло в левый бок. Я открыл глаза. Реальность тут же вогнала в ступор, но мозг довольно быстро восстановил всю информацию. Катя протянула пластиковый стаканчик: - Доброе утро, соня:)
Нос наполнился ароматом кофе.
Я приподнялся, протирая глаза.  Окна резали глаза ярчайшей голубизной. Под нами медленно плыла гигантская каша облаков. Я откинул громадную сумку с левой стороны и, наконец, проснулся окончательно.
Я обернулся. Позади меня Виталик и мужик из Саратова, оказавшийся бородатым лысым немцем в толстенных роговых очках, причём настоящим немцем, а не с Волги, играли то-ли в дурака, то-ли в чешского. Увидев мою заспанную рожу, они весело поздоровались, и немец протянул мне пачку печенья.
Я поблагодарил и с наслаждением глотнул кофе.
Коля быстро тыкал какие-то кнопки на панели приборов и всё время что-то говорил в микрофон. Потом откинул микрофон в сторону, обернулся, подмигнул мне, расцвёл улыбкой и сказал:
 - Ну, Артёмка. Твой звёздный час!!! ЗАПОМИНАЙ!!!
Сейчас пробьём облака и прямо по курсу Тунгуска  и Тунгусск!!!

Я напрягся. "Брикет" наклонил нос, дёрнулся и с ускорением стал входить в пелену облаков. Окна покрылись водой, как при ливне, стало мрачно серо, но секунд через десять небо вдруг очистилось, и передо мной предстала картина, которая будет всегда наиважнейшей картиной, мною виденной. Эта картина будет сопровождать меня всю жизнь и даже после неё. Я не могу описать словами то, что видит пассажир "Брикета", впервые заходящий на посадку в Тунгусск.
Это гигантское зелёное море тайги и вдруг всплывающий в ней  хрустальный мир Тунгуски.

- Брикет 14, я Тунгусск, посадку разрешаю, 226-45-67, второй причал, приём, - вдруг громко отозвалась приборная панель голосом неведомого диспетчера.
- Тунгусск, я брикет 14. Вас понял, - ответил Коля и потянул руль на себя.

Я зачарованно смотрел в окно и очнулся только тогда, когда струйка слюней вперемешку с кофе и печеньем  потекла по подбородку, мирно капая бурым пятном прямо на светло-голубые джинсы.
- Артём:) Правда, красиво? - заулыбалась Катя, подавая мне салфетку.
Я ошарашенно смотрел то на неё, то на картину, надвигающуюся в окне. Я почему-то знал, наверняка знал, что наконец-то прилетел домой...


004.

Это сладкое слово - Тунгуска!

Второй причал оказался вместительной избушкой со смотровой вышкой и небольшой вертолётной площадкой перед ней. На площадке сиротливо мёрзли два МИ-2 и допотопный кукурузник. "Брикет" сел как раз между ними. Коля открыл дверь. Снега было мало. Странным образом в середине февраля тут, в сердце Сибири, лежало очень мало снега, а лес вокруг вообще не был им покрыт, а лишь слегка припорошён местами.
Мы выгрузились и распрощавшись с Колей,  прошли во "второй причал" :)))) 
Деревянная и невысокая хибара оказалась внутри офигенной современной мини копией международного аэропорта. Шикарные кожаные диваны, киоск с неоновой надписью "Тунгусск-Печать", небольшое кафе, запах кофе и множество разнообразных автоматов, похожих на игральные, но не они... Люди были, немного, но все были заняты какими-то своими делами. Мы присели на ближайший диван. Виталик достал из своего саквояжа здоровенный сотовый телефон, вытащил антенну и начал кому-то названивать. Такой телефон я первый раз  увидел на фотках Ахмада Шаха Массуда, когда ездил в командировку в Герат, а уже позже у заезжих московских братков, крышевавших туапсинский нефтеналивной.
Тут же к нам подошла невысокая симпатичная девушка в тёмно-зелёной форме, и весело поздоровавшись, позвала меня пройти с ней.
Я уже было подхватил свою сумку, когда Катя, рассмеявшись, сказала:
- Не бойся. Здесь никто никогда ничего не крадёт:)))
Я улыбнулся, бросил сумку и пошёл вслед за "стюардессой".
Мы вышли из просторного зала, прошли длинный коридор и вошли в небольшую комнату с надписью "Оформление".
В зале без окон стоял простой пластиковый стол, два стула, компьютер (такие я видел тогда только у ракетчиков и в игровых салонах). На одном из стульев сидел респектабельный лысый гражданин с рыжей бородой в шикарном костюме и стильных очках и пристально смотрел прямо мне в глаза.
Это был Женька Быков.
Полчаса  мы только мяли друг друга, потом долго расспрашивали про семьи и близких и, наконец, устав радоваться, молча  уставились друг на друга.
- Артём. Прежде чем начать серьёзный разговор, я вынужден дать тебе на подпись вот это. Не подписав этого, -  тут Женька протянул мне листок бумаги с небольшим текстом и продолжил, - не будет никакого разговора и спустя полчаса тебя отправят обратно.
Я никогда не видел Женьку таким серьёзным. Даже когда он рассказывал про свои математические и физические опыты, он всегда улыбался. Но сейчас он был сама серьёзность. В воздухе запахло комитетом или вторым отделом. Я взглянул на документ.

