Добрянские. Исторический очерк о фамилии

Вадим Добрянский
               
                Добрянские (укр. Добрянські, польск.-рус. Добжаньские, Добжанские, Добржанские, польск. Dobrzanscy, Dobrzyjanscy, Dobrianscy) —  старинная  (преимущественно русинская) шляхетская фамилия гербов «Сас», "Лелива" и "Любич"[5, c.71].

 Некоторые историки (например, А.Бонецкий) считают, что под такой фамилией существовало как минимум два разных рода (один из Добры в Саноцкой земле, другой - из Добжан (Добрян) на Львовщине), возникших почти одновременно в XV в. [2, s.334].  Однако о Добжанских (Добрянских) из Добжан (Добрян) известия очень скупы и даже  неясно  толком  каким  гербом  они  пользовались. Согласно Бонецкому начало Добрянским из Добрян положили Мичек, Ивашко, Семашко, Ванько, Ян  и другие держатели части  Добрян. Последние сведения об их потомках датируются 1651 годом [2, s.334]. У графа  Уруского есть упоминание еще об одних Добрянских - Добжанских герба "Любич"  (XVIII-XIX вв.) в  Подольской губернии [16, s.197]. Однако  об их происхождении нет точных данных. Это позволяет    предположить, что они скорее всего  происходят от  Добрянских  из  Добры или из Добрян. Также есть известия и о нескольких поколениях татар Добжанских/Добрянских...

Однако же большинство польско-украинских  исследователей XIX - нач.XX веков (А.Виняж, А.Прохаска, М.Грушевский и др.) под Добрянскими понимали все же королевских слуг из Добры и полагали, что роды-фамилии герба «Сас» (включая и Добрянских) были связаны с молдавским воеводой Сасом (1354—1358) из династии марамурешских Драгошитов, однако каких либо документальных подтверждений эта версия не имеет. Скорее всего какая то часть родов герба «Сас» действительно вела свое происхождение из венгерско-румынских краев, но другая часть тех шляхетских родов, это автохтонное, русинское или польское население [5, c.71].

Род Добрянских из Добры  основали русины: три «стрыечных» (двоюродных) брата — Юрий, Занько и Дмитрий — королевские слуги из Улюча (Улича) [4, c.92]. 28 июня 1402 г они и их братья получили от короля Польши и будущего героя Грюнвальдской битвы Владислава Ягайло (1386—1434) привилей (жалованную грамоту) на владение Доброй в Саноцкой земле Русского воеводства [1, VII, 22]. За это пожалование (согласно упомянутой грамоте) братья обязаны были выставлять на войну трех лучников и в случае необходимости тремя конями служить при Саноцком замке. Это последнее обязательство поставило всех Добрянских в положение замковых слуг [10, c.68]. Поэтому с введением в Саноцкой земле в 1424-1435 гг. земского судопроизводства им не удалось сразу перейти в категорию полноправной шляхты. Но Добрянские добивались этого весьма энергично, то отказываясь выполнять свои служебные обязанности при замке, то откупаясь от них уплатой десятигривенного ежегодного чинша [4, 92]. Так, например, в 1446—1449 гг саноцкий староста несколько раз жаловался на Трухана Юрьевича (?-рубеж 1450-х-1460-х гг), Иосифа (?-ок. 1450 г.) и Ивана (?-1469) Добрянских, которые отказывались служить при замке [3, s.292]. Наиболее ожесточенным противостояние между Добрянскими и старостами Санока было во второй половине XV-первой половине XVI вв, после того как, в 1469 году саноцкий староста Миколай Пеньонжек за 60 гривень выкупил у Добрянских значительную часть Добры [17, p.29]. Не желая повиноваться саноцким старостам и выполнять замковую повинность, Добрянские, начиная с 60-х-70-х гг XV в, чаще распродают свои земельные наделы в Добре и поселяются в других селениях и землях Русского воеводства[10, c.68]. Благодаря этому они уже не выполняли свои повинности при Саноцком замке; из документов, рассказывающих о Добрянских вне Добры постепенно исчезла приставка servi — «слуги». Среди тех немногих Добрянских, которые остались в Добре, наиболее видное положение в нач. 1470-х гг. занимал Влодек Заневич Добрянский - сын одного из родоначальников Добрянских.

