Зеркало света. Глава 8

Ю.Новиков
ГЛАВА 8. ДРЕВНЕАРИЙСКОЕ УЧЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ

Как часто в суете мы забываем,
Что человек, как мир, неисчерпаем.

Что такое психология? Если обратиться к происхождению этого слова, к его переводу, то получится «учение о душе». Исторически психология сначала была частью философии и только в конце XIX века выделилась в самостоятельную область исследования. В современных словарях психология наиболее часто определяется как наука о различных проявлениях и закономерностях психической деятельности человека.

Таким образом, сейчас психологию считают всего лишь одной из множества наук. Но дело в том, что у нее есть ряд особенностей, позволяющих отвести ей совершенно самостоятельное место. Прежде всего — это предмет исследования. Психология претендует на познание внутреннего мира человека: его разума, характера, побудительных мотивов поведения, убеждений, особенностей мышления и т.д. Но, согласно древнеарийскому учению, внутренний мир человека ничуть не менее прост, чем весь огромный внешний мир, в нем можно найти все то же самое, что и в целом мире, как это ни покажется странным многим нашим современникам. Ведь человек и мир — это микрокосмос и макрокосмос, построенные по единым принципам и живущие по единым законам. Человек был создан по образу и подобию Создателя. Он содержит в себе все божественные потенции, хотя и в непроявленном виде. Поэтому предмет исследования психологии так же неисчерпаем, как и весь мир в целом. Это сближает ее как раз с философией, из которой она и вышла. И точно так же, как в философии, здесь тоже ничего нельзя целиком и окончательно понять, дойти до конца в изучении даже отдельных проявлений психики. Точно так же нельзя проверить экспериментально очень многие положения. И опять же в психологии мы встречаем чрезвычайно много различных теорий, противоречащих друг другу, но тем не менее долго и успешно существующих и приобретающих все новых и новых последователей.

Поэтому неудивительно, что многие рекомендации современных психологов расплывчаты, неконкретны, непоследовательны. Неудивительно и то, что довольно часто люди, не имеющие к психологии никакого отношения, оказываются гораздо проницательнее в оценке конкретного человека, чем самые что ни на есть дипломированные, остепененные и авторитетные психологи. И ничего нет странного в том, что в психологии предлагается чрезвычайно много различных сложных и непонятных терминов и даже целых систем терминов. Эта последняя особенность, кстати, всегда свидетельствует о глубоком кризисе в любой отрасли знаний: если не знаешь даже, как назвать какое-то явление, то, тем более, не можешь понять его, объяснить другому и, конечно, повлиять на него.

Создавая свои схемы, системы, методы, подходы, психологи практически всегда исходят исключительно из собственных представлений и трудов своих предшественников. Таким образом, они не выходят за рамки все тех же личных моделей мира (точнее, микрокосмоса), а следовательно, не могут преодолеть свойственных этим моделям недостатков. Здесь опять же явное сходство с философией. Отметим, что довольно регулярно предпринимаются попытки поставить психологию «на современную научную основу», то есть создать некие математические модели поведения человека в различных ситуациях, связать психические процессы с физиологическими, понять механизмы их возникновения и развития. Проводится много разнообразных экспериментов, создаются приборы, воздействующие на психику. Но особых успехов на этом пути достигнуть пока не удается: слишком сложен объект исследования, и даже вскрытие того, как происходит данный процесс, ничего не говорит о том, почему и зачем он происходит. Конечно, можно определить, какие зоны головного мозга отвечают за те или иные психические процессы, управляют теми или иными чувствами. Можно даже, воздействуя электрическими сигналами на эти зоны, искусственно вызывать у человека заданное состояние, например, удовольствия или страха. Можно выделять химические вещества, появляющиеся в крови при различных ситуациях, и даже специально вызывать эти ситуации, вводя человеку синтезированные вещества, например, состояние влюбленности. Но все это нисколько не приближает нас к пониманию человеческой психики, к тому, что все эти механизмы запускает в естественных условиях, что ими управляет, что определяет индивидуальность каждого отдельного человека, несмотря на всю схожесть электрических и химических процессов у всех людей. Зато опасных и негативных последствий подобные эксперименты несут в себе массу, вызывая порой у людей разнообразные психические расстройства.

Приблизиться к пониманию различных психических явлений, к осознанию их причин, путей развития, источников возникновения можно только на основе знания законов мира в целом. Только учитывая основные силы, действующие в мире, роль и место человека в нем, мы можем составить сколько-нибудь достоверное представление об этой важнейшей для каждого из нас стороне мироздания. Только имея четкие ориентиры, можно судить о том, что является нормой, а что патологией, что надо беречь и укреплять, а с чем необходимо бороться. Ведь именно во внутреннем мире человека проходит передний край борьбы добра и зла, составляющей основное содержание Эры смешения. Именно здесь дают свои первые всходы семена зла, что в дальнейшем позволяет злу окрепнуть и в дальнейшем активно разрушать мир во всех трех его формах (Меног, Гетиг, Ритаг). Потому что если человек не сделает первичный выбор в сторону зла, не поддастся лжи и страху, то он никогда не станет служить злу на деле. А без этого оно бессильно. Но об этом было сказано уже много.

А вот многие (если не все) методы современной научной психологии исходят совсем из других принципов. Своей главной задачей они считают достижение человеком внутреннего комфорта любой ценой. Они стремятся объяснить человеку, что вся (или почти вся) его предшествующая жизнь правильна, что не надо стыдиться никаких своих поступков, что все совершенное человеком нормально и естественно, и надо продолжать в том же духе и даже более решительно, и стесняться тут нечего. А так называемые «муки совести» — это всего лишь следствия неправильного воспитания, внутренних комплексов, неверных представлений, распространенных в данном обществе. Недаром идеалом многих людей в наше время являются герои книг и фильмов, которые отличаются завидной решимостью, не останавливаются ни перед чем для достижения своих целей, ни в чем не сомневающиеся и имеющие на все готовый ответ. Ведь это так приятно — всегда и во всем ощущать свою полную и несомненную правоту, ни о чем не жалеть, ничего не стесняясь в своем прошлом, твердо верить в свои способности правильно и быстро решить любые проблемы, которые возникнут в будущем.

Но достичь заметных успехов при таком подходе современной психологии удается далеко не всегда: только немногие люди безоговорочно соглашаются, что у них все нормально, и все их проблемы кажущиеся. Большинству все-таки что-то мешает. Где-то в глубине у них есть внутренний критерий того, что делать можно, а чего никак нельзя. Как раз он и называется совестью. И получается, что современная психология стремится приспособить совесть человека к его поступкам, образу жизни, к его желаниям, к взглядам, принятым в обществе. А надо было бы совсем наоборот: приспосабливать поведение человека к его внутреннему критерию, к объективным законам нашего мира, чтобы как раз с точки зрения этих законов оценивать свои и чужие поступки, обычаи общества, принятые представления о норме. Конечно, это гораздо сложнее. Ведь человек, живущий по совести, не вписывается в современный, сильно пораженный злом мир. И сказать пациенту, пытающемуся обрести внутренний покой, что он должен в том или ином виде конфликтовать с общественным мнением, поступать вопреки ему, ориентируясь только на мировые законы, очень непросто. Если человек последует этому совету, то жизнь его совсем не станет проще, проблем не убавится, даже, скорее, наоборот. Но это только внешне. Зато только в этом случае придет подлинное, а не искусственно внушенное внутреннее спокойствие, истинная, а не напускная уверенность в своей правоте, в том, что главное — служить добру, а не злу, что бы об этом ни говорили окружающие. Конечно же речь здесь идет только о тех людях, у которых голос совести, этого проявления божественного начала в каждом из нас, еще не молчит, еще слышен. Другим психологи легко помогают своими методами.