Подписка о неразглашении.

Я, Артём Драгунов, (далее шли мои данные и т.д.), обязуюсь не разглашать информацию и данные, касающиеся проекта "Тунгуска". Эта информация является предметом государственной тайны. 
Дальше шло маловразумительное по поводу сроков и т.д...

Подпись, число.

Я прочёл, задумался. Женька подвинул мне пачку сигарет. 
- Спасибо, Жень, но я решил бросить.
- Молодец. Я тоже бросил.
- Жень, а если я не подпишу?
- Мы отправим тебя назад.
- Но я ведь уже видел и "Брикет" и это всё. - Я обвёл глазами вокруг.
- Ну... Не знаю... - Женька покраснел, заёрзал, но вдруг улыбнулся и выпалил:
- Понимаешь, я за тебя поручился. Кроме того, чтобы попасть сюда, нужно заручиться 
поддержкой и словом не только пятерых членов проекта, но и согласием всей общины.
- А кто ещё за меня поручился-то?
Женька засмеялся и кивнул на листок подписки.
Я взял ручку и поставил подпись, добавив чуть слышно: - Надеюсь, это не секта. 
Женька обнял меня, потом встал, протянул руку и серьёзно выдал:
- Сдай паспорт. Тут он не потребуется.
Я вытащил паспорт и отдал его Быкову. Женька взял подписку, паспорт и нажал на какую-то кнопку на клавиатуре компьютера. Через пару минут в комнату вошла уже знакомая мне "стюардесса".
- Даша. Вот документы Артёма, оформи как можно скорее, а то на обед мы не успели, но ужин охота застать. 
- Бегу, Жень, - Даша подхватила документы и скрылась.
Женька сел.
- Ну, - начал я.
Женька помялся, вдруг вскочил, снял пиджак, набросил его на спинку стула, сел, расслабил галстук и, сложив, как всегда, руки  крестиком на столе, начал свой рассказ. Он говорил часа три. Некоторые вещи я опущу для экономии времени. Вот вкратце его рассказ:


В 1969 году, в 120 километрах к северу отсюда,  экспедиция Академии Наук СССР по изучению тунгусского феномена наткнулась на громадный пещерный комплекс. Гораздо крупнее Новоафонского, на наш взгляд – возможно, самый крупный в мире. С целым каскадом подземных озёр, гигантских залов.  Там не было ни наскальных надписей, ни флоры, ни фауны. И метеорита там тоже не было. Но было много чего, что можно увидеть в таблице Менделеева. Особенно в её последней трети...
Ну, доложили куда надо, кому надо. Через пару месяцев заслали новую экспедицию, а ещё через три года здесь началось строительство подземного комбината по производству "догадайся сам чего".
Но для того, чтобы делать боеголовки или ракеты, нужна была техника и много чего другого, а вокруг на 3200 километров ничего, кроме двух лагерей и избушек редких охотников-эвенков, поэтому сначала там же заложили небольшой металлургический комбинат, пару мехзаводов, электронную фабрику и, наконец, "заточили" АЭС. Согнали лучших со всего Союза. Всю операцию прикрывало 14-ое управление КГБ - особое "тунгусское". Многие некрологи молодых учёных, которые  мы читали в газетах в те времена, не были некрологами, а были операцией прикрытия. Условия здесь создали фантастические. Люди пропадали "там", чтобы очутиться здесь и начать, по сути, новую жизнь. И она была интересной.
К середине 70-х тут уже было около 100 000 человек, большинство из которых - цвет науки и прогресса. 
Дабы не давить на науку политикой, что всегда негативно сказывалось на первой, решили помимо технологического комплекса, получившего название "Проект Тунгуска", внедрить здесь научно-социальный эксперимент под названием "коммунизм".  В зоне разрешили свободные выборы, самоуправление и всевозможные социальные эксперименты, которые были призваны доказать то, что коммунизм - единственная  реальная будущность. До поры до времени всё процветало. Всё самое-самое, что было создано в нашей стране до 1989 года, было сделано именно здесь и нигде в другом месте. Здесь реализовывалось всё самое передовое и не только военное или космическое. В 1977 году всю зону в 200 на 200 километров вокруг комбината и комплекса пещер объявили заповедником, поставили по периметру колючку, минные поля и погранцов.  В самой зоне, которую до сих пор многие называют "квадратом Т", заложили прообраз города будущего. Тунгусск трудно назвать городом в нормальном понимании этого слова. Тунгусск - это просто жилой и рабочий комплекс, идеально внедрённый в окружающую среду. При строительстве использовали всё самое передовое - от солнечной энергии до электротранспорта.  Проложили немного дорог, используя специальный бетон, заложили несколько крупных биоферм. Провели коммуникации и, наконец, к 1980-му году провели ж/д от Красноярска. Причём замаскировали так, что даже сегодня многие тунгусы (так называются местные), понятия не имеют о ней.
В 1983 году открылся местный университет, годом позже политехнический институт. Два года назад меня пригласили преподавателем на кафедру эфирной физики. Я знаю, что многих передёрнет от этих слов, но если бы не наша кафедра - ты прилетел бы сюда не на "Брикете", а на Ан-2... Хотя пару вертолётов мы тоже разработали. Но их умыкнули военные.
К 1985 году комплекс вышел на свой проектный максимум производства. Население приблизилось к 150 000. Всё цвело в любых смыслах. В марте комплекс посетил Горбачёв, и уже в апреле было принято решение переносить опыт на всю страну.  