Со временем положение Добрянских, остававшихся в Добре и ее окрестностях, коренным образом изменилось. Так, в 1548 г король Польши Зыгмунт Август (1548—1572) восстановил привилей Владислава Ягайлы от 1402 г и присоединил Добру к русским жупам, изъяв тем самым ее из под юрисдикции саноцкого старосты. В 1564 г Зыгмунт Август выдал привилей для Иеронима, Григория, Яцка и других Добрянских, согласно которому за ними была закреплена лишь военная служба: они должны были выставлять на войну 5 вооруженных конников [13, V, 9411]. К тому же Пйотрковский сейм 1565 года освободил Добрянских и от уплаты ежегодного чинша, поскольку они добросовестно ходили на войну в составе "посполитого рушения" - всеобщего шляхетского ополчения. Это прекратило длительную борьбу Добрянских за шляхетские права, и теперь они могли с полным правом называть себя шляхтичами [4, c.92-93]. 5 октября 1634 г во Львове король Владислав IV Ваза (1632—1648) подтвердил право Добрянских на владение Доброй.

Что до военной службы Добрянских из  Добры, то воинскую повинность они выполняли исправно. Несмотря на скупость источников 1 четв. XV в, можем однако предположить, что Добрянские уже участвовали в сражениях "Великой войны" (1409-1411) с Тевтонским орденом - Грюнвальдской битве 15 июля 1410 г и осаде Мальборка осенью того же года. На это косвенно указывают и сама грамота 1402 г и целый ряд документов 1430-х-1450-х гг. Кроме того, из документов точно известно, что в 1435-1436 гг. Добрянские принимали активное участие в подавлении антипольского выступления литовско-волынского князя Свидригайла Ольгердовича, поддержанного тевтонскими рыцарями и русскими православными магнатами (кн. Острожскими и др.), а прославившийся во 2 пол. 1440-х гг. борьбой за шляхетские права, Иван Добрянский,  воевал с тевтонцами во время Тринадцатилетней войны (1454—1466). В дальнейшем, в составе посполитого рушения и панцирной кавалерии Добрянские принимали участие во многих войнах и вооруженных конфликтах Польско-Литовского государства [14, c.46-56].

В XVII—XVIII вв Добрянские проживали уже не только в Саноцкой и Перемышльской землях [15, s.50-52] Русского воеводства, но и в Подолии, на Волыни и на Левобережной Украине. Кстати, вместе с князьями Вишневецкими Добрянские внесли и свою посильную лепту в процесс колонизации и освоения Левобережья. Уже в 1616 году люстрация упоминает среди владельцев Сиверы   на Ворскле  в  Черкасском старостве шляхтича Василия Добрянского [9, c.7].

В целом в этот период Добрянские из  Добры  и  Добрян  начинают играть довольно заметную роль в общественно-государственной, духовной и военной жизни Польши и Украины (Гетманщины). Так, например, Михаил и Иван Добрянские в первой половине XVII в удерживали за собой Лещинское войтовство в Перемышльской земле, а Андрей Добрянский, представляя Перемышльскую землю, подписал с воеводой русским в 1669 г элекцию (избрание) короля Польши Михала Корыбут-Вишневецкого (1669—1673) — сына легендарного князя Яремы. Дмитрий Добжанский (Добрянский) во второй пол. XVII века служил товарищем "панцерной" роты Фрацкевича герба "Щлеповрон", а Василий Добрянский герба  "Сас"  (первая половина XVIII в) был войсковым товарищем у гетмана Левобережной Украины И.Скоропадского (1708—1722) [11, c.44].

Кроме того, на рубеже XVI—XVII вв Добрянские снискали себе славу стойких защитников православия на украинских землях Речи Посполитой. Наибольших успехов на этом поприще достигли Стефан и Николай Добрянские. Стефан Добрянский (?-1598) – православный священник Спасского монастыря на Волыни, был преданным сторонником кн. Константина Острожского и активным противником Брестской унии. Обладая ораторскими способностями Добрянский сумел за короткое время настроить против луцко-острожского епископа - униата Кирилла Терлецкого почти все население Луцкого повета. Растерявшийся епископ даже не знал, что со священником делать. Однако явно напасть на Стефана Добрянского Кирилл опасался из-за могущественного князя Острожского, в имении которого располагался Спасский монастырь. Кроме того, князь мог вступиться за Добрянского в любую минуту, что не входило в планы расчетливого епископа. В конце-концов люди Терлецкого подстерегли Стефана Добрянского, возвращавшегося из Луцка в свой монастырь, схватили на оболонье и утопили [12, т.9, гл.9]. Николай Добрянский (?-1634) принимал активное участие в деятельности Львовского ставропигийного братства. В 1596—1634 гг. он постоянно избирался в старейшины братства разных степеней, а в 1592 г. состоял в посольстве к русскому царю Федору Иоанновичу (1584—1598). Умирая Николай Добрянский завещал Львовскому братству 24 золотых талера и домик в Тарнавцах. Дело Николая Добрянского продолжил его родственник Илья Добрянский (XVII в), вступивший в ряды Львовского братства в 1634 г. Самуил Добрянский (XVII в) в 1649 г стал преемником Преподобного Иова Почаевского на должности настоятеля Свято-Успенской Почаевской лавры, крупнейшего монастыря на Украине после Киево-Печерской лавры [7].

