Обещание

Крюкова Юлия
Леночке Стекловой.
Где бы ты ни была.

           Она сказала – продержись семь минут, мне надо собраться с мыслями. За те три месяца, что он ее знал, Максим успел понять, что для принятия любого, даже самого крошечного, самого простого решения ей нужно перекурить. Как раз семь минут на это и уходило. Ну и что? Что оставалось делать? Какого хрена было просто не взять руки в ноги и не побежать? Даже если пришлось бы волочь ее за собой и наорать на нее со всей своей злостью и, может  быть, даже влепить ей крепкую затрещину. Именно это, кстати,  он и собирался сделать, когда все это дерьмо, в которое они ввязались, останется позади.
           Но сейчас момент был упущен. Некуда бежать. Совсем некуда! За спиной высокая заводская стена. Но она сказала, давай посмотрим, что будет. Она улыбнулась, а он, дурак, повелся, как мальчишка, на это спокойствие в ее голосе и короткую, как оскал, улыбку. Давай посмотрим, сказала она, и наговорила гадостей незнакомцам. Ну вот, теперь смотри, сука! Он продержится эти долбаные семь минут, даже если тех, что загнали их в угол -  двое, и один из них явно здоровее. Продержится, пока она будет курить, присев на корточки, сузив глаза и пуская тонкой струйкой дым в сторону. Ладно, хер с тобой! Какие-то семь минут!
           «Совершенно чокнутая!»  - Это он думал уже отплевываясь кровью. Кулаки саднило, на костяшках лохматилась содранная кожа – удар пришелся в зубы здорового парня. Ныло одно плечо, другое было все в царапинах – пришлось повозиться на асфальте. Но теперь - расцепились, распались, разбрелись. А она смотрела на него снизу вверх и улыбалась своей сумасшедшей улыбкой. Ее потряхивало от нахлынувшего адреналина.
 - Я хотела посмотреть, какой ты боец.
- Ну и как, просмотрела?  - Он сплюнул розоватый сгусток.
- Ага. С мужчиной должно быть не страшно и не скучно. – Она уверенным жестом отерла его подбородок. – Будешь защищать меня от врагов.
Не вопрос, нет. Какие тут могут быть вопросы! Утверждение.
- Да на хер мне это все? – Он все еще злился.
- Потому, что ты меня любишь, дурачок. Ты будешь защищать меня от врагов?
- Буду.

           Ну вот на хрена он поперся провожать ее с пятничной пивной вечеринки? Они закатились в бар своим отделом, а он поставил машину на стоянке и вместо того чтобы пойти в свой привычный дом, потащился в след за ними, хотя и знал, что придется целый вечер разглядывать только ее ухо. Как-то так выходило, что с какой бы стороны он к ней не подошел, все время перед глазами оказывался ее профиль. И заглянуть ей в глаза не было никакой возможности. Это как с некоторыми фотографиями, как не кружи по комнате, они  все время смотрят на тебя. Так и с Агатой, только наоборот. Пожалуй, только однажды она посмотрела на него прямо и открыто. В редакции крошечной районной газеты, где он уже бесконечные пять лет работал водителем, а она всего три жалких месяца корреспондентом, часто можно было увидеть, как она вертится в коридоре или курилке с такими же коррами или главным редактором – Вовкой, который возвышался над ней, как гора. До ее появления все здесь было спокойным, устоявшимся, привычным. Скучным. И хотя каждую весну он думал о том, чтобы, наконец, найти что-то другое, уйти и больше никогда не видеть этих кабинетов и  людей, он все же оставался. Потому что здесь была… атмосфера. Да, правильное слово. Вот даже редактора можно называть просто – Вовка. А теперь, когда ее длинная, худая фигура маячила в коридорах, перетекала из кабинета в кабинет, и голос с хрипотцой звучал за стенами, уйти стало совершенно не возможно. Особенно после того, как она все-таки на него посмотрела. Он отчетливо помнил, как в приемной она крутилась рядом с Вовкой, подхохатывала какой-то его шутке, а потом приподнялась на цыпочки и мазнула его губами по щеке. Максим наблюдал за ними, сидя рядом с секретаршей Наташкой.
- Она тебе не подходит. – Сказал он.
Вовка глянул на него поверх Агатиного плеча, а она обернулась (затылок перетек в маленькое ухо, скулу, показался вздернутый нос). На него уставились два темных, диких, животных каких-то глаза, дрогнула, изогнувшись, широкая бровь.
- В самом деле?  - Ухмыльнулась и вышла.
           Макс чувствовал, что в своей влюбленности он нелеп, как может быть нелеп взрослый мужик, прислушивающийся к девчоночьим шагам в коридоре, к ее смеху в начальственных кабинетах и ждущий, ждущий, что вот сейчас она посмотрит. Вот сейчас. Но снова – нет.
Когда не нужно было ехать с журналистами на задание, он по часу высиживал в курилке,  в табачном дыму, пока во рту не делалось вязко и горько от сигарет и кофе. И горьким было само ее имя – Агата. Входящие окидывали взглядом его плотную, будто сложенную пополам на неудобном стуле фигуру, кивали, курили, уходили. День шел. Она не шла.