Но то ли руки у них росли из жопы, то ли она была у них вместо головы... К 1989 году мы пришли к тому, к чему пришли - ты это знаешь не хуже меня. А за последние 5 лет всё покатилось в бездну.
"Проект Тунгуска" был самодостаточным проектом, но когда обрубились контактные связи с подрядчиками - стало тяжело. Потом прекратилось финансирование набора талантов и поиска идей, и проект перешёл на свои внутренние резервы. Два года назад власти Красноярского края разобрали ж/д пути  к нам. Всё остальное - разворовали местные. И если в квадрате всё ещё было более-менее в порядке, то за зоной творился полный беспредел. В прошлом году Учёный Совет - по сути, руководство проекта - приняло решение о создании акционерного общества "Проект Тунгуска", чтобы хоть как-то спасти проект. Равное долевое участие получил каждый житель зоны.
В середине лета прилетел Ельцин, осмотрел всё, похвалил и решил, что именно здесь будем ковать новую Россию. После чего подписал договор аренды территории на 199 лет, который занотировали в Совете Европы. После чего, радостный, улетел, грозя врагам "ноу-хау", которое порвёт мир и сделает Россию великой. Назначенный куратором Чубайс с Коржаковым быстро вписали своих людей в долевой список. Учёный Совет возмутился. Начался конфликт, который в итоге закончился победой УС, бизнесменов изгнали, но правительство обозлилось и тут началась тайная холодная война против нас. Она не перешла в горячую только потому, что элита и правительство погрязли в разборках друг с другом и им стало временно не до нас. Комбинат к этому времени был остановлен. Производство законсервировано. Мы перестали что-то производить, за исключением бытовых мелочей. Финансирование проекта было прекращено, а так как мы стали частной фирмой, нам было сказано – живите, как хотите. Нас вновь окружили колючей проволокой и поставили перед фактом - или мы сдаём комбинат и всю зону нужным людям, или живём в полной изоляции. 
Такая ситуация была буквально до нынешнего Нового Года. 1 января они пытались захватить здание УС. Понагнали сюда своих ОМОНов, братву и много другого вооружённого люда, но охрана комбината, которую УС выпестовывал в течение двух десятилетий, быстро показала им, где выход.
Сейчас пока затишье. Но УС знает, что они пойдут до конца. Поэтому было принято решение укрепить нашу безопасность. И хотя многие покинули зону, ещё около 100 000 людей живут здесь и считают квадрат своим домом. Нужна свежая кровь. Поэтому Учёный Совет принял решение о тайной операции по вербовке и переброске сюда ценных кадров. Мы приняли решение воссоздать "Проект Тунгуска" и сделать его прообразом будущего нашей страны.
Если ты желаешь - ты можешь стать тунгусом. 