Стремясь найти надежную преграду массовому окатоличиванию Украины, некоторые Добрянские, после Брестской унии обратили свои взгляды на кальвинизм (протестантизм). Помимо Добрянских среди кальвинистов было немало и других представителей известных украинских шляхетских семей. После Брестской церковной унии кальвинистские деятели пытались договориться с православными о совместной борьбе против наступления католицизма: в 1599 г. в Вильнюсе было подписано соглашение о конфедерации кальвинистов и православных для защиты политических и религиозных прав шляхтичей, духовенства, мещан. Наиболее известными фигурами в истории украинского кальвинизма по праву считаются братья Лукаш и Андрей Добрянские - сыновья галицкого православного священника Ивана Добрянского. Лукаш в 1630-х-1640-х гг. возглавлял кальвинистское собрание в Козаровичах. Андрей Добрянский - ученик нескольких европейских университетов, профессор философии, поэт, переводчик, педагог, пастор сборов в Яблунове, потом - в Бучаче. Вместе со своим шурином Яном Зыгровским активно участвовал в работе Панивецкой школы, издании нескольких произведений Зыгровского. Из-за преследования католиками они переезжают в Великое княжество Литовское. Здесь Андрей занимал должность виленского суперинтенданта, впоследствии ректора школы в Слуцке, написал несколько работ, вышедших в Базеле (Швейцария). Вместе с братом Лукашем еще в Глинянах начал перевод Посланий апостолов, который, однако, не успел завершить [8, c.64].

Оказавшись после разделов Речи Посполитой (конец XVIII в) под властью России и Австрии, большая часть Добрянских постепенно утратила шляхетство и окончательно попала в сословия духовенства и мещан. Удержаться "на плаву" (т.е. сохранить свое шляхетство) повезло разве что тем  представителям фамилии, которые исповедовали католичество [2, s.335-338]. Кстати, в это же время многие Добрянские чаще меняют  польское написание своей фамилии на собственно русинское. Так, по словам исследователя Роберта Костецкого в одном из рапортов австрийская Военная Комиссия писала:"Заявляется (призывается) в армию солдат как Dobrianskij, хотя отец его в метрике  (свидетельстве)... имеет фамилию Dobrzanski..." [18].

Многие оставшиеся в России Добрянские/Добжанские/Добржанские прославили свое имя на военном поприще, приняв участие в войне с Наполеоном (1812 г.), Кавказской (1817-1864), Первой мировой (1914-1918), Гражданской (1918-1920/1923) и Великой Отечественной (1941-1945) войнах. Те же Добрянские, которые оставались на Западной Украине посвятили свою жизнь борьбе за независимость Украины [6, c.554-555].

                ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1.  Akta Grodzkie i Ziemskie (AGZ)
2.  Boniecki A. Herbarz polski, t. 4, Gebethner & Wolff, Warszawa 1901
3.  Winiarz. A. Ziemia Sanocka w latach 1463-1552. Kwartalnik Historyczny, 1896
4.  Грушевський М. Історія  України-Руси.-К.:Наукова думка, 1994.-т 5
5.  Добрянський В. В. Про деякі аспекти атрибуції польських бойових наголів'їв козацької доби. (укр.) // Музейний вісник. — Запоріжжя: 2007. — 190 c.
6.  Енциклопедія українознавства.-К., 1994.-т.2.-с.554-555
7.  Житие Преподобного Иова, игумена Почаевского (разн. редакции)
8.  Задорожна О.Ф. Протестанти з роду  Горностаїв//Наукові записки На УКМА.-т.20
9.  Кривошея В.В.  До причин  Національно-визвольної війни середини XVII ст.//Гілея (науковий вісник).-Випуск 23.-К., 2009
10.  Линниченко И.А.  Черты из истории сословий в Юго-Западной (Галицкой) Руси в XIV-XV вв. М., 1894
11.  Лукомский В., Модзалевский В. Малороссийский гербовник.-К., 1993.
12.  Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883. (переиздание — 1994—1996).
13.  Matricularum Regni Poloniae Summaria (MRPS)
14.  Пашин С.С. Земяне из саноцкого села Добра в XV веке // Европа. Международный альманах. Тюмень, 2003. Вып. III.
15.  Poczet szlachty galicyjskiej i bukowinskiej.Lwow, drukarnia Instytutu Stauropigianskiego, 1857
16.  hr.Uruski S. Rodzina: herbarz szlachty polskiej. Warszawa, 1906, t 3
17.  Hejnosz W. Ius Ruthenicale. Przezytki dawnego ustroju na Rusi Halickiej. Lwow, 1928
18.  Kostecki (Paslek) R. Rodziny herbu Sas