То есть сейчас психология находится на службе у общества, у государства, обслуживает их интересы, зачастую корыстные. А в идеале она должна руководствоваться только объективными космическими законами, помогать человеку понять его правильный путь, сделать верный выбор и, в конечном счете, выполнить свое предназначение на Земле.

Вообще, прежде чем говорить о различных сторонах психики, о разных психических процессах, прежде чем вводить какие бы то ни было термины, необходимо разобраться в том, что здесь является хорошим, а что плохим, что идет от Бога, а что от дьявола. Человек — это не просто часть мира, а наиболее совершенная его часть, где все особенности мира, все его черты отражены наиболее полно. И поэтому для человека имеют огромное значение все до единого законы мира. Тем более, основной закон нашего времени — закон противостояния добра и зла.

В соответствии с зороастризмом, в человеке, как и в мире в целом, изначально не было абсолютно ничего несовершенного, грязного, злого. В его создании дьявол не принимал никакого участия, только Бог был его творцом. Поэтому не может быть и никаких рассуждений об изначально темных сторонах человеческой психики, о неких грязных инстинктах, в принципе присущих любому человеку и не проявляющихся открыто только в силу некоего «облагораживающего влияния цивилизации». Все, что в человеке является истинно человеческим, было создано чистым и светлым с самого начала. Другой вопрос — как мы всем этим воспользовались, как распорядились, до чего довели к настоящему времени.

Практически все люди, рожденные на Земле (кроме посланцев Бога), не смогли сберечь себя в первозданной чистоте, утратили свое совершенство в предыдущих воплощениях (см. «Живой огонь»), поэтому в нашей психике с самого рождения уже есть семена зла. У нас не только искажены представления о добре и зле, но и нарушена гармония наших собственных проявлений, что также является следствием работы сил зла. Да, наше сознание почти полностью стирается при рождении, что облегчает нам правильный выбор в этом воплощении, так как позволяет сформироваться нашей личности без мучительных воспоминаний о совершенных грехах. Но сами наши грехи полностью не исчезают, они остаются с нами всегда, накапливаясь в нашей карме. Поэтому в нашем подсознании всегда есть следы разрушительного действия зла, которые при благоприятных условиях могут выйти наружу и проявиться открыто. Но из этого совсем не следует, что любой человек грешен по своей природе, просто потому, что он человек, что он только и ждет удобного момента, чтобы показать свое истинное страшное лицо разрушителя, насильника, лжеца, подонка и носителя всех возможных грехов. Такой вариант развития событий, конечно, тоже возможен, но он довольно редок и представляет собой результат сознательного выбора человека в сторону зла и отхода от Бога.

Все, что есть в человеке изначально, может быть разрушено и осквернено силами зла, к чему они вследствие своей природы и стремятся постоянно. Только внеся дисгармонию в различные проявления человеческой психики, только нарушив баланс между ними, зло может начать свою работу по превращению человека в своего служителя, распространителя своего влияния, активного проводника своих идей. Гармоничный человек ему не по зубам. От него зло отскакивает, к нему оно даже приблизиться не может. Но, к сожалению, все мы не гармоничны. И поэтому в нашей психике идет постоянная борьба, нас раздирают порой самые противоречивые желания, нас преследуют всевозможные искушения. И во всем этом мы должны разобраться, уйти от выбора не может в конечном счете ни один человек, этот выбор никто за нас не сделает. Стараться не думать об этих вопросах — это не выход. Это может обернуться потом гораздо большими проблемами. Да, разбираться во всем этом очень трудно, порой мучительно и непереносимо, но такова плата за то, что мы люди, что нам дана максимальная среди других созданий свобода. И именно поэтому силы зла так охотятся за нами: никто другой не может так хорошо, преданно и эффективно служить им в случае их успеха.



Только учитывая эти ключевые положения, можно далее пытаться понять законы развития и проявления внутреннего мира человека. При этом надо всегда помнить, что так как ни одна из сторон личности не может быть признана изначально греховной, следовательно, не может быть и противопоставления разных сторон личности по принципу «хорошо — плохо», что нередко встречается в различных трудах по психологии, литературных произведениях и в высказываниях разных людей.

Так, наиболее распространено противопоставление разума эмоциям или того же разума — чувствам, или все того же разума — инстинктам. Причем, что интересно, встречаются две взаимоисключающие оценки. Некоторые считают, что разум — это всегда хорошо, поступать разумно — это значит поступать верно, недаром же мы все считаемся относящимися к виду «Человек разумный». А чувства — это нечто поверхностное, импульсивное, мимолетное, они нас обманывают, вносят зло в нашу жизнь. Если поддаться чувствам, то потом, после длительных размышлений, об этом придется сильно пожалеть. Другая точка зрения прямо противоположна: холодный разум объявляется единственным источником зла, вносящим дисгармонию в мир. А вот чистые, незамутненные чувства никогда не обманут, всегда дадут истинное понимание ситуации, поэтому надо руководствоваться во всех случаях именно ими, чтобы потом не мучиться всю оставшуюся жизнь.

Кто здесь прав? Как те, так и другие. Точнее, каждый из подходов описывает только одну из возможных ситуаций. Конечно, разум часто противостоит эмоциям, чувствам, но в идеале они должны не полностью вытеснять, заменять друг друга, не отрицать друг друга (как в рассмотренных подходах), а находиться в равновесии, в состоянии золотой середины. Всего должно быть в меру — и разума, и чувств. И любое смещение этого равновесия в ту или иную сторону — это как раз проявление зла, так как нарушает гармонию и делает человека более уязвимым. Что же касается вопроса о том, разум или чувства являются носителями зла, то в действительности возможны обе ситуации. Зло может поражать как разум, так и чувства, а также другие стороны человеческой психики. И все зависит от того, что поражено сильнее. Поэтому советы руководствоваться всем людям во всех случаях жизни только разумом или только чувствами слишком примитивны, слишком упрощают действительное положение вещей. Одному человеку правильное решение скорее подскажет разум, другому — чувства. Здесь, как, кстати и во всех других психологических вопросах, нужен строго индивидуальный подход.

А какой индивидуальный подход может предложить сейчас официальная психология, все ее направления и школы? Чтобы понять особенности психологии конкретного человека, надо сначала понимать, в чем эти особенности могут выражаться, каков набор возможных ситуаций, какие могут быть сочетания различных факторов. Нельзя сказать, что попытки разобраться в этих вопросах не предпринимаются. Наоборот, их было очень много, и каждый автор предлагал свою систему понятий, свое описание различных сторон психики, свою классификацию людей по типам и т.д. Плохо только одно: практически все предлагавшиеся системы строились на основе собственных представлений авторов, а не на основе единых фундаментальных законов мира. Поэтому применимость этих систем обычно ограничена, об их универсальности говорить не приходится.

Что же может предложить психологам древнеарийское учение? Уже нетрудно догадаться, что большую помощь в данном вопросе может оказать астрология. Именно она не только дает развитую систему универсальных терминов, но и на основании гороскопа человека позволяет сказать очень многое (если не все) о его психологических особенностях. Ведь астрология говорит не только о том, какие события с человеком происходили и будут происходить, но и о том, какие особенности характера заложены в нем изначально, как они развиваются с течением времени. Астрологические методы позволяют сделать вывод о степени оскверненности той или иной стороны человеческой психики, того или иного качества личности. И наконец, они говорят о способностях человека, о которых он сам зачастую не подозревает, и о методах их оптимального развития. Так что задачи, решаемые сейчас психологией, относились раньше к ведению астрологии и ее специального раздела — астропсихологии.