Я, наверно, полчаса медленно пережёвывал информацию. Ну, о закрытых проектах я был наслышан и даже пару раз бывал в командировке в одном из "арзамасов", как называли за глаза закрытые города.
Но о Тунгуске не слышал ничего, кроме красивой истории о метеорите и сотнях километров поваленной тайги. Я схватил ручку. 
- Где подписывать?
Женька рассмеялся. 
- Сейчас Даша принесёт документы, поедем в Тунгусск. Это километров 40 отсюда. Меня назначили твоим гидом. Я буду тебя адаптировать к местной жизни. И жить будем рядом. Сегодня вечером познакомлю тебя с женой и детьми. У меня двое:)) Девочка и девочка:))
Женька расплылся своей знаменитой улыбкой.
Я сидел, ощущая себе то ли Иваном царевичем, то ли Иваном дураком... Но, в любом случае, эта сказка мне нравилась.

_____

Я не буду утомлять вас подробностями всех приключений этого дня, скажу только, что уже выходя с Женькой из "оформительской" комнаты, Женька предложил мне потратить все деньги здесь или положить на уже открытый для меня счёт, кивнув на большой автомат, похожий на игровой, так как больше  негде будет их тратить.
Я подошёл к киоску и на последние 20 баксов купил пару книжек, две бутылки водки и красивый плетёный ежедневник, в котором решил вести дневник, который начал в тот день и веду по сей…
Вот его вам, дорогие друзья, и предлагаю. Не забывайте, что я - не Пелевин и этот рассказ - не литературное произведение, а всего лишь путевые заметки и дневник простого тунгуса.
Поэтому прошу простить лишние запятые и косноязычие...

Дневник простого тунгуса (продолжение следует)
________

16 января 199... года.

Вчерашний день, вернее вечер, помню слабо. Сразу из "аэропорта" поехали домой к Женьке.  Вышли из "терминала" - сразу за ним ещё одна избушка-гараж. В ней несколько десятков маленьких машинок, похожих на машинки для гольфа, но крытые, причём не брезентом, а каким-то материалом, похожим на пластик, но не твёрдым, и по-видимому - раскладным. Четыре сиденья и небольшой багажник. Никакой роскоши, но есть печка, радио, и всё красиво и просто. На торпеде всего два прибора - спидометр и уровень зарядки батареи. Ну, и пара кнопок - свет, дворники и поворотники... Педали тоже две. Больше ничего. По крайней мере, не видно...
Сели. Женька достал небольшую карточку, похожую на кредитку, но чуть толще, вставил в  узкую прорезь рядом со спидометром, загорелась небольшая зелёная лампочка, и потом нажал кнопку под рулём.  Машинка поехала. 
Женька объяснил. 

О транспорте.

На Тунгуске запрещён частный автотранспорт. По сути, запрещено всё, кроме электромобилей, за исключением стройтехники и спецтехники, но она используется только на комбинате и только на стройплощадках. Все пользуются только вот этими электромашинками, несколько тысяч штук которых наделал и делает иногда местный комбинат. Все они - электроприводные. На Тунгуске несколько сот общественных парковок. Подходишь, берёшь машинку и едешь по своим делам, в другом месте оставляешь в такой же парковке, предварительно подключив к сети для подзарядки. То же самое и с велосипедами. Их тьма повсюду, хотя зимой ими пользуются мало. Специальная сервис-служба отслеживает местонахождение каждой машинки, обслуживает ремонт, перегоняет их, если где кончились и т.д....
Ещё на Тунгуске ходит общественный транспорт - несколько автобусных линий и четыре трамвайных. Одна по периметру всей зоны - её называют дальней электричкой, вторая по периметру самого города Тунгусска - её называют кольцевой. И две линии, называемые перпендикулярной - от комбината на севере до Национального парка на юге, и горизонтальной - от Аэропорта на западе до озера Чеко на востоке. Эти две линии пересекаются как раз на главной площади Тунгусска, но немного под ней, потому что на самой площади стоит знаменитый памятник Тунгусскому Феномену, о котором расскажу позже. Все остальные важные пункты зоны связывают автобусные линии. Автобусы работают на водороде. Двигатели и регенераторы делают на комбинате. Правда, очень дорого получается... И везде всё работает по этой карточке, похожей на кредитку. Ещё не совсем разобрался, что и как, но Женька обещал завтра-послезавтра всё показать и объяснить...
Ехали по шикарной дороге. Впереди шёл снегоуборочник. Большая оранжевая машина, похожая на комбайн, но с громадной цистерной. Женька сказал, что по сути это снегосос - засасывает снег, делает из него воду, на ней же и работает, а остатки воды сливает в цистерну. На Тунгуске около сотни таких машин. Они прочёсывают всю зону, сдувая снег даже с деревьев, и производят в день сотни тонн воды, которую сливают потом в искусственное озеро Феномен, что на южной окраине Тунгусска, а также  в многочисленные  водоприёмники, похожие на американские пожарные насосы, которые торчат перед каждым домом или строением. Цистерна просто  подъезжает к такому водоприёмнику, подключает шланг и вжик - за пару минут вода закачана в подземный водоприёмник. Там воду очищают фильтры и подают в водопровод.
Об этом напишу позже  - когда более подробно разберусь...