           И вот сейчас она смотрела на него с обычной ухмылкой, и глаза ее щурились.
- Пошли. – Она взяла его за руку и потянула за собой.
Странно было послушно идти за ней, и в жаркой ее ладошке руке его было тесно, но отнять руку не хотелось. И даже то, что навстречу могли попасться знакомые, было совсем не страшно. В ее квартире, в темноте коридора угадывались силуэты наставленных друг на друга коробок.
- Я еще не до конца распаковалась. – Она двинулась в сторону комнат, уверенно прокладывая себе путь среди баррикад.
Макс прошел за ней. На кухне, в маленькой нише у окна стояли две кошачьих фигурки с вытянутыми змеиными шеями. Проследив за его взглядом, она сказала:
- Это Марла Сингер и Шнурок.
- Я думал, в этом городе только я один сумасшедший.
- Нет, нас двое. – Она  улыбнулась, обнажив ровные влажные зубы. – Так что ты среди своих. Пить хочешь?
Максим перехватил ее руку, потянувшуюся  к высокой кружке с пасущимися зебрами на борту, и склонился над ее лицом. Он стал губами захватывать кожу на ее лбу, веках, щеках, и на шее, словно действительно хотел пить и искал на ее теле воды.
- Ты меня только за руки подержи, - сказала она серьезно, - поцарапаю еще. Тебя жена заругает…

- Знаешь, ты, когда лежишь, ты какая-то очень маленькая.
- У меня разлет пальцев – больше октавы. Видишь?
- Чего?
- Больше октавы. По клавишам на пианино.
- Играешь на пианино?
- Угу.
- А это у тебя что? – Его палец заскользил по розовому шраму, пересекавшему ее гладкий живот.
- А это доктора хотели посмотреть, что у меня внутри.
- И что?
- Они провели подробные изыскания и обнаружили, что внутри я еще прекраснее, чем снаружи.
- А с Вовкой у тебя что?
- С редактором? Ничего. Он меня подобрал, и теперь я на него работаю. А ты ревнуешь, да?
- В каком смысле подобрал?
- В прямом. Из лужи. Я маме в больницу газеты несла и журналы, это еще весной было. Поскользнулась, - наледь же кругом, а у меня каблучищи, - и прямо в лужу, представляешь? Выбралась, мокрая вся, давай все эти шедевры отечественной журналистики из лужи вытаскивать, вода течет. Кошмар! А он мне помог. Сказал, что как раз ищет человека, который так бережно относится к печатному слову. Я тогда без работы сидела. И вот – я здесь!

           Дойдя до дома, он долго курил у подъезда, не решаясь войти, потому что был уверен – Нинка обо всем догадается, как только посмотрит ему в глаза. Он нерешительно шагнул за порог своей квартиры, которая на короткий миг показалась ему чужой, наполненной незнакомыми звуками и запахами. Но дома никто ничего и не заметил. Как будто и не пахло от него чужим гладким телом, не застыло на шее ее дыхание, не саднило исцарапанные об асфальт руки.  Нина выглянула в коридор, как маленький зверек из своей норы, почуяла пиво, смешно сморщила носик, укоризненно качнула кудряшками, поцеловала в щеку.
Потом расстелила постель, поманила в спальню, в уютную темноту, подышала в плечо.
- Устал?
- Немного.
- Ну, спи. Спи.
Обнял ее, мягкую, поцеловал в висок. Родная.