А что предлагается нам сейчас? Для выяснения психологического типа человека, его способностей, его сильных и слабых сторон, возможных его действиях в различных ситуациях чаще всего используются разнообразные психологические тесты. Например, при поступлении на работу от кандидата требуют ответить на огромное число вопросов, касающихся самых разных сторон жизни. А затем на основании анализа полученных ответов делается вывод о том, подходит он для данной должности или нет. Кое-чего таким образом, конечно, можно добиться. Например, сразу выясняется уровень грамотности человека (умеет ли он читать и писать) и его общей эрудиции (понимает ли он, о чем его спрашивают). Но вот связь всех этих ответов с особенностями психики довольна сомнительна. Во-первых, неизвестно, насколько искренни полученные ответы. Испытуемый может сознательно скрывать правду, стараться казаться лучше, чем он есть на самом деле. Во-вторых, накопленный опыт использования именно данных вопросов и правил обработки полученных на них ответов невелик (опросные листы регулярно обновляются). В-третьих, никак не учитывается душевное состояние испытуемого в момент проведения тестов (ведь вполне возможно, что он просто сильно переволновался и потому ответил не совсем так, как надо проводящему тестирование). Поэтому неудивительно, что ошибок такой подход дает довольно много. С этим, наверное, сталкивались многие, когда пытались определить свой тип на основании кратких психологических тестов, приводимых в различных журналах. Конечно, вопросов там значительно меньше, но ведь и предлагаемое деление людей на типы гораздо грубее. Несмотря на то, что описание этих типов обычно довольно туманно, далеко не все соглашаются с выводами подобных тестов. Еще менее надежен, чем тестирование, другой метод — индивидуальная беседа с психологом. Здесь многое зависит не только от способностей и даже настроения самого психолога, но и от того, насколько психологически совместимы психолог и испытуемый, насколько они симпатичны или наоборот антипатичны друг другу. Таким путем относительно достоверно можно сказать только о том, насколько хорошо слышит и говорит испытуемый, и не является ли он законченным сумасшедшим. Так что от обоих этих методов толку мало: с одной стороны, они могут отбросить нужного человека, а с другой — пропустить совсем неподходящего.

И уж совсем не может предложить индивидуального подхода современная психология в вопросах воспитания детей (их ведь не заставишь заполнять листы с тестами, да и беседовать с ними гораздо сложнее). Здесь психология дает, если разобраться, только один совет: идти путем проб и ошибок, то есть фактически пробираться на ощупь. При этом нет абсолютно никакой гарантии, что будут испробованы все нужные методы, и будут сделаны правильные оценки сделанных ошибок. Конечно, некоторые психологи дают конкретные рекомендации на все случаи жизни, но у разных авторов они почему-то очень сильно различаются. А ведь именно в детском возрасте наиболее важно начать развивать все заложенные в человеке способности. Цена ошибок в это время чрезвычайно велика. То, что не получит ребенок в раннем детстве, нельзя никак компенсировать за всю его дальнейшую жизнь. Но общие рекомендации официальной психологии, вроде бы приемлемые для всех, гораздо чаще неприемлемы ни для кого. А среди частных рекомендаций различных психологов, авторов систем детского воспитания, родителям приходится выбирать то, что им больше нравится, практически вслепую. Правда, практическая польза от всех этих систем невелика.

А вот астрология предлагает абсолютно объективные методы оценки личности каждого ребенка. Она дает возможность определить не только врожденные способности человека, но и его положительные и отрицательные черты, которые надо соответственно всячески развивать или подавлять. Она говорит также, на что следует обратить особое внимание с самого раннего возраста. И в то же время астрология предлагает общие рекомендации для воспитания любого человека, основанные на особенностях главных этапов жизни. В частности, все мы проходим двенадцать фаз нашего жизненного цикла, соответствующие двенадцати знакам Зодиака, причем каждому знаку соответствует семь лет жизни: от бурного познания мира в первые семь лет (Овен), через накопление опыта и оформление личности (Телец), обретение контактов и развитие общения (Близнецы) и так далее до достижения глубинной гармонии и познания тайн мира (Рыбы).

Еще очень важный рубеж в воспитании — это цикл Сатурна, планеты, формирующей внутренний стержень человека, его собственную систему ценностей. После 29,5 лет, то есть после цикла Сатурна, человека воспитывать уже практически бесполезно, он уже сложился как личность, и в дальнейшем на основные черты его характера могут повлиять только какие-то экстраординарные события или упорное самовоспитание. Впрочем, это не значит, что для него уже закрыт выбор между добром и злом. Возможность этого важнейшего выбора есть у всех нас, пока мы живем на этом свете.

Астрология позволяет нам понять вопросы психологической совместимости и несовместимости отдельных людей, например, в браке, в коллективе. Но, конечно, не на таком примитивном уровне, как пишут в популярных астрологических брошюрах: людям данного знака надо вступать в брак с людьми таких-то знаков, а от людей других знаков надо бежать, как от огня. Нет, здесь все гораздо сложнее, надо понять в каких вопросах совместимость уже есть, в каких ее быть не может (это не всегда однозначно плохо), в каких ее можно добиться и какими путями.

Вообще, надо заметить, что в настоящее время в вопросах семейной жизни чрезмерно много внимания принято уделять различным мелочам. Считается, что если учесть все мелочи, поработать над их устранением или коррекцией, то семейная жизнь сразу же улучшится. Например, если мужа раздражает в жене то, что она не так одевается, не так подметает пол или моет посуду, то психологи советуют жене чуть-чуть подправить свое поведение, и тогда, мол, все будет хорошо. При этом нередко забывают, что все эти мелкие придирки в громадном большинстве случаев — всего лишь проявление общего недовольства, общего неприятия, общего раздражения, которое один человек вызывает у другого. Поэтому, устранив повод для раздражения, мы не устраним причину, а значит, тут же найдется множество других поводов. Когда человека любишь, уважаешь, не представляешь себе жизни без него, то можешь простить ему очень многое, особенно по мелочам, это даже кажется особенно симпатичным в нем. Но когда уважения нет, когда только и думаешь о том, как от человека избавиться, когда постоянно жалеешь себя, что связался с таким негодяем, любая мелочь может стать поводом для недовольства, даже то, как он смотрит, как говорит, как сидит, как ест и т.д. Иногда может раздражать как раз то, что все другие считают несомненными достоинствами, например, что человек чрезмерно хороший, правильный и сознательный. (Обратная ситуация — в человеке может нравиться все, включая его самые страшные грехи.) И до тех пор, пока не наступит внутреннего перелома в восприятии личности партнера, никакие мелкие уступки не помогут изменить ситуацию. Другой вопрос — как этого внутреннего перелома добиться, да и вообще, возможен и нужен ли он. Для этого тоже очень полезен астрологический анализ личностей партнеров.

Астрология также может помочь разобраться во всех психологических теориях, которые существуют сейчас в мире и существовали раньше. Она может предложить и множество других теорий, основанных на преувеличенном внимании к одной из сторон психического мира человека. Правда, единственным правильным подходом будет равноправный учет всех возможных проявлений психики. А любой перекос в ту или иную сторону резко снижает ценность теории, ограничивает область ее применения и дает простор для всевозможных злоупотреблений. Рассмотрим это на примере трех психологических теорий, получивших большую известность в наши дни.