Приехали в Тунгусск, когда уже стемнело. Город сам не видел, да его и не видно. Все дома разделены кусками леса, по сути Тунгусск - это множество невысоких построек, спрятавшихся в тайге, где аккуратно проложены дороги между вековыми гигантами-деревьями. Женька говорит, что архитектуре, экологии и планировке отдаётся столько внимания и времени, что практически всё, что строится - спланировано на века, причём очень разумно интегрировано друг в друга и к тому же - красиво.
У Женьки - просторный деревянный дом, внутри - электронный рай. Я таких штук даже в фильме Кубрика не видел. Познакомился с его Мариной, которая очень напомнила Катю и с прелестными дочурками. Весь вечер пели песни, немного выпивали, вспоминали батальон, Гусева и хвалили жареную утку и шикарный торт с надписью "Привет Артёму".  
 А и П съели дети Женьки, остальное - я сам...

Женька сказал, что завтра мне выделят жильё неподалёку, получу документы и Инструкцию!!! (тут Женька задрал вверх указательный палец, что означало очень важное…)
Я спросил про машинку, могу ли тоже ездить, больно понравилась машинка - и шустрая и нешумная и офигенно тёплая:)))  Женька говорит - как сдам экзамен, могу хоть "Брикет" водить. Я счастлив:)))))   Под самый вечер смотрели "Назад в будущее" - и ржали аж до слёз... Смешной у Женьки видеомагнитофон. Размером в половину обычного, и вместо кассет компакт-диск. Наверно, дорогущиееее...

Последнее, что помню - смотрели фотографии Женьки и Марины. На одной фотографии увидел Катю из "Брикета". Ткнул в неё и спрашиваю - кто и как? Марина говорит - моя сестра, и завтра познакомит, если она мне нравится. 
Я в шоке. Нравится - не то слово...
Что было потом - не помню. Наверно, слишком устал, да и впечатлений было масса. К тому же отвык хлестать спирт... Проснулся у Женьки в комнате для гостей. Просторная мансарда с шикарным видом из окна. Курорт. Сижу, пью апельсиновый сок, любезно стоявший на тумбочке, и пишу эти строки. 
___

Это сладкое слово - Тунгуска!

19.01.199…

Устраиваюсь потихоньку. Поселили в доме практически напротив Женьки, через улицу.
Женька как всегда рядом, но позавчера они с детьми уехали проведать своих в Сочах.
Вернутся через две недели, а  мне дано задание, серьёзное. Я обязан изучить толстенную Книгу-Инструкцию по управлению домом, а также изучить Устав и Положения Тунгуса - ещё более толстую книгу-гигант с многочисленными папками-приложениями.  После чего будет экзамен и мне выдадут настоящую, а не временную карточку Тунгуса.
Самая главная радость - моими соседями будут Катя, Виталик Р. и ещё один или, скорее всего, одна - вопрос пока не решён кто именно. Они тоже усердно штудируют документы, поэтому видимся очень редко.

Люди живут тут в так называемых жилых комплексах. Что это такое, сейчас вкратце расскажу:

Интересно решена тут жилищная проблема. Во-первых - её тут нет, во-вторых - улучшения происходят ежедневно.
Местная община считает, что человек обязан иметь удобное жилище для того, чтобы комфортно жить, а значит - творить, мыслить и значит - быть полезным всей общине. Поэтому живут тут только в домах. Тут нет ни общежитий (кроме пары отелей и нескольких общежитий у комбината), ни квартир. Дома тут только двух типов - семейный и несемейный. Отличаются большим размером и лишним уровнем у семейных. Вот я нарисовал домик, в котором поселили меня.
На приведённом рисунке - мой дом под номером 1, Катин - 2, Виталика - 4. Третий пока пустует.
Рисунок примитивен - но лучше я пока не могу, да и не умею.
Стандартный несемейный дом, в котором поселили и меня - это четыре состыкованных между собой строения, каждое  на трёх уровнях с внутренним двориком (5), крытым раскрываемой прозрачной пластиковой крышей (управляется электромотором)…
Каждый дом разделён небольшим кустарником-ограждением (6) и таким же (7) по периметру всего жилкомплекса (именно так называют местные эти четыре состыкованных домика).
Под внутренним двориком расположен гараж на четыре машинки (у семейных - восемь), в который можно въехать с въездов (8), рядом с которыми находятся входные калитки в дома (9) и дорожка к дому.
И хотя машинки пока нельзя иметь в собственности, обещали, что как только комбинат запустят вновь, то всех жителей обеспечат такими электромобилями. Под гаражом  расположен общий для всех четырёх домов комплекс жизнеобеспечения - резервуар с водой, резервуар с технической водой, система отопления и энергоблок.
В каждом доме такого комплекса, например моём - три уровня - полуподвальный, первый и второй. У семейных - ещё и третий.
В подвале - хозяйственная комната (стирально-сушильная машинка, хозяйственный шкаф и т.д.) и хобби-комната (там можно устроить мастерскую или поставить биллиард, например). На первом уровне - обширная прихожая, слева -  кухня с выходом в садик перед домом, справа ванная с душем и окном в садик, прямо - громадная жилая комната с камином и системой подключения его к системе отопления и выходами во внутренний дворик и в оба садика по бокам.
В прихожей:  лестница винтовая на второй этаж - там небольшая душевая и туалет, выдвигаемая с потолка лестница на чердак (низковат, но как склад забытых вещей - в самый раз) и две комнаты - спальня и кабинет. Комнаты небольшие, но для одного человека  они громадны. Дом полностью меблирован - не роскошно, но абсолютно удобно и логично, просто и со вкусом.  Напоминает шведскую гостиницу среднего класса.

Женька рассказал об особенностях жилкомплексов. Сердце жилкомплекса - это блок жизнеобеспечения под гаражом. Вся крыша жилкомлекса, т.е. вернее, все четыре крыши  - это комплекс солнечных батарей, которые вырабатывают энергию, аккумулируемую в хозблоке в батареях аккумуляторов.
На каждой крыше установлены водозаборники дождевой воды и снегососы-растапливатели со сливом воды в  резервуар под гаражом. Часть воды очищенной подаётся в водопровод.

 В каждом дворике также торчит мачта ветряка (10), высоченная, на макушке которого закреплён ветрогенератор с громадными лопастями, антенны радио и тв, и громоотвод, выводящий удар разряда молнии по специальному кабелю в комплекс "Молния". О нём пока не могу ничего сказать - секретно и у меня пока нет доступа…
У каждого жилкомплекса торчит пожарный гидрант и он же по совместительству место закачки  воды со снегососов.
На каждые четыре жилкомплекса имеется мощный дизельгенератор на биотопливе, но он запускается автоматически только в аварийных ситуациях... Биодизель - это такая солярка, которую делают из органических отходов и продуктов на комбинате.
К каждому жилкомплексу подведены подземные кабели связи и электрического питания, которые подпитывают энергетические блоки комплекса и возмещают нехватку энергии.
Энергия поступает как с подземной АЭС комбината, так и с многочисленных мини ГЭС, висящих на специальных канатах на нашей речке Тунгуске и с многочисленных станций Сан-Стерлинга.
Станция Сан-Стерлинга - это комплекс параболических громадных зеркал, которые аккумулируют солнечную энергию на так называемом конвертере Стерлинга - термо-динамической машине, работающей на принципе перепада температур и конвертирующей солнечную энергию в механическую или электрическую.

В хорошие дни, особенно солнечные и ветреные, жилкомплекс экспортирует энергию, в дождливые и снежные - пополняет запасы воды, в том числе и на каскадах мини ГЭС вверх по течению Тунгуски… Все жилые комплексы соединены между собой и подпитывают друг друга.
Всё сделано с толком, прочно, надёжно и на века.
В каждом доме на стене датчики - они выключают свет автоматически,  если в комнате никого нет.
Такими датчиками оборудованы и улицы. Если на тротуаре нет прохожих или по улице не двигается транспорт - датчики выключают свет на фонарных столбах. Интересно ночами бродить по окрестностям. Ты идёшь, и перед тобой загораются фонари, а сзади - гаснут:)))

В каждом доме имеется компьютер и громадная книга-инструкция по эксплуатации дома и его техники. Уже третий день изучаю.
Интересно у них с деньгами и торговлей, но об этом напишу позже - ещё не разобрался.
Единственное, что понял - в компьютере есть такая программа, где можно посмотреть, сколько денег у тебя имеется. Надо вставить личную карточку в специальный приборчик, подсоединённый к компьютеру. Ещё можно прямо из компьютера заказывать покупки и их привезут на электромобильчике специальные люди. Но что-то я пока не осилил, как это делать. Женька оставил мне массу продуктов – правда, я тот ещё повар, да и некогда готовить, в основном питаюсь шпротами и сардинами в банках:))