           Ему казалось немного странным, что была Агата совершенно не любопытна и не настойчива, словно было ей все равно придет ли он завтра, постучит ли в дверь (четвертый подъезд, четвертый этаж, звонок не работает). Каждый раз, замечая это ее равнодушие, и надеясь, что оно напускное, он пытался нарочно злить ее:
- На этой неделе не приду.
В ответ – неопределенный жест плечом вверх-вниз. При всей легкости, с которой она общалась с продавцами в магазинах, коллегами и любыми  незнакомцами, при всем ее постельном бесстыдстве, была она, как он для себя определил, словно в броне. Эту ее твердость он ощущал почти физически, точно на гранитную плиту вдруг набросали  много-много пуха, и, запуская руку в эту перину, предчувствуешь только приятное и мягкое щекотание, но натыкаешься на холодный гладкий камень. Только иногда она расслаблялась, будто солдат, вернувшийся из долгого похода, сбросивший свой боевой доспех. Тогда она садилась к нему на колени, пристраивала голову между его плечом и шеей и сидела молча, тихо дыша.
           Постепенно все вещи в ее квартире обрели свои места. Каждый раз, приходя, он замечал большие и маленькие изменения. Диван обосновался в углу, куклы, размером с ее ладонь и мелкие игрушечные зверьки расселись по полкам, дверца холодильника была сплошь усеяна магнитами самых замысловатых конфигураций, а под ними – записки: «Купи хлеб», «Заканчивается масло».
- Я вечно все забываю. – Сказала она.
Иногда она читала ему вслух, пристроив голову на его животе, вскидывая брови и тщательно проговаривая слова. Если он закрывал глаза, то начинало казаться, что голос ее заполняет все вокруг, словно мир состоит из глубокой бархатной темноты и голоса Агаты. И еще она рассказал ему про счастливое место.
             «Смотри,  - читала Агата своим немного глуховатым голосом, - вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
            Она закрыла книжку и перевернулась на живот, уперев подбородок в сложенные друг на друга кулачки.
- А у тебя есть счастливое место?
- Что?
- Ну вот, как в «Мастере и Маргарите». Где бы ты хотел оказаться после смерти? Когда я думаю о моем счастливом месте, я представляю, что бегу по лесу со своей собакой. Я несусь по тропинке, вокруг деревья, трава высокая, пахнет мокрыми листьями. А рядом со мной бежит моя собака. И я совершенно, абсолютно  счастлива.
- А чтобы попасть в счастливое место надо обязательно умереть?
- Не знаю, просто в книжке так.
- Я там уже был несколько раз и как раз сейчас  снова туда собираюсь…
- Макс, ты – животное. – Агата тихонько засмеялась, уткнувшись в его шею. – С тобой совершенно невозможно  разговаривать!
- Вот и помолчи… 

           А дома Нина не отмечала в нем никаких перемен, и эта двойная жизнь совершенно не тяготила его. Он не испытывал ни стыда, о котором, бывало, слышал от друзей, ни тайной гордости от того, что эта тоненькая девочка выбрала именно его. Пожалуй, единственное, что он знал наверняка, это то, что без Агаты ему не обойтись. Так животное, устав от погони, наконец-то добирается до водопоя. Агата была водой. А Нина… Нина была всем остальным.
-  Я женился на Брежневе. – Максим  перевернулся на бок и оказался с Агатой лицом к лицу. Она чуть вздернула брови. Он уже научился различать по их движению, когда она сердится (они выстраиваются в линию), или сдерживает смех (приподнимаются кончики бровей, она становится похожей на рысь), или как сейчас – на лбу появилась и исчезла маленькая морщинка – задает вопрос.
- Когда я был маленький, по телевизору часто Брежнева показывали. И мне говорила бабушка, что он строит будущее, и там будет все самое лучшее. Я себе еще представлял, что вот он возьмет меня за руку и туда поведет, как сказочный герой какой-то, богатырь.  – Он усмехнулся. -  Понимаешь?
- Да. – Почему-то шепотом сказала Агата.
- А потом мы в стройотряде познакомились с Нинкой, она, знаешь, какая была!  - Он тоже перешел на шепот.
- Хорошая.
- Да, хорошая. И очень уверенная, все знала, что правильно, что нет. Что делать, как жить. Она знала, как попасть в будущее. Как Брежнев.
- А потом?
- А потом Брежнев умер, и Черненко, и Андропов…
- В общем, все умерли.
- Не паясничай. – Он попытался придать себе строгий вид.
Агата обвила его шею рукой, вытянулась вдоль его тела.
- Больше не будем разговаривать? – Спросил он куда-то в ее макушку.
- Нет…