Наиболее знакома нам теория, предлагавшаяся много лет в качестве единственно верной и всесильной. Речь идет, конечно, о марксистском понимании психологии. Главный подход психологической науки марксизма прост: сознание человека, его психические процессы — это результат его социального положения, общественных условий жизни и воспитания. При этом никого не должны обманывать слова «социальный», «общественный», которые, казалось бы, должны каким-то образом характеризовать отношения людей в обществе. В основе любого общества марксизм видит исключительно имущественные отношения, поэтому положение человека, по мнению марксизма, определяется именно его отношением к собственности. Ведь и классы, это любимое понятие Маркса, также определяются по их месту в общественном производстве, по их отношению к собственности. Таким образом, в основе психологии марксизма — именно материальный подход. А следовательно, сознание как таковое возникло на определенной стадии развития материи, когда из обезьяны появился человек. Общественное сознание исторически формировалось также вследствие материального развития общества. Индивидуальное сознание определяется тоже материальными условиями жизни: «бытие определяет сознание». И если изменить материальную основу жизни, автоматически (правда, может быть, не сразу) изменится и сознание людей. То есть здесь четко просматривается влияние зодиакального знака Тельца, все того же Тельца, низшую программу которого так гениально воплотил в своем учении Маркс.

Именно этими соображениями руководствовались коммунисты, когда ставили своей задачей воспитание нового человека. А чертами личности нового человека должны были стать глубокая идейность, коллективизм, бескорыстие, трудолюбие, самоотверженность. Любое стремление к собственности, к улучшению своего материального положения, к самостоятельным поискам истины, даже к уединению (!) рассматривались если не как уголовное, то как моральное преступление, недостойное советского человека (это, впрочем, совсем не мешало обогащаться и предаваться всевозможным порокам партийной верхушке). На достижение этой цели было направлено все: минимальная и практически одинаковая у всех (кроме избранных) зарплата, коммунальные квартиры (а если и отдельные, то миниатюрные), непременный труд для всех (и труд только в коллективе), обязательное вовлечение всех в бесплатную «общественную работу» помимо основной, даже скудный выбор продаваемых населению товаров. Советский человек постоянно должен был находиться на виду, среди других, ему следовало отвыкнуть от собственности, принять как свою личную мысль о том, что все должно быть общим. Но победить психологию, сформировать у всех и каждого новое мышление на деле оказалось совсем не так просто. Люди стали приспосабливаться к системе внешне, но не внутренне. Запрещенные качества характера ушли в тень, их предпочитали скрывать, но не изменять. Когда они проявлялись, то их объявляли пережитками капитализма, влиянием Запада, психическими расстройствами, но только не законами психологии. Ведь действовали строго по теории: все материальные условия были созданы, собственность стала общей и перестала поэтому разлагающе действовать на сознание людей, следовательно, неотвратимо должен появиться новый человек, раньше или позже, но должен.

Конечно, материальные вопросы влияют на сознание человека и порой даже сильнее всего остального. Очень многие видят в богатстве единственно достойную цель в жизни. Многих людей полученное тем или иным образом богатство портит, делая их жадными, скупыми или наглыми, бесцеремонными, презирающими всех остальных. Многих портит и бедность, нищета, одних толкая на обман, кражу, убийство, а других  делая  забитыми,  унижающимися  перед  более богатыми. И то и другое плохо, как и любые крайности.  Но  сводить  развитие  психики  исключительно  к  материальным  вопросам  совершенно  неверно.  И даже если добавить сюда воспитание, все равно мы не сможем  объяснить  всех  возможных  характеров  и  судеб. Например, в одной семье могут вырасти совершенно разные братья, хотя их и воспитывали одинаково,  и  материальное  положение  было  одним  и  тем же,  и  положение  в  обществе  было  одинаковым,  и учили  их  те  же  учителя  по  тем  же  программам,  и законы  государства  были  теми  же.  Если  обратиться к  истории,  то  нетрудно  заметить,  что  люди  светлые,  сделавшие  много  добра,  достигшие  высот  духовного  развития,  воспитывались  как  в  богатых, благополучных семьях, так и в нищете и унижениях. Их бытие почему-то не определяло однозначно их сознание. Точно так же трудно объяснить исключительно материальными причинами формирование матерых преступников, принесших людям и миру много зла. Да и черты характера, как нетрудно заметить, вырабатываются совсем не вследствие одних только материальных факторов. Не связаны они напрямую и с особенностями труда человека, о чем так любят говорить марксисты.

То есть здесь мы имеем дело как раз с ярчайшим примером чрезмерного выпячивания одной из сторон действительности (правда, одной из самых важных, но далеко не единственной) в ущерб всем остальным. К сожалению, примеров таких можно привести очень и очень много.

Чрезвычайно популярен сейчас фрейдизм (назван по имени автора З. Фрейда), а также связанный с ним психоанализ. За последние десятилетия появилось множество психоаналитиков, к ним идут со своими проблемами все кому не лень. Во фрейдизме многие видят  наконец-то  найденный  универсальный  ключ ко  всем  психическим  явлениям.  В  чем  же  его основная  идея?  Если  говорить  в  двух  словах,  она чрезвычайно проста: в основе всех проявлений психики лежит  определяющее  влияние  подсознания,  главным же движущим фактором подсознания является сексуальное влечение, либидо. И именно сексуальные комплексы, накопленные человеком с самого раннего детства, и вытесненные затем в подсознание, определяют все  его  поведение,  все  мысли  и  чувства,  хотя  он этого и не осознает. Все симпатии и антипатии, все влечения  и  неприятия,  все  страхи  и  радости  связаны только с одним — сексуальной энергией, ее реализацией или накоплением, ее преображением и переключением (сублимацией). И для того, чтобы понять психологию конкретного человека, надо всего лишь проследить всю его жизнь, понять, как шло развитие его сексуальности, как формировались его сексуальные представления, как на это влияли его родители, братья и сестры, друзья и знакомые. Надо понять, какие душевные травмы, переживания, нереализованные желания были вытеснены в подсознание и теперь тяготят человека. То есть здесь четко прослеживается влияние зодиакального знака Скорпиона, который связан как раз с сексуальными проблемами.

Как же обстоит дело в действительности? Наверное, никто не будет спорить, что сексуальные проблемы занимают в жизни практически любого человека далеко не последнее место. Секс может дать огромное наслаждение. Именно секс дает возможность человеку полностью реализовать свои возможности, продолжить свой род в детях. Это величайшая сила, приводящая в движение колесо перевоплощений, без нее все бы остановилось. Несмотря на распространенное мнение, секс не является злом, пусть и необходимым. Здесь все зависит от человека: только человек может его облагородить, сделать достойной и неотъемлемой частью высокой и светлой любви, но может и смешать с грязью, сведя к неуправляемой похоти. Отметим, что секс как проявление инстинкта противостоит разуму. В идеале они должны находиться в равновесии, и любое смещение этого равновесия нарушает гармонию мира. Ни то, ни другое нельзя насильно подавлять, но нельзя и объявлять абсолютом. Сексуальная энергия совсем не обязательно должна иметь выход наружу по своему основному назначению. Люди с высоким уровнем духовного развития умеют ее преобразовывать в творческую и магическую энергию. Считается даже, что настоящим магом, работающим с различными стихийными силами, может быть только человек с высоким сексуальным потенциалом (стихийные силы связаны с Плутоном, который наиболее силен как раз в Скорпионе). Но из всего этого совсем не следует, что все многообразие психических проявлений человека можно свести исключительно к его сексуальности. Человек гораздо сложнее.

