Золотая орда как оплот православия

Михаил Маковецкий 2
Родные пепелища и отеческие гробы… Русь возникла как часть Золотой Орды. Система русских феодальных вотчин сложилась именно в период татаро-монгольского ига — с 1240 по 1480 год и с тех пор радикально не менялась столетиями. Фактически, именно Россия стала естественным историческим продолжением кондовой, христианской Орды.
Теперь. Кто такие русские князья в период татаро-монгольского владычества? Русские князья в тот период были чиновниками в Золотой Орде. Князем в тот период мог стать только тот человек, который получал ярлык на Великое Княжение. И этот ярлык на княжение мог быть отнят в любую минуту. Вступление князя в управление своим уделом могло последовать только с согласия хана, присяги на верность хану и получения ханской грамоты — ярлыка. Вертикаль власти в Золотой Орде был выстроена очень жестко.
Именно от Батыя получил, к примеру, ярлык на княжение Александр, получивший в последствие прозвище «Невский». Следом, кстати, из Орды возвращается Ярослав Всеволодович, получивший ярлык на княжение во Владимире. Ну, и так далее.
Был такой период в истории крестовых походов, когда, вместо освобождения Гроба Господня из-под власти сарацин, крестоносцы встали на путь войны с православным миром. В их понимании православные были еретиками, которых следовало наставить на путь истинный. Но, если Константинополь крестоносцам удалось взять и разграбить, то с находящейся на пике своего могущества Золотой Ордой этот фокус не прошел. Ордынский полководец Александр Невский разнес крестоносцев в пух и прах и сразу после победы ордынского оружия отправился на доклад верховному главнокомандующему хану Батыю в столицу страны город Сарай. Где и был, естественно, награжден и обласкан. Ледовое побоище носило именно такую природу. Сталинская киномистификация была вызвана сиюминутным политическим заказом, и к историческим реалиям отношение имело самое отдаленное.
А в чем состояла функция князей, кстати? Главная их функция — сбор налогов. И кто были русские князья по происхождению? Да все те же татары. Мурза Чет стал родоначальником рода Годуновых. Дочери ханов, даже после принятия Ордой ислама, выходя замуж за русских князей, всегда принимали христианство. А именно женитьба на дочке хана, кстати, и была основной причиной для получения ярлыка на княжение. Плюс к этому минимум один из сыновей князя всегда отправлялся делать карьеру в столицу страны, в город Сарай. Без этого о ярлыке на княжение не могло быть и речи.
Захватив Русь, монголо-татары проводят две переписи, в 1239 и в 1257 годах. После чего обложили каждого нового гражданина империи 10-процентным подоходным налогом. Сбор дани изначально поручили удельным русским князьям, а баскаки — карательные отряды «налоговой полиции» Орды — высылались, только если князь-наместник подозревался в сокрытии доходов с земель. Доверяй, но проверяй, а то, ведь, проворуется администрация на местах. Коррупционеры чертовы.
Но это все вступление, теперь собственно, к сути. В Золотой Орде православным митрополитам выделяются особые ханские ярлыки (как и князьям). Система типа советской. Первый секретарь обкома КПСС — ярлык митрополита. Глава горсовета — ярлык князя. Церковь при иге — это КПСС в советский период. Или, к примеру, опричники при Иване Грозном (этническом татарине и прямом потомке золотординских ханов).
Митрополиты и церковные земли освобождались от податей и повинностей ханами Золотой Орды. Православных священнослужителей: настоятелей, монахов, священников и пономарей не включали в число «сосчитанных» во время переписи. Так же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов их семей. Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от православного духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был «виновен в клевете» (то есть в непочтительном отношении) и поношении греко-православной религии. Но, в отличие от советской системы, князьям были подчинены вооруженные силы данного княжествами. А так аналогия полная.