           Дни летели, сменяя друг друга с невероятной скоростью, и в ритм с ними стучало сердце. Жизнь стала невероятно легкой. Она скользила вокруг,  обволакивала, качала на руках. Все обрело скорость и цвет. Надо идти? Нет – бежать! По желтой траве и черному асфальту, в белых кроссовках, скорее, скорее  – к ее дому под красной крышей, в подъезд с бело-синими стенами. Взлететь на четвертый этаж и… умереть, подавившись собственным сердцем в тот самый миг, когда из ее дверей выйдет молодой, холеный мужик.
           Максим сделал вид, что спускается по лестнице, пропустил его вперед и сел на ступеньку. Ноги сделались слабыми, свело живот. Он закрыл глаза и тут же, немедленно, замаячила перед ним спина Агаты, на которую падал свет из коридора, а потом тонкий шрам на ее животе стал расти, пока не заполнил собой целый мир, и не наступила темнота.
           До дома он шел закоулками, чтобы не увидел кто-нибудь его лицо, которое будто окунули в цемент – оно стало каким-то тяжелым и застывшим. У подъезда остановился, запрокинул голову и стал похож на собаку, что собралась повыть на луну. Постоял, посмотрел, как пробивается наружу из кухонного окна веселый желтый свет. Нинка не спит. Он видел, как бродит по кухне ее силуэт. Вот идет к шкафу, достает, наверно,  чашку. Замерла – значит у плиты. Пропала – отошла к холодильнику. Снова появилась. Ждет. Любит? Не звонит. Значит верит? Или плевать хотела? Нет. Верит.
И снова появились, сменяя друг друга в этой желтизне, то Агатины глаза, то ее оскаленный рот, то ее колено или острый локоть, то вот она сама, скользкая, блестящая, вертелась рядом, и раздавалось где-то над ухом сбивчивое ее дыхание.
           Еще никогда так остро ему не хотелось ****и, чтобы убедиться, что дело не в нем, а во всем продажном бабьем роде. Он повернулся и побежал. Уже не таясь, по улицам, разбрызгивая невидимые в темноте  лужи, задыхаясь от отчаяния, повисшего на его шее рукастой обезьяной. Протопал по лестнице, замолотил кулаками в знакомую дверь.
- Агата, открой!
Она распахнула дверь так быстро, словно ждала с той стороны. Он почему-то подумал «таилась». Как маленькое злобное чудовище, прячущееся во мраке, чтобы высасывать кровь по ночам.
- Кто к тебе ходит? Кто к тебе ходит? – Тряс, ломал ее плечи.
Она вывернулась, отскочила.
- Сегодня вот арбуз принесли.
- Что? – Растерялся даже.
- Арбуз, говорю, принесли. Будешь?
Это спокойствие в ее голосе было каким-то уничтожающим, как будто ничего и не произошло. В его голове метались, наскакивая друг на друга, мысли: «Соври что-нибудь. Соври». И еще: «Какая у нее тонкая шея».
- Как ты думаешь, - спросила она, - что я делаю, когда ты не здесь?
Он оглядел разбросанные по полу подушки, скомканный плед, и ее тонкую фигурку, завернутую в желтый, детский какой-то халат с утенком.
- Какая же ты дрянь.
Она кивнула, словно соглашаясь с какой-то мыслью внутри себя.
- Пойдем, я тебе покажу кое-что. – Она развернулась и прошла в свою крошечную кухоньку, порылась в ящиках. – Вот, смотри. Это набор отверток. Я умею ими пользоваться. Прикручивать дверцы, ручки, столы собирать. У меня тут под раковиной недавно трубу сорвало, я ее на место поставила. Это легко.
- Слушай…
- Нет, это ты слушай! – Глаза ее сузились, она стала говорить быстрее. – У меня и дрель есть, веришь – нет? И еще, чтобы ввернуть шуруп в стену, делают такие деревяшечки – чопики, так шуруп крепче держится. А чтобы передвинуть холодильник в одиночку, его надо на себя наклонить, и переставлять с угла на угол. А еще в продуктовых магазинах ненавидят одиночек! Ты знал, что в магазинах ненавидят одиночек? Ты видел, как упаковывают продукты? Там же для одного всегда слишком много! Ты видел, сейчас продают такой специальный обойный клей, который можно намазывать прямо на стену, потому что так проще в одиночку клеить обои. Я все могу сама, Максим, все! Я здесь сама все сделала. Знаешь, я ведь только звонок дверной делать не стала. Я подумала… Да какая разница, что я подумала. Ты об этом почти полгода знаешь. А сегодня один парень мне арбуз привез, он про этот звонок всего один день знает. И я подумала: «А вдруг?»
- Агата…
- Иди домой, Максим. 