Кстати, не все последователи Фрейда соглашаются с тем, что основным движущим фактором психики является сексуальное влечение. Некоторые считают, что главное — это комплекс неполноценности, стремление к самоутверждению, вытесненные опять же в подсознание и диктующие нам наши поступки. Здесь уже явно проявляется влияние зодиакального знака Овна, который как раз предполагает стремление к первенству, самоосознание, желание реализовать свои интересы, утвердиться как личность. Но знаков Зодиака еще много, так что работы психологам пока хватит.

Заметим, что сам Фрейд не считал свое учение только психологией. Он претендовал на построение новой философской системы. Он утверждал, что наконец-то поставил человека на его законное место в мире, показав, что его свободное, якобы, сознание на самом деле всего лишь идет на поводу у подсознания, хранящего следы прошлых событий. Фрейд сравнивал свое открытие с открытием Коперника, показавшего, что Земля не центр вселенной, и открытием Дарвина, утверждавшим, что человек произошел из обезьяны. А понятия добра и зла, по Фрейду, — это не более чем «моральные предрассудки», а религия — это всего лишь иллюзия, творчество — это реализация комплексов и т.д. Все это лишний раз показывает связь психологии с философскими вопросами, и демонстрирует возможность построения философской концепции даже из одной из сторон человеческой психики.

Последний пример психологической концепции, на котором мы здесь кратко остановимся, — это широко известное учение Д. Карнеги, автора нескольких популярных книг по проблемам общения между людьми. Универсальный рецепт, предлагаемый Карнеги, довольно прост: надо всячески стремиться угодить любому своему партнеру по общению. То есть надо постоянно проявлять интерес к тому, чем интересуется он, говорить о том, что ему приятно, восхищаться им, делать ему комплименты, подчеркивать его превосходство перед вами, стараться не ставить его в неудобное положение, стремиться смотреть на мир его глазами. И считается, что такое поведение принесет непременный успех в любой ситуации, при общении с любым человеком, позволит быстро и эффективно достигнуть любой требуемой цели.

Никто, наверное, не будет спорить, что предлагаемый стиль общения нравится многим. То есть им нравится, чтобы с ними общались таким образом: предугадывали все их желания, поднимали на недосягаемую высоту, восхищались каждым их шагом, объявляли их гениями, короче говоря, они любят льстецов и подхалимов. Именно льстецам нередко готовы простить очень многое из того, что не прощается другим. Практически любая их просьба рассматривается чрезвычайно благожелательно, их капризы удовлетворяются немедленно, их долгое отсутствие тяготит. Конечно, это же так приятно постоянно выслушивать комплименты. И как раз на этой слабости человеческой натуры построил свою теорию Карнеги. Легко заметить здесь сильное влияние зодиакального знака Девы, который как раз связан с самоотверженным служением человека. Правда, в данном случае проявляются отрицательные качества знака Девы.

Но предлагаемый стиль поведения нравится далеко не всем. Во-первых, довольно мало тех людей, которые согласны на подобное постоянное самоунижение, отказ от собственного достоинства, лицемерие и подхалимаж, и которые легко идут на это для достижения своих целей. Во-вторых, есть и те, кому, как ни странно, не нравится общаться с подхалимами и льстецами, кто готов даже упустить свою выгоду, лишь бы не идти на поводу у них, лишь бы они от него отстали раз и навсегда. То есть в данном учении мы видим опять же чрезмерное выпячивание достоинств одного из возможных стилей поведения в ущерб другим. И, пользуясь символикой Зодиака, можно предложить также много других стилей общения и поведения в обществе.

Как уже отмечалось, каждая планета связана с одной из сторон человеческой личности, а ее проявление определяется положением планет в знаках Зодиака и домах гороскопа, а также взаимным положением планет, аспектами между ними. То есть истинная психология как наука — это одна из сторон астрологии личности. Именно по вопросам психологии тысячелетиями накапливался фактический материал, который совместно с ключевыми принципами древнеарийского учения и сформировал астрологию личности. Другая сторона астрологии — событийная — также является отражением действия все тех же планет и тоже имеет огромное значение для развития и изменения внутреннего мира человека. То есть здесь мы имеем дело с наиболее ярким примером науки, как ее понимали в прошлом. Тогда главной целью любой науки было как раз лучшее понимание мира в целом, человека как его важнейшей части и взаимоотношений между ними. А строить психологические теории без помощи астрологии — это значит отказываться от богатейшего опыта предков, от учета тех объективных факторов, влияющих на всех нас, которые им были известны. Попытки начинать все с нуля, конечно, очень заманчивы: предложить свою теорию психики, свою терминологию, свое понимание разных процессов, свои методики исследования и т.д. Однако в данном случае эти попытки не только отбрасывают изучение психологии человека назад, но и заранее обречены на неудачу. Их можно сравнить с блужданием во тьме с завязанными глазами, в то время как совсем рядом находится прекрасный светильник. И для достижения цели достаточно всего лишь снять повязку и протянуть руку.

Астрология позволяет не только делать выводы о психологических особенностях каждого человека в отдельности и о путях решения его конкретных проблем, но и проводить классификацию психологических типов людей, причем самыми разными методами. И, конечно, эти методы не придуманы кем-то для подтверждения своей теории, а основаны на фундаментальных законах мира.

Например, довольно широко известны типы человеческих темпераментов: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик, известные еще из древности. Напомним, что холерический темперамент характеризуется резкостью, вспыльчивостью, порывистостью поступков, сангвинический — поверхностностью, переменчивостью, легкостью восприятия, меланхолический — погруженностью в себя, глубиной и длительностью переживаний, а флегматический — медлительностью, основательностью и некоторой заторможенностью. Каждый согласится, что такие люди встречаются, но в чистом виде каждый из темпераментов наблюдается довольно редко. Но как определить тип темперамента, как отнести того или иного человека к одному из четырех типов? Неужели только наблюдая за его поведением? Астрология все ставит на свои места. Четыре типа темперамента — это не выдумки, они соответствуют четырем стихиям. При этом холерический темперамент связан с сильным влиянием стихии Огня, сангвинический — стихии Воздуха, меланхолический — стихии Воды, и флегматический — стихии Земли. А определить силу стихий можно по гороскопу человека, исходя из заполненности планетами знаков Зодиака и соответствующих им домов гороскопа, а также некоторых других факторов. Как уже отмечалось, к стихии Огня относятся Овен, Лев, Стрелец, к стихии Земли — Телец, Дева, Козерог, к стихии Воздуха — Близнецы, Весы, Водолей, к стихии Воды — Рак, Скорпион и Рыбы. При этом каждый знак дает свою степень и характер проявленности той или иной стихии. Между прочим, отсюда легко понять, почему у некоторых людей в детстве был один тип темперамента, а затем стал совершенно другой. Просто в детстве в основном работает космограмма, то есть то, что заложено от рождения, а начиная примерно с 29,5 лет (цикл Сатурна) решающее значение приобретает гороскоп. И тогда становится более важным положение планет в домах гороскопа, которые совсем не обязательно совпадают со знаками Зодиака.