Пару раз включал телевизор. Показывает всего три программы: ОРТ, НТВ и местный канал, который называется Тунг-Тунг. Местный канал информирует местных о нововведениях, внутренней жизни и т.д. В остальное время там показывают творчество местных жителей, вплоть до художественных фильмов, которые снимают местные. Кстати - вполне очень даже ничего. Переключил на НТВ и посмотрел немного ОРТ... Да...
На большой земле (как говорят местные) - полная жопа. Мне, конечно же, сказочно повезло с Тунгуской. Шахтёры опять бастуют. Прилетал Ельцин к нам на комбинат и просил ускорить разработку программы модернизации страны. Учёный Совет работает даже по ночам...

Целый день потратил только на изучение системы сортировки мусора.
В каждом доме семь разноцветных  контейнеров для мусора, которые каждую неделю у семейных и каждые две недели у не семейных опустошают специальные автомобили. Стекло надо утилизировать в один контейнер, бумагу в другой, пластик в третий, органику в четвёртый и т.д., и если нарушаешь правила - тебя ждёт суровое наказание, как я понял - денежный штраф. Все контейнеры определённого цвета и запоминаются довольно легко - "каждый охотник желает знать где сидит фазан". Есть ещё контейнеры белого и чёрного цвета, но они устанавливаются только в парках, скверах и на улицах.
Интересный факт - все продукты или товары, которые производятся в "квадрате" - имеют маркировку тем цветом, который соответствует классу утилизации. Поэтому перепутать или не запомнить довольно трудно.

Начал осваивать компьютер. Они имеются в каждом доме и соединены между собой в сеть, которую местные называют "паутинка".
Интереснейшая вещь - компьютер и паутинка… За ними наверняка будущее. Ими можно управлять всем техническим комплексом в доме. Наблюдать за уровнем зарядки батарей, уровнем воды в резервуаре. Но главное - в компьютере есть такая вещь как тунгусский Форум. Это, по сути - специальная программа самоуправления общины. Там решают все вопросы и проблемы. На Тунгуске нет мэра или губернатора. И вообще - тут нет чиновников. Есть Форум и "паутинка" и всё решается именно в них.
Пока не разобрался со всем этим - слишком мало у меня навыков было и знаний. Сижу вот, учусь. Единственное, что пока понял - в каждом доме к лету будет свой бассейн.
Комбинат разработал надувную модель упрощённого монтажа:)) Это радует:)))

Сегодня первый раз вышел во внутренний дворик. Там сидели Катя с Виталиком и жарили шашлыки на небольшом переносном гриле. Крыша задвинута, сквозь неё виден падающий на неё и засасываемый снегососом снег, а у нас во дворике - растут пальмы, цитрусовые в кадушках. Виталик, в широченных гавайских шортах и сомбреро на голове, сорвал лимон с дерева и бросил мне:
- Чай будешь со свежим лимоном?
Я поймал лимон, понюхал - настоящий лимон.
Катя медленно колдовала над чашкой чая.
От запаха шашлыка у меня  закружилась голова. Все эти дни я ел только консервы.
- Артём!!! - удивлённо воскликнула Катя, - да ты же голоден!!!
Я молча кивнул, потом развернулся и побежал на кухню к холодильнику за припасами, оставленными мне Женькой и его половинкой.
Остаток вечера мы пекли картошку в Виталькином камине, ели шашлык, пили испанское вино, заботливо оставленное Женькой, и смотрели сквозь нашу крышу на прояснившееся к вечеру небо. Там сияли звёзды, и мне было хорошо, как никогда раньше.


14.02.199…

Это сладкое слово – Тунгуска!