А с чего это такая любовь к православию в татаро-монгольской среде? А с того, что сама Золотая Орда была государством православным. Царь Сартак, сын хана Батыя, принял православие и ввел его в качестве официальной религии в своей империи. Собственно говоря, именно он, а вовсе не Владимир Красное Солнышко крестил Россию. Тогда в Золотой Орде было организовано несколько новых епархий: четыре в Восточной Руси, две в Западной Руси. И одна в Сарае (столице Золотой Орды). По приказу Сартака первый в монгольское время митрополит Кирилл в самой столице ханов Сарае учредил православную епископию, поставив в нее епископом (в 1261 году) Митрофана. И православия стало вводиться на просторах империи железной татаро-монгольской рукой. А уже в 1276 г. сарайский епископ Феогност на Константинопольском соборе докладывает православному миру о крещении татар.
В домонгольский период православие утвердилось только среди собственно славянского населения, то есть среди высших классов и горожан. Именно татаро-монголы дали возможность завершить христианизацию русского народа. Вернее это русский народ создать. Потому что вместе с христианизацией подвластного населения шла и его русификация. Ибо этнически население вокруг Москвы и севернее было отнюдь не славянским. Даже само слово "москва" не славянское вовсе, а угоро-финское. Славянами были недавно пришедшие сюда с запада немногочисленное население городов. Досконально известно, когда произошло заселение района рек Ока, Угра, Москва. Это было в IX - XI веках. Заселили эти земли главным образом племена кривичей. Всех остальных русифицировали монголо-татары. Руками православной церкви.
Так, в ХIII в. христианство распространяется среди чуди — самой многочисленного народа в пределах тогдашней Руси. Вслед за чудью святой верою были просвещены карелы. Стефан Пермский крестил многочисленных тогда коми. Впрочем, это произошло незадолго до битвы на Калке. Ну, и так далее. Перешедших в православие и заговоривших на русском языке неславянских жителей Золотой Орды стали называть христианами. Впрочем, в дальнейшем это слово зазвучало как "крестьяне" и полностью изменило свой первоначальный смысл.
Теперь, что представляла собой на тот момент православная церковь? Жесточайшая централизация и железная дисциплина. Никаких поместных автокефальных церквей. Власть Архиепископа Константинополя гораздо более всеобъемлющая, чем власть Папы Римского для католиков. Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан еще в Византии и получившими ярлык на митрополитство от хана. Церковь на Руси тогда практически не зависела от светской власти.
Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как татарских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений. Уровень процветания, достигнутый русской православной церковью к концу первого века монгольского владычества, носил беспрецедентный характер. Андрей Рублев творил именно при монголах, и не только он один.
Русское монашество, которое в домонгольский период развивалось довольно медленно и в основном за счет поддержки «материнской» греческой церкви, в годы ига быстро превратилось в доминирующий элемент в экономической и политической жизни страны. В первое столетие татро-монгольского владычества количество монастырей выросло более чем в пять раз, а всего с середины XIV до конца XV века общее число монастырей в стране увеличилось с 50 до 400. В руках православной церкви сконцентрировалась большая часть материальных и культурных ресурсов страны. Более трети всех русских земель разными путями перешло в собственность монастырей, им принадлежали самые доходные промыслы.
Но, к 1380 году, ситуация круто изменилась не в пользу православной церкви. А почему? А потому, что в начале 13 века Византийская империя на закате. И поток православного духовенства из Византии иссяк. В самой Орде это стало ударом по православию фатальным — там на смену православию пришел ислам. Орда была обращена в мусульманство ханом Узбек в 1312 году. Хотя реально переход Орды в ислам было кровавым и завершилось только к концу 13 века, но это и не важно.
На Руси же православие устояла благодаря деятельности Сергия Радонежского, который заменил элиту православной церкви с греческой на русскую. Но платой за это стало то обстоятельство, что он подчинил церковную власть светской, подчинившись Дмитрию Донскому. Власть Дмитрия Донского в результате этого окрепла настолько, что он в ходе Куликовской битвы громит Мамая и даже впервые попытался передать великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды… Но уже на следующий год Тохтамыш захватывает Москву и восстанавливает конституционный порядок во взбунтовавшемся регионе Золотой Орды.
 А русское государство стало окончательно независимым только в 1480 году, на фоне и как результат полной деградации Золотой Орды.

PS. В 1240 г. татаро-монголы стерли Киев с лица земли. И история «Киевской Руси» на этом была закончена. Поэтому данное государственное образование не может считаться частью русской или украинской истории.