Второй пример классификации по психологическим типам также довольно интересен. Речь идет о преобладании в характере человека черт четырех основных возрастов: детства, юности, зрелости и старости. Наблюдая за людьми, легко заметить, что многие из них ведут себя как дети: они доверчивы, капризны, часто совершают необдуманные поступки, не желают брать на себя ответственность, но в то же время несут в себе детскую чистоту и способность удивляться. Другие отличаются чертами, свойственными юности: безусловная убежденность в своей правоте, юношеский максимализм, стремление решить все проблемы наскоком, утвердиться в жизни любой ценой, но также и оптимизм, уверенность в победе, желание все попробовать. Третьим свойственны черты зрелого человека: основательность, систематичность, взвешенность, здравомыслие, но и консерватизм, приземленность, нежелание рисковать, боязнь потерять накопленное. Наконец, четвертые имеют черты, характерные для старости: мудрость, спокойствие, самоуглубление и самопознание, понимание закономерностей мира, но также пессимизм, брюзгливость, отсутствие интереса к жизни. Причем данные типы людей совсем не зависят от их биологического возраста. Например, некоторые уже с самого раннего детства ведут себя как старички, зато другие до самой старости остаются детьми. Данные психологические типы также определяются из гороскопа по так называемым квадрантам. К квадранту детства относятся знаки Овна, Тельца, Близнецов, к квадранту юности — знаки Рака, Льва и Девы, к квадранту зрелости — знаки Весов, Скорпиона и Стрельца, а к квадранту старости — знаки Козерога, Водолея и Рыб. Отметим, что преобладание того или иного квадранта очень важно для воспитания ребенка (наиболее ответственен этот период для детей с выраженными первым и третьим квадрантами). Но выделенного квадранта может и не быть, тогда мы имеем дело с человеком, которого трудно отнести к какому-нибудь из описанных типов.

Еще одна классификация психологических типов связана с полусферами Зодиака, то есть с делением его на две половины вертикальной или горизонтальной линиями. Выделенная западная полусфера (Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец) формирует человека, ориентированного на коллектив, на общую массу людей, на интересы других. Преобладание восточной полусферы (Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы) проявляется в ориентации на развитие своей личности, принятии ответственности на себя. Верхняя полусфера (Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы) дает стремление делиться накопленным опытом, учить других. Нижняя полусфера (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева) определяет такие черты, как стремление учиться, копить опыт, ориентируясь на авторитеты.

Есть еще и другие методы классификации, поэтому психологам совсем не мешает взять все это на вооружение, а не пытаться создать что-то свое. А творческой работы здесь хватит: ведь надо еще и уметь делать практические выводы, объединяя все показатели. Так что психологам не стоит бояться, что на этом пути их возможности останутся нереализованными.

Астрология позволяет понять не только индивидуальные особенности каждого человека, но и общие психологические черты групп людей. Например, широко известно, что жители одной страны имеют в своем характере много общего, и хотя это мало заметно им самим, зато сразу бросается в глаза иностранцам. Ничего удивительного здесь нет. Каждая страна, каждый район земного шара, каждый континент имеет индивидуальные особенности, которые накладывают свой отпечаток на всех, кто там живет. При этом меняется не только характер. Место жительства влияет и на внешность человека, хотя и слабее. Например, Россия находится под сильным влиянием знака Водолея. Именно это формирует всем известные черты русского характера: стремление к свободе, воле и независимости ни от чего и ни от кого, непредсказуемость, бесшабашность, безалаберность, склонность к переворотам в своей судьбе, новаторство и т.д. В характерах жителей других стран прослеживаются особенности других знаков. Точно так же со своим знаком связан каждый город, что определяет сходные черты у всех его жителей. Конечно, эти общие признаки не являются определяющими, они, как правило, не могут сильно повлиять на индивидуальность человека, но они есть, и учитывать их необходимо.

С психологией тесно связана другая современная наука — психиатрия. Это отрасль медицины, занимающаяся психическими расстройствами, болезнями и методами их лечения. Несомненно, здесь также все зависит от индивидуальных особенностей психики человека, изучаемых как раз психологией. Но на деле оказывается, что эти две науки сейчас связаны довольно слабо. По сути, каждая из них идет своим путем. Попытки объединить их на основе биологических, физиологических, биохимических представлений не принесли пока заметных результатов. Поэтому психиатрия находится сейчас ближе к медицине (те же методы лечения с помощью таблеток и уколов), в то время как психология скорее ближе к литературе (те же голословные рассуждения, отдельные наблюдения, множество взглядов).

В древнеарийском учении эти две науки тесно связаны. И в основе их связи все та же астрология. Но прежде чем говорить о том, что может дать астрология психиатрии, остановимся кратко на природе психических болезней.

Все болезни человека представляют собой результат разрушительного действия на него сил зла. Проявление этого действия на физическом уровне, на уровне тела, дает болезни тела. А проявление на уровне души или духа дает болезни, называемые психическими. И те, и другие взаимозависимы, так как преследуют единую цель — разрушение мира тем или иным путем, в том числе, и с помощью превращения человека в свое послушное орудие. То есть любая болезнь — это вселение того или иного беса или нескольких бесов, одни из которых действуют активно и напористо (острые болезни), другие скрытно и постепенно (хронические болезни). С чьей помощью действуют бесы (вирусы, бактерии, грибки, паразиты и т.д.) — это совершенно неважно. Совсем необязательно их помощники имеют материальную природу и могут быть обнаружены традиционными способами (микроскопом, химическими, физическими или биологическими методами). Они вполне могут быть представителями более тонких проявлений мира, которые пока совершенно не исследованы. Суть от этого не меняется — это служение злу.

Как уже отмечалось, для того, чтобы зло начало свою разрушительную работу, оно должно сначала войти, внедриться в объект своего действия. И если этот объект (в данном случае человек) целен, гармоничен и всесторонне развит, то зло против него бессильно. Во всяком случае, оно не может на него подействовать прямо. Поэтому против любых болезней есть один универсальный рецепт: не надо оставлять злу ни одной лазейки, все в человеке должно быть едино и согласовано. Общий правильный настрой всех систем организма позволит избежать даже самых распространенных недугов. К сожалению, сейчас даже дети рождаются уже с целым букетом заболеваний. Поэтому всем нам приходится сначала бороться с тем, что уже есть.

Но вернемся именно к психическим болезням и астрологическому подходу к ним. Как уже отмечалось, именно авестийская астрология позволяет проследить влияние на человека как сил света, так и сил тьмы. По астрологическим показателям можно сказать не только какие органы тела человека наиболее подвержены болезням, но и то, какие психические болезни у него наиболее вероятны.

Кстати, существуют болезни души и болезни духа, разница между которыми сейчас совершенно не учитывается. Болезни души проявляются в следующем. Человек понимает, что с ним что-то не в порядке, что он поступает неправильно, поэтому он страдает, мучается, у него бывает раскаяние (хоть изредка, но бывает). У него есть пока внутренний критерий истины, который позволяет ему хоть как-то контролировать себя. Болезнь духа гораздо серьезнее и глубже. Человек уже не осознает свою болезнь, никогда не страдает, считает себя совершенно нормальным (скорее, наоборот: это все другие — ненормальные), не раскаивается ни в чем, даже наслаждается своей болезнью. В данном случае поражен его дух, совесть его осквернена и молчит, выздоровление гораздо сложнее.

И со всеми этими болезнями теснейшим образом связаны психосоматические болезни, то есть те, которые поражают тело, но имеют единственной своей причиной расстройства психики. То есть зло, разрушающее психику, не останавливается на этом и старается расширить свое влияние и на тело. Психосоматические болезни совершенно бесполезно лечить с помощью стандартных методов, они исчезают только после излечения соответствующей психической болезни. В наши дни их процент непрерывно возрастает, и именно с этим часто связаны неудачи современной медицины. В астрологии связь психических и психосоматических болезней прослежена очень подробно, поэтому она позволяет не только диагностировать данные расстройства, но и выбрать наилучший метод лечения.



Но вернемся к главной теме этой главы — к психологии.

Остановимся на некоторых общих соображениях и выводах, которые могут использоваться на практике.

Все мы судим о мире, оцениваем его проявления исходя в первую очередь из собственных личных моделей мира. Точно так же о других людях, их характерах, мотивах поведения, их внутреннем мире мы делаем выводы на основании наших представлений, нашего опыта и наших убеждений. А так как лучше всего каждый из нас знает (или думает, что знает) самого себя, то в качестве отправной точки всех наших психологических рассуждений наиболее часто используется как раз наша собственная личность. Причем здесь выделяются две основные ситуации.