           Он вернулся домой. Нина не вышла его встречать. Максим прошелся по квартире, не нашел ее ни на кухне, ни в зале. Из спальни растекался по полу коридора свет от ночника. Его жена лежала на кровати, укрывшись пледом, и читала. Она глянула на него поверх страницы и вопросительно качнула головой.
- Нина, у нас дома что-нибудь сломалось?
Она села, поплотнее завернувшись в плед, отбросила со лба непослушную кудряшку, посмотрела на него, склонив немного голову на бок.
- Не знаю, Максим. Я все думала, ты мне скажешь.
Он сел на кровать к Нинке спиной.
- Пару дней назад кран в ванной потек. – Сказала Нина.
- Я сейчас посмотрю.
- Не надо, я слесаря вызвала, уже все в порядке.
- Нина,  - он обернулся и посмотрел ей прямо в глаза, - хочешь, в деревню к матери твоей поедем?
- Хочу. – Она отложила книгу и пристроила голову ему на плечо.
- Я боялся, что ты откажешься.
- Нет, не откажусь. – Она отстранилась. Серые ее глаза заскользили по его лицу. – Там сейчас хорошо.

           Спасибо тебе, Господи, за маленькие города, крошечные редакции местных газет и покладистого начальника Вовку, который легко подмахнул заявление на отпуск. Целый месяц на выздоровление! И прочь от Агаты, от ее детской фигурки, завернутой в желтый халат. Нина, Нинка родная рядом, со своими смеющимися глазами, уютным родным телом, щедрая, добрая, хорошая.
           Ранним утром в деревне пахнет прелой листвой, стелется по улице густой туман, словно кто-то разлил в воздухе большой стакан молока. Слышно, как в сарае шебуршат куры, громко зевает цепная собака. Месяц грибов, рыбалки, сна, тишины и Нинкиного шепота в темноте. А потом позвонил Вовка. И Нина носилась вслед за Максом из комнаты в комнату просторного деревенского дома, издавала горлом какие-то протяжные птичьи звуки.
- Мама, помоги мне! – Закричала она в кухню, где, замерев перед столом, сидела Антонина Ивановна.
- Уймись, Нина. Пусть.
Пусть. С этим и уехал.

           Он ожидал, что в холле больницы будет пусто, и они с Агатой постоят вдвоем у окна. Что-то такое видел в кино. Но холл походил на зал ожидания вокзала: какая-то бестолковая толчея, людской гул, сумки, пакеты, встречи, расставания. Агата появилась в дверях, он махнул ей рукой, а она словно и не удивилась, увидев его в этой толпе. Они пробрались к подоконнику, и Максим протянул ей пакет с апельсинами. Молчание между ними натянулось, как струна. Он отчаянно соображал, что бы такое ей сказать, но она заговорила первой.
- Тебе Володя позвонил?
- Угу.
- В палате со мной люди – совершенно кошмарные. Решают кроссворд и ни одного слова отгадать не могут. Приходится подсказывать.
- Плохой из меня оказался защитник, да?
Она пожала плечами и отвернулась. Тоненькие плечики заходили ходуном, он притянул ее к себе, почувствовав чуть заметное сопротивление, как будто ухватившись за ветку гибкого куста, пытался наклонить к себе ствол.
- У меня неходжкинская лимфома. Красиво звучит, правда?
- Агата…
- Помолчи.  – Она закрыла глаза, приподнялась на цыпочки, втянула ноздрями его запах. Потом сложила руки на животе, где под халатиком тянулся тонкий розовый шрам, и сказала:
- Когда я умру, все мои демоны умрут вместе со мной.
Он положил свою руку поверх ее. Пальцы у нее были холодные, влажные и слегка подрагивали. 
- Сколько их было?
- Трое.
- Больно было?
- Страшно.
- Давно?
- Год назад.
- Я завтра еще к тебе приду.
- Нет, Макс. Тебе потребуется миллион лет, чтобы увидеть меня снова.
Он бы не смог уйти. Так и остался бы стоять, прижимая ее к себе. Но Агата ушла сама. Расцепила свои руки и ушла, оставив на подоконнике пакет с апельсинами.
Она умерла во вторник.
           Поздно ночью он пришел к подъезду, где всего месяц назад дышала Агата. Остановился перед входом, закурил и смотрел в небесную темноту. Как же темно в городе по ночам! Он думал о том, что где-то там, в этой глубокой темноте вместе со своей собакой, бежит, наверное, сейчас Агата. И собака защищает ее от врагов.