Наконец-то добрался до дневника.  Всё это время усердно готовился. Экзамены начались на прошлой неделе (на Тунгуске любой претендент на статус тунгуса должен сдавать экзамены).
Сдал всё на отлично. Сдал вождение электрокара, основы социального устройства местной общины, заполнил тесты, опросы, ответил на вопросы по местному законодательству и своду уложений. Не зря почти месяц зубрил, изучал, бродил.
Завтра получу все документы и стану официально тунгусом:))))

Интересно устроена система самоуправления тут.
Главным органом власти является всетунгусское вече - это общий сбор и решение всех тунгусов.
Есть ещё региональные вече. Для удобства жителей вече собирают не на площадях и улицах, а в компьютере.
В специальном разделе местного Форума под названием Вече.
Заходишь туда, предварительно указав пароль и так называемый логин (получают сразу после вступительных экзаменов вместе с удостоверением личности и банковской картой, называемой идентификатор), и обсуждаешь разные предложения, потом голосуешь. Можешь сам выдвинуть предложение. Предложение получит оценку экспертной группы, которую назначает Учёный Совет и будет выдвинуто на голосование. Учёный Совет - это экспертно-консультационный орган, в который тунгусы выбирают самых продвинутых, заслуженных и мудрых представителей. Его задача - просчитывать все предложения, давать экспертную оценку и т.д...
В данный момент активны два обсуждения – думают, как назвать запускаемый на следующей неделе в производство электрокар и в каких модификациях его делать. В лидерах названия: модель Т2, Т4, Т6. Я предложил Ё2 Ё4. Но не думаю, что им понравится... Предложено одиноким выдавать двухместные кары, семейным - четырёх или шестиместные - отсюда и название:))
Мне понравилось.
Второе обсуждение - предлагается ввести ценз в 100 пунктов на каждое предложение, а то некоторые особо активные тунгусы завалили УС и Форум  своими предложениями. И если предложение принимается - пункты возвращаются, а если предложение не проходит - пункты уходят на финансирование системы Форума.
Очень разумное предложение на мой взгляд.

На большой земле всё хуже и хуже.  Говорят, во власти раскол. Инфляция.
А мне предстоит искать себе работу. В компе на Форуме есть раздел - там публикуют все предложения. Если что понравится - ставишь галочку и тебя приглашают на собеседование, показывают рабочее место, знакомят с процессом и т.д.… Можно самому давать такие объявления и нанимать людей.
Своё дело можно открыть в течение минуты. Даёшь объявление об этом на специальной ветке Форума - и автоматически получаешь номер лицензии. После начинаешь работать.
На Тунгуске очень просто получит кредит - или обратившись в УС и получив их оценку, или обратившись на Форуме к людям - но тут есть риски, что дело не пойдёт и УС не покроет издержки.
Удивила налоговая система. Тут платят 50 процентов с чистой прибыли и всё. Больше налогов нет.
Но самое удивительное тут - это местные деньги. Их физически нет. Есть только пункты, которые начисляются на твою карточку. И пункты начисляются за успехи или заслуги. Например, если ты стал отцом и родил ребёнка - получишь 10 000 пунктов. Если посадишь дерево - получишь 100. Если подметёшь улицу - получишь 50.
Если сделаешь полезное дело и на Форуме за него проголосуют положительно - получишь столько пунктов, сколько указано в специальной таблице.
Ежемесячно каждый тунгус получает 500 пунктов, не зависимо от того работает он, не работает и т.д….
Если тунгус не нашёл работу или не сделал полезных дел в течение 6 месяцев  - количество выплачиваемых пунктов уменьшается до 300. Короче, если ты за  год не заработал пунктов больше, чем тебе выплатили - перестаёшь быть тунгусом. Тебя сажают в "Брикет" или вертолёт и вывозят за зону...
Если же тунгус нанёс ущерб или совершил нарушение - с него считываются пункты за нанесённый ущерб. Следит за этим местная полиция - она же охрана комбината. Молчаливые и ужасно вежливые гиганты. До сих пор не верится, что полиция может быть такой.
У каждого тунгуса есть на Форуме специальная ветка, где он выставляет свои дела, задумки или идеи, творения или продукты производства, и остальные тунгусы оценивают их, предлагая пункты, покупают, заказывают или меняют.
Всё довольно удобно и просто. Я ради тренировки выставил на своей ветке сочинённую песенку - и к моему удивлению получил за неё 1218 пунктов. Я осмотрел цены в магазине и понял, что этого хватит на почти три месяца спокойной и комфортной  жизни:))) Но получить и отоварить пункты смогу только после того, как подпишу Договор и получу на руки все постоянные документы. Назначено на завтра в 11 в Учёном Совете.
Пожелайте мне ни пуха...
___

Записки тунгусского шамана. Календарь и рабочая неделя на Тунгуске. 
Между прочим, на Тунгуске у февраля - 31 день. И месяца чередуются 30-31-30-31. И так всегда и ниипёт…
Кроме того, там восьмидневная рабочая неделя. Люди работают пять дней по 8 часов чистыми (9 максимум) и 3 дня отдыхают.
Поначалу была путаница, но потом всё устаканилось...