Первая из них выражается в известном принципе: какой ты сам, такими тебе кажутся и остальные. То есть других людей человек считает если и не точно такими же, как он сам, то сильно похожими на него. Отсюда совсем не следует, что отношение к этим другим будет всегда дружелюбное и доброжелательное. Такое тоже бывает, но, к сожалению, нечасто. Обычно же другим человек приписывает в первую очередь не свои достоинства, а свои недостатки, свои слабости, то есть то, что он в себе не любит или даже ненавидит. (Иногда, правда, он их считает своими достоинствами.) Например, скряга во всех окружающих подозревает жадность и поэтому остро ненавидит всех людей, ведь ему кажется. что все они хотят что-то отнять у него, пустить его по миру. И он же во всех поступках окружающих, во всех взаимоотношениях людей, во всем происходящем видит только стремление к наживе, желание урвать побольше любой ценой. Если он будет создавать свою психологическую теорию (почему бы и нет?), то весьма вероятно, что она будет все выводить именно из «изначально присущей всем людям» жадности, из стремления к богатству, из зависти к чужому благосостоянию. И этим же будет объяснять все самые тонкие, самые возвышенные чувства людей. Точно так же именно собственные пороки авторов многочисленных психологических систем послужили основой при их создании. Поэтому по ним вполне можно судить о личности автора. И, что особенно интересно, подобные системы очень живучи как раз потому, что основаны на пороке: ведь если кто-то захочет их опровергать, он должен прежде всего заявить, что сам полностью свободен от такого порока, а это всегда звучит нескромно, а главное, малоубедительно. И в результате в общественном сознании все более утверждается мнение, что именно порок определяет все поступки людей, именно он в действительности правит миром. Ведь теории, построенные пусть даже и на одном, но положительном психологическом качестве, довольно редки.

Другая ситуация встречается реже. В этом случае человек также судит о других исходя из своей личности, но только полностью противоположно. То есть личность другого считается совершенно непохожей на собственную, все качества другого образуются из своих, но со знаком минус. И вот здесь-то как раз гораздо чаще берутся не собственные недостатки, как в первой ситуации, а наоборот достоинства. Такой подход чаще всего применяется тогда, когда надо составить свое мнение о далеких, непонятных, недоступных или враждебных людях, например, о жителях неведомой страны, о наших далеких предках, о представителях других цивилизаций (это характерно для фантастических романов) или о людях будущего. Правда, во всех этих случаях встречается иногда и идеализированное представление об этих людях, которые, якобы, свободны от наших пороков, возможно также полное отрицание (то есть они свободны от наших недостатков, но зато лишены наших достоинств), но такое бывает гораздо реже. Наш мир очень сильно поражен враждой и ненавистью, поэтому мы более охотно видим в других именно враждебную себе силу. То есть они или ничуть не лучше нас, или во всем хуже нас, и в любом случае противостоят нам.

И раз уж в этой книге идет речь об учении, пришедшем из глубочайшей древности, чуть подробнее о распространенных представлениях о наших предках. О них как раз чаще всего судят по принципу: они во всем противоположны нам. То есть раз мы, современные люди, умные (а кто же считает себя дураком?) — значит, они глупые, раз мы доброжелательные (что, кстати, весьма спорно) — значит, они злобные, раз мы воспитанные и цивилизованные — значит, они грубые и неотесанные, раз мы хотим закона и порядка — значит, у них правили произвол и грубая сила, наконец, раз мы стремимся во всем только к добру (а так думают о себе все) — значит, они хотели только зла. Можно подумать, что за последние тысячелетия мир действительно перевернулся и изменились все его законы. Или что наши предки жили в каком-то совсем другом мире, который затем куда-то пропал, а сами они были не людьми, а кем-то совсем другим, и впоследствии вымерли, не оставив потомства. И стереотип этот очень силен, разрушить его крайне непросто. Кстати, еще один пример подхода, основанного на отрицании своей личности, это суждение людей среднего возраста, задающих тон в обществе, о детях и подростках (еще глупые, совсем не знают жизни), а также о стариках (уже выжили из ума, а их взгляды безнадежно устарели).

Уже давно замечено, что часто мы любим не тех, кто сделал добро нам, а тех, кому мы сами сделали добро. Верно и обратное: мы часто терпеть не можем, избегаем, даже ненавидим тех, кому мы сами когда-то причинили зло. Объясняется это довольно просто: нам приятно вспоминать то, чем мы можем гордиться, и не хочется думать о наших неблаговидных поступках, чтобы не испытывать угрызений совести. То есть опять же мы оцениваем (пусть и бессознательно) других людей исходя из собственной личности, ее достоинств и недостатков. Для нас в данном случае важнее не человек сам по себе, а наши чувства и эмоции, связанные с ним. То есть к другому мы относимся не как к равноправной личности, а как к некоторому внешнему раздражителю. И это не единичный пример, с этим приходится сталкиваться на каждом шагу.

При общении с другими людьми нередко выходит на передний план наше ложное «Я», неверное, иллюзорное представление о себе и соответственно о других. Именно это ложное «Я» противопоставляет себя миру, видит во всех врагов, жаждет самоутверждения любой ценой. То есть здесь в полной мере проявляется поражение человека Ангра-Майнью, поражение нашего духа. Ложное «Я» оценивает себя и других через то, что у человека есть, что ему принадлежит: деньги, вещи, положение в обществе, связи, известность, популярность и другие внешние признаки. Истинное «Я» человека проявляется нередко только тогда, когда он все это теряет. Тогда остается именно то, что человек сам из себя представляет, что нельзя купить, нельзя достать, а можно только создать самому своим трудом. Поэтому всем нам не мешает хотя бы мысленно отделить себя от всей внешней мишуры нашей жизни и попробовать понять, что же в нас истинно своего, настоящего, неподдельного, вечного, по которому только и можно оценивать человека. Истинное «Я» всегда осознает свою причастность к миру, стремится очистить его, себя и других людей, хочет делать добро, но мы часто не слышим его голос.

К сожалению, в наше время психика людей сильно поражена злом, поэтому многие люди считают свое существование бесцельным, бессмысленным. Это связано, в частности, с тем, что утрачено знание о месте человека в мире, его задаче на Земле, а также понимание того, что является добром, а что злом. Как результат — стремление любым путем заполнить свое свободное время, «убить» его, занять чем угодно. Главное не думать о жизни и о себе, забыться, чтобы не ощущать постоянно своей ненужности, никчемности, не думать о том, что ждет впереди. Очень многие понятия искажены, перевернуты.

Например, почти полностью пропало понятие о чести. Почти никто не отказывается общаться с бесчестным человеком именно потому, что он бесчестен (раньше им не подавали руки, их не принимали в своем доме, с ними не разговаривали). Более того, таких людей нередко даже избирают во власть, им доверяют свои деньги, их расположения и дружбы добиваются как высшего блага. И быть честным становится даже как-то неприлично. Исполнять свое обещание считается уже необязательным. И хотя, согласно социологическим опросам, большинство людей все еще считают честность и порядочность самыми главными качествами человека, но сами они совсем не спешат становиться такими (может быть, эти качества считаются желательными только для других?). Будем надеяться, что благие пожелания воплотятся когда-нибудь в конкретные действия.

Искаженные представления о мире порождают заблуждения о свойствах психики, изначально присущих человеку. Например, часто можно услышать мнение, что распространяющиеся сейчас многочисленные фильмы ужасов, боевики, якобы, полезны, так как помогают человеку сбрасывать свойственные ему всплески агрессии. Такие всплески действительно бывают у людей, сильно пораженных злом. Но то, что считается «сбрасывание» агрессии, на самом деле ничуть не лучше ее действительного, материального, активного выброса. То есть то, что человек, отождествляющий себя с убийцей или суперменом (обычно это одно и то же), совершает насилие в своих мыслях, почти так же плохо для него, как и реальное, физическое насилие. Перевод порока из мира дел в мир мыслей совсем не делает его лучше и чище. Единственная «польза» от всех этих фильмов — это то, что после их просмотра понимаешь все преимущества своей сравнительно спокойной жизни. То есть это похоже на принцип: мне нравится зубная боль, потому что очень приятно, когда она проходит. Но страх, который испытывает зритель во время таких фильмов, в действительности не проходит бесследно. Человек вновь и вновь вспоминает увиденное и тем самым притягивает к себе переживаемые ситуации, которые в конце концов могут проиграться в реальности. Возможно, кому-то это и нравится, но у них, наверное, не все в порядке с психикой, и им надо лечиться.

На это могут возразить, что такая уж наша жизнь, что искусство только отражает ее, что когда изменится жизнь, тогда и искусство будет другим. Но, во-первых, современное искусство очень сильно утрирует, смакует действительные ужасы реальной жизни, откровенно любуется ими, приукрашивает их. Нигде и никогда в современной реальности не встречается столько насилия и в такой концентрации. Нигде и никогда убийство не бывает столь красивым, драка столь легкой и результативной, как в кино. Во-вторых, почему, собственно, распространено мнение, что показ действительной жизни — главная и высшая цель любого искусства? Неужели эпизоды реальной жизни смотреть на экране интересно (не в телевизионных репортажах с места события, а в художественном произведении)? Неужели дотошное, последовательное, поминутное описание всех событий реальной жизни в книге привлекает большое внимание? Вспомним, ведь самые популярные книги, фильмы, спектакли — это всегда в значительной степени сказка, притча, иносказание, миф со многими условностями и символами. Чрезмерный упор на «приметы времени», на реальные события (особенно недавние) обычно раздражает, не дает сосредоточиться на той мысли, которую проводит автор данного произведения (если, конечно, эта мысль действительно существует). В каждом художественном произведении, цель которого не сводится только к тому, чтобы «убить время», люди ищут то, что они хотят узнать о мире, что может им помочь в дальнейшей жизни (как морально, так и практически). А в этом отношении символы, как правило, гораздо эффективнее. Используя придуманных персонажей, помещенных в условия, только в общих чертах напоминающих реальную жизнь, построить произведение, отвечающее указанной цели, значительно проще. И этим, в том числе, объясняется большая популярность в прошлом такой формы, как миф, легенда, сказка, баллада и т.д. Ведь сказку любой человек запоминает гораздо лучше, чем так называемое «серьезное произведение» (это относится не только к тем сказкам, которые мы услышали в детстве, но и к тем, с которыми познакомились в зрелые годы).

А как же тогда правда жизни? Ее, что же, совсем не требуется? Не является ли любая сказка, любой миф всего лишь ложью, уводящей человека от реальности и нарушающей поэтому гармонию мира? Что ж, бывает и такое. Требование правды в данном случае состоит в том, что любое художественное произведение не должно искажать реальную роль добра и зла в мире. Если в нем тем или иным способом утверждается, что зло — это хорошо, это естественно, это неотъемлемый элемент мира, и без него никак нельзя, если проводится мысль, что зло, ложь, насилие всегда побеждают, то это будет по-настоящему лживое произведение, служащее силам зла. А вот когда в произведении проводится мысль, что зло, хотя и существует, хотя и сильно, хотя иногда и побеждает добро, но не всемогуще, не всепобеждающе, что без него вполне можно обойтись, что оно в конечном счете обречено — такое произведение может считаться служащим целям добра, истины и справедливости. И форма произведения может быть самой различной, и понятно оно может быть большему или меньшему количеству людей — все это уже не так важно. Даже счастливый конец (знаменитый хэппи-энд) совсем не обязателен: пусть даже зло в конце победит, но человек должен понимать, что победа эта временна, локальна, что в своей жизни он должен стараться не допустить такого торжества сил зла. Заметим, что верно и другое: счастливый конец, который преподносится как случайность, как мимолетное везение, как быстро преходящая радость среди всеобщего торжества зла, может вольно или невольно служить силам зла, подводя человека к ложным представлениям о мире. Таким образом, только те произведения, которые отражают истинное соотношение добра и зла могут считаться по-настоящему добрыми, а совсем не те, которые сводятся к слащавому сюсюканью абсолютно неестественных персонажей. Такие «добрые» произведения нередко создаются для детей, которых авторы почему-то считают значительно глупее, чем они есть на самом деле. Впрочем, такие же «творения» адресуют иногда и взрослым, и, возможно, кому-то это и нравится, но объективно они не приносят ничего кроме вреда. С другой стороны, тем же детям в последнее время адресуют сказки, где очень трудно отличить злых персонажей от добрых (иногда все отличие — в цвете одежды). Они руководствуются близкими целями (например, установить свое господство, уничтожив любым способом врагов), они не останавливаются ни перед чем. Такие сказки тоже, мягко говоря, не способствуют правильному пониманию законов мира.

Еще один момент, связанный с проблемами психологии. Человеку изначально была дана свобода выбора. Это один из основополагающих принципов мира. Поэтому отнимать эту свободу, подчинять свободную волю человека своей воле никто не имеет права. А именно этим занимаются многочисленные современные психотерапевты, гипнотизеры, психиатры. Психологические установки, которые они закладывают в сознание своих пациентов пусть и с самыми благими целями, ограничивают свободу пациентов и поэтому делают их более беззащитным перед силами зла. За возможные негативные последствия этого будет отвечать не только тот, кому установки даны, но и тот, кто их дал, так как он принял на себя ответственность за чужую судьбу.

И еще об одном надо сказать здесь. Часто путают понятия: эрудиция, ум, мудрость. Если человек собрал и держит в своей памяти огромный объем информации, поражает всех колоссальным количеством известных ему фактов, его нередко считают очень умным. В таком случае самый умный — это компьютер, который может хранить столько данных, сколько и не снилось отдельному человеку, например, все книги самой большой библиотеки. Настоящий ум предполагает не только начитанность и образованность, но и умение быстро и эффективно пользоваться имеющимися сведениями для решения конкретных задач, комбинировать, классифицировать и обрабатывать информацию. Так что эрудиция — это всего лишь основа для ума, но когда эта основа слишком большая, она может просто вытеснить все остальное. Поэтому порой можно встретить эрудированного человека, совсем не отличающегося умственными способностями. Выдающийся ум предполагает талант, который, как известно, состоит в том, чтобы видеть то, что видели многие, но при этом делать выводы, которые не делал никто (заметим, что выводы должны быть правильными). Мудрость же отличается от ума тем, что она позволяет делать выводы не только на основе простой переработки информации, но и на основе внутреннего понимания истины. У мудрого человека всегда сильна интуиция. Поэтому для мудрости эрудиция совсем не так важна, как для ума. И стремление накопить как можно больше информации совсем не свойственно мудрому человеку. Отметим также, что служитель зла вполне может быть умным человеком, ум не отрицает зла, вполне с ним совместим. А вот истинно мудрым может быть только чистый человек, тот, который сильно связан с высшими силами добра. Как сказал Ф. Искандер: «Мудрость — это ум, настоянный на совести».